Влияние малых форм фольклора на развитие активной речи детей 2-3 лет
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Данная итоговая аттестационная работа может иметь практическую значимость исследования для воспитателей и родителей, так как здесь представлены содержание и методика развития речи детей 2-3 лет с использованием малых форм фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая аттестационная работа

На тему: «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей 2-3 лет»

Подготовила:

Фадеенко Надежда Михайловна,

воспитатель

Братск, 2017

Введение

 Речь – это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Гегель)

В ФГОС ДО обозначены основные направления развития и деятельности детей. И одним из основных направлений является речевое развитие. ФГОС ДО объясняет, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматические правильной диалогической  и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым.

Вместе с тем специалисты бьют тревогу в связи с массовыми нарушениями речевого развития дошкольников. Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. считают, что проблема обусловлена репрессивной педагогикой в семьях, нарушением эмоциональных связей дошкольника с родителями, а порой со сверстниками.

Развитие речи детей в возрасте 2-3 лет идёт по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребёнка.

На третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребёнка в разных условиях, прекращать и вызывать его действия, оказывая непосредственное влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребёнок не только понимает отдельные слова, но и становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чём они говорят. В это время дети активно слушают сказки, стихи и не только детские, но и труднодоступные по смыслу.

Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, являются для ребёнка важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Учитывая это, воспитатель должен направленно руководить развитием способности ребёнка слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации. Малые формы фольклора прекрасно подходят для решения этой задачи, т.к. ребёнку, слушая и повторяя потешки, прибаутки, считалочки и поговорки приходится представлять то, о чём идет речь в тексте.

Фольклор – это поэзия, в которой народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Из вышеперечисленного следует, что фольклор – это опыт народа, и использование фольклорных произведений формирует познавательные интересы ребенка.

Актуальность проблемы определила тему данного исследования.

Цель исследования – изучить влияние малых форм фольклора на становление активной речи детей 2-3 лет.

Поставленная цель реализуется посредством следующих основных исследовательских задач:

 - изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выявить основные понятия;

 - выявить уровень развития речи детей 2-3 лет;

 - разработать серию конспектов занятий по развитию активной речи детей 2-3 лет с применением малых форм фольклора и апробировать их.

Данная итоговая аттестационная работа может иметь практическую значимость исследования для воспитателей и родителей, так как здесь представлены содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора.         

Методологической основой исследования служат концепции таких известных ученых, как  А.А. Леонтьев, который создал теорию речевой деятельности, А.Н. Соколов, который говорил о связи мышления и речи, труды В. Дмитриевой, М. Загрутдиновой, Н. Гавриш, предлагающие малые формы фольклора для дошкольников.

В настоящую работу входят две главы теоретического и практического содержания, введение, заключение и список литературы.

1. Теоретические основы развития активной речи детей 2-3 лет посредством малых форм фольклора

1.1. Понятие о «малых формах фольклора»

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846 году. Поначалу этот термин охватывал всю духовную, а иногда и материальную культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». С начала 20 в. термин используется в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.[1] Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью.

Фольклор одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, т.к. содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом возрастных возможностей.

Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но неподвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.      

Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Малые формы фольклора – это миниатюрные произведения, созданные для детей взрослыми – песенки, потешки, прибаутки, заклички, колыбельные песни, пестушки, сказочки, считалочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимосвязь их и дают, что следует назвать народной педагогикой».

Детский фольклор - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Его особенностью является соединение в себе песен, игровых приемов, стихов и танцев. Ведь ребёнок должен играть! Вот здесь на помощь и приходит детский фольклор.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы фольклора таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Современному малышу не менее чем в далеком прошлом, нужны такие способы создания определенных взаимоотношений с взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнениях, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки, заклички любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, поговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических жанров фольклора.

1.2. Разновидности малых форм фольклора

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Фольклор имеет огромное значение в жизни малыша, вызывает положительные эмоции, побуждает интерес. О.И. Каница предложила своё понимание и определение детского фольклора: «Термин «детский фольклор» применяется для обозначения всех произведений устного народного творчества, которые бытуют среди детей. Носителями и творцами детского фольклора являются взрослые и дети».

Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребёнка, т.к. черпает материал для детей из разных источников. Первое знакомство ребёнка с поэзией начинается с малых форм фольклора. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако таят в себе немалые жанровые богатства.

Малые формы фольклора – это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречаются определения детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребёнок знакомится с малыми формами фольклора, доступными его восприятию.

Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования - уход за ребёнком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для распределения ролей в играх.

Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны по внешности ребёнка, в особенности его поведения. Дразнилки дают выход отрицательным эмоциям малыша в слове, в звуковых и ритмических сочетания слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах.

Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. «Ваня будет спать, котик Ваню качать».

Пестушки – это значит пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, «Потягушки, Потягушки! Поперёк толстунушки, а в ножки ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок!» - весёлая затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.

Потешки – песенки, сопровождающие игры взрослого с ребенком, с его пальцами, ручками и ножками («Ладушки» и «Сорока») в этих играх есть уже нередко «педагогическое наставление», «урок». В «Сороке» щедрая сорока-белобока накормила кашей всех, кроме одного (мизинца), хотя самого маленького, но лентяя.

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, о курочке – рябушечке, о зайчике – коротенькие ножки.  Прибауткам свойственен сюжет. Основой образной системы прибауток является движение, дается резкая смена одной картины, другой из строки в строку.

В прибаутках имеется большая воспитательная ценность – ребёнок слушает, наблюдает, познает неведомые ему явления через сюжеты песен, знакомится с окружающим миром, голосами птиц и животных, бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток, концентрируя внимание ребёнка, отвлекает его от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний.

Нужно отметить, что такие формы фольклора, как пословицы, поговорки, небылицы, скороговорки, чистоговорки в возрасте 2-3 лет не используются, так как несут глубокий смысл, двусмысленность, непонятные детям этого возраста, а также трудность и высокую скорость в произношении.  

Прежде всего, малые формы фольклора это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Ласковый говорок этих произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.

1.3. Влияние малых форм фольклора

на развитие активной речи детей 2-3 лет

Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых форм.  

На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством общения с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развернутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книги, посмотреть ее и аккуратно положить на место. Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей. Иногда это целая система образов, а сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры, стиль, язык, звуковая организация высоко поэтичны, содержание более значительно.

Как отмечает Н. Гавриш «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка». Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию активной речи.

Используя в своей речи потешки, прибаутки и другие малые формы фольклора, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли, чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

А.П. Усова и О. Ушакова считают, что потешки, поговорки и другие формы являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, взрослые готовят ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируют интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко). Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится говорить – овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребёнка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, связывает их между собой в предложения и фразы. Ребёнок овладевает способностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании активной речи. И здесь невозможно переоценить роль малых форм фольклора: песенок, потешек, поговорок, прибауток, закличек и др.

Одним из главных образов поэзии малых форм является ребенок. «Наша Маша маленька» - о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображен ярко и красочно. В этой потешке отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идет гулять. Ведь это о нём самом потешка. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую.

Знакомство детей с суетным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть («Водичка, водичка…»), накормить («Сорока-ворона кашу варила…»). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. Особенно много радости доставляют игры с взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Знакомя детей с потешками «Курочка - Рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька - Мурысенька», «Дай молочка, Буренушка» воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных.

Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые приходится преодолевать, рассматривание иллюстрации – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

В наше время, когда вопросы нравственно-эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира.

Малые формы фольклора выполняют существенную роль в процессе развития активной речи детей.

Если ребёнку систематически рассказывают сказки, потешки, прибаутки и другие малые формы фольклора, то у него развивается слуховая сосредоточенность, а также навыки слушания, чтения книги. К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться.

В это время у ребёнка формируется и более сложное отношение к художественному тексту: первоначальное суждение, элементарное обобщение, вывод, первичные оценки. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге. Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни – в дошкольном возрасте – эстетического восприятия художественной литературы.

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим миром, через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Уже в раннем детстве закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть этот путь будет освещен солнцем народного творчества.

Выводы по 1 главе

Проблема развития активной речи детей необычайно актуальна в возрасте 2-3 лет.  

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, т.к. многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. К подбору произведений для детей 2-3 лет нужно подходить с учетом возрастных особенностей. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребёнка мир предметов, вещей и отношений. Словарный запас детей третьего года жизни невелик, реальный мир воспринимается своеобразно, поэтому малые формы фольклора должны соответствовать уровню развития детей и произноситься с той интонацией, которая  понятна детям.

Малыши чутки к окружающему миру, и главное, нацелены на поиск информации. Поэтому с помощью малых форм фольклора нужно расширять и закреплять уже имеющиеся знания детей о домашних животных, птицах, об окружающем мире в целом, воспитывать гуманистическое отношение к ним на эмоциональной основе.

2. Педагогические условия развития активной речи детей 2-3 лет

2.1. Диагностика речи детей 2-3 лет

Диагностика развития ребёнка 2-3 лет – это целенаправленное, доброжелательное наблюдение за детьми в различных видах деятельности, применение разнообразных индивидуальных заданий.

