Отчёт по самообразованию "Роль фольклора в развитии разговорной речи детей 2-3 лет"
рабочая программа (младшая группа)

Новицкая Анастасия Ивановна

Отчёт по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_8.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию по теме: «Роль фольклора в развитии разговорной речи детей 2-3 лет».

К.Д. Ушинский утверждал: «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». Тема моей работы по самообразованию называется «Роль фольклора в развитии разговорной речи детей».

Цель самообразования:

  1.  Изучить и опытно-экспериментальным путём проверить влияние малых форм фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
  2.  Формировать у детей первоначальные навыки художественно-речевой деятельности, интерес и любовь к фольклору.
  3.  Воспитывать гуманные чувства.
  4.  Развивать мелодию и ритм родного языка.

Задачи: 

  1. Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества:  

А) расширять знания детей о разных формах фольклора

Б) формировать связную речь, расширить словарный запас

В) воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям

2.  Установить двусторонний контакт с ребенком в адаптационный период.

Актуальность темы: дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк. Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит сказки и рассказы из уст родителей. Я считаю, что именно использование форм малого фольклора способно духовно обогатить ребёнка, расширить его словарный запас, воспитать культуру речи, потому что фольклорные произведения хорошо воспринимаются детьми благодаря их мягкому юмору и знакомым жизненным ситуациям.

В своей работе я использую:

  1. Потешки.

-  В адаптационный период, когда ребёнок скучает по дому, по маме, не способен общаться с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии,  я использую потешки, уговорушки - правильно подобранная потешка помогает погасить в ребёнке отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к чужому человеку, отвлечься и успокоиться.

- Потешки помогают в режимных моментах – при одевании, причесывании, сборах на прогулку, во время еды, укладывании спать. С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид (при этом хорошо тренируется память). Через несколько месяцев дети сами начинают вводить  потешки в свои игры: во время кормления куклы или укладывании её спать.

- с помощью потешек и музыкальных инструментов вырабатываю у детей чувство ритма.

2. Загадки.

Загадывая загадки, развиваю в детях способность к анализу, обобщению, формирую умение самостоятельно делать выводы. Перед загадыванием загадок с детьми провожу беседу о тех предметах или животных, о ком  они составлены. Стараюсь чётко и кратко описывать предмет, который загадала.

3. Широко использую в своей работе театрализацию – именно она развивает речь, способствует лучшему запоминанию сказок, стихов, помогает инсценированию движений, игрушек, пальчикового и настольного театров. Дети с удовольствием разыгрывают знакомые сказки, песенки, потешки. Вместе с детьми обращаем внимание на интонацию голосов животных, учимся чётко, эмоционально проговаривать фразы, менять силу голоса, интонацию (говорим вопросительно, восторженно, испуганно).

4. Пословицы и поговорки. Используя в своей работе эти малые форма фольклора, я учу детей ясно выражать свои мысли и чувства, развиваю умение образно описывать предметы. Сначала с детьми знакомимся  с пословицей или поговоркой, а уже потом пытаемся понять их смысл.

5. Сказки. Вместе с детьми просматриваем иллюстрации к сказке, знакомимся не только с героями сказки, но и с природой, предметами быта. После прочтения сказки провожу беседу с детьми: как они характеризуют того или иного героя сказки, как оценивают поступок героя. Обращаю внимание на речь героев (волк говорит страшным голосом, мышка тоненьким…)

7. Различные виды досуга и развлечений – показ «живых картинок», пальчиковые игры, подвижные игры.

Для реализации проекта я использую разные виды методов.

  1. Словесные: беседа, рассказ, чтение, проговаривание.
  2. Игровые: дидактические и подвижные игры.
  3. Наглядные: плакаты, альбомы, иллюстрации, различные виды театров.

Формы:

Тематические занятия, досуги-беседы, наблюдения, игры, моделирование ситуаций, разучивание стихов, загадок, потешек, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, свободно-самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с использованием дидактических материалов, консультативная работа с родителями.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей:

  • подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора – это подвижные, пальчиковые игры.
  •  Изготовлены театры на стаканчиках и прищепках «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь».
  • Приобретены  аудио кассеты со сказками, стихами.
  • В уголок для родителей регулярно помещаются материалы по развитию речевой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие разговорной речи детей средствами физического воспитания

Одним из эффективных приемов по развитию речи детей является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движениями. Эти упражнения можно использовать в различных моментах физкультурно-оздорови...

Влияние малых форм фольклора на развитие активной речи детей 2-3 лет

Данная итоговая аттестационная работа может иметь практическую значимость исследования для воспитателей и родителей, так как здесь представлены содержание и методика развития речи детей 2-3 лет с испо...

Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста

В данной  статье рассматривается проблема развития связной речи детей средствами малых форм фольклора, её актуальность и значимость. Ключевые слова: фольклор, компетенция, развитие речи, реб...

Доклад для педагогов по теме: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Выступление на МО  с темой «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»....

Консультация для родителей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей 4-5 лет"

Консультация для родителей«Влияние фольклора на развитие связной речи детей 4-5 лет"...

Консультация на тему: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей дошкольного возраста»

        Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Речь - не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информ...