Доклад на тему: «Использование средств художественной литературы в процессе сенсорного развития воспитанников второй младшей группы»
электронный образовательный ресурс (младшая группа)

Мельчанова Ирина Евгеньевна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6»



 

 

Доклад на тему:
«Использование средств художественной литературы в
 процессе сенсорного развития детей

младшего возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал: воспитатель

           Мельчанова И. Е.

 

г. Арзамас, 2021

           Главной составляющей полноценного развития детей в младшем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Существует множество способов и увлекательных игр, которые помогают сенсорному развитию воспитанников.

Одним из таких способов является использование средств художественной литературы.

 

Сенсорное воспитание является основой для речевого развития воспитанников:

- Совершенствование функций мелкой моторики рук —это одна из составляющих процесса осязания. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал  известный педагог В. А. Сухомлинский
Все дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь.

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- является основой для развития воображения;

- развивает наблюдательность;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- развивает внимание.

Поэтому можно сделать вывод, что сенсорное воспитание является основой для речевого развития детей 2-4 лет.

 

 

Цель: Сенсорное развитие детей 3 - 4 лет через ознакомление с
художественной литературой.

 

Задачи:

1. Создать условия для сенсорного развития детей средствами художественной литературы.

2. Способствовать формированию у детей представлений о сенсорных эталонах через ознакомление с художественной литературой.

3. Вовлечение родителей в работу по сенсорному развитию детей средствами  художественной литературы.

1. Создать условия для сенсорного развития детей
средствами художественной литературы.


Основная работа по сенсорному развитию средствами художественной литературы организована в центре познания, центре творчества, литературном центре.

- В центре познания имеются различные игры с героями сказок (например, вкладыш «Лошадка», вкладыш «Медвежонок», вкладыш «Курочка Ряба», вкладыш «Теремок»), так же сформированы картотеки загадок, картотеки пальчиковых игр, картотеки артикуляционных гимнастик, вкладыши «Собери сказку» - которые способствуют развитию моторики рук и развитию речи.
- В литературном центре выставляются книги по темам недели, которые различаются не только по содержанию, но и по форме: музыкальные книги, книжки – раскладушки, объёмные книги.

- Центр творчества представлен различными видами театров:

  Настольный («Заюшкина избушка», «Колобок»);
  Пальчиковый («Колобок»); 
  Театр масок, Театр Би-Ба-Бо.
Так же есть игры, на определение сенсорных эталонов, сделанные самостоятельно. (Д/и «Теремок», д/и «Укрась шапку»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Способствовать формированию у детей представлений о сенсорных
эталонах через ознакомление с художественной литературой.

 

Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия

сенсорных эталонов – это основные цвета, черный и белый цвет, оттенки,

пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал,

прямоугольник), три величины (большой, средний и маленький).

Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных

видах деятельности.

Сенсорное воспитание у  детей младшего дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Сенсорные дидактические игры проводятся во всех режимных моментах и периодически повторяются для закрепления знаний.

В группе проводятся и организуются следующие дидактические игры:
1. Д/и «Собери Мишку».
Вначале игры ребёнок рассматривает данный вкладыш, начинает собирать, сначала собирает голову, можно спросить: «Какого цвета?»,
- « Что дальше собираем?» - туловище, руки, ноги. После того, как собрали данный вкладыш, можно спросить: «Что получилось?» , «Кого собрали?», и затем рассказать стихотворение про Мишку. «Уронили Мишку на пол»
2. Д/и «Весёлые прищепки», дети собирают недостающий предмет, называют какой детали не хватает, называют форму и цвет предмета который получился.
3.Д/и «Собери пирамидку», расскажи сказку.
В процессе игры, дети составляют сказку, тем самым называют сказку, отвечают на вопросы воспитателя: «Что посадил дед?», «Кто ему помогал?»
 4. Хорошо идёт восприятие сенсорных эталонов, на примере сказки: «Три Медведя» - дети знакомятся с одним из сенсорных эталонов – величиной (большой, средний, маленький).
5. В процессе театрализованной игры – (на примере сказки «Колобок»), дети также знакомятся с сенсорными эталонами, такими так цвет и форма. Можно спросить ребёнка:
 «Какой колобок?» «Какой он формы?»;
 «Какой заяц?»,
«Какой волк?»,
«Какой медведь?»,
«Какая лисица?».

 

 

3.Вовлечение родителей в работу по сенсорному развитию детей
средствами художественной литературы.

