Программа дополнительного образования по декоративно – прикладному творчеству: Тестопластика: «Волшебные ладошки».
план-конспект занятия (старшая группа)

Павлова Валентина Николаевна

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testoplastika_volshebnye_ladoshki_-_kopiya.docx73.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Светлячок».

                                                                                                                                                                                    Утверждена:

                                                                                                                                                                                    Приказом заведующего МБДОУ

Детского сада №1 «Светлячок»

г.о.Спасск-Дальний  

от  28 мая 2020 года      № 79 а

ПРИНЯТА:

Решением педагогического совета

МБДОУ детского сада №1 «Светлячок»

г.о.Спасск-Дальний

протокол от   28 мая 2020 года         № 4

Программа дополнительного образования  по декоративно – прикладному творчеству:

Тестопластика: «Волшебные ладошки».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»,

(старшая группа 5-6 лет).

Автор программы: воспитатель 1 кв. категории-Павлова Валентина Николаевна

г.о. Спасск – Дальний

2020-2021 учебный год.

 

Содержание.

                                               Разделы программы

Стр.

Титульный лист

1

1

Целевой раздел

Пояснительная записка

3

Актуальность и целесообразность программы

4

Цель и задачи программы.

5

Ожидаемые результаты обучения

6

Этапы реализации

8

Приёмы, методы и принципы программы

8

Связь с другими образовательными областями

9

Преимущество солёного теста

10

2

Содержательный раздел

Тематический план

11

Календарно-тематический план

12

3

Список литературы

22

4

Мониторинг реализации рабочей программы

22

5

Приложение

23

1.Целевой раздел

Пояснительная записка

Теоретические обоснования, актуальность программы.

«Истоки способностей и дарований детей

– на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребёнка в школу способствуют занятия по лепке.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Специфику лепки определяет материал. Тесто - это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий и для ребёнка представляет больший интерес, чем пластилин.

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - «Тестопластика».

Ещё одной специфической чертой тестопластике является тесная связь с игрой. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия по тестопластике тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой. Создание ребёнком даже самых простых скульптур - творческий процесс. А творческое созидание - это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир. Программа «Волшебные ладошки»  предоставляет определенные возможности для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных способностей детей.

Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятие лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

Синхронизирует работу обеих рук;

Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.

Данная программа составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» № 273, ФГОС ДО от 17.10.2013г. № 1155, Приказом Минобранауки России № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 г.

Цель программы.

Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие память, мышления, волевых процессов, внимания, умения планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребёнка в творческом его развитии.

Задачи программы.

Обучающие:

-научить новой технике выполнения работ из теста – тестопластике, сформировать элементарные представления о данном виде творческих работ.

-научить детей создавать выразительные образы, используя объём и цвет теста.

-закрепить способы лепки: скульптурный, конструктивный, комбинированный, рельефный, каркасный, модульный.

-научить приёмам декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, отпечатки, кистевая роспись по мотивам народного декоративно-прикладного искусства или по собственному замыслу).

-сформировать представления о некоторых видах народного декоративно-прикладного искусства.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;

- побуждать детей к созданию динамических, выразительных образов и коллективных сюжетных композиций;

- способствовать развитию сотрудничества детей при выполнении коллективных сюжетных композиций, поощрять их

 использовать разные материалы и техники.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

- воспитывать у ребёнка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

- воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

Технические:

- развивать координацию движения рук;

- научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;

- использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приёмы  

   лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.

Социальные:

- создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлечённых общим делом;

- помочь ребёнку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

- научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

 

Ожидаемые результаты обучения.

Знают:

-историю возникновения традиции изготавливать предметы  из солёного теста;

-приёмы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание,

сглаживание, присоединение, прижимание;

- инструменты и приспособления для лепки;

- правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

- правила оборудования рабочего места;

- правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из солёного теста;

- понятие тёплого и холодного цвета.

Сформируются навыки:

- скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

- раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

- последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

-пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из солёного теста;

- соблюдать технику безопасности;

- следовать устным инструкциям воспитателя;

            -создавать композиции с изделиями, выполненными в технике тестопластики, уметь оформить изделие;

- оценивать свою работу и работы своих товарищей;

- работать в коллективе.

