Мастер класс для педагогов "Упражнения для развития коммуникативного развития с использованием методике ОТСМ ТРИЗ"
методическая разработка

Кобко Кристина Даниловна

Мастер класс для педагогов по теме: " Упражнения для развития коммуникативного развития с использованием методике ОТСМ ТРИЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер класс для педагогов17.84 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего педагогического опыта «Арт-терапия как средство развития коммуникативного развития с использованием методике ОТСМ ТРИЗ».

На сегодняшний день проблема социально-личностного развития ребёнка особенно актуальной, поскольку с высоким развитием технологий мир дошкольника переполнен вещами – видеоиграми, видео, аудио техникой, качество и количество которой не всегда контролируется взрослым, дети полагаются на технологии как на основу для большинства своих игр, резко сокращая творчество и фантазию.

Различают следующие виды арт-терапии в зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта: Сказкотерапия, изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия.

- А сейчас, я хочу с вами поделиться некоторыми играми и приёмами из опыта по своей теме:

Картотека упражнений  

Упражнение «Волшебство»

Цель: развитие эмоциональной сферы, познавательных процессов и творческих способностей, снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков .    

Ход: Детям предлагается выразить слово волшебство через признаки (Цвет, звук, запах, настроение, назначение, форме и т.д) или в виде животного. Работа выполняется на одном листе разделенном на 6 частей.

В 1-м  квадрате – цвет (без конкретного изображения объекта)

В 2-м квадрате – звук (рисуем объект ассоциирующейся со звуком )

В 3-м квадрате – запах (фрукты, овощи, сладости )

В 4-м квадрате – настроение и т.д

В конце работы педагог подводит вывод, что каждый нарисовал «волшебство» по своему, посмотрите какие разные получились рисунки, но все они, обозначают одно слово «Волшебство»  

Упражнение «Путешествие по радуге»

Цель: развитие эмоциональной сферы, познавательных процессов, формирование знаний о порядке следования цветового спектра, развитие коммуникативных навыков.

 Ход: Детям рассказывается о последовательности цветов радуги . На большом листе ватмана они по очереди каждый рисует одну полоску радуги. Когда все дети нарисуют по полоске рисунок можно украсить цветами, деревьями, птицами и т.д.

Упражнение «Смешной рисунок»

Цель: Развитие воображения и творческих способностей, установление эмоционального контакта между всеми участниками, активизировать положительные эмоции, сплотить детский коллектив.

Ход: Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Воспитатель завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т.д.

Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали. После все ребята рассматривают и раскрашивают рисунок.

 Упражнения «Разноцветные фонарики» 

Цель: развитие эмоциональной сферы, познавательных процессов и творческих способностей, снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.    

Ход: Ребятам раздаются листы бумаги, которые нужно намочить с помощью чистой кисточкой водой центральную часть, затем дети с помощью смешивания 3х цветов «зажигают фонарики», каждый фонарик имеет свой неповторимый цвет. Дети по очереди зажигают свои фонарики на одном большом листе, после окончания работы обсуждаются какие цвета ребята использовали, что получилось, какой формы фонарик и т.д. и приклеивают их на общий фон (вечерняя улица), педагог подводит вывод, что один фонарик на большой улице выглядит очень одиноко и   грустно, а множество фонариков, гораздо больше украшают и радуют вечернею улицу, а также дают много света.

Упражнения «Нарисуем вместе»

Цель: активизирование творческого интереса, развитие психические процессы, развитие умение заниматься творческой деятельность совместно с другими детьми.

Ход: Дети делятся на пары и садятся напротив друг друга, один ребенок начинает рисовать объект, другой дополняет рисунок и т.д. пока рисунок не будет готов, тема рисования не задается.

Дети рисует совместную коллективную работу по схеме Объект – имя признака – значение имя признака. Первый ребенок выходит и придумывает объект (например: стол), второй рисует признак (цвет) и следующий заканчивает строчку значением имени признака (Зеленый).  

Упражнение «Радость»

Цель: развитие эмоциональной сферы, развивать умение заниматься творческой деятельность совместно с другими детьми, познавательных процессов и творческих способностей, снятие эмоционального напряжения.    

Ход: Детям предлагается выразить слово «радость» через признаки: цвет, звук, запах, настроение, назначение, форме и т.д. или в виде животного. Работа выполняется на одном общем листе. В конце работы педагог подводит вывод, что каждый нарисовал «волшебство» по своему, посмотрите какие разные получились рисунки, но все они, обозначают одно слово «Волшебство»  

Упражнения «Волшебные кляксы»

Цель: активизирование познавательного интереса, формирование навыков уверенного поведения, развитие воображения и образного мышления, развитие коммуникативных навыков.

