Развитие умственной деятельности детей дошкольного возраста (3-7 лет) в процессе ознакомления с природой.
статья

Безгодова Любовь Николаевна

В статье говорится о  влиянии  ознакомления  с   природой на умственное и речевое равззвитие деьей дошкольного возрасьа 3-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umstvennoe_razvitie.docx684.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие умственной деятельности детей дошкольного возраста (3-7 лет) в процессе ознакомления с природой.

Природа – это единственная книга, каждая страница,

которой полна глубокого содержания. И.В. Гёте

Умственная деятельность дошкольников включает в себя много факторов: память, мышление, восприятие, которые очень тесно взаимосвязаны с речью. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на формирование словарного запаса, четкость речи, развивает у детей 3-7 лет умение правильно формулировать свои мысли и высказывания. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуются умения: анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.

Природа окружает ребенка с ранних лет. Природа имеет большой воспитательный потенциал. И.Г. Песталоцци отмечал, что это — источник, благодаря которому «Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: « С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы... Единственно подлинный фундамент человеческого познания — созерцания природы».

В ходе ознакомления ребенка с природой происходит воспитание правильного отношения к ней: формируется понимание ее важности в жизни человека и общества, развивается уважительное отношение к обитателям животного и растительного мира, желание ее охранять. Знания о природе очень важны в воспитательном процессе. Ребенок учится жить в ней и действовать по законам природы.

Погружение ребёнка в мир является важным условиям эффективного развития личности, а значит и интеллектуального, нравственного, духовного, физического и эстетического воспитания подрастающего поколения.       Умственное воспитание дошкольников реализуется посредством формирования у них представлений об устройстве живой и неживой природы. Ознакомление с природой является могучим фактором, способствующим интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста (3-7 лет).  Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи — развитие мышления и речи идет как единый процесс.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно объяснять то, что он видит, зачем наблюдает. Совершенствуется умение детей составлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств  связной речи как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Активизируя умственную деятельность детей, педагог может привлечь их к самостоятельному составлению речевых задач. Предложение педагога придумать загадку самим, способствует появлению у детей желания сказать лучше, понятнее, повышает словарный запас и уровень речи. Значительному повышению умственного развития дошкольников 3-7 лет в процессе ознакомления с природой способствует  применение  в работе: развивающих игр, речевых логических задач, позволяющих организовать целенаправленную и систематическую работу, процессе которой дети 3-7 лет  не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но продвигаются в своем развитии.

Таким образом, можно сделать вывод, что ознакомление с природой оказывает важнейшую роль на развитие умственной деятельности детей дошкольного возраста 3-7лет, в процессе которого развиваются психические процессы: мышление, память, восприятие логика, которые тесно взаимосвязаны с развитием речи.

C:\Users\Пользователь\Pictures\Изображение\0100d1ox-ab34.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в познавательном развитии детей дошкольного возраста. ...

СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"

Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....

Консультация «Актуальность, проблемы развития умственных способностей детей дошкольного возраста. Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях»

        Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и п...

Развитие умственной деятельности детей дошкольного возраста (3-7 лет) в процессе ознакомления с природой.

Совместная деятельность очень важна как для вас, так и для ребёнка. Потому что она предполагает такую психологическую комфортность, которая снимает стресс образующие факторы, способствует проявлению р...

Развитие умственной деятельности детей дошкольного возраста (3-7 лет) в процессе ознакомления с природой.

Совместная деятельность очень важна как для вас, так и для ребёнка. Потому что она предполагает такую психологическую комфортность, которая снимает стресс образующие факторы, способствует проявлению р...

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»...