Опыт работы на тему: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольников»
проект (младшая группа)

Хлынцева Ольга Анатольевна

Изучить и обосновать значимость влияния подвижных игр на развитие  и совершенствование двигательных навыков детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_opyt.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»»

Опыт работы на тему: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольников»

Выполнила воспитатель: Хлынцева О. А.

Мучкап 2020 г.

Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Максим Горький

Цель  опыта:

Изучить и обосновать значимость влияния подвижных игр на развитие  и совершенствование двигательных навыков детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: увеличить двигательную активность; создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта; повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности; воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.

Актуальность

На сегодняшний день наиболее актуальными в деятельности любого ДОУ являются вопросы физкультурно-оздоровительной работы, основная задача которой - способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития ребенка, развитию двигательной активности. И начинать эту работу следует с детьми раннего возраста, т. к. фундамент здоровья человека закладывается уже в раннем детстве.

Всем давно известно, что движение — это: врожденная, жизненно необходимая потребность человека, эффективное лечебное средство, познание окружающего мира, важное средство воспитания и общения. Это доказано многочисленными исследованиями известных ученых, педагогов и психологов.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

       Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личные, морально-волевые и поведенческие качества. Здоровое поколение – основа любого государства, именно поэтому выбранная мною тема работы является актуальной.

Обобщение опыта.

Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить здорового, физически развитого человека, готового к этим открытиям. Процесс обучения новым видам движений очень трудоемкий для детей дошкольного возраста, а малыши тем временем нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания.  Тут и приходит нам на помощь подвижная игра, которая помогает обучать ребенка основным видам движений, так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Моя педагогическая идея состоит, в организации двигательной активности детей в течении всего дня с помощью подвижных игр. Особое значение имеют они для увеличения физических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. С помощью подвижных игр я намерена решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи и создавать в процессе игры благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования их нравственных качеств, а также привычек и навыков здорового образа жизни.

Для реализации идеи требовалось выполнить следующие условия:

1. Создание необходимого пространства, позволяющего выполнить все условия игры.

2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

3. Включение подвижных игр в режимные моменты дня, а также в проекты недели, месяца, итоговые мероприятия.

4. Использование подвижных игр, способствующих развитию речи детей, увеличению их знаний в других областях развития, а так же для обогащения их собственного двигательного опыта.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

Результативность опыта.

Работая в данном направлении, я получили следующие результаты:

1. Повысился интерес детей к занятиям по физической культуре.

2. Значительно повысились показатели развития у детей таких физических качеств как: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость.

3. Значительно расширился двигательный опыт детей, необходимый им для овладения основными видами движений.

4. Дети научились находить общий язык, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам.

5. У многих детей начала активно проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.

 Важнейшей чертой подвижных игр является комплексный характер их взаимодействий на моторную и психическую сферу детей, на функции организма, на проявление двигательных, волевых, интеллектуальных и моральных качеств. Подвижные игры вовлекают в активную работу почти все мышечные группы, положительно влияют на работу внутренних органов и систем. Одной из важнейших сторон подвижных игр является их массовость и комплексное воздействие на развитие физических качеств, а так же влияние на формирование двигательных умений и навыков детей. Подвижные игры включают все основные виды движений ходьба, бег, прыжки, метание и др. развивают физические качества - ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость, и поэтому на протяжении многих лет подвижные игры служили главным средством физического воспитания детей.

Классификация подвижных игр.

Подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т. д.).

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный ("Зайцы и лиса", "Воробышки и автомобиль") и условный ("Ловишки", "Перебежки").

В бессюжетных играх ("Найди себе пару") все дети выполняют одинаковые движения.

Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

В детском саду вместе с подвижными играми практикуют игровые упражнения, например, "Сбей кеглю", "Попади в круг" и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа ("Кто точнее попадет" и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.

Методика проведения подвижных игр с младшими дошкольниками

Алгоритм действий

Методы  и приемы

Сбор на игру

1. Начать играть с 3-5 детьми, а остальные присоединяться

2. Дать условный сигнал (голос, колокольчик, бубен)

3. Привлечь внимание красивой игрушкой.

Создание интереса к игре

1.Загадать загадку (отгадка-главный герой игры).

2. Спеть песню, рассказать стихотворение.

3. Показать игрушку.

Размещение детей

Ставят так , как этого требует начало игры.

Объяснение игры

1. Заранее не объясняют, а подсказывают действия детей по ходу.

2. К концу года мл.гр. можно дать объяснение, когда игра простая.

Показ действий

1. Воспитатель выполняет все движения от начала до конца с детьми (полный показ).

2. Иногда до начала игры после сбора.

Распределение ролей

1.  Роль водящего выполняет воспитатель.

2. На роль водящего назначить активных детей, затем остальных.

Раздача пособий

После объяснения игры.

Начало игры и руководство

Играть от начала до конца с детьми

Окончание игры. Подведение итога

Дать положительную оценку и сравнить с образом.