Этапы реализации:

I этап –  создание условий для развития мотивации и интереса у детей к лепке, как виду художественно-творческой деятельности посредством тестопластики; развитие простых формообразующих движений, знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.

II этап – развитие воображения, художественного вкуса, творческих способностей старших дошкольников.

В своей работе опираюсь на следующие принципы:

  1. Принцип систематичностиЗаключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
  2. Принцип сознательностиКогда ребёнок знаёт что – либо новое, он всегда задаёт вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребёнок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
  3. Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
  4. Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
  5. Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы и приёмы обучения:

1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:

-Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей ещё нет навыка лепки.

-Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

-Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2.Словесный метод:

-беседа, рассказ;

-объяснение, пояснение;

-вопросы;

-словесная инструкция;

3.Наглядный:

-рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);

-показ выполнения работы (частичный, полностью);

-работа по технологическим картам.

4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:

-математикой;

-развитием речи;

-аппликацией;

-художественной литературой.

Формы:

-Индивидуальные

-подгрупповые

-групповые

Средства:

-соленое тесто

-стеки

-доски

-кисти

-краска гуашь

-шаблоны

Преимущества солёного теста перед глиной и пластилином:

1.Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

2.Легко отмывается и не оставляет следов;

3.Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!

4.Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

5.Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

6.Краска пристаёт любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

7.Поверх краски хорошо ещё покрывать лаком - сохранится на века...

8.Сготовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

Рецепт солёного теста: 

2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Способы сушки. 

Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.

Воздушная сушка.

 Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!). 
          
Комбинированная сушка.

Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Объём программы.

Дети 5-6 лет.

Семьи детей посещающих детский сад.

Работа дополнительного образования  проводится 1 раз в неделю, 20-25  минут.

2.Содержание программы.

Тематический план.

№ п/п

Тема

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводные занятия. «Король Солёное Тесто».

1

1

2

Яблоки и груши.

2

0,5

1,5

3

Грибы.

2

0,5

1,5

4

Весёлое чаепитие.

1

0,5

0,5

5

Овощи.

2

0,5

1,5

6

Букет в вазочке (подарок к дню матери).

1

0,5

0,5

7

Ветка рябины.

1

0,5

0,5

8

Снеговик.

1

0,5

0,5

9

Символ года - Бык.

1

0,5

0,5

10

В лесу родилась Ёлочка.

1

0,5

0,5

11

Украшения на Ёлку.

1

0,5

0,5

12

Красивая подкова.

1

0,5

0,5

13

Лепим  сказку:  «Колобок».

1

0,5

0,5

14

Узор на окне.

1

0,5

0,5

15

Валентинка.

2

0,5

1,5

16

Рамочки для фотографий.

2

0,5

1,5

17

Подвеска «Весенний праздник».  (Подарок девочкам).

1

0,5

0,5

18

Цветы для мамы.

1

0,5

0,5

19

Ёжик.

2

0,5

1,5

20

Подвеска «В синем, синем море…».

1

0,5

0,5

21

Красивый подсвечник.

1

0,5

0,5

22

Лепка фигурок домашних животных по выбору детей (свинка, котик, собачка, овечка, петушок, курочка).

1

0,5

0,5

23

Венок с полевыми цветами (коллективная работа).

1

0,5

0,5

24

Подкова на удачу.

1

0,5

0,5

25

Кошачья семейка.

2

0,5

1,5

26

Чудо-дерево.

2

0,5

1,5

27

Мониторинг

2

2

Итого часов

36

13,5

22,5

Календарно – тематическое планирование.

Тема

Основные учебные задачи

Основные понятия

Ожидаемый результат

Продукт

Вводные занятия.

«Король Солёное Тесто».

Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений.

Вызвать интерес к лепке из солёного теста.

Солёное тесто, тестопластика, стека,

скалка, формочки для выпекания, ножницы, зубочистки, шаблон, чеснок давилка,  духовка, противень, глазирование, лакирование.

Познакомятся с историей тестопластики; с названиями и назначениями инструментов.

Физкультминутка.

Обсудят свойства теста, попробуют его на вкус.

Слепят валики.

-------

Яблоки и груши.

Формировать умение детей лепить яблоки и груши для дальнейшего использования в игре «Магазин». Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании.

Вызвать интерес к лепке из солёного теста.

Солёное тесто, тестопластика, стека, муляж, фрукты, веточки, гвоздика.

Рассматривают муляжи фруктов.

