Значение игрушки в жизни ребенка
статья

Ферулёва Юлия Викторовна

Игрушка имеет особое значение в жизни ребенка, как одна из важных составляющих игровой деятельности. И сегодня трудно встретить родителя, который бы не знал о том, что игра и игрушки очень важны для развития дошкольника.

Но как меняется игра и игрушка сегодня? Какую роль играет взрослый? Какие современные игрушки способствуют развитию ребенка, помогают ему войти в мир человеческой культуры, а какие мешают? Какие предметы должны быть доступны ребенку, чтобы использовать их в игре?

Прежде всего, необходимо вспомнить, какое место занимает игра в жизни ребенка…
          

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_roditeley.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Трудно встретить родителя, который бы не знал о том, что игра и игрушки очень важны для развития дошкольника.

Как меняется игра и игрушка сегодня? Какую роль играет взрослый? Какие современные игрушки способствуют развитию ребенка, помогают ему войти в мир человеческой культуры, а какие мешают? Какие предметы должны быть доступны ребенку, чтобы использовать их в игре?

Прежде всего, вспомним, какое место занимает игра в жизни ребенка…
        Особое значение имеет игрушка, как одна из важных составляющих игровой деятельности.
        В научной литературе, посвященной проблеме детства акцентируется внимание на отрицательных характеристиках современного мира детства: деформируется и разрушается традиционная структура детско-родительских отношений, затрудняются отношения внутри детской субкультуры, происходит дегуманизация культурных ценностей, обедняется детский фольклор, исчезает детская сказка и заменяется элементами мистики, представляющей собой слияние различных мифологических образов и хоррара. Именно игрушка является одним из фундаментальных элементов мира детства. Трансформация детской игрушки является индикатором деформации культуры детства и изменения ее облика.

Детская игрушка – это неотъемлемый атрибут и символ детства. Полноценное взросление ребенка и его психологическое развитие невозможно представить без детской игрушки, которая отвечает различным потребностям ребенка на всех этапах дошкольного детства. Игрушки трансформировались вместе с человечеством…

Важное значение игрушки заключается в ее многофункциональности, так «правильная» детская игрушка воспитывает, обучает, стимулирует психическое развитие. Не менее значимы психотерапевтическая функция и функция социализации. Однако встает вопрос – все ли игрушки обладают этими функциями?

Проведенная психолого-педагогическая экспертиза современных игрушек позволила нам выделить ряд проблем индустрии детских игрушек:

Проблема 1. Низкий развивающий потенциал и дидактическая ценность современных игрушек. На современном рынке детских игрушек появляются все больше моделей, которые предполагают высокую степень автоматизации игрушки. Прежде всего, это касается электронных, интерактивных и радиоуправляемых игрушек. При всей яркости и притягательности подобных игрушек их репертуар функциональных действий весьма ограничен. Чем меньше предметно-манипулятивных действий совершает ребенок с игрушкой, тем меньше ее развивающий потенциал. Готовые и полностью укомплектованные наборы игрушек обедняют и сокращают пространство детской игры. Затрагивая проблему низкого развивающего потенциала современных детских игрушек справедливо можно подчеркнуть, что игрушки, которые содержат все необходимые элементы для ее использования, не оставляют возможности для проявления самостоятельности и инициативы и в целом затрудняют самореализацию ребенка.

Проблема 2. Монофункциональность детской игрушки. Данная проблема прямо вытекает из предыдущей. Готовые наборы игрушек, игрушки из любимых детьми мультсериалов предполагают заранее заданный формат сюжета игры. Такая игрушка не может гибко использоваться с игровым замыслом самого ребенка. Монофункциональность современных игрушек тормозит развитие знаково-символической функции мышления, детской фантазии и творчества.

Проблема 3. Отрицательное влияние игрушек на психическое здоровье и эмоциональное благополучие детей. В первую очередь важно отметить, что многие игрушки вызывают агрессию и тревогу. Это касается различных видов оружия, роботов, монстров из мультсериалов, интерактивных пауков, змей и других игрушек устрашающего вида. Игра с такой игрушкой чаще всего предполагает агрессивный сюжет и тем самым формирует жестокость и склонность к насилию.

Проблема 4. Формирование не соответствующих возрасту ребенка потребностей. Целевая аудитория некоторых детских игрушек выходит далеко за рамки дошкольного возраста. Например, кукла «Барби» выглядит как молодая красивая девушка/женщина или эмансипированный подросток — кукла «Братц». Она обладает красивой фигурой, модно одета, имеет яркий макияж и др. С такой куклой не поиграешь в «дочки-матери»; ее не нужно укладывать спать, пеленать, кормить с ложечки, она уже взрослая. Сюжет детской игры усложняется и не соответствует возрасту ребенка. Например, у Барби отношения с Кеном и насыщенная жизнь, она встречается с друзьями, ходит на вечеринки и т. д. Идентификация ребенка с такой куклой будет несвоевременна и затруднительна, и, как следствие, возникает сложность с развитием различных социально-значимых свойств и качеств личности. Современная детская игрушка формирует «меркантилизацию детского сознания», которая ведет к трансформации картины мира ребенка и зависимости от материальных благ.

