"Гендерное воспитание в условиях детского сада"
учебно-методический материал (старшая группа)

Елена Викторовна Михайленко

Сообщение для педагогического совета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_leny_mihaylenko.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 11 «Голубой вагон»

Сообщение:

« Гендерное воспитание в условиях детского сада»

Воспитатель: Михайленко Елена Викторовна

                                                                     «Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать»         

В. А. Сухомлинский.

         Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

         

      Известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства.

     Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии.  И не стоит забывать о самом главном, что труд – это прежде всего здоровье и радость от полученных результатов  своего же труда, это стремлении детей к самостоятельности и активности.

       Основная наша задача педагогов – воспитание детей в духе целостного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения участвовать в целесообразном преобразовании мира, понимать его; создание необходимых условий для развития индивидуальности,   обеспечения психологического комфорта каждого ребенка.

       При решении этих задач  я учитывала  принцип интеграции-взаимосвязи разных видов деятельности, - так как трудовое воспитание должно пронизывать  всю жизнь ребенка ( например, чтобы познакомить детей дошкольников с трудом взрослых  я  организую наблюдения, беседы, провожу сюжетно-ролевые игры; читаю художественную литературу).

        Очень важно  гендерный подход считать  необходимым, кода

речь  идет  об  индивидуализации  трудового  воспитания

так  как:  все  аспекты  развития  мальчиков  и  девочек

различаются по скорости и по содержанию.

         Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, как представителя определенного пола. Я  стараюсь организовать  деятельность детей  в группе по принципу «взаимодополнения» т.е. выполнения трудовых поручений парой, когда основная физическая нагрузка возлагается на мальчика, а девочка обеспечивает эстетическую  сторону поручения.,. Например,  при уборке помещения, при изготовлении простейших игрушек для малышей, при дежурствах по столовой и т.д.

          При организации такого вида труда необходимо у мальчиков формировать первые навыки владения такими инструментами, как молоток, ножовка, а у девочек - умение украшать интерьер, совершенствовать умение ухаживать за малышами и т.д.  ( Предметы оперирования )

   Для формирования у воспитанников  трудовых навыков с учетом гендерной социализации в группе были созданы центры:

   - детские инструменты и гараж с машинками - для мальчиков;

   -  фрагменты кукольного блока – посуда, продукты питания,   доска для глажения, утюг, тазик для стирки кукольного белья – для девочек.

       Для развития творческого замысла в игре девочкам предлагаю предметы женской одежды; украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики; мальчикам детали военной формы

       Содержание и направления труда в ДОУ многогранны. . Отличительной особенностью детского труда является его близость к игре. В педагогическом процессе существует несколько видов труда детей, и на основании этого оборудованы уголки труда:

  • самообслуживание - это труд ребёнка, направленного на обслуживание самого себя;
  • хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность детей, в которой они подражают взрослым (клеенка, тазы, ведерки, тряпочки, фартуки клеенчатые, щетки, полотенце, совочки, веник)
  • труд в природе - это уход за растениями, выращивание овощей на грядках (фартуки, клеенки, тряпочки, губки, кисточки, пульверизатор, лейки, палочки для рыхления,  грабельки, совочки, ящики для рассады, ножницы); труд на участке (ведра, лейки, лопаты, грабли, метелки, совки).
  • ручной  труд - это изготовление поделок из природного материала различного вида (этот вид труда способствует развитию фантазии у детей, а так же творческих способностей); (бросовый и природный материал, бумага, ткань, картон, древесина и т.д.)

   

- детские инструменты и  гараж с машинками – для мальчиков;

- фрагменты кукольного блока – посуда, продукты питания, доска для глажения, утюг, тазик для стирки кукольного белья – для девочек

      Деятельность детей носит как индивидуальный, так и коллективный характер. Так, в ходе коллективного труда между воспитанниками   распределяются  обязанности с учетом пола: мальчики выполняют  физически более трудные поручения, а девочки обеспечивают   их эстетическую сторону.

Например, « День чистоты»  мальчики наливают воду в тазики, подносят  их девочкам, а те стирают кукольное белье.  Осенью мальчики собирают листву, складывают её в мешки, а зимой  сгребали  снег для снежных построек. Девочки подметают веранду. Выполнение трудовых поручений парой научило детей трудиться дружно, вместе.

     В качестве индивидуальных поручений предлагается помыть игрушки, протереть кукольную мебель, стулья, машины.

       Также трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

     Ознакомление  с  трудом  помощника  воспитателя,  дворника,  прачки,  повара,  шофера,  продавца, почтальона,  дает  возможность  воспитателю  облегчить  контакты  с  взрослыми,  научить  общаться  с  незнакомыми  людьми.  Экскурсия  на  кухню  помогает  детям  лучше    узнать о разнообразии трудовых процессов по обработке разных

продуктов, прежде  чем готовое блюдо будет подано к обеду.

Часто провожу беседы о том, как дома дети помогают  дома и на даче, какую работу можно назвать «легкой», какую «тяжелой».

     Планируя  деятельность  детей  и  взрослых  в  течение  дня  я   особое внимание уделяю требованиям  к развитию личностных качеств ребенка через трудовую деятельность.

Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

       Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не может осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности. В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.

   Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся в детском саду, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью я систематически знакомила родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста. В своей работе применяла разнообразные формы организации: родительские собрания: " Человек трудом красен" , круглый  стол

" От семени до урожая", совместные выставки поделок:  «Что нам осень принесла», « Осенние шляпки», «Рукавичка Деда Мороза», «Мамины умелые ручки»,  и другие.

      С удовольствием воспитанники наблюдают и пытаются помогать родителям во время ежегодных акций  по  благоустройство территории ( папы с мальчиками ремонтирую песочницы, носят песок, убирают ветки, сажают деревья.

 Запоминающимся событием стала  акция « Покормите птиц», для участия в этом мероприятии мальчики с папами изготавливали  дома кормушки для пернатых, из бросового материала. Дети с восторгом и гордостью от результата совместного труда развешивали кормушки на территории детского сада.

   Совместно с родителями мы создали альбом « Трудятся мальчики, трудятся девочки» оформленный фотографиями того, как они помогают дома и на даче. Дошкольники наперебой комментируют эти фотографии.

   У воспитанников сформировалась адекватная модель поведения при общении к друг другу. Мальчики стали бережно и заботливо относиться к девочкам: помогают им убирать игрушки. Девочки стали наводить порядок на полках с игрушками.

   

   Следует отметить, что успех данной работы стал возможен благодаря взаимодействию с семьями воспитанников. Ведь и педагогам, и родителям важно понимать, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретает все необходимые качества женственности только в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание в условиях детского сада

Если пол имеет отношение к физиче­ским, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то по­нятие «гендер»  затрагивает их психологические, социальные и куль­турные особенности....

" Гендерное воспитание в условиях детского сада"

" Гендерное воспитание в условиях детского сада"...

Гендерное воспитание в условиях детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается омужествление девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где  – слабый).Причины:...

Консультация для педагогов "Гендерное воспитание в условиях детского сада".

Цель: Актуализация и уточнение знаний педагогов "Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?"...

Гендерное воспитание в условиях детского сада.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обще...

Педсовет на тему: «Гендерное воспитание в условиях детского сада»

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представи...

Консультация для родителей " Гендерное воспитание в условиях детского сада".

В данном материале раскрывается тема гендерного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду....