Материалы педагогического опыта работы в детском саду.
учебно-методический материал

Ирина Алексеевна Левкович

В данном материале я рассказываю  о своей работе в качестве музыкального руководителя в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Организация музыкально - ритмической деятельности в детском саду».

                                                                     «Самое лучшее, что есть в жизни –

                                                                     Это свободное движение под музыку»

                                                                                                             А.И.Буренина.

Условия возникновения темы опыта. Движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей ещё в Древней Греции. Считалось, что такие занятия приносят духовное и физическое здоровье. Возникновению системы ритмического воспитания мы обязаны швейцарскому педагогу Эмилю Жак-Далькрозу. Понятно, что только отобранный, накопленный человечеством музыкально-ритмический опыт обобщается и соотносится с возможностями маленького человека, а приобщение к этому музыкальному опыту ведётся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Ритмике, как любому искусству, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска, игра разучивается сразу, без предшествующих подготовительных упражнений, направленных на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков. Система упражнений, этюдов, моделей, выстроенная по принципу «от простого к сложному», с учётом всех необходимых музыкально - ритмических навыков, и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий, поможет успешному выполнению требований программы. Предварительное прослушивание музыки, беседы об эпохе создания танца помогут детям выразительно исполнить танцевальную композицию, что будет способствовать воспитанию у них музыкального слуха и стилевых представлений.

Актуальность. Чем я руководствуюсь на музыкальных занятиях? Конечно, любовью к воспитаннику и увлечённостью. «Заразить» другого человека эмоциями можно лишь чрез собственное их выражение, становясь и актёром, и умным тактичным педагогом. Не случайно в дидактике есть понятие - «проблемно - эмоциональная речь педагога». Только при таком сочетании деятельности ребёнка и взрослого можно обеспечить формирование чувственно - эмоциональной и нравственно-интеллектуальной сфер ребенка. Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо, возможно, раньше развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики, хороводов. Но много раз испытывала чувство неудовлетворения, когда в деталях продуманное, «хорошо организованное и спланированное занятие» проходило не так, как было задумано. Почему? Что не так? Как нужно? И только непрерывно наталкиваясь на искреннее желание детей повторять что-либо (что мне было совсем не нужно на занятии!), «поворачивая их в сторону мною запланированного процесса, я все чаще ловила себя на возникающем чувстве - имею ли я право подменять «значимое» для детей своим, «нужным»? Пришло понимание: нельзя требовать от детей - они должны быть заинтересованы, «потому что обязаны». Надо было искать где «прокалывались» мои знания. Как сделать занятие интересным для детей и методически продуктивным? Как соединить игру и обучение? Какие должны быть модели? Первым открытием было понимание значимости движения на занятиях. Дети с нетерпением ждали моментов двигательной активности. Их радость была настолько очевидной, что казалось: не осталось другого выхода, кроме как наполнить «упражнения» движением. Хотелось избежать банальности, придумать что-то эдакое, необычное (хотя бы в малости). Детворе обязательно нужны были изюминка, курьез, юмор и даже трудность, но «укрытая» подзадориванием: «Еще, еще - и получится!». И получилось! Я обратилась к идее «элементарного музицирования», в его самом прямом проявлении - в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, при импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой. Ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа, и в речевых упражнениях, используя для этого звучащие жесты, движения, шумовые инструменты, точно двигаться в чётких размерах. Использовать слова как основу для «извлечения» из них ритма и составления ритмических цепочек (прохлопывание, одновременно со скандированием). Импровизировать ритмические цепочки на основе цепочек слов, «переносить» ритм слов на инструменты и в звучащие жесты с речевой поддержкой. Так, не теряя заинтересованности ребят, стараюсь добиваться танцевальной культуры, эстетического начала, танцевального исполнительства. В начале года обязательно проверяю уровень музыкально - ритмического развития каждого ребенка, чтобы наметить пути его дальнейшего развития. Проверку провожу и на занятии, и в свободное от занятий время. Лишь затем корректирую задачи воспитания в каждой возрастной группе. В младшей группе дети не определяют общий характер музыки, регистровые изменения, динамические оттенки, метроритм, форму музыкального произведения и поэтому знакомлюсь с их ритмическими данными в течение всего первого полугодия на музыкальных занятиях и в повседневной жизни. В средней и в старшей группах учет ведется в более сжатые сроки. Обычно на музыкальном занятии проверяю индивидуально 5-6 детей, проверяю основные навыки и умения, выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, динамикой, темповыми изменениями:

  • 1 основные виды движений;
  • 2 гимнастические упражнения;
  • 3 перестроение;
  • 4 сюжетно-образные движения;
  • 5 элементы танца.

Однако на музыкальных занятиях со всей группой не всегда удается провести диагностирование, кроме того, некоторые дети стесняются выполнять движения в присутствии всей группы. В таких случаях диагностика проводится в свободное от занятий время. Трудности диагностики вызывают новички. В таком случае предлагаю ребенку ходить и бегать под музыку и определяю чувство ритма хлопками, ненавязчиво даю определенные задания и определяю уровень тех или иных навыков. Практика работы показала, что нужно обязательно объяснить ребенку, что ему не удается и почему, вызвать интерес к танцу, различным двигательным упражнениям, развивать уверенность в своих силах и помочь достигнуть нужных результатов.  Его необходимо подвести к осознанию того, что у танца, как и у каждого вида искусства, свои выразительные средства. Двигаться, как подсказывает музыка,- строгий закон, который следует неукоснительно соблюдать на всём протяжении занятий ритмикой.

Цель. Научить ребёнка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку и больше внимания уделить развитию чувственно- эмоциональной сферы ребёнка во взаимосвязи с нравственно - интеллектуальной - именно на это направлены занятия ритмикой, которые систематически провожу с детьми уже с раннего возраста.

Задачи: 1) использовать разнообразные средства и методы физического, эстетического и музыкального воспитания дошкольников;

2) развивать восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении, согласовывая с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;

3) формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям;

4) совершенствовать танцевальные движения, используя все виды шага;

5) способствовать развитию творческого потенциала каждого ребёнка, поощрять придумывание собственного игрового образа, персонажа; составление «своей» пляски на основе комбинирования различных элементов физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно – образных движений.

Методы и приёмы: При распределении учебного материала по годам обучения учитывая основные принципы дидактики, возрастные особенности каждой группы, физические возможности и психологические особенности ребенка от трех до семи лет, применяю такие методы как:

а) наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом);

б) наглядно-зрительный;

в) двигательный (показ плясок, юр, отдельных их элементов);

г) словесный (образный рассказ о новой игре, танце, пояснение в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах).

Одним из основополагающих принципов моей работы был избран принцип взаимодействия ребёнка, его индивидуальных особенностей с той социальной средой, в которой он живёт. Влияние социальной среды может быть более или менее активным. Оно менее активно, если в воспитании ребёнка доминирует метод наблюдения, а процесс приобщения к окружающему миру носит случайный характер

Теоретическое обоснование: Оздоровительно – развивающая программа по танцевально – игровой гимнастике «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж.Е.Фирилёвой, Е.Г.Сайкиной; ведущие положения системы ритмики Э.Жак-Далькроза, Т.С.Бабаджан, Н.А.Метлова, Н.А.Ветлугиной; современные разработки в системе музыкально – ритмического воспитания дошкольников; А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»; «Методика раннего развития» С.и Е.Железновых; методика О.П.Радыновой «Музыкальное воспитание дошкольников».

Технология опыта: Познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Речь идет о слуховом внимании, его устойчивости. Ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. В настоящее время существует много ритмо - пластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально - ритмическая гимнастика. В течение трех лет я разработала ряд конспектов по танцевально-ритмической гимнастике. Не традиционные виды упражнений представлены: пальчиковой гимнастикой, игро - пластикой, игро - ритмикой, игро - танцами. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процессы понимания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Устойчивые навыки и умения детей требуют кропотливой, системной работы. Стараюсь не увлекаться частой сменой репертуара, а время от времени повторяем, закрепляем знакомый детям репертуар, что обычно доставляет им удовольствие, развивает их музыкально - ритмическую память. Лишь в условиях правильного сочетания индивидуальных, дифференцированных и фронтальных приемов на занятиях можно добиться оптимальных результатов в обучении и воспитании детей. Фронтальный подход позволяет сократить срок выполнения учебных заданий, так как даются общие методические указания, общий показ.

Дифференцированный подход осуществляется путем выполнения одинакового задания небольшой группой детей, сходных по уровню подготовленности, развитию. Это позволяет разнообразить, дифференцировать и учебные задания: одним детям предлагается их выполнить сразу, другим постепенно. Все ребята усваивают материал, но темп и качество его усвоения различно. Индивидуальный подход требует предварительного знакомства с особенностями музыкального развития каждого ребенка. Легко заметить, что один из них, например, ритмично двигается, но плохо поет, а другой наоборот, прекрасно интонирует, но плохо танцует. Выводы о различном уровне развития музыкальных способностей детей можно делать, наблюдая за ними постоянно. Суть индивидуально-дифференцированного подхода заключается в том, чтобы создать творческую атмосферу, обеспечить каждому ребенку соответствующую нагрузку и необходимые условия, добиться, чтобы в целом дети одного возраста усвоили соответствующий материал.

В ритмике применяю последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения. Обучая детей младшего возраста, привлекаю внимание к тому, что под одну музыку можно плясать, под другую - ходить, давая им возможность самостоятельно это различать (например, исполняя марш и пляску, дети должны сами изменить характер движений). Помогают при этом дидактические игры: «Кто как идет», «Громко - тихо» и т. д., пальчиковые игры со словами. В плясках и играх трех, четырехлетних часто применяю атрибуты, игрушки: куклы, мишки, кошка, лиса, что вызывает большой интерес у малышей, и они выполняют движение живо, эмоционально. Обучая четырехлетних детей музыкально - ритмическим движениям, использую как свой показ, так и показ детей, правильно выполняющих задание.

В средней группе мелодические приемы видоизменяю в зависимости от сложности заданий, степени усвоения навыков, времени разучивания. Для более точного выполнения того или иного движения применяю:

а) прием подговорок (фольклорный жанр), в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его названия;

б) «речевые» танцы, где соединяются не просто речь и шаг, а поэзия и танец;

в) пантомимы, где необходимо ярко донести содержание, используя не только жесты, движения, но и мимику; пальчиковую гимнастику, служащую основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук.

Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Кроме того сами названия пьес В. Ребикова «Медведь», Г. Фрида «Курочки и петушок» и т. п. подсказывают общий характер того или иного действующего персонажа. Для достижения наилучших результатов качества движений, приемы и методы обучения приходится разнообразить, варьировать.

В старшей группе дети воспринимают произведения в целом и, двигаясь, передают его характер, настроение, легко ощущают изменение темпа, динамические оттенки, двух-трех частную форму пьес, но движения могут стать более выразительными, если дети понимают значение разнообразных музыкальных средств.

Результативность опыта: Завершает учебный год третий квартал. К этому времени дети приобрели определенный музыкальный опыт. Они способны творчески относиться к предложенным заданиям, применению своих знаний в самостоятельной деятельности, у каждого из них имеется определенный запас любимых плясок, ритмопластических этюдов, игр. В конце года я провожу проверку уровня музыкального развития у всей группы и каждого ребенка в отдельности. В конце кварталов стараюсь проводить комплексные занятия, на которых ребята повторяют выученные литературные произведения, танцуют, рисуют, поют, играют на шумовых инструментах.

Среди других вопросов видное место занимает пропаганда музыкально - эстетического воспитания в семье. Задача педагога - раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.

Требуется убедить всех родителей, что, как писал Шостакович: «Язык музыки, как и любой другой язык, нужно знать», потому, что кем бы ни были в будущем дети, чем бы они ни занимались в дальнейшем - музыка помогает сделать первые шаги к пониманию искусства, которые потом обогатит их жизнь, культуру, расширит круг представлений и знаний.

В течение трёх лет работы над данной темой, я пришла к выводу, что необходимо продолжить начатую работу над развитием музыкально - ритмической деятельности.

Перспективный план по ритмике подготовительной группы

Цель: развитие личности дошкольников средствами танцевально - игровой деятельности.

Виды муз. деятельности

Музыкально – образовательные задачи

Репертуар

Праздники, развлечения

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

Музыка и движения

1. Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки.

 2.0тмечать движением особенности музыкального языка.

3.Развивать пластичность движений, отмечая «полётностью».

4.Владеть достаточным для своего возраста объёмом движений.

«Парная пляска» - Штраус

«Танец с зонтиками»- совр. муз.

«Вальс»- Ф. Шуберт

 «Ча-ча-ча»- П. Прадо «Морячка»- Газманов «Хоровод»- р.н.м. «Речевые танцы»

«Танец дорожных знаков» Л.Деревягина

День Знаний;

Танцевальная дискотека;

«Открытие новой группы»;

Развлечение по ПДД «Знатоки правил дорожного движения»

Танцевальное творчество

  1. Продолжать формировать умение сочетать пантомиму, танец, пластику.

2.Учить детей концентрировать внимание, сосредотачиваться.

Песенка крокодила Гены»

«Я - чайник»

«Снежинка»

«Дудочка»

«Ау!» - Гречанинов «Сорвем одуванчик» - Энская

«Пошепчемся» - л.н.м.

Ярмарка «Дары осени

Осенний праздник «Царевна – лягушка»

День рождения

детей

Музыкально – игровое творчество

1.Развивать фантазию детей, передавать в движении повадки, походку зверей, птиц и героев из мультфильмов.

2.Развивать творческую инициативу детей.

Весело - грустно» «Теремок»- р.н. «Танец»- сидя

«Анко- дранко» «Командир»

«Лошадки и всадники» «Будь ловким»

«Пирожки»

Ярмарка «Дары осени»

Осенний праздник «Царевна – лягушка»

День рождения детей.

Музыкально – образовательная деятельность

Пополнить знания детей основам музыкальной культуры, знакомить с произведениями разных жанров и стилей. Знакомить с элементами танцевальных стилей, основам актерского мастерства - сценическое внимание, воображение.

Виды муз. деятельности

Музыкально – образовательные задачи

Репертуар

Праздники, развлечения

Декабрь, Январь, Февраль

Музыка и движения

1.Развивать способность запоминать последовательность плясовых движений.

2.Начинать и заканчивать в соответствии с началом и окончанием музыки.

3.Определять динамику музыки.

4.Сочетать синтез речи и движения.

«Новогоднее

поппури»

«Фигурное катание» Вальдтейфеля.

«Шествие гномов» Э. Грига

«Звездочки»

«Жонглёры»,

«Танец с часами»

«Сказки и музыка» (слушание)

Новогодний праздник

«Снежная королева»

Танцевальное творчество

1.Поощрять стремление детей к самостоятельному импровизированию в свободных плясках на музыку разного характера и жанра.

2.Учить пластическому выражению театрально – игровых образов.

3.Продолжить развивать музыкальный и двигательный опыт.

«Кто лучше»

«Танец розы»

«У зеркала» «Превращения»

«Два клоуна» «Солнечный зайчик»

«Давай дружить»

История музыкальных инструментов,

День рождения детей

Музыкально – игровое творчество

1.Развивать самостоятельность в выборе способов действий (движения, походки, мимики, жеста) для передачи характера различных персонажей.

2.Способность выражать самые разнообразны эмоциональные переживания и настроения в соответствии с музыкальным образом.

3.Развивать быстроту реакции, ловкость, координацию движений:

память и устойчивость внимания.

Любопытный»

«Кузнечик»

«После дождя»

«Пальчиковый

театр: Улитка»

«Бабушка-

келейница»

«Смехота»

«Трик-трак»

«Паучина

День рождения детей

Творчество композитора В.Шаинского

Развлечение «Богатырские состязания»

Музыкально – образовательная деятельность

Актуализировать знания детей о разных формах ритмики (координационно - подвижные, пальчиковые игры, ритмо - речевые фонематические упражнения, пластико – ритмо – речевой театр, импровизация). Расширять представления детей о народных танцах.

Виды муз. деятельности

Музыкально – образовательные задачи

Репертуар

Праздники, развлечения

Март, Апрель, Май

Музыка и движения

1.Самостоятельно различать темповые изменения в музыке и отвечать на них движениями.

2.Передавать хлопками сложный ритмический рисунок.

3.Закреплять знакомые плясовые движения.

4.Закреплять навыки пластичности.

Марши:

Тиличеевой

Н.Леви

Упражнения: «Цветные флажки»,

«Экосез» Шуберта

Танцы: «Веснушки»

А.Варламова,

«Русский хоровод»

«Танец с зонтиками»

День рождения детей

Масленица

«Лучший праздник – праздник мам»

«Весеннее путешествие»

Танцевальное творчество

1.Творчески использовать знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх.

2. Создавать возможность для развития познавательной активности, мышления.

3.Развивать лидерство, чувство взаимопомощи.

4.Формировать навыки самостоятельных выражений под музыку.

«Делай как я, делай лучше меня»

«Повтори за мной»

«Беги по кругу»

«Медвежонок грустный и весёлый»

«Идём на праздник»

День рождения детей

Игры, шутки, загадки.

Музыкально – игровое творчество

1.Выполнять игровые действия в соответствии с музыкой: весело и непринуждённо соревноваться в различных играх.

2.Закреплять умение передавать различные образы в соответствии с музыкой разного жанра.

«К своим флажкам»

Ритмическая разминка «Подсолнухи»

«Не зевай»

«Теремок»

«Танец – сидя»

«Анко – дранко»

День рождения детей

День Победы

Музыкально – образовательная деятельность

Повторять и закреплять знания детей о разных формах ритмики, о народных танцах, активизировать и уточнять словарь танцевальных терминов.

Итоговое доминантное занятие по ритмике
в подготовительной группе.

Тема: музыкально - двигательное творчество.

Цель: развивать творческие способности, воспитывать образное мышление, фантазию, вырабатывать ловкость грациозность. Формировать умение детей реализовывать свои знания и навыки в творческих заданиях, разучить танец с «султанчиками», закрепить умение завивать «улитку» и развивать её.

Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативность, доброжелательность, стремление к сопереживанию и самовыражению, эмоциональность.

Образовательные задачи: Дать представление о различных моделях танцев (сидя, пальчиковой гимнастики, речевом танце), координационно - подвижной игре.

Развивающие задачи: Работать над развитием музыкальной памяти, творческого мышления, танцевальных навыков.

Ход занятия.

Звучит музыка.

В зал входят ритмичным шагом мальчики и останавливаются в центре зала, хлопают.

Подскоками вбегают девочки и останавливаются впереди мальчиков.

М.р. - Здравствуйте, дети!

М. - шаг вправо, наклон головы, шаг влево.

Д. - шаг вправо, пружинка, шаг влево, пружинка.

М.р. - Ребята, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

Дети хлопают.

М.р. - Наше итоговое занятие посвящено музыкально - ритмическому творчеству. Я хочу, чтобы вы все сегодня были очень активны, внимательны, проявляли воображение и фантазию.

Скажите, ребята, вы любите сказки?

Что вас привлекает в сказках?

А хотите попасть в сказку?

Ой, смотрите, какой необычный шарик и как много здесь написано различных заданий. Так, я поняла, ребята, чудеса уже начались, как только мы выполним все эти задания, мы сразу попадём в сказку «Репка». А вы трудностей не боитесь? Тогда я приглашаю вас на выполнение первого задания, разминка, будем развивать моторику разных частей тела. Будьте внимательны, реагируйте на мои команды, согласовывайте движения с музыкой, займите исходную позицию.

Разминка (инструментальная музыка)

М.р. - Какое же у нас следующее задание?

Танцы рук. (Дети садятся на стулья).

«Смехота»

  • 1.задание - коллективное пение с движением рук.
  • 2.задание - индивидуальное пение с движением рук.
  • 3.задание - делятся на две группы, первая - поёт, вторая - играет на музыкальных инструментах.

М.р. определяет очередное задание.

Речевая модель «Анко-дранко».

  • 1задание - чтение стихотворения.
  • 2задание - коллективное исполнение.
  • 3задание - группа девочек, группа мальчиков.
  • 4задание - с султанчиками без музыки.
  • 5задание - танец с султанчиками под музыку.

М.р. определяет задание.

Танец сидя «Чимби-Римби».

1задание - коллективное исполнение с движением рук и ног, поворотов, хлопков.

2задание - творческие задания.

М.р. определяет задание.

Танец «Русский хоровод».

М.р. определяет задание.

Координационно-подвижная игра «Дом, который построил Джек».

М.р. - Ребята, в этой модели создайте образ с помощью мимики, жеста, пластики.

М.р. определяет задание: Творческие игры.

Игра: «Цветик - семицветик».

  • 1задание - Север.
  • 2задание - Подводное царство.
  • 3задание - Магазин игрушек.

Музыкально-подвижная игра.

«Семь хлопков».

Звучит музыка, дети бегут, хлопают, кружатся, поднимают правую ногу, tyro ногу и всё повторяется сначала, затем правое колено, левое колено и т.д. Появляется шарик с приглашением в сказку «Репка» (пантомима).

  • 1.Солнце 4). Репка 7). Внучка 10). Мышка
  • 2.Ветер 5). Дед 8). Жучка
  • 3.Дождь 6). Бабка 9). Кошка

Каждый персонаж выполняет танцевальные движения и заканчивается сказка танцем «Рок-н-ролл».

М.р. - Вот и закончилось наше творческое занятие. Все вы были активны, собраны, проявляли выдумку и фантазии.

Скажите, ребята, что для вас нового было сегодня на занятии, что наиболее интересное и запоминающееся?

Спасибо! До свидания.

Мальчики - наклон головы.

Девочки - шаг с пружинкой.

Уходят с подскоками.

Дидактические игры.

Упражнения в движении.

Цель: Формировать правильную осанку, мышечную силу, выносливость, развивать чувство ритма.

Упражнение №1

1.На «раз» - шаг левой,

На «два» - пауза

На «три» - шаг правой

На «четыре» - пауза

2.Шаги на сильные доли такта и хлопки в ладоши на слабые.

На «раз» - шаг левой

На «два» - пауза, левая рука в сторону.

На «три» - шаг правой

На «четыре» - пауза, правая рука в сторону.

Упражнение №2

Дети идут по кругу парами, держась за руки, делают три переменных шага и остановку (три такта музыки). На четвёртом такте останавливаются только правые в парах. Левые четырьмя короткими шагами перебегают вперёд и берут за руку правого из пары., идущей впереди. В новом составе пары снова идут вперёд. Затем меняются.

Упражнение №3

Дети слушают музыку, определяют характер, музыкальный размер. На «раз» первого такта первый номер подаёт руку второму номеру. Второй номер подаёт ему правую руку на «раз» второго такта и т.д. Когда все стоящие в кругу соединяются за руки, то начинают двигаться влево по кругу обычным шагом, делая такт на один шаг. По окончании музыки дети останавливаются и опускают руки.

Ходьба с хлопками.

Хлопки в ладоши на 1,2,3,4;

Хлопки в ладоши на 1,2;

Хлопки в ладоши на один шаг;

Ходьба с движениями рук.

Шаг левой, руки в стороны;

Шаг правой, руки вверх;

Шаг левой, шаг правой;

Шаг левой, руки в стороны;

Шаг правой, руки вниз;

Шаг левой, шаг правой.

Ходьба с «дирижированием».

Ходьба с произнесением слов и хлопками в ладоши.

Пальчиковые игры

«Вышли пальцы танцевать»

Младшая группа

Раз, два, три, четыре, пять -               выбрасывать пальчики из кулачка.

Вышли пальцы танцевать -                свободные движения ладошками.

Большой пустился в пляс -                 круговые движения больших пальцев вокруг друг друга

Средний пальчик поклонился -          средние пальцы сгибаются, выпрямляются.

А мизинец, удалец!

Цепь сомкнул, молодец! -                 педагог может проверить, как крепко соединились мизинцы.

Как дальше танцевать? -                   тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы.

Надо цепь нам разорвать.

«Веер»

Солнце светит очень ярко,-               соединить прямые пальцы рук.