Важнейшими условиями успешного сенсорного и речевого развития является общее  благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорно-речевого развития детей. Просвещение родителей воспитанников, повышение их компетентности  осуществляется мной в разнообразных формах работы. В своей работе я использую следующие формы:

размещение информации в уголках для родителей,  групповые и индивидуальные консультации, индивидуальные беседы. Групповые беседы.

Консультации – одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Работая над проблемой сенсорно-речевого развития, мной проведены консультации на следующие темы:

- «Как научить ребенка самостоятельно играть в дидактические игры дома»

- «Знакомство детей с литературными произведениями играя в настольные игры»

- «Как организовать театр дома».

- «Чтение художественной литературы детей 3 – 4 лет».

В уголке для родителей оформила методические рекомендации на тему: «Использование дидактических игр по сенсорике в домашних условиях».

В общении с детьми рекомендую родителям использовать художественное слово: потешки, прибаутки, сказки; пальчиковые игры,способствующие развитию фонематического восприятия, слухового внимания, мелкой моторику рук.

 

 

 

 

 

 

 

4. Результативность

 Развитие сенсорных способностей активно происходит в младшем дошкольном возрасте, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее интенсивен для развития восприятия.

Игры и упражнения, которые стимулируют сенсорное развитие и общую моторику рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие.

 Использование художественной литературы и фольклора позволяет поддерживать интерес ребёнка к овладению средствами и способами познания.

В результате моей работы дети стали проявлять активность. Умеют составлять по картинкам и по вопросам воспитателя рассказ из 3 - 4 предложений. Называют предмет, характеризуя его, называя цвет, форму, размер. Совместно со взрослым пересказывают знакомые сказки, читают короткие стихи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sredstv_hudozhestvennoy_literatury.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6»



Доклад на тему:
«Использование средств художественной литературы в
процессе сенсорного развития детей

младшего возраста»

 

Разработал: воспитатель

           Мельчанова И. Е.

г. Арзамас, 2021

           Главной составляющей полноценного развития детей в младшем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Существует множество способов и увлекательных игр, которые помогают сенсорному развитию воспитанников.

Одним из таких способов является использование средств художественной литературы.

 

Сенсорное воспитание является основой для речевого развития воспитанников:

- Совершенствование функций мелкой моторики рук —это одна из составляющих процесса осязания. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал  известный педагог В. А. Сухомлинский 
Все дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь.

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- является основой для развития воображения;

- развивает наблюдательность;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- развивает внимание.

Поэтому можно сделать вывод, что сенсорное воспитание является основой для речевого развития детей 2-4 лет.

 

Цель: Сенсорное развитие детей 3 - 4 лет через ознакомление с
художественной литературой.

Задачи:

1. Создать условия для сенсорного развития детей средствами художественной литературы.

2. Способствовать формированию у детей представлений о сенсорных эталонах через ознакомление с художественной литературой.

3. Вовлечение родителей в работу по сенсорному развитию детей средствами  художественной литературы.

1. Создать условия для сенсорного развития детей
средствами художественной литературы.


Основная работа по сенсорному развитию средствами художественной литературы организована в центре познания, центре творчества, литературном центре.

- В центре познания имеются различные игры с героями сказок (например, вкладыш «Лошадка», вкладыш «Медвежонок», вкладыш «Курочка Ряба», вкладыш «Теремок»), так же сформированы картотеки загадок, картотеки пальчиковых игр, картотеки артикуляционных гимнастик, вкладыши «Собери сказку» - которые способствуют развитию моторики рук и развитию речи.
- В литературном центре выставляются книги по темам недели, которые различаются не только по содержанию, но и по форме: музыкальные книги, книжки – раскладушки, объёмные книги.

- Центр творчества представлен различными видами театров:

  Настольный («Заюшкина избушка», «Колобок»);
 Пальчиковый («Колобок»);  
 Театр масок, Театр Би-Ба-Бо.
Так же есть игры, на определение сенсорных эталонов, сделанные самостоятельно. (Д/и «Теремок», д/и «Укрась шапку»).

2. Способствовать формированию у детей представлений о сенсорных
эталонах через ознакомление с художественной литературой.

Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия

сенсорных эталонов – это основные цвета, черный и белый цвет, оттенки,

пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал,

прямоугольник), три величины (большой, средний и маленький).

Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных

видах деятельности.

Сенсорное воспитание у  детей младшего дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Сенсорные дидактические игры проводятся во всех режимных моментах и периодически повторяются для закрепления знаний.

