Методические рекомендации по использованию шумовых инструментов из подручного материала.
методическая разработка по музыке

Каландадзе Лидия Михайловна

Методические рекомендации по использованию шумовых инструментов из подручного материала.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию шумовых инструментов из подручного материала.

Цель: развить у дошкольников интерес к музыке,  в процессе игры на шумовых музыкальных инструментах развивать музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формировать навыки вербального и невербального общения, готовность и умение действовать в коллективе, развивать навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Задачи:

- расширять кругозор детей на основе знакомства с музыкальными инструментами, их строением и звучанием;

- способствовать формированию навыков приемов игры на музыкальных инструментах;

- развивать у детей творческие способности при изготовлении самодельных шумовых музыкальных инструментов.

- развивать интерес к музицированию через создание шумового ансамбля дошкольников.

Дошкольное детство – самый неповторимый, самый замечательный и самоценный период в жизни человека. Именно в это время начинает развиваться личность ребенка. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребёнка. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, оказывает благотворное влияние на общее эстетическое, моральное и физическое развитие.

Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах одна из развивающих задач воспитателя в детском саду. Игра на детских шумовых инструментах развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. Именно в музицировании у ребёнка проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и создавать новый образ.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию творческих способностей ребенка, проявлению его эмоциональности. Специалисты отмечают, что детское музицирование в возрасте от полутора до трех лет активно развивает мышление, слуховое восприятие, развивает способности малыша проявлять инициативу, самостоятельность. Многим это помогает преодолеть застенчивость и скованность.

Не секрет, что у ребёнка игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расчёска. Поддерживать этот интерес под силу нам взрослым, которые окружают ребёнка на всех этапах его формирования как личности. Цель приобщения детей к игре на ударных и шумовых инструментах проста – с помощью аккомпанемента подчеркнуть характер, настроение музыки, сделать ее ярче. Роль малыша может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития. Создать ударные и шумовые игрушки - инструменты можно самостоятельно. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов.

Кастаньеты

Кастаньеты — шумовой музыкальный инструмент Кармен, который создает щелкающий звук. Такой звук чем-то напоминает цоканье наездника, когда он подгоняет лошадь вперед. Изготовить кастаньеты можно, воспользовавшись двумя крупными пуговицами (металлическими крышками), которые приклеиваются на картонные кусочки, после чего заготовки нужно скрепить между собой, сложив их перпендикулярно друг другу. Стуком кастаньет при их соприкосновении и извлекается звук.  Из абсолютно ненужных вещей можно изготовить достаточно интересные поделки.

Маракасы, шейкеры – погремушки

Сделать музыкальные шумовые инструменты своими руками можно из самых разных ёмкостей. Для поделки подойдут металлические баночки из-под кофе, пластиковые бутылочки от йогурта, коробочки от яиц «киндер-сюрпризов», деревянные шкатулки и даже внутренние цилиндры от бумажных полотенец или туалетной бумаги из картона. Только, последние, нужно с обоих концов заклеить, чтобы можно было туда что-либо положить. Делают шейкер и из двух одноразовых стаканчиков, склеив их между собой скотчем. Для создания звукового эффекта внутрь ёмкости помещают крупу, песок, мелкие камушки, бисер, дробь, пуговицы. Можно прикрепить к круглым ёмкостям ручки, раскрасить их акриловыми красками. Тогда получаться очень красивые музыкальные шумовые инструменты, своими руками которые можно соорудить из подручных материалов. 

Музыка ветра (колокольчики)

На горизонтальную палочку подвешиваем звенящие предметы (ключи, металлические пробки, палочки). Извлекаемый звук похож на колокольчики такой же как использует настоящий оркестр. Можно разобрать уже готовую фен-шуй подвеску, и использовать некоторые предметы из нее.

Обязательно проверьте на прочность, ребенок не должен «выпотрошить» содержимое — это может быть опасно. Звук не должен быть резким — ребенок может испугаться. Малышей привлекает все яркое, поэтому позаботьтесь о декоре, но учитывайте, что игрушка окажется во рту малыша.

Бубенчики

Бубенчики издают мелодичный звук, купить их можно в магазинах для рыболовов. Инструменты с бубенцами и колокольчиками понравятся  малышам. Звуком бубенчиков можно сопровождать песни и пляски. Инструмент удобно держать за палочку. Для привлечения внимания можно сделать основу игрушки в виде головы человечка, зверушки, дерева и т.п.