Отгадывают загадки.

Повторяют характерные признаки фруктов (форму, размер).

Вспоминают приёмы лепки.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Муляжи фруктов: яблоки и груши.

Раскрашивание гуашью яблок и груш.

Закрепить умение детей раскрашивать изделия после просушки. Упражнять в смешивании гуаши. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству.

Гуашь, готовые фрукты, палитра.

Рассматривают  готовые изделия.

Раскрашивают  гуашью.  Любуются конечным результатом.

Готовые фрукты (яблок и груш).

Грибы.

Формировать умение детей рассматривать грибы, выделять их части, форму; делить тесто на две части, передавать их форму ножки (столбик), шляпки – из шара сделать диск; лепить несколько грибов – семейство на пластине.

Соленое тесто, муляжи грибов, кисточка, вода.

Рассматривают изображения грибов.

Отгадывают загадки.

Повторяют характерные признаки грибов  (форму, размер).

Вспоминают приёмы лепки.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Изображения грибов.

Раскрашивание грибов.

Закрепить умение детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию. Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия.

Готовое изделия, грибы,  композиция.

Рассматривают  готовые изделия.

Раскрашивают  гуашью.  

Физкультминутка.

Любуются конечным результатом.

Готовые грибы.

Весёлое чаепитие

(Оформление коллективной композиции).

Формировать умения отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции.

Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений, развивать уверенность в себе и в своих способностях, инициативность, самостоятельность; развивать детское творчество в процессе выбора способов оформления изделий (посыпание манкой, маком, протыканные дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т.д.).

Чаепитие, хлебобулочные изделия, манка, мак, завиток, баранки, печенье, тесто, оформление.

Познакомятся с понятием, что такое чаепитие.

Рассматривают картинки хлебобулочных изделий.

Повторяют технику безопасности.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Муляжи кондитерских изделий

Овощи.

Упражнять в приёмах скатывания, сплющивания, вытягивания, использовании стеки и природного материала для украшении поделки; вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета.

Продолжить знакомить детей со свойствами солёного теста.

Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей  (форма, размер), используя знакомые приёмы лепки: оттягивание, сглаживание, прощипывание и т.д.

Овощи, стека, огурец, помидор, морковь, баклажан, сплющивание, вытягивание, украшение, поделка и т.д.

Рассматривают муляжи овощей.

Отгадывают загадки.

Повторяют характерные признаки овощей  (форму, размер).

Вспоминают приёмы лепки.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Муляжи овощей: огурец, помидор, морковь, баклажан.

Раскрашивание овощей.

Закрепить умение детей раскрашивать изделия после просушки. Упражнять в смешивании гуаши. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству.

Гуашь, готовые овощи, палитра.

Рассматривают  готовые изделия.

Подбирают цвет.

Раскрашивают  гуашью.  

Физкультминутка.

Любуются конечным результатом.

Готовые овощи.

Букет в вазочке (подарок ко  дню матери).

Обучить лепить цветы из солёного теста (розы, ромашки, васильки); скатывать валик из тонкой полоски, разложив её на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона.

Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе.

Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме.

Праздник, цветок, букет, ваза, роза, ирисы, василёк, ромашка, стека, зубочистка, скатывать, сплющивать, бутон.

Беседа о предстоящем празднике.

Отгадывание загадок о цветах.

Рассматривание картинок с изображением цветов и ваз.

Обсуждают форму, цвет, размер вазы и цветов.

Физкльтминутка.

Приступают к практической части.

Цветы из солёного теста (розы, ромашки, васильки)

Ветка рябины.

Упражнять детей в умении лепить ветку рябины, композиционно передавая её строение.  

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Закрепить умение применять знакомые способы лепки (скатывание, раскатывание).

Ветка, рябина, скалка, стека, картон, гроздья, мелкие шарики, зубочистка, ягода, черенки.

Отгадывают загадку.

Рассматривают иллюстрации с изображением  ветки с рябиной.

Обсуждают её строение.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Ветка рябины с гроздьями ягод

Снеговик.

Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом.

Научить  планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.

Отрабатывать приёмы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок и т.д.).

Предложить составить из вылепленных фигурок коллективную композицию.

Снег, зима, снеговик, шарики разной величины,  зубочистка, скрепление, нанизывание.

Отгадывают загадку.