Ход: Согнуть лист формата А-4 пополам. Отогнуть. Потом на одной части листа капнуть краской любого цвета, можно использовать несколько цветов. Снова согнуть лист для того, чтобы клякса отпечаталась на второй части листа. Отогнуть. Ребята меняются рисунками рассматривают, фантазируют, на что похожа клякса.

Упражнение «Рисование клубком»

Цель: развитие эмоциональной сферы, познавательных процессов и творческих способностей, снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.

Материалы: клубок ниток или веревки, ватман, клей, цветные карандаши.

Ход: педагог должен размотать клубок ниток и показать детям, каким образом создавать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет по очереди каждый ребенок и на ватмане создает композицию разматывая его и приклеиваю на ватман, передает клубок следующему. После завершения работы ребята дорисовывают композицию цветными карандашами. После обсуждается, что каждый ребенок изобразил и какие впечатления остались у него. Понравилось, не понравилось, что было сложно и т.д

Упражнение «Фантастические существа»

Цели: сплочение группы, развитие креативности, повышение самооценки. Материалы: бумага, карандаши.

Ход: ребята рассаживаются по кругу на стульчиках, у каждого в руках карандаш и подготовленный заранее лист бумаги. Расположенный вертикально лист делится на 3 части, и затем 1 и 3 часть заворачиваются вовнутрь подобно конверту.
«Сейчас мы с вами вместе создадим фантастическое существо. 1-й рисует голову, передает лист 2-му и тот рисует тело, не смотря на голову. Затем передает 3-му и тот рисует ноги. Передает следующему, который разворачивает лист, придумывает имя существу и небольшую историю о нем». По сигналу педагога начинается рисование. Когда фантастические существа готовы, у них есть имена и истории можно провести выставку с обсуждением и комментариями.

Упражнение «Рисование фигуры»

Цель: развитие эмоциональной сферы, познавательных процессов и творческих способностей, снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.

 Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти (разного формата), баночки для воды, карандаши, фломастеры, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, ватман или обои.

Ход: ребенку предлагается постелить ватман или кусок обоев на пол и затем лечь на него так, чтобы педагог или другие дети могли обвести его силуэт карандашом. Затем каждый ребенок, используя любые материалы, заполняет фигуру содержанием. Это может быть: какой-то наряд, костюм; автопортрет, дополненный вырезками из журнала, разместить на фигуре различные чувства и раскрасить их в соответствующие цвета, украшать ее, дополнять какими-либо образами. Далее следует сделать выставку фигур, прикрепив их скотчем к стене и провести презентацию с последующим обсуждением.

Упражнение «Невидимка. Рисование свечой»

Цель: развитие эмоциональной сферы, познавательных процессов и творческих способностей, снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.

Материал: бумага, свечи восковые, парафиновые, акварель или краски.

Ход: Ребята рисую в парах на бумаге свечой все, что желают изобразить на листе, получается волшебный рисунок, он есть, и его нет. Затем на лист наносится акварель. Ребята отгадывают, кто что хотел изобразить.

Упражнение «Рисуем настроение»

Цель: развитие эмоциональной сферы, познавательных процессов и творческих способностей, снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.

Материал: Краски, бумага.

Ход: Дети делятся на подгруппы по 4 человека и им дается задание нарисовать «веселое» настроение на ватмане. Рисуют ребята красками. После завершения рисования все рисунки рассматриваются и обсуждаются .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться,  сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях.Умение выстраивать и поддерж...

Мастер - класс для родителей по социально-коммуникативному развитию на тему: "Роль игры в социализации детей"

Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятс...

Карта НОД "Социально-коммуникативное развитие" с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ.

Технологическая картанепосредственно образовательнойдеятельностиОбразовательная область"Социально-коммуникативное развитие"реализация программы духовно-нравственного воспитания «Социок...

Карта НОД "Познавательное развитие" с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ "Лаборатория Лисичек" .

Цель  –  Развитие у  младших дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через использование анализаторов, формирование навыков  проведени...

Мастер класс для педагогов "создание образных характеристик через составление сравнений, загадок "ОТСМ ТРИЗ""

Обучение детей среднего дошкольного возраста, созданию образных характеристик через составление сравнений, загадок....