Барабанная установка

Если нужно просто погреметь, берем старую жестянку и какой-то кухонный прибор, которым можно скользить по ребрам банки. Если же глаз пал на более сложное музыкальное устройство, с помощью палок, банок и креплений сделайте целую барабанную установку (главное, убедитесь, что все острые края зашлифованы или заглушены).

Погремушка-барабан

Это погремушка-барабан. Для малышей — отличное введение в мир музыки, и даже забавная игрушка для детей старшего возраста. Вам просто нужно поискать в доме несколько вещей: кусок твердого картона, бечевку (ленточку), бусины, и вы можете весело и легко сделать свой инструмент.

Свирель из трубочек

Свирель — народный музыкальный инструмент в виде дудки из дерева или тростника. С помощью трубочек ваш ребенок может соорудить такой музыкальный инструмент.

Для этого понадобится: трубочки разной длины, ножницы, скотч и плотная лента, чтобы обмотать трубочки. Немного стараний и инструмент готов.

Стучалки и Шуршалки из грецких орехов. Приемы игры на грецких орехах: стучать орехом об орех, скользящие движения.  

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании простой, давно известной ребёнку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом. Сказки могут обыгрываться, как и известные детям, такие как «Колобок», «Теремок» и другие, а так же - и собственного сочинения.

Благодаря использованию инструментов сказка должна стать более интересной и яркой. Сказка с шумовым оформлением является весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти, речи и фантазии у дошкольников.

С помощью сказок-шумелок осуществляется комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

4. Развивается слуховая память, слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

5. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ ШУМОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ «МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ»

Наступила красивая пора года – золотая осень.

Подул ветер (ДУЕМ В СВИРЕЛЬ,

стал моросить дождик (ЗВЕНИМ В САМОДЕЛЬНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК,

застрекотала сорока (ИСПОЛЬЗУЕМ ПОГРЕМУШКУ).

Когда дождик закончился, и выглянуло солнышко, мышки стали бегать весь день туда и сюда и собирать запас на зиму.

(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ)

Мышки заносили зернышки в норку и складывали их в кучку, зернышки шуршали и рассыпались (ЗВЕНИМ БУБЕНЧИКАМИ).

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки (ЗВЕНИМ ТИХИМИ БУБЕНЧИКАМИ).

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. (ПРОВОДИМ ОДИН РАЗ ПАЛОЧКОЙ ПО инструменту «МУЗЫКА ВЕТРА»)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки. Грызли зёрнышки.  (ИСПОЛЬЗУЕМ КАНСТАНЬЕТЫ)

 и устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки (ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ) где им было тепло и уютно.

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.

(ДУЕМ В СВИРЕЛЬ)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

(ИГРАЕМ НА ОРЕШКАХ ПРОСТЫЕ РИТМЫ).

Можно с уверенностью сказать, что игра на ударных и шумовых инструментах предоставляет широкие возможности для работы с детьми по развитию у них музыкальности, позволяет удивительно быстро приобщить ребёнка к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.

Исполнитель: Л.М.Каландадзе – музыкальный руководитель

МАДОУ «ЦРР - детский сад «Чебурашка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Музыкальные инструменты из подручного материала своими руками"

Этот материал предназначен для неравнодушных родителей и творчески настроенных педагогов (скорее всего, именно для вас!).Знакомы ли вам моменты, когда ваши дети ходят за вами «по пятам», не дают вам з...

Методические рекомендации по использованию музыкальных инструментов в разных возрастных группах детского сада

В современных условиях детским музыкальным инструментам отводится особая роль. В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент музыкальных инструментов. В методических рекомендациях представле...

Методические рекомендации по использованию дидактических игр из бросового материала

Развитие мелкой моторики пальцев рук, влияет на развитие детской речи, внимание, умственную активность, развивает и стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Развитие навыков мелкой мото...

Мастер-класс для педагогов детского сада " Изготовление шумовых инструментов из подручного материала"

В мастер-классе используетя материал-изготовление шумовых инструментов из подручного материала. Так же рассказано как можно инсценировать сказку- шумелку из изготовленных шумовых инструментов....

Музыкальные инструменты из подручного материала

Шпаргалка  для  педагогов   и  родителей...