Рассматривают игрушку снеговика.

Обсуждают его строение, величину, последовательность работы.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Подсвечник в форме снеговика

Символ года - Бык.

Вызвать интерес к лепке символ наступающего года.

Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла.

Показать возможность использования разных материалов для украшения образа.  Развивать творческое воображение.

Символ года, бык, глаза, тело, копыта, рога, хвост, зубочистка, ножницы, расплющить, овал.

Беседа о приближающем празднике и его символе.

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Рассматривают картинку с изображением быка.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Подвесное плоскостное изделие – сувенир в виде быка

В лесу родилась Ёлочка.

Научить детей лепить ёлочку модульным способом.

Воспитывать у детей любовь к окружающей природе.

Передавать красоту ёлочки, добиваться выразительной формы

Лес, новый год, праздник, ёлочка, шаблон, ножницы, скалка, глазирование.

Беседа о приближающем празднике.

Рассматривают картинки с изображением Нового года.

Отгадывают загадку.

Обсуждают строение красавицы ёлки.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Композиция

«Новогодняя ёлочка»

Украшения на

 Ёлку.

Научить  детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приёмы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание.

Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления.

Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству.

Украшение, ёлка, формочки для выпечки, моделировние, раскатывание, скалка, сплющивание, колокольчик, сердце, ёлочка и т.д.

Обсуждают украшения новогодней ёлки.

Отгадывают загадку.

Рассматривают формочки для выпечки, ёлочные украшения.

Вспоминают приёмы лепки.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

ёлочные украшения в виде колокольчика, сердца, ёлочки

Красивая подкова.

Показать приёмы лепки подковы, выбор варианта отделки.

Развивать мелкую моторику рук: вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями при изготовлении мелких деталей.

Научить  соединять мелкие детали с кольцом-основой.

Подкова, соединение, шаблон, зубочистка, скалка, глазурь, карандаш, картон, отверстия, цветочки, листики, шарики,  сушка.

Беседа: «Для чего нужна подкова».

Рассматривают образец сделанного воспитателем; шаблон.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель показывает и объясняет приём лепки.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Сувенир на удачу:

подкова из соленого теста»

Лепим  сказку:  «Колобок».

Научить детей лепить разнообразных животных из сказки «Колобок».

Продолжить освоение техники рельефной лепки.

Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения.

Развивать творческое воображение и умение переносить знакомые способы и приёмы лепки в новую творческую ситуацию.

Колобок, пень, лиса, медведь,  животные, рельеф, русская народная сказка, зубочистка, объёмная фигура, стека и т.д.

Вспоминают сказку «Колобок».

Рассматривают иллюстрации к сказке.

Вспоминают, что такое рельефная лепка.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Объёмные фигурки животных из сказки «Колобок» (лиса, медведь, волк, заяц)

Узор на окне.

Продолжить освоение техники рельефной лепки.

Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения.

Развивать творческое воображение и умение переносить знакомые способы и приёмы лепки в новую творческую ситуацию.

Окно, зимний узор, мороз, скалка, зубочистка, карандаш.

Рассматривают картинку с изображением зимнего узора на окне.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Отгадывают загадку.

Рассматривают образец сделанного воспитателем.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Картинка с изображением зимнего узора

Валентинка.

Закрепить навыки скатывания капелек различной формы.

Научить  формировать сердечки из скатанных капелек.

Вызывать интерес к вылепленным изделиям, радость от работы.

Праздник, валентинка, сердце, шаблон, подарок, украшение, цветы, ромашка, маки, лепестки, глазирование, сушка, духовка.

Беседа о предстоящем празднике.

Рассматривают готовые изделия сделанного воспитателем, шаблон, украшения.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Сувенир валентинка в виде сердца (не окрашенное)

Валентинка.

Научить раскрашивать изделие из солёного теста гуашью, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Продолжать знакомить с гуашью, упражнять в способах работы с ними.

передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы 

Готовые изделия, раскрашивания,  гуашь, конечный результат.

Рассматривают готовое изделие, образец сделанного воспитателем.

Воспитатель предлагает раскрасить сои поделки.

Выбирают цвета нужные им для работы.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Готовое изделие сувенир - валентинка в виде сердца

Рамочки для фотографий.

Продолжить освоение техники рельефной лепки.

Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование.

Научить  использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.

Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

Развивать мелкую моторику кистей рук.

Подарок, праздник, морское царство, ракушки, рыбки, водоросли, стека, зубочистка, пузырьки, глазурь, сушка.

Беседа о наступающем празднике 23 февраля.

Рассматривают рамки для фотографий.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Повторяют технику безопасности.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Подарок папам к 23 февраля «рамочки для фотографий»

Рамочки для фотографий.

Научить раскрашивать изделие из солёного теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

Научить передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы 

Готовые изделия, раскрашивания,  акварельные краски, конечный результат.

Рассматривают готовое изделие, образец сделанного воспитателем.

Воспитатель предлагает раскрасить сои рамки для фотографий.

Выбирают цвета нужные им для работы.

Физкультминутка.

Повторяют технику безопасности.

Самостоятельное выполнение работы.

Подарок папам к 23 февраля «рамочки для фотографий»

Подвеска «Весенний праздник».  

(Подарок девочкам, мамам).

Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления подвесок.

Создать условия для использования различных инструментов и материалов при оформлении готовых изделий из солёного теста.

Тесьма, подвеска, подарок, глазурь, украшение, сушка,   8 марта,  мимоза, веточки, колбаски,  шарики – цветочки, зубочистка, основа.

Беседа о наступающем празднике.

Рассматривают картинки с изображением подвесок.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Подарок девочкам, мамам:

Подвеска «Весенний праздник».  

Цветы для мамы.

Научить  лепить цветы из солёного теста (розы, ромашки, васильки); скатывать валик из тонкой полоски, разложив её на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона.

Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме.

Праздник, цветы, ромашки, розы, васильки,  ваза, жгутики, скручивание,  бутон, стебель, лепестки, зубочистка, скалка, расчёска.

Беседа о наступающем празднике.

Рассматривают открытки, вспоминают названия цветов.

Отгадывают загадки.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Цветы из солёного теста (розы, ромашки, васильки)

Ёжик.

Воспитывать желание самому делать игрушку.

Развивать фантазию. Вырабатывать умение определять целое и части.

Продолжать учить скатывать капельки необходимого размера (для туловища, листика) умения располагая ёжика на листе.

Дикое животное, ёжик, шарики, тельце, мордочка, вытягивание, иголки, нос, глаза, ножницы, глазирование, сушка.

Беседа «Моя любимая игрушка».

Воспитатель предлагает слепить ёжика.

Рассматривают чучело ёжика.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Игрушка - ёжик

Раскрашивание гуашью ёжика.

Закрепить умение  детей раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет, смешивая краски. Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам.

Ёж, готовую игрушку, смешивание красок, палитра.

Рассматривают готовое изделие, образец сделанного воспитателем.

Воспитатель предлагает раскрасить сои поделки.

Физкультминутка.

Смешивание красок.

Приступают к практической части.

Готовая игрушка ёж.

Подвеска «В синем, синем море…».

Продолжать знакомить детей с техникой тесто пластики, закреплять умение воспроизводить последовательность всех действий при составлении композиции.
Развивать мелкую моторику и координацию.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию и способность доводить работу до конца.
Развивать внимание и наблюдательность.
Закреплять умения и навыки в лепке из солёного теста.

Подвеска, осьминог, ладошка, рыбки, вдавливание, сплющивание,    море,  водоросли, глазирование, сушка.  

Рассматривание и обсуждение с детьми подвески сделанного воспитателем.

Отгадывание загадок.

Проговаривают последовательность работы.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Подвески из соленого теста на морскую тематику

Красивый подсвечник

Учить детей лепить подсвечники. Развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу.

Предложить оформить подсвечники по своему выбору – налепами, прорезным декором по мотивам народных орнаментов, бисером бусинами, природным материалом и т.д.

Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности.

Воспитывать художественный вкус.

Подсвечник, круглый, красивый, узор, бисер, бусинки, ягоды, цветы, листики, глазирование, сушка.

Рассматривают подсвечник.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Рассматривают образец сделанного воспитателем.

Проговаривают последовательность работы.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Подсвечник

Лепка фигурок домашних животных по выбору детей (свинка, котик, собачка, овечка, петушок, курочка).

Закрепить умение лепить домашних животных, передавая характерную форму тела и частей, их относительную величину.

освоение техники лепки из солёного теста.