И ребятам стало жарко

Достаём красивый веер -                    обмахивают лицо ветерком.

Пусть прохладою повеет.

«Смехота»

Смехота, смехота!                               развести руки и шлёпнуть по коленям.

Бьёт барашек в ворота!                      удары по коленям.

И ногами, и рогами

Бьёт барашек в ворота!                       удары по коленям.

Смехота, смехота!                               развести руки и шлёпнуть по коленям.

Бьёт барашек в ворота!                       удары по коленям.

Ворота не проломил                            надавливание кулачками на колени.

Зря головку утомил                             пожимание плечами.

Смехота, смехота!                               развести руки и шлёпнуть по коленям

Бьёт барашек в ворота!                       удары по коленям.

Кто бы этому барашку                        грозят.

Мог бы сделать а-та-та!                      хлопки.

«Часы»

На стене часы висели: «Тик-так, тик-так»

Тараканы стрелки съели: «Тик-так, тик-так»

Мыши гири оторвали: «Тик-так, тик-так»

И часы ходить не стали: «Тик-так, тр-р-р-р-р»

1.На слова «тик-так» добавляются шумовые инструменты.

2.Декламируют две подгруппы, каждая со своими инструментами.

3.Потешку исполняют, как ритмо - декламацию с музыкой.

4. Декламируют потешку с другими вариантами звукоподражаний.

Парная игра «Часики»

1 строфа             дети, стоя друг к другу лицом, берутся за руки и выполняют движение «насос»

Тик-так               расцепив руки, скрещивают перед собой горизонтально: то правая рука сверху, то левая «Маятник».

2 строфа              движение «Насос».

Тик-так               движение «Маятник» перед собой вертикально.

3 строфа             движение «Насос».

Тик-так               хлопки друг с другом.

4 строфа             движение «Насос».

Тик-так               лёгкие шлепки по плечам.

Тр-р-р-р              нажимая друг другу на плечи, присесть.

«Танец часов»

Два круга выстраивают дети. В центре ребёнок с двумя палочками в руках, ритмично скрещивая их над головой.

Варианты внешнего круга:

1.Приставным шагом;

2.Шаг вправо, затем шаг крестом – левая нога перед правой или сзади неё;

3.Два покачивания.

Варианты внутреннего круга:

Дети сидят в кругу, вытянув вперёд ноги, декламируют потешку, скользя попеременно ладонями вдоль ног, которые попеременно сгибают и распрямляют в коленях.

Этюды для развития выразительности.

«Пошепчемся» - латв. нар. песня

«Прошепчи на ушко». Кукла «бежит» по кругу от одного ребёнка к другому, каждый из них «шепчет свой секрет» ей на ушко.

1-2 такт                ребёнок «шепчет секрет» кукле.

3-4 такт                кукла «перебегает» к след. Ребёнку.

5-6 такт                следующий «шепчет» ей свой «секрет».

7-8 такт                кукла «перебегает» дальше.

9-16 такты           кукла «приглашает» потанцевать того, «чей секрет ей понравился больше».(т.е. того, кто точнее и выразительнее исполнил жест шептания). Ребёнок выходит в круг и танцует.

«Сорвём одуванчик»

Ребёнок свободно двигается по залу спокойным шагом, будто гуляя по полю, вдыхая свежий воздух, любуясь высоким небом. Вдруг он увидел одуванчик (воображаемый) на длинном стебельке, с пушистой шапочкой. Вид цветка завораживает ребёнка; он осторожно подходит к одуванчику и опускается рядом с ним на колено, продолжая любоваться.

Он вдыхает аромат цветка, осторожно срывает его и начинает танцевать. В конце ребёнок дует на пушистый венчик одуванчика и будто сам хочет улететь ввысь, вслед за пушинками.

«Танец сидя»

(старшая группа, подготовительная группа)

Песня "Чимби - Римби".

1 куплет.

Такты 1-4

Шлепки по коленям, хлопок, шлепки обеими руками по правому колену, хлопок.

Такты 5-6

Повторение 1-4 такта.

Такты 7-8

Удары скрещенными руками по плечам, шлепки скрещенными руками по коленям.

Такты 9-10

Повторение 7-8 такта

Такты 11-12

Шлепок ладонью правой руки по локтю левой, шлепок по локтю правой руки ладонью правой.

Такты 13- 14

Шлепок ладонью левой руки по сгибу правой, шлепок ладонью правой руки по сгибу левой.

Припев:

Носки разводить в стороны и соединять,

Пятки отдалять друг от друга и приближать, правую ногу положить на левую и покачать, левую положить на правую и покачать.

2 куплет

Такты 1-4

Покачать корпусом из стороны в сторону.

Такты 5 - 6

Поднимать и опускать плечи.

Такты 7-8

Выполнять движения "моторчик".

С 9 по 14 такт повторить, как с 1 по 8 такт.

Двигательные модели.

Танцевальная модель

«Анко – дранко»

музыка полечки

Движения в танце выполняются по типу «Эхо». В руках у детей разноцветные султанчики, или мячики, или обручи и т.д.

Спортивная модель

«Анко – Дранко».

  1. строчка - Ударять палками в пол.
  2. строчка - Ударять палками влево в ритме и вправо.
  3. строчка - Палки через голову назад (удар), вперед.
  4. строчка - Удары то нижним, то верхним концом палки, положить левую пал

на пол.

  1. строчка - Постукивая палкой, передвигать её соседу вправо в ритме.
  2. строчка - Перехватить палку и повторить предыдущее движение.

Речевая модель «Анко-Дранко»

(Старший возраст)

Анко - Дранко, дрильё - дру!

Четтер - фабе, фибер - фу.

Ам — дам, риттер - штамм!

Виде - виде, хане - кам!

Отэ - дри, ту - бист - фри!

Руки

Анко - Дранко, дрильё - дру! - поочередно активно браться за запястья то

правой, то левой рукой в ритме

Четтер — фабе, фибер - фу. - выполнять «Тарелочки»

Ам - дам, ритгер - штамм! - гладить правой рукой левую от плеча до запястья, затем тоже левой рукой.

Виде - виде, хане - кам! - выполнять плавные волнообразные движения кистями в ритме.

Отэ - дри, - посчитать указательным пальцем правой руки, на последнюю долю хлопок.

ту - бист - фри! - тоже левой.

Ноги

Анко - Дранко, дрильё - дру! - ноги на ширине плеч, топать ими в ритме.

Четтер - фабе, фибер - фу. - шагать ногами.

Ам - дам, риттер - штамм! - покачиваться.

Виде - виде, хане - кам! - шагать на цыпочках.

Отэ - дри, - носком правой ноги «Рисовать» три точки, слегка касаясь пола, затем прыгать в право.

ту - бист - фри! - носком левой ноги «Рисовать» три точки, слегка касаясь пола, затем прыгать влево.

Музыкально-дидактические игры

«Ритмическая игра»

Цель: Учить детей выполнять хлопками ритмический рисунок. Учить ориентироваться в музыке и фразах.

Музыка: В.А. Моцарт «Каватино Фигаро».

Ход игры

Дети слушают, анализируют музыкальный отрывок. Исполняют ритмический рисунок.

Затем каждый проходит ритмический рисунок одной фразой.

Далее это же проводится в построении в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 5-6 шагов. Первые из двух шеренг, стоящие напротив, исполняют ритмический рисунок одной фразы и меняются местами, держась правой стороны. Так выполняют движения все пары.

Затем вводится игровой момент.

Дети должны хорошо ориентироваться в сигналах, которые вводит педагог. Первый сигнал – «Стой!» означает, что та пара, очередь которой подошла, остается на месте. Вместо них перебегает следующая пара. Например, если сигнал «Стой!» был дан перед перебежкой четвертой пары, то она не двигается, а вместо нее идёт пятая.

Второй сигнал «Все!»

На этот сигнал все исполняют рисунок одной фразы. Далее идет та пара, перед перебежкой которой был дан сигнал "Все!

Цель: развивать моторику, чувства ритма, согласовывать движения с темпом, характером и ритмом музыки.

«Трик-трак»

Русский фольклор.

Трик - трак, трик - трак - движение сцепленных рук изображают перекатывание большого деревянного колеса.

