ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
статья (подготовительная группа)

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им, не всегда хватает взаимопонимания, такта терпения, чтобы услышать и понять друг друга установление нового типа взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания.     

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: меди­цинских, сексологических, педагогических, психологических, социальных, юри­дических, экономических... Но сегодня не секрет, что далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и необходимые педагогические знания. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опи­рающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возник­новение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справ­ляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для    большинства людей.

  Еще одна из проблем сегодняшнего дня  - “угасание родительской инициативы”, о которой с тревогой говорят специалисты по работе с семьей. Она выражается в том, что современные родители склонны препоручать образование и воспитание своего ребенка “третьим лицам”, доля времени, посвящаемого ими семейному общению ничтожно мала; вопросы педагогической культуры лежат вне сферы интересов родителей.

В этом случае непре­рывное образование взрослых выступает фактором поддержки со­циальной грамотности и компетентности. Но как привлечь родителей, как заинтересовать?

   Деятельность педагогиче­ских коллективов детских садов не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Поэтому работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме.

Главная тенденция — обучать родителей самостоятельно­му решению жизненных задач, что безусловно требует определенных усилий от педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

   Еще одна проблема, вызывающая тревогу - насколько педагоги, заранее информированы о семье, из которой к ним поступает ребенок, какими предварительными сведениями о своем будущем воспитаннике они владеют и готовы ли сами к плодотворному сотрудничеству с семьей. Все это подразумевает изменения в системе “воспитатель - родитель” и требует целенаправленной работы педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения в этом направлении, а так же владение принципами работы со взрослыми. Такими принципами являются:

- отказ от критики участников процесса обучения;

- обеспечение свободы мнений;

- уважение плюрализма жизненных позиций;

- удовлетворение познавательного интереса.

  Методы обучения должны быть поисковые, а процесс обучения должен включать постановку проблем и поиск решений, отбор и организацию информации самими обучающими, что предполагает их совместную активность при консультативной роли обучающего.

   В Центре медико–психолого–социального сопровождения Выборгского района Санкт – Петербурга на базе дошкольного отделения разработан проект “Школа успешного родителя”, который предполагает оказание всесторонней помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания и образования детей.   Такая помощь заключается:

- в адаптации при переходе детей из дома в детский сад и на каждую возрастную ступень;

- в повышении родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе;

- в обучении родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.);

- в развитии у взрослых необходимых навыков сотрудничества;

- в формировании культуры общения и преодолении сложившихся стереотипов в воспитании.

    Данная программа комплексная, она рассчитана на участие широкого круга специалистов – это медицинские работники (невролог, психоневролог, психотерапевт) и педагоги, психологи, дефектологи, логопеды. Это обеспечивает более комплексный подход к решению различных проблем. В данном проекте групповой метод работы с родителями, можно рассматривать как модель групповой консультационной работы. На занятиях родители учатся активному слушанию, получают информацию о различных опытах в других семьях.

Основными принципами работы в группах служат: добровольность, стремление к самосовершенствованию, готовность к принятию новой информации и пересмотру стереотипов.

   Основными формами рабаты в “Школе успешного родителя” являются: дискуссия, круглый стол, тренинг, игра, лекция, анкетирование, наблюдение. Встречи с родителями проводятся 1 раз в квартал в течении

5 лет. Специалисты центра основной целью данного проекта считают создание новой системы психолого – медико – педагогического сопровождения родителей. 

  Основываясь на уже имеющейся опыт своих коллег и другие образовательные учреждения разрабатывают свои методики работы с семьей. Так, например, на базе ГБДОУ детский сад № 5 и ГБДОУ детский сад № 12 Выборгского района, специалисты разработали свой проект “Школы успешного родителя”.

     Специфика данного проекта заключается в том, что участие принимают все сотрудники дошкольного учреждения (заведующая, старший воспитатель, психолог, логопед, медицинская сестра, воспитатели), а также родители и их дети которые являются активными участниками проекта. Программа составлена с учетом работы во всех возрастных категориях. Специалистами ДОУ были изучены разнообразные методы работы по данному вопросу, что помогло разработать свою систему взаимодействия с семьями и выбрать, направления способствующие эффективности  данного проекта.

  Таким образом, были выдвинуты три направления: работа с родителями, с детьми, педагогами.  По этим направлениям используются разнообразные формы работы позволяющие активизировать деятельность родителей и педагогов: анкетирование, диагностика, лектории, практические и открытые  занятия, тренинги, совместные праздники, концерты, тематические выставки, раздаточный материал (памятки для родителей), информационный материал (стенды, папки), родительские собрания и др.           

 Данный проект ставит перед собой решение следующих задач:       

1. Создание в дошкольном образовательном учреждении оптимальных условий  для плодотворной работы  с семьями воспитанников.

2.  Оказание квалифицированной помощи семье, с использованием современного опыта основанного на педагогических, психологических, социальных исследованиях.

 3. Содействие повышению педагогической, психологической компетентности родителей и сотрудников дошкольного образовательного учреждения в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.

4. Взаимодействие с семьями воспитанников в системе социальных партнерских отношений основанных на принципах гуманистических технологий педагогического общения. 

5. Содействие  гармонизации внутрисемейных взаимоотношений и создание преемственности семейного воспитания.

Опираясь на уже имеющийся опыт, условно можно выделить три основных направления в работе детского сада с семьей.  

1. Информационно-аналитическая работа (сбор информации о семьях и установление первичных контактов с семьей):

2. Организационно–просветительская работа

- контактные формы работы: семинары, лектории, родительские собрания, круглые столы, тренинги, консультации;

- без контактные формы работы: информационные стенды, почта доверия (ящик для вопросов и предложений), личные блокноты, неофициальные записки.

3. Досуговая работа: (проведение совместных праздников, участие в совместных выставках и конкурсах, проектах) [4].

Основные трудности взаимодействия в системе «родитель — педагог»

1. Преимущественно односто­ронняя инициатива общения.

     На практике инициатива установления отношений в системе «родитель — вос­питатель» чаще всего принадлежит вос­питателю, так как в силу более высокой компетентности в процессе воспитания ребенка именно у него возникает мотив включения родителей в процесс разре­шения проблемных ситуаций, связанных либо с воспитанием самого ребенка, либо с ситуацией включения родителей в развивающее педагогическое про­странство. Проще говоря, воспитатель изначально берет на себя инициативу в общении, не дожидаясь момента, когда такая необходимость возникнет у родителей.

2. Стихийность контактов родителей и воспитателей.

  Родители с разной чистотой обращаются к воспитателям, таким образом, одни из них общаются с педагогами ежедневно, другие практически не общаются, и этот факт нередко становиться вне поля внимания педагога, Отсюда жалобы родителей на безразличие воспитателя к ребенку. 

3. Обращение к родителям только в случае негативного поведения ребенка.

  Это подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с педагогами и  как следствие, у родителей сра­батывает фактор самозащиты лично­сти — нежелание знать и принимать, конструктивного диалога, основанного на плюрализме мнений и свободе жиз­ненных позиций, не получается.

 4. Другой трудностью являются ба­рьеры непонимания.

   В психологии общения известны четыре уровня непонимания:

•  фонематический барьер (связан с невнятной, быстрой речью, речью с акцентом, с использованием не соответствующей смыслу жестикуля­ции, чрезмерно активной и быстрой жестикуляции и др.);

•  семантический барьер (связан с использованием жаргонов, непонят­ной научной или профессиональной терминологии; несогласованность представлений о мире из-за разных уровня образования, профессии, индивидуальных особенностей может приводить к тому, что люди не по­нимают друг друга);

• стилистический барьер (обычно возникает из-за не­соответствия словесной формы эмо­циональному содержанию),

• логический барьер (возникает из-за неумения точно и понятно описать характер проблемы).

5. Отсутствием у педагогов основных составляющих общения.

* психолого-педагогической подготовленности;

* коммуникативной культуры;

* личностной психологической готовности.

   В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэф­фективным, а диадическое общение (общение двоих) и вовсе невоз­можно наладить.

  Основу коммуникативной культуры составляет общитель­ность — устойчивое стремление к контактам с людьми, умение бы­стро их устанавливать.

   Общительность как свойство личности включает в себя:

• коммуникабельность как способность испытывать удоволь­ствие от процесса общения;

• эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию;

• идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

   Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения.

  6. Не знание педагогами типологизации родителей по поведенческим реакциям и способам взаимодействия.

7. В общении с родителями педагоги не всегда используют гуманистические технологии педагогического общения.

         Как мы видим, содержание и формы работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.  

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Надо помнить, что семья и детский сад  два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему передает ребенку социальный опыт, и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождение маленького человека в большой мир.

 Список используемых источников:

1. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей /(Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др.) – М.: Просвещение, 2005. – 191с.

2. Вместе с семьей: Сборник / Сост. Н. Н. Серова. – Спб.: Санкт – Петербургский Государственный Университет педагогического мастерства, 1998. – 78с.

3. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112с. (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”.)

4. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – Спю.: ООО Издательство “Речь”, 2002. – 150с., ил.

5. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина и др., под ред. И. В. Дубровиной. – 4 –е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 160с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon appo_-_statya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н. В.Соснина

   педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 5 Выб.р-на Санкт-Петербурга

М.Е. Маркушева

педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 12 Выб.р-на Санкт-Петербурга

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ

 Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им, не всегда хватает взаимопонимания, такта терпения, что бы услышать и понять друг друга установление нового типа взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания.     

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, социальных, юридических, экономических... Но сегодня не секрет, что далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и необходимые педагогические знания. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для    большинства людей.

  Еще одна из проблем сегодняшнего дня  - “угасание родительской инициативы”, о которой с тревогой говорят специалисты по работе с семьей. Она выражается в том, что современные родители склонны препоручать образование и воспитание своего ребенка “третьим лицам”, доля времени, посвящаемого ими семейному общению ничтожно мала; вопросы педагогической культуры лежат вне сферы интересов родителей.

В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Но как привлечь родителей, как заинтересовать?

   Деятельность педагогических коллективов детских садов не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Поэтому работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме.

Главная тенденция — обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач, что безусловно требует определенных усилий от педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

   Еще одна проблема, вызывающая тревогу - насколько педагоги, заранее информированы о семье, из которой к ним поступает ребенок, какими предварительными сведениями о своем будущем воспитаннике они владеют и готовы ли сами к плодотворному сотрудничеству с семьей. Все это подразумевает изменения в системе “воспитатель - родитель” и требует целенаправленной работы педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения в этом направлении, а так же владение принципами работы со взрослыми. Такими принципами являются:

- отказ от критики участников процесса обучения;

- обеспечение свободы мнений;

- уважение плюрализма жизненных позиций;

- удовлетворение познавательного интереса.

  Методы обучения должны быть поисковые, а процесс обучения должен включать постановку проблем и поиск решений, отбор и организацию информации самими обучающими, что предполагает их совместную активность при консультативной роли обучающего.

   В Центре медико–психолого–социального сопровождения Выборгского района Санкт – Петербурга на базе дошкольного отделения разработан проект “Школа успешного родителя”, который предполагает оказание всесторонней помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания и образования детей.   Такая помощь заключается:

- в адаптации при переходе детей из дома в детский сад и на каждую возрастную ступень;

- в повышении родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе;

- в обучении родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.);

- в развитии у взрослых необходимых навыков сотрудничества;

- в формировании культуры общения и преодолении сложившихся стереотипов в воспитании.

    Данная программа комплексная, она рассчитана на участие широкого круга специалистов – это медицинские работники (невролог, психоневролог, психотерапевт) и педагоги, психологи, дефектологи, логопеды. Это обеспечивает более комплексный подход к решению различных проблем. В данном проекте групповой метод работы с родителями, можно рассматривать как модель групповой консультационной работы. На занятиях родители учатся активному слушанию, получают информацию о различных опытах в других семьях.

Основными принципами работы в группах служат: добровольность, стремление к самосовершенствованию, готовность к принятию новой информации и пересмотру стереотипов.

   Основными формами рабаты в “Школе успешного родителя” являются: дискуссия, круглый стол, тренинг, игра, лекция, анкетирование, наблюдение. Встречи с родителями проводятся 1 раз в квартал в течении

5 лет. Специалисты центра основной целью данного проекта считают создание новой системы психолого – медико – педагогического сопровождения родителей. 

  Основываясь на уже имеющейся опыт своих коллег и другие образовательные учреждения разрабатывают свои методики работы с семьей. Так, например, на базе ГБДОУ детский сад № 5 и ГБДОУ детский сад № 12 Выборгского района, специалисты разработали свой проект “Школы успешного родителя”.

     Специфика данного проекта заключается в том, что участие принимают все сотрудники дошкольного учреждения (заведующая, старший воспитатель, психолог, логопед, медицинская сестра, воспитатели), а также родители и их дети которые являются активными участниками проекта. Программа составлена с учетом работы во всех возрастных категориях. Специалистами ДОУ были изучены разнообразные методы работы по данному вопросу, что помогло разработать свою систему взаимодействия с семьями и выбрать, направления способствующие эффективности  данного проекта.

  Таким образом, были выдвинуты три направления: работа с родителями, с детьми, педагогами.  По этим направлениям используются разнообразные формы работы позволяющие активизировать деятельность родителей и педагогов: анкетирование, диагностика, лектории, практические и открытые  занятия, тренинги, совместные праздники, концерты, тематические выставки, раздаточный материал (памятки для родителей), информационный материал (стенды, папки), родительские собрания и др.          

 Данный проект ставит перед собой решение следующих задач:        

1. Создание в дошкольном образовательном учреждении оптимальных условий  для плодотворной работы  с семьями воспитанников.

