КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ВЗРОСЛЫХ КАК ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
консультация

 Новицкая Ольга Вадимовна

Есть дети, у которых с рождения повышена сенсорная чувствительность. Термин «высокочувствительные люди» - ввела психотерапевт, клинический психолог Э.Эйрон

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ВЗРОСЛЫХ

КАК РАСТИТЬ ЧУВСТВИТЕЛНОГО РЕБЕНКА

Есть дети, у которых с рождения повышена сенсорная чувствительность. Термин «высокочувствительные люди» - ввела психотерапевт, клинический психолог Э.Эйрон. Важно разграничивать проявления высокой чувствительности с синдромом дефицита внимания, аутизмом,  синдромом Аспергера.

Как воспитывать

высокочувствительных детей

Важно учитывать при воспитании, что высокочувствительные дети эмпатичны, сознательны, проницательны, обладают хорошей интуицией и творческими способностями. В то же время они робки и испытывают затруднения в обычных ситуациях. На всех высокочувствительных детях сильно сказывается эмоциональная и физическая среда обитания, независимо от того, какие они: открытые, послушные, сдержанные или суетливые.

Формируйте и поддерживайте самооценку

Высокочувствительные дети самокритичны, поэтому не надо добавлять к их самоосуждению осуждение с стороны. Такой ребенок остро реагирует на критику и замечания, может иметь склонность к заниженной самооценке, так как стремится делать все хорошо с первой попытки.

Откажитесь от воспитания стыдом

Вместо стыда можно обращаться, если необходимо, к чувству вины и ответственности, которое фокусируется на конкретных нарушениях и ошибках. Разница в том, что виноватый остается в активной позиции, готов исправлять. Стыд – это чувство, что ты плох в целом. Стыдящийся пассивен и беспомощен. Поэтому ситуации, когда ребенок испытывает чувство стыда, вызывает у него враждебность, ярость и взрывное поведение.

Придерживайтесь разумной дисциплины

Обучайте чувствительного ребенка правилам поведения и формируйте внутреннюю мораль в мягкой манере. Если он плачет, злится, не прибегайте к наказанию. Дождитесь, пока он успокоится.

Для маленьких детей образцы поведения задают родители. В возрасте около трех лет ребенок начинает копировать своих родителей. Он легко усваивает его точку зрения, кроме случаев, когда возбужден или скучает. В таком состоянии он не услышит и не запомнит объяснений, почему то или иное – нельзя. А если высокочувствительному ребенку комфортно, то он усвоит правило, которое озвучивают родители, быстрее, чем другие дети в такой ситуации. С детьми старшего дошкольного возраста правила нужно вырабатывать вместе, обсуждать. Не переоценивайте способность соблюдать правила нужно вырабатывать вместе, обсуждать. Не переоценивайте способность соблюдать правила, даже если ребенок с ними согласился. В случае проступка успокойтесь и подождите, пока ребенок тоже полностью успокоится и перестанет бояться наказания, а затем обсудите ситуацию.

Говорите с ребенком о его чувствительности

Используйте простые слова, которые ребенок поймет. Объясните на примерах, что он не один такой, и в мире много людей, которые воспринимают мир так е, как он. В процессе взросления эта особенность может мешать  раздражать. Напомните ситуации, когда она дала ему преимущества. Объясните, что надо думать, как решить конкретную проблему, а не о том, как это неприятно.

Какие проблемы в поведении высокочувствительных детей надо решать

Высокочувствительные дети просчитывают последствия нарушений и поэтому не склонны совершать их. Но самоконтроль и управление эмоциями формируется у них позднее, чем у других детей. Это сказывается в том числе, на готовности к школе. Э.Эйрон выделила распространенные проблемы в поведении высокочувствительного ребенка и рекомендовала, что делать, если они проявились…

Постоянно беспокоится.

Ребенок может постоянно жаловаться, что у него что-то болит, трет или колет. У таких детей низкий болевой порок, они восприимчивы к медикаментам, стимуляторам и изменениям погоды. Обострен один или несколько видов чувствительности, например точный слух, острое зрение, острая осязательная восприимчивость. Они могут бояться или чувствовать дискомфорт при ярком освещении или громких звуках. Если ребенок говорит, что ему дискомфортно, необходимо поверить его словам и проговорить границы того, чем можно помочь.

Если ребенок просит заново завязать ему шнурки, потому что завязки мешают, нужно сразу сказать, что попробуете перевязать, например, пять раз. Не давайте ему возможности просить вас перевязать их тридцать раз. При этом не берите ребенка в супермаркеты, где ему тяжело, а предпочтите небольшие магазины и уютные кафе. Если есть время, предлагайте выбор, на который ребенок способен по возрасту: «Ты сегодня хочешь пойти на занятия? Чтобы успеть, тебе лучше самой одеться, а я соберу рюкзак».

Легко перевозбуждается и перенапрягается

Понаблюдайте, какие занятия ребенку больше нравятся, что он знает и делает умело. Создавайте ситуации успешности. Помните, что большой объем новой информации вызовет перевозбуждение, особенно в тех сферах деятельности, в которых у ребенка были неудачи. Научите получать удовольствие от простых бытовых занятий. Введите ритуалы взаимодействия: чтение сказки на ночь, совместные игры, прогулки, купание, хобби, спорт. Проводите такие ритуалы постоянно – независимо от работы, занятости домашними делами. Обратите внимание на то, какое настроение у ребенка во время этих ритуалов.

Переживает сильные эмоции

Внимательно и с уважением относитесь к эмоциям высокочувствительного ребенка. Подавленные чувства могут проявиться в виде физических симптомов или страхов. Следите, какие мысли, эмоции и чувства высокочувствительный ребенок поговаривает в слух. Если он высказывает подавленность и беспокойство, то воспримет их с удвоенной силой. Нужно безоценочно говорить с ребенком о его эмоциях, сконцентрироваться на его словах, уточнять, переспрашивать. Помогайте ребенку проживать его негативные эмоции: «Расскажи мне», «Расскажи мне еще», «Расскажи мне все».

Знает о чувствах других

У высокочувствительного ребенка сильно развита эмпатия. Он может распознавать чувства другого человека даже тогда, когда этот человек сам не отдает себе отчета в них, - особенно у тех, кто о нем заботится. Проанализируйте, как вы сами распознаете чувства других людей, а затем объясните ребенку, то он имеет право сказать «нет» или проигнорировать чужое мнение. Нужен пример уважительного отношения. Ребенок должен видеть, что к желаниям каждого члена семьи и к сверстникам в детском саду взрослые прислушиваются с одинаковым уважением. Настаивайте, чтобы высокочувствительный ребенок принимал решения сам, когда это возможно.

Осторожничает в новой ситуации

Новые ситуации тревожат высокочувствительных детей из-за большого объема информации, которая поступает одновременно. Они пытаются избежать этого и потому часто кажутся застенчивыми, стеснительными или занудными. Когда не удается избежать чрезмерных раздражителей, они легко расстраивают. Ребенок должен изучить ситуацию. И только потом он сделает шаг навстречу новому, например при смене детского сада. Поговорите с ним, вспомните моменты из прошлого, которые уже знакомы, с которыми ребенок уже справлялся. В освоении нового не спешите, двигайтесь простыми шажками.

Отличается от других и этим привлекает к себе внимание

Проанализируйте свое отношение к ребенку, стереотипы в отношении его чувствительности. Подумайте, как можно ответить на комментарии других людей, внимание которых он привлек необычным поведением, особенно в ситуациях, когда ребенок присутствует при разговоре. Важно оградить его от ненужного внимания, похвалы или сочувствия и помнить, что чувствительность не повод для гордости и не предмет для жалости.

Как взрослым учитывать свои особенности

Чтобы не навредить высокочувствительному ребенку, взрослым необходимо учитывать уровень совей чувствительности.

Как себя вести, если у вас нет высокой чувствительности.

Не загромождайте время ребенка беспрерывной деятельностью. Будьте готовы отказаться от  каких-то планов, если ребенок устал. Дома или в групповой комнате детского сада нужно создать уголки уединения. Дайте достаточно времени, чтобы обдумать услышанное, что- то решить, принять новую ситуацию. Если времени нет, не предлагайте выбора, обойдитесь без новинок, не задавайте вопросы. Когда разговариваете с ребенком, делайте паузы, смягчайте тон, избегайте поддразниваний, угроз. Когда ребенок сам вас критикует, не обижайтесь. Если он прав, признайте это, если нет – когда успокоитесь, объясните, что приводить упреки в качестве аргумента – плохой способ вести спор. Не стоит настаивать, осуждать, если ребенку не нравятся физические проявления любви, разговор. Если ребенок выражает чувства другими способами, например, рисует открытки для вас, покажите. Как это ценно.

Как вести себя, если вы высокочувствительный человек

Научитесь быть спокойными независимо от внешних условий. Как в самолете: «Сначала наденьте маску на себя, потом на своего ребенка». Нужно научиться защищать ребенка, отстаивать его интересы, когда это уместно. Поступок близкого взрослого будет не только защитой ребенку, но и важным примером для него. Избегайте гиперопеки. Не исключайте из жизни ребенка все, чего вы сами боитесь или не любите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "игра помагает воспитывать у детей интерес к природе".

Работа представляет собой консультацию для родителей на тему "игра помагает воспитывать у детей интерес к природе", целью которой является раскрытие перед родителями :- многозначность игры с детьми до...

Консультация для родителей "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе"

Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно по этом...

Консультация для родителей на тему: «Воспитываем вежливых детей»

В консультации предоставленны материалы по воспитанию вежливоти у детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ВЗРОСЛЫХ ЗАПРЕТ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ

Информация о том, что происходит с ребенком, когда в семье существуют запреты на чувства, эмоции и негативные переживания....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ВЗРОСЛЫХ СВЕРХОЖИДАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В статье речь пойдет о сверхожиданиях родителей по отншению к своим детям....

Консультация для любознательных взрослых. «ГОВОРЮ-ГОВОРЮ, А ОН НЕ ДЕЛАЕТ»: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ВЫ ОТ НЕГО ХОТИТЕ

Если вы уже миллион раз что-то сказали ребенку, а он до сих пор не делает этого, это может означать что:*Он не понимает, о чем вы ему говорите.*Ему не хватает физических возможностей это сделать.*Он у...