Под мостом жил старый рак. - ребёнок подводит правую руку под левую, шевелит пальцами.

Рыжий кот пришел на мост - пробегает вторым и третьим пальцем правой руки по вытянутой вперёд левой от плеча до запястья

Рак схватил кота за хвост! - пробегает вторым и третьим пальцами по правой

руке и в конце фразы правый мизинец прячет в левый кулачек.

"Мяу - мяу" - помогите! - держит в кулачке спрятанный мизинец; второй, третий, четвертый пальцы соединены вместе. Соединяет и разъединяет с первым - изображает мяукающий рот кота.

С хвоста рака отцепите - чередуя руки, выдёргивает мизинец из кулачка.

Все бегут и ты беги! - ставит руки одну под другую и быстро шевелит пальцами.

      Коту Ваське помоги! - хлопки в ритме текста, в конце фразы шлепок по коленям.



Предварительный просмотр:

Материалы из опыта работы по теме:

«Воспитание и развитие певческих способностей детей на занятиях в вокальном кружке «Юные таланты»

Заслушан на районном методобъединении. 2013-2014 уч. г.

Пение – основной вид музыкальной деятельности ребёнка. Песня учит и воспитывает человека. И крылатые слова А.В. Гоголя «Под песню пеленается, женится  и хоронится русский человек», тому вечное подтверждение, так как песня сопровождает человека всю жизнь. Недаром психологи утверждают, что сейчас многие дети страдают эмоциональной глухотой, часто бывают жестокими и равнодушными, оглушёнными средствами массовой информации, несущими бездуховность и низкую культуру. «Именно песне принадлежит роль душевного катализатора, … в песне есть нечто воспитывающее душу, в особенности, чувство», говорил К.Д. Ушинский.

Актуальность. Занимаясь вопросами пения на протяжении ряда лет, я пришла к выводу, что необходима специальная работа по постановке певческого голоса у детей. Эту работу надо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.

О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги – практики, предлагая очень интересные приёмы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.

Цель. Моя музыкальная педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребенка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей, т.е. наиболее ярко выразить себя в песне.

Я стараюсь брать те песни, содержание которых отражает круг интересов ребёнка. Это в равной степени относится как к младшему, так и к старшему возрасту. Но в старшем возрасте интерес к песне и желание её спеть не только на занятии, но и в повседневной жизни носит наиболее осознанный характер.

Теоретическое обоснование. Доктор Е.И. Алмазов отмечал в своих исследованиях, что общее развитие ребёнка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё не достаточно развиты. Связки короткие, звук очень слабый.

Голосовые связки требуют к себе бережного отношения, поэтому нельзя допускать, чтобы дети кричали, напрягали и не берегли голос. Охране детского голоса уделяю в своей работе достаточное внимание. Слежу сама и предлагаю воспитателям наблюдать за тем, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением, не говорили громко в группе. Крик, шум портят голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему. Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевидению, аудио и видео записях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребёнка. Воспитателям и родителям надо знать, что диапазон у детей формируется с возрастом, что к старшему дошкольному возрасту у детей певческий диапазон очень маленький.

Методы и приёмы. Включая в свою деятельность практически весь арсенал существующих методических приёмов, я начинаю свою работу с выявления общих музыкальных способностей ребёнка: наличие музыкального слуха, ладотонального и ритмического чувства, музыкальной памяти, музыкального мышления, подключая затем выявления вокальных особенностей и певческих данных. Проведя диагностику всех групп, я предлагаю некоторым детям петь сольно в кружке и провожу ещё более развёрнутую диагностику певческих способностей, т. к. первичная диагностика типа певческого голоса носит сугубо предварительный характер.

Я приглашаю ребёнка в зал и на фоне положительного эмоционального общения с ним, задаю несколько любых вопросов («Кто тебя сегодня провожал в детский сад?», «Как ты себя чувствуешь?» и т. д.). Ребёнок отвечает на вопросы и по звучанию речевого голоса, я определяю его тип (высокий, средний или низкий) и примарную речевую зону. Например, у Саши Побойко – высокий тип голоса; у Глеба Абакумова – низкий тип голоса; у Филиппа Долматова  – средний тип голоса; у Кристины Рубановой – низкий тип голоса. Речевые характеристики чаще всего совпадают с естественными певческими. После этого я предлагаю ребёнку спеть песенку без аккомпанемента, которая ему нравится или которую учили на музыкальном занятии. И определяю, какой тембр голоса у ребёнка и примерная область наиболее свободного и естественного его звучания.

После проведённой диагностики я ставлю следующие цели и задачи в работе вокального кружка:

Цель:

1.эмоциональное развитие ребёнка через песню;

2.развитие способности к самовыражению, самореализации.

Задачи:

1.учить ребёнка выразительному искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен;

2.учить детей овладевать необходимыми вокальными навыками.

Технология опыта. Начинаю я вокальные занятия с детьми с формирования правильной «певческой стойки», т. е. положения корпуса и головы во время пения. У ребёнка должно быть сформировано ощущение свободы и красиво стоящего человека, который готов с удовольствием начать петь. Ноги - почти на ширине плеч, носки чуть развёрнуты в стороны. Корпус прямой, но свободный, опирающийся на твёрдые, но не напряжённые ноги. Руки свободно опущены вдоль туловища. Голова держится прямо, шея не напряжена. Постоянная работа над «певческой стойкой» идёт постепенно. Положение корпуса и головы всё время уточняются, пока не сформируется привычка стоять правильно и красиво.

Я использую следующие упражнения для формирования «певческой стойки»:

*«Пружинка» - по команде: «вверх» - подняться на носочки, «вниз» - опуститься в исходное положение. Т.о. отрабатывается певческая постанова корпуса при пении с опорой на ноги.

*«Пиджачок» - описывать полукруговые движения плечами назад, как будто снимаешь пиджачок, накинутый на плечи, а затем вперёд, как будто надеваешь.

*«Рынок» - наклонить корпус вниз, ноги держать прямыми, руки расслабленно повисли, плечи опущены. Взять воображаемый арбуз и поднимать с усилием, затем резко бросить и расслабиться.

*«Берёзка» - стоять прямо, ноги на ширине плеч. Медленно и плавно поднять руки вверх, как будто берёзка тянет свои веточки к солнышку, «пошелестеть листочками» (пальчиками), свободно бросить руки вниз и расслабиться.

Постоянно провожу и корректирую работу над певческим дыханием, которое является главным звеном единого певческого процесса. «Пение – это дыхание» - аксиома, известная всем вокалистам. Я объясняю детям: «вдыхаем мы носиком, как будто нюхаем розочку». Затем: «вдыхаем с удовольствием, на полуулыбке, берём не очень много воздуха». Важно, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Правильный вдох тоже формируется постепенно. Для тренировки дыхания я использую следующие упражнения:

*«Хомячок» - пошмыгать носом с закрытым ртом.

*«Собачке жарко» - часто подышать носом с высунутым языком.

*«Воротики, или паровозик» - глубокий вдох через нос – «воротики» открылись, воображаемый паровозик может в них въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «ф» - закрыли «воротики». Можно помогать себе руками; раскрывать их на вдохе и закрывать на выдохе.

*«Муха» - вдох через нос – руки через стороны поднять вверх – выдох на звук «з» - руки опустить вниз. Похожее упражнение – «Жуки», только выдох на звук «ж». И др. упр.

Самое сложное в постановке певческого голоса найти «место резонирования». Это когда при вдохе, непрерывно льющаяся, струя воздуха направляется вверх, «за зубки» - за верхние передние резцы – и попадает в верхние резонаторы. Так организуется «высокая позиция» звука, благодаря которой певческий звук приобретает звонкость. Это важнейшее качество певческого голоса придаёт ему «полётность», возможность преодолевать пространство, в театре – лететь через оркестр, быть слышимым на фоне хора и других солистов. Упражнение с закрытым ртом на звук «м», как и упражнение «колокол» (бом – бом), во время которого возникает ощущение вибрации губ и «маски», помогает найти это «место резонирования». Старшие дошкольники уже могут и уже многие  ощущают эту вибрацию.

Далее, после дыхательных упражнений необходимо распеть ребёнка. Распевки «разогревают» певческий аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух. Чаще всего это небольшие песенки и попевки с мелодической линией.