Проблема 5. Низкая эстетическая ценность игрушки. В настоящее время прилавки магазинов переполнены игрушками, которые привлекают своим устрашающим видом. Появилось много игрушек, вызывающих отвращение: пупсы с цианотичным цветом кожи, кукла-манекен для создания причесок (голова и часть торса), куклы «Монстры Хай», уродливые мягкие игрушки и пластиковые монстры. Важно отметить, что у детей еще не сформированы эстетические эталоны и эстетические чувства, поэтому все свои представления о прекрасном складываются под воздействием социокультурного пространства, в которое включен ребенок. К сожалению, современная массовая культура в основном несет отрицательные образцы для развития эстетического восприятия. Это касается не только детских игрушек, но и мультфильмов, книг, песен, рекламы. Все эти стихийные факторы препятствуют эстетическому воспитанию, а также искажают представления об основных эстетических категориях (прекрасном и безобразном, красивом и некрасивом, хаосе и гармонии, низменном и возвышенном и др.). Детское сознание открыто новому, толерантно не имеет нравственных фильтров и эстетических ограничений, и в силу этого, дети порой положительно относятся к тем игрушкам, которые у взрослого человека вызывают откровенное отторжение и отрицательные чувства.

Проблема 6. Затруднение в формировании образов предметов, явлений, животных и людей. Человеческое восприятие сохраняет представление об относительном постоянстве образа предмета или явления. Это свойство восприятия называется константностью. Оно формируется у человека в процессе освоение различных свойств предметов и явлений реального мира. У ребенка большую роль в формировании адекватного образа предмета или явления оказывает игрушка. Проблема многих современных игрушек в том, что свойства предметов и явлений представлены в искаженном виде, что мешает формированию реалистичной картины мира. Еще один аспект данной проблемы мы видим в том, что многие современные игрушки имеют антропоморфные признаки, даже неодушевленные предметы (машинки с глазами, губки с ногами, сердце с руками и др.), такие игрушки не похожи ни на людей, ни на предметы. Некоторые серии мягких игрушек «Плюшевый друг» (FurReal Frends), например, представляют всех животных (кошек, собак, зайцев, птиц) в виде круглых шариков, колобков, дифференцирующим признаком которых являются только уши и окраска. Данная игрушка без сомнения несет позитивный образ, но вместе с тем не дает реалистичного понимания о различных представителях животного мира.

Проблема 7. Формирование репродуктивного вида мышления и воображения. Указанная проблема перекликается с уже вышеотмеченными проблемами. В первую очередь она касается интерактивных игрушек и игрушек с заданным сюжетом. Идея игры с такими игрушками и сам игровой сюжет носит репродуктивный воспроизводящий характер. Л. С. Выготский, раскрывая воспитательные возможности детской игры, отмечал, что, если у ребенка нет затруднений в процессе игры, поведение протекает легко и без задержек, там нет мышления. Возможности любимого детьми конструктора «Лего» будут ограничены, если ребенок станет собирать модель строго в соответствии со схемой и не попытается сконструировать новую модель из уже имеющихся деталей. Большой ошибкой родителей будет подавление творческой самостоятельности и инициативы. Ребенку интересно все новое, особенно если это новое он создает сам. Получить настоящее удовольствие, постепенно разбирая и собирая одну и ту же модель игрушки для ребенка с нормальной психикой невозможно.

Проблема 8. Этническая и культурная индифферентность. Данная проблема ярко проявляется в том, что современный рынок детских игрушек переполнен игрушками антипатриотическими, затрудняющими формирование национальной и культурной идентичности. В последние несколько десятилетий Россия ассимилировала западный образ культуры во всех сферах жизни, в том числе и в области производства детской игрушки.

Проблема 9. Низкий воспитательный потенциал игрушки. При отсутствии педагогического сопровождения детской игры и внимания со стороны родителей, педагогов сюжет игры однозначно будет связан с агрессией, направленной на другого ребенка. Еще один тип игрушек — это детские игрушки для релаксации, представлены в виде отдельных глаз, резиновых и пластичных игрушек, смайликов на которые можно давить растягивать, как угодно. Наверняка, игра с такой игрушкой действительно способна снять эмоциональное напряжение, однако, на наш взгляд, предметами такой моторно-манипулятивной игры не должны быть живые существа. Нельзя сдавливать им тела так, что при этом выпрыгивают глаза, вытягивать им лица. Такие действия антигуманны.

Проблема 10. Вытеснение предметных игрушек играми и игрушками на электронных носителях. Особой проблемой детской игрушки является то, что ее место занимают игры и игрушки на электронных носителях (гаджетах), т. е. компьютерные игрушки. Компьютер для детей стал не столько средством получения информации, а сколько источником сенсорных впечатлений. Компьютерные игры и игрушки оказывают отрицательное влияние на здоровье ребенка, «взламывают» детскую психику, спекулируют на детской фантазии, впечатлительности, предлагая все более изощренные игры, большую часть из которых составляют «стрелялки», реалистично имитирующие различные сцены насилия и убийства.

Взрослым необходимо помнить, что функциональный комфорт развивающей среды обеспечивает психофизическое и развивающие благополучие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение игрушка в жизни ребенка".

"Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет".А.С.Макаренко....

"Значение игрушки в жизни ребенка"

Информация для родителей об игрушках, правилах подбора игрушек для ребенка, рекомендации по использованию игрушек при обучении....

Родительского собрания на тему:"Значение игрушки в жизни ребенка".

Форма проведения:  семейная гостинаяВозраст: средний возраст Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности и выборе игруше...

Консультация для родителей: "Значение игрушки в жизни ребенка"

Консультация для родителей: "Значение игрушки в жизни ребенка"...