Проект в старшей-подготовительной группе "Изготовление шумовых инструментов из броссового материала"
проект (подготовительная группа)

Борисова Екатерина Александровна

 Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник. Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borisova_ekaterina_aleksandrovna_mbou.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старшей -подготовительной группы, воспитатели,родители.

Сроки: 5 февраля-16 февраля 2018 г

Тип проекта: познавательный, творческий, групповой, среднесрочный (2 недели)

Образовательные области:

«Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

Обеспечение проекта:

Наглядный материал: иллюстрации, картинки с музыкальными инструментами.

Технические средства: музыкальный центр, ноутбук.

Раздаточный материал: музыкальные инструменты (ложки, маракасы, бубны, барабаны, «шуршалки», «шумелки»).

Демонстрационный материал к играм.

Методическое сопровождение проекта:

Картотека музыкально-дидактических игр для развития тембрового слуха.

Рисунки детей на тему: «Музыкальные инструменты».

Методическая литература: «Изготовление самодельных музыкальных инструментов из бросового материала».

Актуальность

Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры звуками – это творчество-исследование. Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции. Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник. Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.

Новизна: гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Цель проекта:

Расширение  и углубление знаний дошкольников о музыкальных инструментах, их видах, группах.

Вовлечь дошкольников в создание инструментов, дать возможность почувствовать себя творцом и личностью, внимательно относиться к звукам.

Задачи проекта:

  1. Развивать познавательные и творческие способности.
  2. Расширить знания детей о шумовых инструментах
  3. Развивать  эмоциональную сферу ребенка.
  4. Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.
  5. Приобщать к музыкальной культуре.
  6. Формировать потребность в восприятии музыки.
  7. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
  8. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.
  9. Обогащать словарный запас детей.
  10. Осваивать различные формы приобретения опыта.
  11. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями и установление доверительных и партнерских отношений с ними.
  12. Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Гипотеза:Предположим, что любой человек, даже ребенок, может изготовить простой музыкальный инструмент , если он знаком с музыкальными инструментами и умеет фантазировать.Сделав интересные и простые шумовые инструменты,  поможет заинтересовать детей к творческой работе для создания ансамбля.

Практическая значимость: изготовление шумовых инструментов – это интересная и, приносящая удовольствие работа, которая:

  • вызывает интерес детей к игре на шумовых и музыкальных инструментах;
  • объединяет ребят, развивая навыки общения в коллективе;
  • расширяет знания детей о мире звуков и музыкальных инструментов;
  • дает возможность применения шумовых музыкальных инструментов на занятиях  музыки с другими детьми.

Этапы работы над проектом

 1этап –Мотивационный, включает в себя:

  • Поиск информации о различных звуках и музыкальных

инструментах, в книгах, журналах, сети интернет.

  •  Анализ собранной информации, классификация инструментов.

2 этап – Проблемно-деятельный, включает в себя:

  • Занятия в рамках проекта.
  • Исследование звуков различного происхождения, материалы, из

чего можно сделать своими руками инструмент.

  •  Составление алгоритма изготовления инструмента используя картинки
  • Проведение консультации для родителей «Музыкальные игрушки своими руками», а так же предоставлены наглядные пособия некоторых деталей из которых можно смастерить музыкальный инструмент.
  • Анкетирование.
  • Совместное с воспитателем и родителями изготовление детских инструментов
  • 3этап – Творческий, включает в себя:
  • Выступление на празднике Масленица и 8 марта
  • Показ сказки «Теремок» для детей детского сада.

Изготовление шумовых инструментов из бросового материала.

Название: «Шум дождя»

Это музыкальный инструмент древних индейцев («рейнстиг»), в переводе – «дерево дождя», «дождевая палка», или «дождевая флейта», служил для вызова дождя в шаманских ритуалах. Делали его из высушенного ствола кактуса.

Вам понадобится:

- картонный длинный узкий цилиндр (например, из-под фольги).

- упаковка зубочисток,

- крупа,

- шило,

- кусачки или острые ножницы,

- клей (клеевой пистолет), бумага и ножницы для декорирования готового инструмента.