Разучивание песни. Перед разучиванием сама пою песню с начала и до конца. Затем мы беседуем с ребёнком: «О чём эта песня?», «Понравилась ли ему она?», разбираем её особенности. При разучивании мелодии использую такие методы: пение мелодии на слог «ма» или гласную «я», иногда провожу игру «Музыкальное эхо» (повтор фразы). Если очень сложный ритм – простукиваем в ладоши, или протопываем ножками, или в ритме проговариваем слова. Затем в течение нескольких занятий работаем над дыханием, фразировкой, пропеванием гласных, правильным переносом согласных, дикцией, кантиленой, над характером, настроением песни. И, в конце концов, работаем над концертным исполнением, если необходимо включаем танцевальные движения.

Тщательно подхожу к выбору сольного репертуара. При выборе песни учитываю, как она помогает решению воспитательных задач, что она вносит нового в усвоение певческих навыков и какова степень трудности её исполнения, отвечает ли она интересам и потребностям ребёнка. Песня должна быть написана в удобной тесситуре с учётом голосовых возможностей дошкольника. Например, Филиппу Долматову (ст. гр.), при выборе песни к маминому празднику, я учитывала его небольшой диапазон, плавное движение мелодии (что не хватает в вокальном исполнении Филиппа), нежное проникновенное содержание. Филиппу песня понравилась, он с удовольствием её исполнял, может не совсем ещё правильно, но с душой. Например, Саша Побойко (подг.гр.) исполнила песню «А закаты алые» группы «Герои» на празднике ко «Дню Победы». Песня сложная и по тесситуре и артикуляционно, и написана в широком диапазоне. Саша с песней справилась, исполнила её интонационно выразительно, в характере, с настроением.

Результаты работы. За годы работы вокального кружка «Юные таланты», мною накоплен определённый опыт в области певческой деятельности с детьми и достигнуты определённые результаты. Дети с огромным желанием поют, проявляют интерес к песням. Со своими сольными номерами они выступают на утренниках, концертах, родительских конференциях. Дети выступают и за пределами детского сада, участвуют в районных конкурсах «Звёздный дождь», «Интеллектуальных играх», общероссийских интернет конкурсах, на которых получают призовые места. Многие мои воспитанники обучаются в музыкальной школе, такие как Антоненко Света, Бокачёва Лена, Парамоненко Яна и др.

В конце года я провела мониторинг с детьми кружка и пришла к выводу, что дети стали свободнее ориентироваться в интонировании мелодий, но ещё не все, необходимо работать с вокалистами старших групп, которые ещё до конца не могут контролировать правильность своего исполнения и ярко выражать образы песен Вокалисты подготовительных групп улучшили свой звуковысотный слух, музыкальное мышление, память, ритмическое чувство, расширили свой голосовой диапазон, стали эмоциональнее и раскрепощённее.

Я пришла к выводу, что использованные мною в работе систематичность, варьирование различных методических приёмов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, помощь воспитателей – позволили достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальным навыкам детей дошкольного возраста.

А в будущем планирую:

  • Продолжать работу по обучению детей пению;
  • По развитию всех вокальных навыков;
  • По расширению диапазона певческого голоса каждого своего воспитанника, используя наработанный опыт;
  • Продолжать принимать участие в концертной деятельности внутри детского сада, районных, городских, общероссийских конкурсах.

Литература:

1.Де Арисменди «Дошкольное музыкальное воспитание»

2.Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду».М.1981г.

3.Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца».М.1954г.

4.Орлова Т.М. Учите детей петь».М.1988г.



Предварительный просмотр:

О музыкальных пальчиковых играх

Одним из главных условий реализации художественно-эстетического развития в ДОУ, является создание оптимальной среды для формирования у детей социально-нормативных возрастных характеристик, через активное задействование ведущего вида непосредственной деятельности дошкольников – игры.

Ознакомившись с трудами виднейших отечественных педагогов-психологов, занимавшихся этой проблемой (Л. Выготского, Д. Эльконина, В. Разумного и др.), можно с уверенностью сказать, что музыкальное творчество детей в форме игры – прямой путь вовлечения их в музыку, активный способ познания закономерностей музыкального языка, эффективный метод формирования комплекса музыкальности в целом.

В собственном педагогическом опыте я отдаю предпочтение именно игровым формам организации музыкальной деятельности детей не случайно. Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. По экологическим, медицинским и социальным причинам в наше время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Раннее выявление подобных проблем позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Эти объективные факторы обусловили особый интерес к одному из средств преодоления речевых проблем, а именно – к жанру музыкальной пальчиковой игры.

Нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Большинство таких упражнений несут и обучающую нагрузку: одни направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков и т.д. Во многих из них ребёнок действует двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве.

Благодаря непосредственному комплексному воздействию музыки на человека в ходе двигательной активности под аккомпанемент или с пением улучшаются выразительность, ритмичность движений, их чёткость, координация, плавность, слитность, переключаемость; развиваются интонация, слух, внимание, память; воспитывается временная ориентировка, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным ритмическим рисунком мелодии.

Использование в педагогической практике музыкальных пальчиковых игр опирается на определённые принципы и методы: прежде всего, это направленность на создание общей благоприятной атмосферы. Процесс совместногомузицирования вызывает эмоциональный отклик у детей, развивает мышление и фантазию. Перед игрой необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения, что позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнения.

Учитывая, что объём детского внимания невелик, важно помнить о принципе доступности материала: лаконичные песенки-игры с ясной формой, запоминающейся мелодией в удобном диапазоне способствуют развитию певческих навыков. Вспомогательным моментом может стать небольшое вступление: оно настроит детей на определённый характерный образ и поможет в восприятии игры. Особенно актуальны принципы постепенности и систематичности. Важно подобрать упражнения так, чтобы они соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям ребёнка. В перспективе хотелось бы направить детей не только на повторение, но и на самостоятельный творческий процесс придумывания движений и интонаций.

Концентрации внимания ребёнка и его распределению помогает выразительность подачи материала: многообразные интонации в голосе, чёткая дикция, выразительная мимика, и яркое художественное исполнение песни. Процесс может сопровождаться показом ярких иллюстраций. К примеру, дети очень эмоционально реагируют на слайд-шоу, предварительно подготовленное и демонстрируемое с помощью проектора на большой экран. Также большой интерес дошкольников вызывает процесс коммуникации с персонажем кукольного или пальчикового театра.

В своей работе я использую материалы известных авторов, музыкальные пальчиковые игры, подробное описание которых предложено далее:

«Вышли пальцы погулять»

Музыкально-игровое занятие с использованием пальчиковых, речевых и музыкально-ритмических игр.

Цель: развитие способности детей к действиям в ситуации музыкально-игрового общения, формирование чувства ритма.

Задачи:

1.Коррекционные:

*развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;

*формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

2.Оздоровительные:

*укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

*развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

*развитие «мышечного чувства» (способности снимать
эмоциональное и физическое напряжение);

*развитие быстроты двигательной реакции.

3.Образовательные:

*обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

*развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

*формирование умственных умений и действий.

4.Воспитательные:

*воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

*эстетическое отношение к окружающему;

*развитие чувств, эмоций высшего порядка.

5.Развивающие:

*познавательную активность;

*устойчивый интерес к действованию;

*саморегуляцию и самоконтроль.

Программное содержание:

1. Пальчиковая речевая игра «Здравствуйте» по стихотворению Т.Сикачёвой.

2.Утречко (русская народная игра) Пальчиковая речевая игра.

3. Прогулка, музыкальная пальчиковая игра. Слова народные, муз. И. Бодраченко.

4. Мизинчик, пальчиковая игра по стихотворению И. Токмаковой. Модель И. Бодраченко.

5.Пальчик мой, музыкально-речевая игра,муз.и сл. И.Бодраченко.

6. Сова,пальчиковая речевая попевка,слова народные, муз. И.Бодраченко

7. Ай, туки-туки-туки (русская народная потешка), пальчиковая игра. Модель Т. Боровик.

8.Мы по садику гуляем (Американская песня), музыкально – ритмическая игра. Модель Т.Боровик.