Длительность игры

5-8 минут

Повторить 3-4 раза

Работа с родителями

В нашей группе уделяется большое внимание работе с родителями воспитанников, стараясь вовлекать их в единое образовательное пространство.

Для этого используются разнообразные формы:

Консультация «Физкультурно-оздоровительная работа в группе».

«Организация подвижных игр с детьми на воздухе в зимний период».

Родительское собрание «Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни».

Создание нетрадиционных пособий для профилактики плоскостопия, нарушения осанки у детей.

Консультация для родителей

На тему: «Организация подвижных игр с детьми на воздухе в зимний период»

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи, и, конечно, оказывает закаливающий эффект. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.

Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже -15°, со старшими — не ниже -22°. При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки.

Даже короткие 15-20 минутные прогулки при неблагоприятных условиях погоды дают детям эмоциональную и физическую зарядку.

Чтобы во время прогулки зимой тепловое состояние детей было нормальным, надо правильно их одевать. При этом зимняя одежда ребёнка должна быть теплой, но легкой, чтобы не стеснять движений. Не нужно укутывать его - температура кожи под толстыми слоями одежды повышается, теплоотдача высокая, двигаясь - ребенок потеет, и вероятность переохлаждения выше чем при "недостаточном" одеянии.

Но самый главный элемент закаливающих зимних прогулок - подвижные игры. Они не только поднимают настроение - они укрепляют здоровье, предупреждают простуду - движение в этом случае просто необходимо!

С целью определения влияния подвижных игр на уровень физического развития детей мною проводится мониторинг. Количество детей, участвующих в диагностике, составляет 25 человек.

В течение 2018 – 2019 года диагностика проводилась два раза – в конце сентября и середине мая. В конце сентября 2018 года я  получила следующие результаты: 5 детей имеют высокий уровень физического развития это 20%, 17 детей – средний это 68% и 3 детей – низкий это 12%. Анализируя полученные результаты, сделала следующие выводы. Основная часть группы имеет средний уровень физического развития, это говорит о том, что в основном дети ведут активный образ жизни и у них сформировался достаточный для их возраста двигательный опыт. Но есть и дети показавшие результаты, которые позволили мне говорить о их низком уровне физического развития. Опираясь на данные результаты, я весь следующий год планировала и строила свою работу

В течение следующего 2019 года работы в середине мая была проведена диагностика: 22 ребёнка имеют высокий уровень физического развития это 88%; 3 ребёнка средний уровень это 12%. Исследование показало, что уровень физического развития детей улучшился по всем показателям. В этом году работа по данному направлению продолжается, созданы картотеки подвижных игр. Сравнительный анализ оценок выполнения заданий в начале и конце работы показал снижение количества детей с низким уровнем физического развития и увеличение количества детей с высоким уровнем физического развития. 

В течение 2020 – 2021 года работы на начало учебного года я получила следующие результаты по физическому развитию 39%, а на конец учебного года 90%. Что показало уровень физического развития увеличился по всем показателям. Эти изменения отражены на диаграмме.

Заключение.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Уже в младшем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Во время игр у малышей формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Таким образом, можно сказать, что использование в практике работы по физическому воспитанию подвижных игр, позволило повысить эффективность процесса физического воспитания и оказало положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям по физической культуре.

Список используемой литературы:

  1. Валова Н. В. «Подвижная игра как средство физического развития дошкольника».
  1. Т.И Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина «Игры и развлечения детей на воздухе».
  1. Бауэр, О.П. «Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников».
  1. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
  1. Доронина, М.А. «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста».
  1. Е.А. Сагайдачная, Т.Л. Богина, Т.С. Яковлева. «Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения»
  1. Пензулаева, Л.И. «Анатомо-физиологические особенности детей».
  1. Степаненкова, Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка».
  1. Филиппова, С.О. «Формирование у дошкольников двигательных навыков».
  1. Демчишин, А.А. «Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование физического развития и укрепление здоровья дошкольников

Практические и теоретические советы для родителей по воспитанию здорового ребёнка...

Отчёт по самообразованию на тему: "Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста»

В 2015-2016 учебном году я работала по теме самообразования: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста»Важным направлением физического воспита...

Проект: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения ФГОС»

В наше время наиболее остро стоит проблема правильного физического развития ребенка и его здоровья. Сохранять и развивать здоровье подрастающего поколения помогает подвижная игра....

Тема самообразование «Роль семьи в физическом развитии и укрепление здоровья дошкольника в соответствии ФГОС ДО»

Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных и дидактических игр....

«Роль подвижной игры в физическом развитии и укреплении здоровья детей»

Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни. Подвижные игры просты в организации, в...

Отчёт по самообразованию на тему: "Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста»

В 2019-2020 учебном году я работала по теме самообразования: «Роль двигательного режима для здоровья дошкольников»Важным направлением физического воспитания детей в условиях современного д...