Для настоящей исследовательской работы у педагога-психолога ДОУ были взяты данные по развитию речи детей 2-3 лет группы «Солнышко».

Таблица 1

Сентябрь 2016

Отставание

в пассивной речи

Отставание в активной речи

(отсутствие активной речи)

Соответствие возрасту

1

7 (1)

15

Из таблицы видно, что в сентябре 2016 года диагностику прошло 23 ребенка.  У одного ребенка полностью отсутствовала активная речь, и было отставание в пассивной речи по 1 эпикризному сроку; 7 детей хорошо владели пассивной речью, но  имели отставание по 1 эпикризному сроку в активной речи, у 15 детей речевое развитие соответствовало возрасту.  

Опираясь на данные диагностического обследования педагога-психолога, ставлю цель в поиске новых подходов в решении проблемы развития активной речи детей 2-3 лет через ознакомление детей с малыми формами фольклора.

 

2.2. Использование малых форм фольклора

для развития активной речи детей 2-3 лет

Свою работу начала с изучения литературы, составила перспективный план, опираясь на примерную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. При разработке плана учитывала то, что для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширение круга предметов и явлений, создание развивающей речевой среды (чтение потешек, прибауток, пение небольших песенок, совместные игры с детьми, рассматривание иллюстраций, книг, игры с текстом, в которых используется пальчиковый театр, средства наглядности).

Для достижения положительных результатов по развитию активной речи детей и ознакомлению их с малыми формами фольклора постаралась создать в группе спокойную, доброжелательную обстановку.

В работе с детьми старалась наизусть читать колыбельные песенки, потешки, прибаутки, диалоги сказок, тактично, с чувством меры, с учетом доступности и восприятия, включать их в повседневный разговор с детьми – режимные моменты в первой половине дня и во второй. Особенно эффективно использовала малые формы фольклора в период прихода детей утром в группу: «Петушок, петушок, золотой гребешок, что ты рано встаешь, деткам спать не даешь?». Во время расставания с мамой или папой переключала внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку), сопровождая её движениями, чтением потешки «Киска, киска, киска брысь…» или «Вот собачка Жучка хвостик закорючка…». Если малыш плакал при заходе в группу, брала малыша на руки, либо садила его на колени и пела «Качи-качи-качи-кач, ты, Артемка, не плачь…», ребенок успокаивался.

Детям 2-3 лет очень нравятся игры со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей. К таким приемам подходят проговаривание считалочек.

При использовании в игре считалочки «На златом крыльце сидели…» дети по просьбе воспитателя отвечали на вопрос «Кто ты будешь такой?». Внимание детей полностью концентрировалось на воспитателе, пока читалась считалочка, в группе присутствовала полная тишина, все дети терпеливо ждали своей очереди, при этом придумывая себе имя, профессию в будущем или любого другого персонажа, которыми они себя представляли в данный момент.

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки, считалки, пения песенки, используется его имя, такие произведения малых форм дети быстро запоминают и начинают повторять сначала отдельные слоги, затем слова, короткие фразы или словосочетания и, наконец, полностью повторяют за воспитателем текст и в дальнейшем самостоятельно говорят или поют при любой другой игре. Например, в считалке «Решила мышка как-то раз посмотреть который час…» слово «мышка» заменяла на имя ребенка, при этом интерес к игре этого малыша резко повышался и он невольно начинал бормотать себе под нос, лишь шевеля одними губами, свое имя. На второй строчке считалки дети уже полностью включались в игру и под конец текста начинали хохотать, что тоже немало важно для развития активной речи. Таким вот образом считалка говорилась про каждого ребенка без исключения. К концу игры, когда уже все дети были перечислены, текст считалки выходил из уст ребенка фразами, первыми и последними строчками «Решила Аня как-то раз … бом-бом-бом! … Аня кувырком». Такую считалку эффективно произносить вместе с движениями: хлопки ладошками, перебиранием пальцев по ногам и ударами ладоней об пол.  

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию (дети начинают повторять слова «чисто-чисто, чисто-чисто» или «Водичка…. личико»), причесыванию («… до пояса»), приёму пищи (идет повтор слов «… кашка… чашке… веселее»), одеванию на прогулку («… надела… Ой, куда я пальчик дела?... сняла, посмотрите…нашла!»), такая поговорка способствует в обучении надевания рукавиц, укладыванию спать («Баю-баю, баю-бай, ты собачка не лай… не скули, наших деток не буди»). Поговорка сочиненная мной лично моим детям особенно нравится «Закрывайте глазки – вам приснятся сказки», после этих слов кладет руки под щеки даже самый шаловливый ребенок и старается как можно быстрее уснуть, чтобы не пропустить сказку. Здесь первую строчку говорит воспитатель, а вторую дети договаривают самостоятельно.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.