9. Цветки, пальчиковая игра И.Бодраченко.

10. Ленивый жук, звуко – речевая игра по стихотворению В.Фишкина. Модель Т.Боровик.

11. Божья коровка. Слова Успенского, музыка Ю. Энтина.

Методические приёмы:

Сочетание наглядно – практических методов, наглядно – словесных, методы проблемного обучения.

Оборудование:

мультимедийное оборудование, пианино, музыкальная фонограмма, большая ромашка с жучками «Божья коровка».

Ход занятия

В зал под спокойную музыку входят дети старшей группы.

Музыкальный руководитель (м.р.). Здравствуйте, ребята.

Дети. Здравствуйте.

М.р. Так приятно говорить друг другу слова приветствия. А знаете ли вы, что можно здороваться стихами? Давайте сейчас попробуем поздороваться именно так. Но мы будем здороваться не только друг с другом, но и с «солнцем золотым» (скрещивает кисти рук, расставив пальцы), с «небом голубым» (поднимает руки вверх), «вольным ветерком» (качает поднятыми вверх руками), «маленьким дубком» (соединяет запястья рук, разведя кисти рук в стороны), с «утром» (мягкий жест правой рукой вправо), с «днем» (такой же жест левой рукой влево'),и представьте себе, мы можем поздороваться даже с курицей на улице (изображает двумя руками крылышки). Итак, если вы готовы, то я начну, а вы мне обязательно помогайте.

Пальчиковая речевая игра

по стихотворению Т.Сикачёвой.

М.р.

Я здороваюсь везде - дома и на улице,

Даже «здравствуй» говорю я соседской...

М.р. и дети. ...курице (вместе с взрослым дети показывают «крылышки»).

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце»)

Здравствуй, небо голубое (Показывают «небо»)

Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок»)

Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок».)

Здравствуй, Утро! (Жест вправо, правой рукой)

Здравствуй, День! (Жест влево, левой рукой)

Нам здороваться не лень. (Руки разводят по сторонам)

Методическое пояснение
к игре «Здравствуй»

Дети не только вместе с педагогом руками показывают то, о чем идет речь в стихотворении. Они еще и произносят слова в разных звуковых регистрах и в различной речевой манере:

«...курице» - высокий регистр;

«солнце золотое» - средний регистр;

«небо голубое» - низкий регистр;

«вольный ветерок» - средний регистр, нараспев;

«маленький дубок» - высокий регистр, нараспев;

«утро» - средний регистр;

«день» - низкий регистр;

строка «Нам здороваться не лень» - в среднем регистре.

М.р. Ребята, как замечательно у нас с вами получилось! Понравилось вам здороваться стихами? (Ответы детей.) А с кем мы еще не поздоровались? (Ответы детей.) И с нашими пальчиками мы еще не поздоровались. А ведь они у нас хоть еще и маленькие, но уже ловкие, да умелые. Пальчики у нас все разные, и у каждого свой характер.

Мизинчик у нас какой? (Маленький да озорной.)

Безымянный? (Тихий, несмелый, робкий, неумелый.)

Средний? (Самый вежливый.')

Указательный? (Он все знает и всех поучает.)

А Большой? (Самый большой, трудолюбивый такой.)

М.р. А еще у каждого пальчика есть свое имя. Вот и давайте сейчас вспомним их имена и поздороваемся с пальчиками и с ладошкой.

Утречко(русская народная игра)

Пальчиковая речевая игра (по методическим материалам из сб.: Рузина М.С., Афонькин С.Ю.

«Страна пальчиковых игр»)image9image10image11image12

Вставай, Сиротка! (Рис.6)

И крошка Митрошка! (Рис.7)

Прогулка

музыкальная пальчиковая игра

Слова народные                                                              Муз. И. Бодраченко

Вот большой идет гулять: Топ, топ, топ, топ.        

А вторые догонять: Топ-топ, топ-топ, топ-топ, топ.

Третьи пальчики бегом, все бегом, все бегом.

А четвертые прыжком, да прыжком, да прыжком

Пятый пальчик поскакал, поскакал, поскакал,

И в конце пути... упал! Да, упал!

Мизинчик

Пальчиковая игра по стихотворению И. Токмаковой. Модель И. Бодраченко

Маленький мизинчик (сжав руки в кулаки, выставляют вверх мизинцы)

Плачет, плачет, плачет (трижды сгибают и выпрямляют мизинцы).

Безымянный не поймет (сжав руки в кулаки, выставляют безымянные пальцы)

-Что все это значит? (Прижимают безымянные пальцы к вискам и трижды качают головой)

Средний пальчик очень важный (сжавруки в кулаки, выставляют средние пальцы),

Не желает слушать! (Зажимают средними пальцами уши.)

Указательный спросил (сжав руки в кулаки, выставляют указательные пальцы)

-Может, хочет кушать? (Сжав руки в кулаки, приставляют указательные пальцы к животу?)

А Большой бежит за рисом (сжав руки в кулаки, выставляют большие пальцы),

Тащит рису ложку (соединяют кулачки с выставленными большими пальцами - «ложка»),

Говорит: - Не надо плакать (подняв большие пальцы вверх, покачивают ими - пальцы «разговаривают»),

-На, поешь немножко! (Протягивают соединенные кулаки с отставленными большими пальцами вперед.)

Как Мизинчик кашу съел (сжав руки в кулаки, выставляют большие пальцы и мизинцы, трижды соединяют и разъединяют их - «кормят» Мизинчик),

Тут же он повеселел (сжав руки в кулаки, сгибают и разгибают мизинцы),

Может он теперь опять (раскрывают ладоши)

С пальчиками поиграть!(Шевелят всеми пальцами.)

Пальчик мой

Музыкально-речевая игра

Муз.и сл. И.Бодраченко.

Пальчик мой, пальчик мой (показывают правую руку, затем левую'),

Поиграй-ка ты со мной (вращают кистями рук, движение «фонарики»).

Пальчик раз (показывают выставленные указательный и средний пальцы правой руки, остальные сжаты в кулак),

Пальчик раз (те же движения левой рукой) –

Вышел Заинька у нас (приставляют пальцы к голове - «ушки»),

Ушки длинные у Зайки,

Из кустов они торчат,

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат (дети прыгают на двух ногах ,руки перед грудью - «лапки»),

Пальчик мой, пальчик мой (движения как в 1-м куплете),

Поиграй-ка ты со мной.

Пальчик раз, пальчик раз (показывают ладонь правую, затем — левую) —

Вышла Курочка у нас (делают «крылышки»),

Курочка по улочке ходит, ходит, ходит (свободно гуляют по залу, помахивая «крылышками»)

Курочка-хохлатушка зернышки находит (присев на корточки, соединяютладоши-«клювики» и клюют)

Курочка-хохлатушка прыг на крыльцо (подпрыгивают на двух ногах, взмахивая «крыльями»)

Курочка-хохлатушка снесла тебе яйцо (соединяют ладошки - несут «яйцо»),

Пальчик мой, пальчик мой (движения как в 1-м куплете),

Поиграй-ка ты со мной.

Пальчик раз, пальчик раз (выставляют указательный палец правой руки, затем указательный палец левой руки) -

Вышла Козочка у нас (приставляют пальцы к голове - «рожки»),

У Козы торчат рога (наклонив голову, покачивают «рожками»),

У Козы торчат рога,

Может забодать она! Ме-е-е («бодают» друг друга)

Сова

Пальчиковая речевая попевка

Слова народные                                                                     муз. И.Бодраченко

В лесу(соединяют запястья рук, разведя расставленные пальцы в стороны)

Темно (закрывают ладонями глаза, локти в сторону),

Все спят(соединяют ладони вместе - «подушечка»)

Давно (кладут «подушечку» себе на правое плечо, наклоняют к правому плечу голову)

Одна Сова не спит (приставляют сомкнутые большие и указательные пальцы к глазам - «глаза» Совы; текст произносят нараспев в низком голосовом регистре)

Не спит (руки на поясе, локти назад, грудь вперёд).

На суку сидит (убирают руки за спину, выгибают грудь – «важная Сова»; текст произносят в среднем голосовом регистре),

Да как полети-ит! (Разводят руки в стороны, «перелетают» на другое место; текст произносят нараспев в высоком голосовом регистре).