2.  Оказание квалифицированной помощи семье, с использованием современного опыта основанного на педагогических, психологических, социальных исследованиях.

 3. Содействие повышению педагогической, психологической компетентности родителей и сотрудников дошкольного образовательного учреждения в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.

4. Взаимодействие с семьями воспитанников в системе социальных партнерских отношений основанных на принципах гуманистических технологий педагогического общения.  

5. Содействие  гармонизации внутрисемейных взаимоотношений и создание преемственности семейного воспитания.

Опираясь на уже имеющийся опыт, условно можно выделить три основных направления в работе детского сада с семьей.  

1. Информационно-аналитическая работа (сбор информации о семьях и установление первичных контактов с семьей):

2. Организационно–просветительская работа

- контактные формы работы: семинары, лектории, родительские собрания, круглые столы, тренинги, консультации;

- без контактные формы работы: информационные стенды, почта доверия (ящик для вопросов и предложений), личные блокноты, неофициальные записки.

3. Досуговая работа: (проведение совместных праздников, участие в совместных выставках и конкурсах, проектах) [4].

Основные трудности взаимодействия в системе «родитель — педагог» 

1. Преимущественно односторонняя инициатива общения.

     На практике инициатива установления отношений в системе «родитель — воспитатель» чаще всего принадлежит воспитателю, так как в силу более высокой компетентности в процессе воспитания ребенка именно у него возникает мотив включения родителей в процесс разрешения проблемных ситуаций, связанных либо с воспитанием самого ребенка, либо с ситуацией включения родителей в развивающее педагогическое пространство. Проще говоря, воспитатель изначально берет на себя инициативу в общении, не дожидаясь момента, когда такая необходимость возникнет у родителей.

2. Стихийность контактов родителей и воспитателей.

  Родители с разной чистотой обращаются к воспитателям, таким образом, одни из них общаются с педагогами ежедневно, другие практически не общаются, и этот факт нередко становиться вне поля внимания педагога, Отсюда жалобы родителей на безразличие воспитателя к ребенку.  

3. Обращение к родителям только в случае негативного поведения ребенка.

  Это подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с педагогами и  как следствие, у родителей срабатывает фактор самозащиты личности — нежелание знать и принимать, конструктивного диалога, основанного на плюрализме мнений и свободе жизненных позиций, не получается.

 4. Другой трудностью являются барьеры непонимания.

   В психологии общения известны четыре уровня непонимания: 

•  фонематический барьер (связан с невнятной, быстрой речью, речью с акцентом, с использованием не соответствующей смыслу жестикуляции, чрезмерно активной и быстрой жестикуляции и др.);

•  семантический барьер (связан с использованием жаргонов, непонятной научной или профессиональной терминологии; несогласованность представлений о мире из-за разных уровня образования, профессии, индивидуальных особенностей может приводить к тому, что люди не понимают друг друга);

• стилистический барьер (обычно возникает из-за несоответствия словесной формы эмоциональному содержанию),

• логический барьер (возникает из-за неумения точно и понятно описать характер проблемы).

5. Отсутствием у педагогов основных составляющих общения.

* психолого-педагогической подготовленности;

* коммуникативной культуры;

* личностной психологической готовности.

   В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным, а диадическое общение (общение двоих) и вовсе невозможно наладить.

  Основу коммуникативной культуры составляет общительность — устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро их устанавливать.

   Общительность как свойство личности включает в себя:

• коммуникабельность как способность испытывать удовольствие от процесса общения;

• эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию;

• идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

   Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения.

  6. Не знание педагогами типологизации родителей по поведенческим реакциям и способам взаимодействия.

7. В общении с родителями педагоги не всегда используют гуманистические технологии педагогического общения.

         Как мы видим, содержание и формы работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.  

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Надо помнить, что семья и детский сад  два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему передает ребенку социальный опыт, и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождение маленького человека в большой мир.

 Список используемых источников:

1. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей /(Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др.) – М.: Просвещение, 2005. – 191с.

2. Вместе с семьей: Сборник / Сост. Н. Н. Серова. – Спб.: Санкт – Петербургский Государственный Университет педагогического мастерства, 1998. – 78с.

3. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112с. (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”.)

4. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – Спю.: ООО Издательство “Речь”, 2002. – 150с., ил.

5. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина и др., под ред. И. В. Дубровиной. – 4 –е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ...

«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования»

Основные положения совместной работы с семьей. Основное направление работы с родителями. Актуальность темы. Эффективные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников. Мероприятия, прово...

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи до...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Образовательный проект на тему "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...