Богатыри-защитники земли Русской
презентация к уроку (старшая группа)

Гаврилова Елена Николаевна

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация.

Цель: формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси,

ЗАДАЧИ:

 1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: дать детям знания о великих богатырях-защитниках земли русской; подвести к пониманию того, что во все времена народ славил своих защитников и гордился ими.

2. РАЗВИВАЮЩАЯ – развивать желание высказываться по поводу увиденного; оживить представление о былинах, о былинных героях;

3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским воинам, желания им подражать.

Материалы и оборудование: картина В. М. Васнецова «Богатыри; образцы символов земли, солнца; заготовки мечей из картона,  ножницы, клей, образцы мечей; слайд богатыря, аудиозапись Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»; ансамбль «Цветы» песня «Богатырская наша сила»; шлемы для мальчиков, картины богатыря и солдата.

Содержание организованной деятельности детей.

Здравствуйте, люди добрые. Сядьте ребята на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали.

Сегодня поговорим о героях – богатырях древней Руси в которой жили 1000 лет тому назад, а вот слава о их подвигах, как о Защитниках земли родной из глубокой древности дошла до наших дней. (слайд)

А я беседу начну с поговорки, вы послушайте и попробуйте определить в ней главное слово. «Славна богатырями земля русская». (Богатырь)

Кто такие богатыри? (Это храбрые воины, защитники русской земли).

Каких богатырей вы знаете?

Откуда вы о них узнали? (из сказок, м/ф, песен, былин, сказаний).

Какими словами можно заменить слово «богатырь»? (силач, воин, боец, защитник, храбрец, герой, орел, заступник).

Подберите к слову «смелый» слова, близкие по значению? (храбрый, отважный, бесстрашный, решительный, доблестный, героический, дерзкий, сильный).

Ребята, вы желаете почувствовать в себе богатырскую силу?

Представьте, что вы богатыри!

Физ. минутка

Дружно встали раз, два, три -

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек

И на право, и еще через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо – получается на славу! (Дети садятся)

Ребята, посмотрите на картину (звучит музыка) (слайд)

Как бы вы назвали эту картину?

В. М. Васнецов, конечно, не видел богатырей. Они жили на много раньше художника, но он слушал, о чем поет народ в былинах.

Ребята, кто мне скажет, что такое былина? (Былина-это русская народная песня о подвигах богатырей).

Художник их себе представил так. Он работал над картиной 25 лет, это большой промежуток времени.

И теперь для нас они именно такие, как на этой картине. (Музыка окончена).

Кто назовет имена богатырей?

Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов) .

Где тут самый старший богатырь! (Самый старший, мудрый и опытный богатырь-это Илья Муромец).

А где самый молодой богатырь? (Самый молодой богатырь-это Алеша Попович. Он мне очень нравится, потому что умеет играть на гуслях).

Какими качествами обладал Алеша Попович? (Хитростью, смекалкой, дерзостью).

Про него можно сказать, что он душа-парень. Художник хотел нам показать то, что если он молод и не сможет взять силою врага, то хитростью победит и смекалкой, вы согласны)

Что охраняют богатыри! (Они охраняют землю русскую, ее границы).

Чем вооружены богатыри? (Ребенок рассказывает самостоятельно).

Какие отношения между богатырями? (Отношения между богатырями дружеские).

Как вы догадались об этом? (потому что они рядом стоят, вместе охраняют землю).

Ребята, на картине богатыри все разного возраста и пожилой, и очень молодой, вы это заметили? Что их объединяет всех. (Любовь к Родине, родной земле, своему народу)

Настоящий защитник он в любом возрасте отважен и смел.

Хороводный обряд-поклонение дубу

Дети берут шлемы, встают в круг (под музыку)

(музыка окончена)

В стародавние времена, прежде чем воину-богатырю идти в бой, он всегда подходил к дубу. Как вы думаете почему? (Чтобы попросить силы). (слайд)

Дуб всегда почитался за могучесть и жизнестойкость.