План изготовления:

Шаг 1. Взять шило и трубку из-под фольги и проткнуть недалеко от края картонного рулона шилом одно отверстие. Вставить в это отверстие зубочистку до упора в противоположную стенку цилиндра.

Шаг 2. Отступить 1-2 см и сделать новое отверстие и воткнуть также в него зубочистку. Далее сделать отверстия по спирали нашего цилиндра. Спираль проходит внутри всего цилиндра и составляет преграды в нем, через которые будет сыпаться крупа, издавая шумящий звук. Получается, что как будто внутри нашего цилиндра — винтовая лестница из зубочисток.

Шаг 3. Вот и готова спираль внутри картонного рулончика. Взять кусачки или острые ножницы и отрезать лишние концы зубочисток с поверхности цилиндра.

Шаг 4. Заклеить один конец нашего цилиндра — трубки. Подождать, когда клей высохнет.

Шаг 5. Поставить трубку заклеенным дном вниз. И засыпать в нее крупу. Слушать звук. Закрыть открытый конец ладонью (чтобы крупа не высыпалась) и перевернуть инструмент очень постепенно дном вверх. Теперь можно заклеить и второе отверстие в нашей трубе — основе.

Шаг 6. Декорировать наш шум дождя. Можно обклеить бумагой, тканью, шнуром, раскрасить гуашью и сверху покрыть лаком.

Название: погремушка-маракас

Шуршащий, гремящий (в зависимости от наполнения инструмент), чем-то напоминающий и погремушку и маракас инструмент, со звуком то долгим протяжным, как шум дождя, то звонкий, как трель колокольчика.

Вам понадобятся:

  • жестяная баночка, трубка пластиковая (яйцо киндер-сюрприза)
  • крупы: манка, горох, греча.

План изготовления:

вырезать два круга, диаметром на 4см больше, чем диаметр тубы, сделать надрезы в 2см длиной, наложить один круг на конец тубы, приклеить;

насыпать горох или гречу в тубу; на свободный конец второй круг, приклеить; наложить художественное оформление поделки тесьмой, аппликацией. Можете сами подобрать интересный футляр и крупу. Выбрать самый интересный звук.

Название: погремушка

Вам понадобятся:

  • пластмассовые бутылочки
  • прочная нить
  • пуговицы (деревянные или металлические), косточки от хурмы

(с заранее сделанными отверстиями), и т.п.

План изготовления:

для изготовления погремушки использовать пластмассовые бутылочки из-под йогуртов. Для одной погремушки потребуется четыре—шесть бутылочек. Надо проткнуть иглой дно каждой бутылочки и протянуть сквозь нее прочную нитку. За один конец нити бутылочку подвесить на деревянную палочку. На внутренней части нити закрепить пуговицы (деревянные или металлические), косточки от хурмы (с заранее сделанными отверстиями), абрикосов и т.п. Играть погремушкой, поочередно встряхивая то один, то другой конец палочки.

Название: трещотка

Вам понадобятся:

  • деревянные линейки, распиленные на равные части.
  • гайки металлические
  • веревочка или шнурок

План изготовления:

трещотка изготовлена из деревянных линеек, напиленных на равные части. В линейке прожечь дырочки. Нанизать на шнурок, чередуя, части линеек и гаечки, зафиксировать узелками по краям.

Название:гремелки

Вам понадобятся:

  • круглые дверные ручки
  • металлический стержень
  • металлические пластины

План изготовления:

для изготовления гремелок использовать круглые дверные ручки, соединенные металлическим стержнем. Предварительно на стержень надеть несколько круглых металлических пластин. Звук издается за счет встряхивания гремелок, можно встряхивать гремелки поочередно, а можно — одновременно.