В группе проводятся и организуются следующие дидактические игры:
1. Д/и «Собери Мишку».
Вначале игры ребёнок рассматривает данный вкладыш, начинает собирать, сначала собирает голову, можно спросить: «Какого цвета?»,
- « Что дальше собираем?» - туловище, руки, ноги. После того, как собрали данный вкладыш, можно спросить: «Что получилось?» , «Кого собрали?», и затем рассказать стихотворение про Мишку. «Уронили Мишку на пол»
2. Д/и «Весёлые прищепки», дети собирают недостающий предмет, называют какой детали не хватает, называют форму и цвет предмета который получился.
3.Д/и «Собери пирамидку», расскажи сказку.
В процессе игры, дети составляют сказку, тем самым называют сказку, отвечают на вопросы воспитателя: «Что посадил дед?», «Кто ему помогал?»
4. Хорошо идёт восприятие сенсорных эталонов, на примере сказки: «Три Медведя» - дети знакомятся с одним из сенсорных эталонов – величиной (большой, средний, маленький).
5. В процессе театрализованной игры – (на примере сказки «Колобок»), дети также знакомятся с сенсорными эталонами, такими так цвет и форма. Можно спросить ребёнка:
«Какой колобок?» «Какой он формы?»;
«Какой заяц?»,
«Какой волк?»,
«Какой медведь?»,
«Какая лисица?».

3.Вовлечение родителей в работу по сенсорному развитию детей
средствами художественной литературы.

Важнейшими условиями успешного сенсорного и речевого развития является общее  благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорно-речевого развития детей. Просвещение родителей воспитанников, повышение их компетентности  осуществляется мной в разнообразных формах работы. В своей работе я использую следующие формы:

размещение информации в уголках для родителей,  групповые и индивидуальные консультации, индивидуальные беседы. Групповые беседы.

Консультации – одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Работая над проблемой сенсорно-речевого развития, мной проведены консультации на следующие темы:

- «Как научить ребенка самостоятельно играть в дидактические игры дома»

- «Знакомство детей с литературными произведениями играя в настольные игры»

- «Как организовать театр дома».

- «Чтение художественной литературы детей 3 – 4 лет».

В уголке для родителей оформила методические рекомендации на тему: «Использование дидактических игр по сенсорике в домашних условиях».

В общении с детьми рекомендую родителям использовать художественное слово: потешки, прибаутки, сказки; пальчиковые игры,способствующие развитию фонематического восприятия, слухового внимания, мелкой моторику рук.

4. Результативность

 Развитие сенсорных способностей активно происходит в младшем дошкольном возрасте, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее интенсивен для развития восприятия.

Игры и упражнения, которые стимулируют сенсорное развитие и общую моторику рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие.

 Использование художественной литературы и фольклора позволяет поддерживать интерес ребёнка к овладению средствами и способами познания.

В результате моей работы дети стали проявлять активность. Умеют составлять по картинкам и по вопросам воспитателя рассказ из 3 - 4 предложений. Называют предмет, характеризуя его, называя цвет, форму, размер. Совместно со взрослым пересказывают знакомые сказки, читают короткие стихи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии детей 2 младшей группы

Доклад для методического объединения воспитателей 2 младшей группы города. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспи...

Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии детей 2 младшей группы

Доклад для методического объединения воспитателей 2 младшей группы города.Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании ...

Интегрированное занятие по художественной литературе «Сказки дедушки Корнея » для детей второй младшей группы

Дети с удовольствием интересуется сказками, знают сказки К.Чуковского, поэтому занятие понравилось ребяткам...

Конспект ООД по чтению художественной литературы «Заучивание стихотворения «Октябрь» В.Берестов » (вторая младшая группа)

Конспект занятия по заучиванию с детьми второй младшей группы стихотворения В.Берестова "Октябрь"...

Индивидуальный план по самообразованию по теме "Использование современных игровых технологий в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"

В работе представлен план учителя-дефектолога ДОУ по теме "Использование современных игровых технологий в процессе сенсорного развития детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста"...

Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.На сегодняшний день одной из ос...

Педагогический совет деловая игра №4: Тема: «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы» (из опыта работы).

1.Обучение трудовым умениям и навыкам 2.Воспитание интереса к труду и трудолюбия, ответственности и самостоятельности 3.Ознакомление с трудом взрослых, воспитание и уважение к труженик...