Сначала дуб у нас бывает маленьким деревцем, покажем каким.

У нас дубок (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх)

Вот таков!

Корень да его-

Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)

Листья да его-

Вот так широки (разводим руки в стороны)

Ветки да его-

Вот так высоки! (руки вверх)

Ах ты, дуб – дубок, ты могуч (медленно покачиваем вверху сцепленные руки)

На ветру ты, дубок скрипуч

Дай мне силы, отваги, добра

Чтобы землю родную

Защищать от врага!

Ребята, почувствовали силу, отвагу, мужество.

Стихотворение

Ай да сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

А преданье старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Дети под музыку идут по кругу и садятся за столы.

Ребята, как вы думаете, какое оружие было у богатырей самым главным?

Меч-дорогое оружие. Он передавался от отца к сыну, его очень берегли и старались украсить разными символами. Узор наносился не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи хозяину, защиты от злых сил.

Повторяем знаки

Что означает знаки «солнца»? (Они отражают удары врага, спасают от ударов врагов)

Что означает знак «проросших семян»? (Он желает богатства и благополучие)

А вы создайте собственную композицию.

Повторяем работу с ножницами

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

Дружных крепеньких ребят

Вот большак, помогать он всем мастак

За ним стоит указка, его конек подсказка

Вот средний, очень сильный, как богатырь былинный

Четвертый – безымянный

А пятый- коротышка, проказливый мальчишка

Статистическое упражнение

На поляне у ручья

Три стоят богатыря (большой палей прижимает мизинец, указательный, средний, безымянный поднятый вверх)

Следим за осанкой. Если криво сяду я, то испортится моя спина

Если плохо сяду я, заболит моя спина.

Самостоятельная деятельность детей под музыку.

Организация выставки детских работ на доске

Рассказы детей о своем орнаменте на мече.

(«Я на мече сделал много знаков «солнца», чтобы легче было в бою»)

(«Я сделал елочку, чтобы богатырь жил долго, так как елочка означает символ долгой жизни»)

(«Я на меч наклеил поле и семечки, чтобы меч был живой и быстрый»)

А теперь вернемся в наше время. Как вы считаете, есть защитники у нашей страны сейчас?

Кто они, назовите? (Танкисты, моряки, подводники, пехотинцы, пограничники, десантники, летчики, связисты, ракетчики). Д/игра «Богатыри и солдаты».

Матушка- Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, защитников Родины.

Все может родная земля: накормить хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой.

И только защитить сама себя она не может. Защитить Отечество-долг наш с вами, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.

Когда наши мальчики вырастут, они тоже станут достойными защитниками Родины.

Итог:

Что вам ребята, понравилось в нашей совместной работе (ответы детей).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_bogatyri.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

1 2 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатыри – защитники земли Русской. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Целью занятия является воспитание любви к Родине, уважения к ее защитникам и к русской истории. Дети знакомятся с картиной В. Васнецова «Богатыри», которая вызывает у них чувство гордости и патриотизм...

"Богатыри- защитники земли русской"

. Познакомить детей с былиной, помочь почувствовать красоту и выразительность былинной речи.2. Обогащать словарь детей словами обществоведческого характера.3. Развивать эстетические чувства средствами...

Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»

Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Закрепить представление о былине, о былинных ...

Досуг "Богатыри - защитники земли русской" с элементами фольклора

Вашему вниманию предлагается досуг-развлечение в подготовительной логопедической группе "Богатыри - защитники земли русской " с элементами фольклора. В сценарии досуга представлены материалы устного н...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Богатыри – защитники земли Русской" в старшей группе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен для детей старшей группы ДОУ. Главная задача его- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на истории нашего велико...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ "БОГАТЫРИ-ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ"

Организация  непрерывной непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию  детей старшей группы по теме"Богатыри-защитники земли русской"Автор конспекта ННОД:...

НОД: "Богатыри - защитники земли русской"

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №8...