Методические рекомендации к игре «Сова»

Игра повторяется три раза, причем тональность попевки каждый раз поднимается на 1/2 тона.

М.р.

Летела Сова -

Большая голова.

Как она летела -

Во все стороны глядела.

И увидела большую поляну. А на ней можно и потанцевать.

Ай, туки-туки-туки (русская народная потешка)

Пальчиковая игра. Модель Т. Боровик

Ай, туки-туки-туки (сжав руки в кулаки, выставив указательные пальцы, постукивают ими друг о друга'),

Застучали молотки (поочередно постукивают сжатыми кулаками),

Застучали молотки (скрещивают попеременно запястья рук, кулаки сжаты),

Заиграли локотки (легко одновременно приподнимают и опускают локти).

Кулачок - на бочок (показывают правый кулак, кладут его на правый бок),

Кулачок - на бочок (показывают левый кулак, кладут его палевый бок),

Будет танец «Гопачок» (делают перетопы двумя ногами, руки на поясе).

Чоки-чок, чоки-чок(постукивают правым каблуком),

Бойко пляшет башмачок (делают перетопы двумя ногами).

Чоки-чок, чоки-чок(постукивают левым каблуком),

Оторвался каблучок! (Прыгают на правой ножке, обхватив левую под коленом двумя руками.)

Что же делать!(Разводят руки в стороны, спрашивают у детей, стоящих справа.)

Как нам быть? (Разводят руки в стороны, спрашивают у детей, стоящих слева.)

Надо каблучок прибить! (Разводят обе руки в стороны, затем садятся на ковер.)

Ай, туки, туки, туки (как в начале игры, но сидя на ковре),

Застучали молотки (стучат правым кулаком по левому каблуку, согнув ногу),

Застучали молотки (стучат левым кулаком по правому каблуку),

Мы прибили каблуки! (Встают, разводят руки в стороны.)

В новых башмаках опять

Можем мы идти гулять! (Важно гуляют по залу, руки на поясе.)

Мы по садику гуляем (Американская песня)

Музыкально – ритмическая игра. Модель Т.Боровик.

1часть                                                              2часть

Мы по садику гуляем,                                     Сделай раз, два, три,

Ну-ка, погляди.                                                Сделай раз, и два, и три,

Мы по садику гуляем,                                     А теперь со мною вместе,

Ну-ка, повтори.                                                 Ну-ка, повтори.

Методические рекомендации к игре.

1ч. музыки. Дети и взрослый поют и свободно гуляют по залу, в конце куплета останавливаются, повернувшись лицом к взрослому, руки за спиной.

2ч. музыки. Первая строка – дети смотрят, как взрослый поёт и прохлопывает ритмический рисунок.

                  Вторая строка – взрослый смотрит, а дети повторяют его ритмический рисунок.

                 Третья строка – поют, показывая сначала правую ладонь, затем левую.

                Четвёртая строка – выполняют три хлопка в ладоши.

М.р.

Славно в садике гулять (ходит по залу),

Да цветочки собирать (собирают «цветы»),

Да на травушке сидеть (садятся на ковёр)

В небо чистое глядеть (смотрят в «небо»).

Мы немного посидим,

На цветочки поглядим.

Цветки

Пальчиковая игра И.Бодраченко.

Наши алые цветки (соединяют чуть согнутые ладони – «бутон»)

Распускают лепестки (разводят пальцы в сторону, запястья соединены – «раскрылся бутон»).

Ветерок чуть дышит (тихонько дуют на «цветок»),

Лепестки колышет (качают «цветком»).

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (соединяют пальцы рук – вновь перед нами «бутон»).

Головой качают (покачивают «бутоном» вправо – влево),

Тихо засыпают (сомкнутые соединённые ладони складывают в кулачки – «цветки спят»).

Утром ранним все цветки (вновь делают «бутон», постепенно поднимают его вверх – «бутон тянется к солнцу»)

Вновь распустят лепестки (разводят пальцы рук в стороны – «бутон расцвёл»).

М.р.

Ой, смотрите, на цветок

Прилетел и сел жучок.

Ленивый жук.

Звуко – речевая игра по стихотворению В.Фишкина. Модель Т.Боровик.

Я немного пожужжу – жж-----------------------------------

На ромашке полежу – жж

Муха в воздухе летает – вз

Я на муху погляжу – жж

Поглядел и есть пора – жжнямжжням

нямжжнямжж

На обед у нас кора – нямням

Нямням

Нямням

Пожую, спою жужжалку:                                          жу-

жу-жу-

жу-жу-

жу-жу-

жу-жу-

Затушить мне надо свечку  (набирают много воздуха в рот и с силой выдувают)

И улягусь до утра-а-а…

Потому, что спать пора – тс-с-с-с.

Методические рекомендации к игре.

Все звукоподражания сопровождаются соответствующими движениями.

1-я строка – трепещут разведёнными в стороны пальцами рук – «полёт жука»;

2-я строка – покачиваются из стороны в сторону, как на качелях;

3-я строка – глазами прочерчивают в воздухе траекторию полёта мухи;

4-я строка – головой повторяют траекторию полёта мухи;

5-я строка - поглаживают «животик», предвкушая вкусную еду;

6-я строка – «едят»;

7-я строка – поют гамму в ре мажоре;

8-я строка – набирают много воздуха в рот и с силой выдувают;

9-я строка – зевают;

10-я строка – ложатся на ковёр, «засыпают».

Музыкальный руководитель незаметно ставит в центр большую яркую коробку, сделанную в виде огромной ромашки. В ней жучки.

М.р. Ребята, какая большая и красивая ромашка! Может быть, и в ней кто-нибудь спит? Пойду, погляжу... и правда, жучок, да не один! А что за жучок догадайтесь сами:

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек,

И летать умеет ловко!

Это...

Дети. Божья коровка!

М.р.Верно. На улице так прохладно, лето уже далеко. Жмутся они друг к дружке, чтобы не так холодно было. А давайте, ребята, согреем их теплом наших рук и наших сердец. Возьмем их на ладошку, да песенку им споем – колыбельную.

(Дети берут - каждый по жучку, рассаживаются на ковре).

Божья коровка.

Песня исполняется под минусовую фонограмму «Божья коровка» - на слова В. Успенского, на музыку Ю. Энтина.)

1.Летать Коровка может,

Представь себе - летает,

Не зря коровку «Божьей»

Все люди называют.

Припев: Божья коровка, улети на небо,

Принеси мне хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

2.Волшебная – «Коровка»

Уселась на ладошку.

Давай ее подбросим

И скажем на дорожку:

Припев: тот же.

М.р. Ребята, а вы заметили, что настроение у всех «Божьих коровок» разное; некоторые грустят, некоторые улыбаются, а чья-то задумалась о своем, о «божьем». Давайте покажем друг другу своих «Коровок» и поменяемся ими.

(Дети свободно ходят по залу, рассматривают жучков, меняются ими.)

Теперь у каждого из вас новый дружок-жучок. Теперь вы можете заботиться о нем и играть с ним.

М.р. Наше занятие подходит к концу. Вам понравилось занятие? Что вам больше всего запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыты с сыпучими материалами в средней группе детского сада

Опыт с сыпучим материалом (песком) для постройки домика для черепашки...

Практическая консультация для воспитателей «Материалы и оборудование для детского сада»

Консультация поможет воспитателям понять значимость и важность правильной организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада...

Дидактические материалы и игры для детского сада

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игро...

Атлас развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО. "МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА"

Цель данного пособия задать направление для подбора материалов и оборудования, которые могут обеспечить целостный образовательный процесс и подходить для любой программы, а также могут быть дополнены ...

Материалы и оборудование для детского сада.

Иллюстрированный атлас. Пособие для воспитателейНормативные и научно-методические материалы задают общие стратегические принципы организации развивающей среды в детском саду, но не отвечают ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ МАТЕРИАЛОВ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА В ДЕТСКОМ САДУ

Методический кабинет - пространство для всех педагогов детского сада. Методический кабинет – это комната для творчества и размышления, для интересных встреч и новых открытий, это лаборатория для совм...