Название:мини-маракасы
Вам понадобятся:

  • пластмассовое яйцо от «киндер-сюрприза»
  • металлические крышки
  • карандаш
  • шурупы
  • крупная крупа

План изготовления:

  1. Четыре бутылочные металлические крышки предварительно пробить гвоздем. Края пробитого отверстия должны быть направлены внутрь, чтобы не порезать играющего.
  2. Затем крышки попарно приставить друг к другу и надеть на шурупы таким образом, чтобы они могли свободно двигаться.
  3. В пластмассовом яйце по бокам горячим шилом сделать отверстия, в них вкрутить шурупы с крышками. Снизу в яйце таким же образом сделать отверстие побольше, в которое вставить карандаш. Это ручка, за которую ребенок будет держать инструмент во время игры.
  4. Две половинки яйца соединить, предварительно наполнив крупой. Звук извлекать при встряхивании игрушки.

  ПРИМЕНЕНИЕ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

Шумовые инструменты
Не заставят нас скучать.

Очень шумные моменты

Им придется исполнять.

Шумовые музыкальные инструменты очень легко изготовить – необходимы: пластиковые бутылочки из под йогурта, пластиковые крышки от бутылочки, акриловые краски.

Внутри инструмента – наполнитель (у одного – крупа, у другого – бусины, у третьего – песок и другое).

Такие шумовые музыкальные инструменты можно использовать в музыкальных играх и упражнениях, а также в оркестре. Они помогают детям в их самостоятельной деятельности, в творческих импровизациях. Играя на шумовых музыкальных инструментах, дошкольники лучше закреплю знания, полученные на музыкальных занятиях.

Шумовые музыкальные инструменты можно использовать и в речевых играх с дошкольниками. Варианты речевых игр могут быть такими:

  • Ритмичное проговаривание ребенком (с помощью шумового музыкального инструмента) имени, названия цвета, дерева, животного и т.д.;
  • Ритмичное проговаривание коротких фольклорных текстов (потешки, заклички, скороговорки и т.д.), сопровождающиеся равномерной игрой на шумовом музыкальном инструменте.

Развитию слуховой памяти способствует игра «Узнай, чей голос?»: нужно за ширмой пошуметь шумовым музыкальным инструментов, а дети по звуку наполнителя должны узнать что звучит.

С помощью шумовых музыкальных инструментов дети подчеркивают динамические оттенки исполняемых ими песен. Песня звучит громко – громко шумят музыкальные инструменты, дети поют тихо – так же тихо звучат музыкальные инструменты.

Музыкальные игры и упражнения, в которых детям «помогают» шумовые музыкальные инструменты, способствуют развитию не только музыкальных способностей дошкольников, но и их эмоциональной сферы, проявлению творческой фантазии.

Мероприятие

Цель

Прогнозируемый результат

Сроки

Мотивационный (Начальный этап)

Методическая работа:

- разработка проекта;

- создание организационно-методических условий

Повышение самообразования по теме проекта

Создан проект «Шумовые музыкальные инструменты своими руками», готовый к реализацииОформление стендов для родителей

5-10 февраля

Практические и информационные консультации об изготовлении шумовых инструментов

Повышение творческой активности педагогов, детей и родителей

Изготовление музыкальных шумовых инструментов

5-10 февраля

Организационная работа. Создание развивающей среды по теме проекта

Прослушать с детьми звучание различных шумов, шуршаний, шелеста; рассмотреть различные шумовые, музыкальные инструменты и провести беседу о них, из чего они сделаны и какой у них звук, звонкий или глухой.

Оформление музыкальных уголков в  группах;Воспитанники ДОУ ознакомлены с реализацией проекта. Оформлена зона в соответствии с тематикой праздника.

5-10февраля

Проблемно-деятельный(основной)

Составление алгоритма изготовление «шумелок –гримелок»

Прослушать с детьми звучание различных шумов, шуршаний, шелеста; рассмотреть различные шумовые, музыкальные инструменты и провести беседу о них, из чего они сделаны и какой у них звук, звонкий или глухой.

Повышение информированности детей об окружающем мире.

В течении всего проекта

Разучивание песен, стихов, плясок с применением шумовых инструментов и использование их в других видах деятельности(на праздниках, развлечениях, в  НОД,в театральной и свободных видах деятельности

Совершенствовать навык игры на музыкальных инструментах.