Нужно заметить, что первые слова, которые дети повторяют за воспитателем, это звукоподражание животным и неживой природе («аф-аф», «ш-ш-ш», «х-х-х» и т.д.), а затем начинают произносить слова, словосочетания и в итоге небольшие предложения. Дети, у которых очень хорошо развита память и речь, после второго прочтения потешки начинают самостоятельно ее произносить. В настоящий момент в моей группе таких детей пока только трое.  

На образовательных занятиях по развитию речи знакомство с малыми формами фольклора начинается с рассматривания сюжетных картинок, иллюстраций по теме, игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказывала о персонаже, о его особенностях. Объясняла детям значение новых слов, услышанных в тексте.

Образовательные занятия по развитию речи с привлечением малых форм фольклора проводила с сентября по февраль два раза в месяц, то есть каждые две недели, чтобы дать детям возможность знакомиться с другими авторами детских художественных произведений, тем самым не перегружая детей информацией, исходящей только из малых форм фольклора, чтобы в дальнейшем у детей не прошел интерес к такому типу занятия и к самим считалкам, закличкам, песенкам, пестушкам.

Используя дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из какой книжки прочитан отрывок?». Проводила словесные игры по мотивам народного творчества: например «про сороку» (читала потешку, а дети отображали её содержание в действиях). Потешка превращалась в игру, увлекала детей. Дидактические упражнения «Узнай и назови» - достают из «Волшебного мешочка» игрушки или картинки по знакомым поговоркам.

Предлагала детям настольно-печатные игры по мотивам этих произведений: «Парные картинки», «Подбери такую же картинку», «Лото», «Разрезные картинки».

Проводила игры-инсценировки, например: «Наши уточки с утра – кря-кря-кря!..», надев детям на шею эмблемы с изображением птиц. Также дети надевали на головы вязаные шапки под вид персонажей и подражали этим животным звуками и движениями.  

 «Живые картинки» - при чтении потешки «Сорока - Белобока» предлагала детям встать друг за другом, раздавала им кашу, а самому последнему – нет! И читала: «А ты постой, вот тебе горшок пустой!», т.е. сопровождала потешку действием.

Использую потешки, поговорки, заклички во время прогулки (дети повторяли слова и фразы «Большие ноги шли по дороге топ-топ-топ…»), обращала внимание детей на время года и состояние погоды («Солнышко-ведрышко…»), чтобы прогулки проходили более эмоционально и интересно для детей. К большой радости малышей осенью во время прогулки увидели в небе самолет и тут же вместе с воспитателем разучили закличку «Самолет-вертолет, прокати меня в полет…», сопровождая произнесение слов действиями: прыгали, поднимали руки вверх и тянули их к небу, громко кричали слова «…а в полете пусто, выросла капуста!».

При помощи потешки «Мыши водят хоровод…» проводила с детьми подвижную игру: дети действовали согласно тексту и в конце потешки разбегались по своим норкам, используя звукоподражание.

При работе с детьми активно взаимодействовала и с их семьями. Провела совместное мероприятие с детьми и их родителями на тему: «Мои любимые потешки». Дети вместе с мамами и папами изготовили книжки-малышки. Им были предложены заготовки страничек для книжек, которые нужно было обвести на цветном картоне, вырезали их по количеству строк, наклеили эти распечатанные строки, с помощью дырокола проделали отверстия для сшивания, вдели ленточки и завязали банты.

В настоящее время изготовленные книжки-малышки активно используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.  

В приемной группы оформила стенд «Учим вместе!» с печатными рекомендациями, предлагающие родителям подобранные по темам потешки, пестушки, колыбельные песни, поговорки для засыпания, умывания, прогулки и других моментов в семейной жизни маленького человека.  

Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому звукопроизношению. С помощью малых форм фольклора решаются практически все задачи по развитию речи, и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей считаю нужным использование этого богатейшего материала словесного творчества.

Опыт народа показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности: лепкой, рисованием, конструированием, физическому и музыкальному развитию, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А так же дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.

Таблица 2

Февраль 2017

Отставание

в пассивной речи

Отставание в активной речи (отсутствие активной речи)

Соответствие возрасту

-

2

21

   

По итогам моей работы с детьми в конце февраля 2017 года педагог-психолог ДО провела повторную диагностику развития активной речи детей и заключила, что отставаний у детей группы в пассивной речи нет, по активной речи имеются отставания по 1 эпикризному сроку всего у 2 детей, остальные дети (21 человек) имеют соответствующее своему возрасту речевое развитие.