Совершенствовать умение свободно варьировать разные приёмы лепки для создания выразительного образа.

Фигурки  домашних животных, свинка, котик, собачка, овечка, петушок, курочка,  части тела, стека, зубочистка, шаблон.

Рассматривают картинки с изображением домашних животных.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Обсуждают характерные признаки выбранного животного.

Проговаривают последовательность работы.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

фигурки домашних животных по выбору детей (свинка, котик, собачка, овечка, петушок, курочка).

Венок с полевыми цветами (коллективная работа).

Продолжить упражнять детей в создании коллективных работ.

Учить объединять свои работы в общую композицию, отбирать наиболее выразительные, коллективно обдумывать расположение деталей на панно.

Воспитывать у детей желание работать вместе, формировать умение договариваться друг с другом, планировать работу по реализации замысла.

Венок, полевые цветы, расчёска, панно, замысел, сушка, глазирование.

Рассматривают венок сделанного воспитателем. Обсуждают его.

Воспитатель предлагает детям приготовить для него цветы.

Отгадывают загадки о цветах.

Воспитатель предлагает каждому ребёнку выбрать цветок который они будут лепить.

Проговаривают последовательность работы.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Коллективная работа - венок с полевыми цветами

Подкова на удачу.

Развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности.

Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук. Формировать и развивать навыки ручного труда;

Подкова, удача, счастье, шаблон, цветы, ягоды, листики, зубочистки, стека, результат, подарок.

Рассматривают картинки с изображением подковы, шаблон.

Беседа «Для чего нужна подкова».

Рассматривают украшение на подковах.

Проговаривают последовательность работы.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Подкова с украшением

Кошачья семейка.

Обучить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия. Раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки. Развить гибкость пальцев рук. Научить видеть конечный результат работы.

Семья, кошки, части тела, шерсть, глаза, мордочка, носик, усы, стека, зубочистка, композиция, глазирование, сушка.

Рассматривают картинку с изображением кошачьей семейки.

Беседа «Что такое семья?».

Отвечают на вопросы воспитателя.

Проговаривают последовательность работы.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Фигурки кошек

Раскрашивание красками «Кошачьей семейки» из солёного теста.

Научить раскрашивать изделие из солёного теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

 Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы

Раскрашивать, гуашь, кисти, аккуратность,   конечный результат.

Рассматривают готовое изделие, образец сделанного воспитателем.

Воспитатель предлагает раскрасить сои поделки.

Выбирают цвета нужные им для работы.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Коллективная композиция «Кошачьей семейка»

Чудо-дерево.

Продолжить учить детей раскатывать пласт солёного теста и вырезать с помощью формочек для выпечки рельефные фигурки для размещения на Чудо – дерево.

Воспитывать инициативность и самостоятельность.

Дерево, ствол, ветки, листики, зубочистка, стека, глазирование, сушка

Рассматривают картинки с изображением Чудо-дерева.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Вспоминают технику работы с формочками для выпечки; строение дерева.

Проговаривают последовательность работы.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

рельефные фигурки для размещения на Чудо – дереве

Чудо-дерево.

Научить   раскрашивать изделие из солёного теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

 Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы

Раскрашивать, гуашь, кисти, аккуратность,   конечный результат.

Рассматривают готовое изделие, образец сделанного воспитателем.

Воспитатель предлагает раскрасить сои поделки.

Выбирают цвета нужные им для работы.

Физкультминутка.

Приступают к практической части.

Коллективная композиция «Чудо -дерево»

3. Список литературы.

1. К.В. Силаева. Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки. М: Эскимо, 2006

2.С.А. Хворостухина. Оригинальные поделки для дома. М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010

3.И.А.Лыкова, Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» -М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007

4. ИКТ – технологии.

4. Мониторинг реализации рабочей программы.

Цель: определить степень достижения планируемых результатов рабочей программы и уровень развития художественно-творческих способностей ребёнка. Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в рабочей программе. Мониторинг проводится 2 раза в год. Диагностика уровня художественно-творческого развития детей дошкольного возраста базируется на требованиях «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой и позволяет выявить качественный и количественный уровни усвоения материала, что даёт возможность наглядно увидеть слабые стороны в усвоении рабочей программы каждым ребёнком и, соответственно, целенаправленно и продуктивно организовать творческую деятельность. С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в рабочей программе.  Для текущего оценивания используются субъективные методы: наблюдение, самооценку, самоанализ и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, процесс творческой деятельности, анализ продуктов детской деятельности. В качестве критериев оценки были выделены:

Ф.И. ребёнка

Проявление интереса к тестопластике.