Изготовление шумовых инструментов своими руками.

Прививать интерес к коллективному музицированию игра –в оркестре.  

Активное использование шумовых музыкальных инструментов в образовательной деятельности

На протяжении всего проекта

Творческий(Обобщающий этап)

 Создание оркестра. Совместное музицирование детей

Выступление оркестра  и показ сказки «Теремок на празднике  «Масленица»

Укрепление контакта между детьми, родителями и ДОУ формирование у них положительного настроя.

16 февраля

Анкетирование для детей и родителей

Мониторинг

Выявление заинтересованности родителей в продолжении работы по теме проекта

12-16 февраля

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня осведомлённости дошкольников о музыкальных шумовых инструментах
  • Овладение расширенным словарным запасом на тему о русских народных музыкальных инструментах
  • Обогащение знаний детей о разнообразии мира звуков и музыкальных инструментов;
  • Содействовать созданию атмосферы творческого сотрудничества, уважения к окружающим.
  • Повышение осведомленности родителей о музыкальных инструментах, заинтересованности жизнью образовательного учреждения.

Анализ выполненной работы

В ходе реализации педагогического проекта «Шумовые музыкальные инструменты своими руками»» произошли следующие позитивные изменения: повысился уровень активности воспитанников; дети приобщились к познавательно-исследовательской деятельности, в ходе которой у них расширился кругозор в области истории родного края; оптимизированы формы социализации воспитанников ДОУ; шумовые музыкальные инструментывнедрены в образовательную деятельность, что неоспоримо будет содействовать развитию не только музыкальных способностей дошкольников, но и их эмоциональной сферы, проявлению творческой фантазии.

Планирование.Дальнейшее развитие проекта.

В последующие годы продолжить добрую традицию по изготовлению шумовых музыкальных инструментов вместе с детьми. Использовать в оркестре, на музыкальных занятиях, сформировать традицию посиделок в «Русской избе» с использованием музыкальных номеров, провести открытые занятия. Участи вместе с детьми в конкурсах различных уровней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Гульянц Е.Детям о музыке. – М.:Аквариум,1996.

2.Леванова Т. Скоро премьера. – Л.:Детская литература,1991.

5.Современная энциклопедия Аванта + Музыка наших дней. – М.,2002.

6.Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М.:Виконт,1994.

7.http://rodnaya-tropinka.ru/muzy-kal-ny-e-instrumenty-svoimi-rukami/#ixzz4Z3Xe5wfA

8. http://rodnaya-tropinka.ru/muzy-kal-ny-e-instrumenty-svoimi-rukami/#ixzz4Z44163g7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей\подготовительной группе "осень,осень в гости просим"

Проектная деятельность с детьми старшего звена...

Мастер-класс для родителей группы «Ягодка» "Изготовление шумовых инструментов из бросового материала"

Мастер-класс для родителей группы раннего возраста         "Изготовление шумовых инструментов из бросового материала"      Воспитатель: Смел...

Мастер-класс для педагогов детского сада " Изготовление шумовых инструментов из подручного материала"

В мастер-классе используетя материал-изготовление шумовых инструментов из подручного материала. Так же рассказано как можно инсценировать сказку- шумелку из изготовленных шумовых инструментов....

Мастер-класс для педагогов "Изготовление музыкальных шумовых.инструментов из бросового материала".

Рекомендации по изготовлению шумовых инструментов и тексты сказок-шумелок....

Квест игра ко дню Матери «Цветик - семицветик». Старшая - подготовительная группа. Сценарий квест игры ко Дню матери «В поисках праздничной открытки»

Квест игра ко дню Матери «Цветик - семицветик».Старшая - подготовительная группа.Сценарий квест игры ко Дню матери «В поисках праздничной открытки»...

Методические рекомендации по использованию шумовых инструментов из подручного материала.

Методические рекомендации по использованию шумовых инструментов из подручного материала....