Таким образом, окончание проведенной работы позволяет убедиться, что включение в работу по развитию речи малых форм фольклора, как на образовательных занятиях, так и в режимных моментах позволяет повысить уровень развития активной речи детей.

Считаю, что главным результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое, радостное настроение моих детей. Использование в работе малых форм фольклора помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать под ритм произношения потешек, прибауток, пестушек, закличек, потанцевать под песенки, четкий ритм считалочек развивает у детей чувство такта, ритма, - все это всесторонне развивает ребёнка.

Выводы по 2 главе

Анализ проделанной работы позволил прийти к следующим выводам. На основании полученных данных, можно сделать заключение о том, что наряду с использованием традиционных средств по развитию активной речи детей возраста 2-3 лет не менее эффективными средствами являются малые формы фольклора. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами, художественные средства вызывают у детей интерес и положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на развитие активной речи детей 2-3 лет.

Дети моей группы начали говорить и выражать свои эмоции и переживания целыми предложениями. В их детском словаре появились такие слова, как: брысь, Жучка, Мурысенька (теперь так дети называют нашу игрушку кошку, которая приходит на занятия), закорючка, качи-кач, царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, баюшки-баю, не скули, солнышко-ведрышко.  

Воспитание правильной речи – одна из важных задач в общей системе по родному языку.

Заключение

Малые формы фольклора играют важную роль в воспитании детей. Деление их на жанры позволяет в определенном возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Малые формы фольклора развивают устную (активную) речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию.

Таким образом, малые формы фольклора являются уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались мной в интегрированной форме, как в образовательной деятельности, так и в процессе совместной и самостоятельной деятельности (игра, досуг, отдельные режимные моменты). Для своей работы учитывала тщательный отбор материала, опираясь на возрастные возможности детей; интеграцию работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие активной речи, ознакомление с природой, различные игры); активное включение детей; максимальное использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

В процессе работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своих играх потешки, прибаутки, пропевают песенки во время своих игр; налажена взаимосвязь в работе с родителями по использованию малых форм фольклора в развитии детей в семье.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи по развитию активной речи детей и наряду с основными методами и приёмами речевого развития можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Работая с малышами, пришли к выводу: организовать режимные моменты, провести игру-занятие, встретить утром детей, успокоить не в меру расходившегося ребенка и т.д. помогают потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные песенки, считалочки, создаваемые русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.

В дальнейшем планирую плотно продолжать работу по использованию малых форм фольклора в развитии активной речи детей 2-3 лет.  

        

Список литературы

  1. Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Современные концепции научных исследований в лингводидактике//Детский сад от А до Я.-2016г.-№2.-с.29
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. СПб.:Мозайка-Синтез, 2011г.
  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Комплексные занятия. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Волгоград:Учитель, 2016г.
  4. Григорьева Г.Г. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет. М.: Просвещение, 2001г.
  5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. Для занятий с детьми 2-3 лет. Москва:Мозайка-Синтез, 2014г.
  6. Гербова В.В., Ильчук И.П. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года.  Пособие для воспитателей детского сада и родителей. СПб.:Мозайка-Синтез, 2015г.
  7. Дмитриева В. Учусь говорить правильно. Лепеталки, чистоговорки, стихи и песенки. СПб.:Астрель, 2010г.
  8. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых форм фольклора. Д/в 1991г. № 9.
  9. Закон РФ Об образовании.  
  10. Теплюк С.Н. Ребенок третьего года жизни: пособие для родителей и педагогов. М.:Мозайка-Синтез, 2014г.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.  
  12. Федоренко Л.Ф., Фомичёва Г.А., В.К. Лотарев Методика развития речи детей дошкольного возраста. М: 1984г.
  13. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: 1980г.

Электронные ресурсы

  1. http://encyclopaedia.biga.ru/enc/culture/FOLKLOR.html
  2. http://www.bibliofond.ru/
  3.  https://infourok.ru/albom_detskiy_folklor.malye_folklornye_formy-331358.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста

Степень влияния малых форм фольклора на развитие речи детей в дошкольном возрасте...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лако...

консультация "Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста"

Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых жанров. На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возраст...

Методическая разработка. "Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей среднего дошкольного возраста".

Именно с фольклором ребёнок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы....

Влияние_малых_форм_фольклора_на_развитии_речи_детей_старшего_дошкольного_возраста

Пословицы, поговорки, скороговорки - особый вид устной поэзии, векамишлифовавшейся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленныхпоколений. Через особую организацию, интонационную окраску,использован...