Проявление самостоятельность при реализации замысла

Составляет композицию из отдельных элементов.

Оригинальность предлагаемых художественных решений.

Гармоничность в сочетании цвета.

Сформированность технических навыков при создании лепного изделия.

Аккуратность при работе с материалами и инструментами для лепки.

Итог

С.г.

К.г.

С.г.

К.г.

С.г.

К.г.

С.г.

К.г.

С.г.

К.г.

С.г.

К.г.

С.г.

К.г.

С.г.

К.г.

Не сформированный (красный). Эпизодически проявляет интерес к тестоплатике. При реализации замыла просит взрослого о помощи. Композиция лепного изделия проста по форме и количеству элементов. Не присутствует творческое решение замысла. Технические навыки слабо сформированы. Работа не отличается аккуратностью. Рабочее место и инструменты приводит в порядок после индивидуально адресованного указания.

Частично сформирован (зелёный). Проявляет неустойчивый интерес к работе с солёным тестом. Стремится к проявлению самостоятельности при реализации замысла, но требует утвердительного одобрения взрослого. Ребёнок способен самостоятельно составить композицию из отдельных элементов, но не всегда подбирает гармоничные цвета при придании художественного образа лепному изделию. Технические навыки сформированы по возрасту. Проявляет аккуратность при работе с материалами, но не приводит в порядок рабочие инструменты.

Сформирован (синий). Ребёнок проявляет устойчивый интерес к тестоплатике. Проявляет самостоятельность и творчество при реализации замысла. Составляет разнообразные композиции с большим количеством дополнительных элементов. Использует дополнительные материалы в декорировании изделия. Имеет чёткие представления о сочетании цвета и применяет их при реализации художественного решения. Технические навыки при работе с материалами и инструментами сформированы в полном объёме. Работа и рабочее место отличается аккуратностью. Инструменты после работы приводит в порядок.

                                                                                                              5.Приложение.

История возникновения Тестопластики.

Её история уходит вглубь веков.


Народности, живущие в Гималаях, до сих пор с помощью деревянных форм изготавливают фигурки из ячменной муки, которые заменяют людей и животных, приносимых когда-то  давным-давно в жертву божествам.

Один из народных художественных   промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста. И если раньше поделки из теста имели символический или мистический смысл, то теперь умельцы лепят всё, что угодно – лишь бы было пёстро и красиво.

В Китае, начиная с 17 века, делают марионетки из теста.


В Греции из теста традиционно пекут великолепные венки, украшенные пышным орнаментом.


Узбекские женщины из поколения в поколение выпекают декоративные лепёшки, которые вывешивают на стенки домов.


В Восточной Европе изделия из теста, как и в прежние времена, не окрашивают: типичный коричневый цвет выпечки считается особенно красивым.


В Польше, Чехии и Словакии на протяжении веков остаются очень популярными картины из теста.

Когда главным символом рождества стала ёлка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло солёное тесто.

Во время  Первой Второй мировых войн искусство изготовления солёного теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта традиция стала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает всё больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Хотя поделки из теста – древняя традиции, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Ещё в те времена, когда на Руси.

Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из солёного теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение солёного теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству "Очумелые ручки"

Кружок «Очумелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к с...

Программа дополнительного образования декоративно-прикладного творчества"Мастерилка"

Данная программа позволяет организовать занятия по тестопластике с детьми младшего дошкольного возраста. Расчитана на 2 года....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Магия творчества» (для детей 7-10 лет)

Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момен...

Авторская программа дополнительного образования детей по художественной направленности "Волшебные ладошки"

Отличительной особенностью моей программы является представленная совокупность  и огромное разнообразие нетрадиционных методов и способов обучения, которые  позволяют детям быстро достичь же...

ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «Волшебные ладошки» с детьми группы раннего развития с использованием нетрадиционных техник рисования

ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «Волшебные ладошки» с детьми группы раннего развития с использованием нетрадиционных техник рисования...

Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Волшебные ладошки".

Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Волшебные ладошки"....

Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному творчеству для детей 6-7 лет

Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Способность к творчеству — отличительная черт...