Игры с прищепками
материал (младшая группа)

Рагозина Елена Владимировна

Развитие мелкой моторик рук у детей раннего возраста посредством занимательных игр с прищепками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_prishchepkami.docx249.49 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

посредством занимательных игр с прищепками

       С целью создания условий для успешной самореализации личности ребенка уделяется значительное внимание формированию доброжелательной, благоприятной и психологически безопасной среды. Главным приоритетом доброжелательного детского сада является сохранение ценности дошкольного периода детства и детской игры, как ведущего вида деятельности ребенка.

      Ранний возраст имеет большое значение в развитие человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные способности ребенка: познавательная деятельность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие ребенка, а требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир.

      Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Основной метод накопления информации – прикосновения.

      Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален.  Мелкая моторика рук – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранение психического и физического развития ребенка.  Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо, пальцы сгибаются синхронно, т.е. действуют вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогическое действие. Наблюдаются неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

      Существует огромное количество игр и игрушек для развития мелкой моторики. Но детей больше привлекают внимания различные бытовые предметы: крышки, пробки, пуговицы, пластмассовые бутылочки, прищепки. Для нас это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными игрушками.

      В последнее время все большей популярностью пользуются игры с прищепками. Цель данной технологии: развитие мелкой моторик рук у детей раннего возраста посредством занимательных игр с прищепками.

      Цели:

-совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики рук;

-развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста посредством занимательных игр с прицепками;

-развивать тактильную чувствительность рук детей.

      Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использовать следующие принципы:

-принцип доступности и индивидуальности;

-принцип последовательности и систематичности;

-принцип наглядности.

      При выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько задач:

-способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга;

- развитию интеллектуальных и творческих способностей детей;

-формированию и развитию сенсорных представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

-развитию конструктивного мышления;

-формированию положительного настроя на совместную со взрослыми работу.      

       Прищепки являются очень ценным материалом и для оформления координированного взаимодействия обеих рук ребенка. Одна рука будет сжимать-разжимать прищепку, а другая – подносить нужный для выполнения работы материал. Прищепки еще называют «детским эспандером», потому что для сжатия кончиков прищепки требуются определенные усилия пальцев, от многократного сжатия мышц пальцы становятся сильнее, мелкая моторика развивается очень эффективно. Игры с прищепками развивают не только мелкую моторику рук, но и внимание, зрительное восприятие, коммуникативную функцию речи, воображение, мышление, память, усидчивость, стремление к достижению результата. Детям нравятся выполнять задания с прищепками. Их привлекает необычность и новизна таких заданий. Ведь с помощью прищепки можно обыграть любую игру.

      Перед началом игр необходимо проверить безопасность прищепок: чтобы не было никаких острых металлических пружинок и пластинок, заусенцев. Надо отдавать предпочтение тем прищепкам, что легко открывают свои «ротики». На обычные прищепки можно самим сделать любые фигурки с помощью плотного фетра или картона. Такие прищепки будут вызывать еще больший интерес у ребенка.

      Научиться самостоятельно, пользоваться прищепками в играх не очень просто для ребенка, поэтому нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности. Прежде всего, ребенка следует научить нажимать на прищепку, чтобы она открывалась, используя при этом силу пальчиков. На этом этапе подойдет игра «Найди жучка». Для этого надо закрепить прищепки в разных местах группы: на шторах, на одежде, на корзинке. Малышу предлагают отыскать разноцветных жучков и собрать их в ведерко. В дальнейшем игру можно усложнить, предлагая найти только красных или только желтых жучков.

      Отцеплять прищепки намного легче, чем прикреплять их. Поэтому надо начинать именно с таких упражнений пальчиковой гимнастики. Затем надо показать малышу, как прищепки раскрывают свой «ротик». Для этого следует показать, как держать прищепку тремя пальцами, открывать и закрывать её несколько раз. Можно назвать прищепки «рыбками» и показать, как они открывают свои «ротики». Чтобы игра была интересной для ребёнка, надо сделать заготовки разных фигурок: солнышко, тучка, круги разных размеров, листики, рыбки, животные, птицы, деревья и другие заготовки. Фигурки можно сделать на картонной основе, обшить тканью или распечатать на фотобумаге. С этими фигурками можно придумывать интересные истории. В процессе игры можно разучивать небольшие стихи о данных объектах. Соединяя между собой прищепки, может получиться треугольник, квадрат, круг, человечек, заборчик и другие фигурки. Прищепки можно использовать для театральной деятельности. Прикрепив на прищепки сказочных героев, можно обыграть любой сюжет сказки. Вариантов игр существует множество. Предлагаем некоторые их них:

«Найди жучка, бабочку»

Цель: научить детей находить прищепки, упражнять снимать их с предметов, ткани, развитие мелкой моторики рук.

Структура игры: расположить декоративные прищепки на шторах, одежде, скатерти, корзинках, коробках и других предметах. Предложить найти жучков и собрать их в ведерко.

«Собери клубнику»

Цель: научить детей снимать прищепки, развивать мелкую моторику рук, упражнять сравнивать предметы по количеству (один-много)

Структура игры: предложить детям собрать клубнику с грядки, упражнять снимать прищепки; предложить собрать много клубники или одну.

«Найди кота»

Цель: побуждать детей снимать прищепки, развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости.

Структура игры: предложить детям найти котиков и собрать их в корзинку; упражнять расстёгивать прищепки, развитие мелкой моторики рук.

«Зубастики»

Цель: побуждать детей открывать и закрывать прищепки, развитие мелкой моторики рук.

Структура игры: предложить детям научиться открывать и закрывать рыбкам «ротики».

«Заборчик»

Цель: побуждать детей прикреплять прищепки на цветные стороны коробки, подбирать прищепки по цвету, развитие мелкой моторики рук, формировать умение сравнивать предметы по величине и количеству.

Структура игры: предложить детям сделать красивый заборчик из прищепок, подбирая их по цвету: на красную сторону – красные прищепки, на зеленую – зеленые и т.д. Можно предложить делать заборчик из больших или из маленьких прищепок. На одну сторону можно прикрепить одну прищепку, а на другую сторону - много и т.д.

 «Поможем маме повесить бельё»

Цель: способствовать умению детей развешивать белье на веревочке, закреплять их прищепками, закрепить основные цвета, развитие мелкой моторики рук, внимания.

Структура игры: дети с помощью прищепок развешивают на веревочке цветные платочки.

«Солнышко и дождик»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепить знания желтого и синего цвета, развитие речи.

Структура игры: предложить детям сделать желтые лучики солнышку, а для тучки – синие капельки дождя. Вспомнить потешки:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в окошко,

Очень рады солнышку.

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

«Цветочки»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепить основные цвета, величину предметов.

Структура игры: предложить детям сделать красивые лепестки для цветов, дети подбирают прищепка к середине цветка, можно делать лепестки из больших или маленьких прищепок.

«Иголки для ёлки» 

Цель: развитие мелкой моторики рук, восприятия цвета и величины, умение сравнивать предметы по количеству.

Структура игры: предложить детям сделать иголки для большой и маленькой елочки.

 «Овощи и фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепить основные цвета, названия овощей и фруктов, развитие речи.

Структура игры: предложить детям посадить огород и вырастить фрукты. Для этого надо для овощей и фруктов сделать из зеленых прищепок «хвостики». Вспомнить стихи и потешки про овощи и фрукты.

«Угостим ёжика»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепить основные цвета, формировать умение сравнивать предметы по величине и количеству; закрепить понятие «один-много»,

Структура игры: предложить детям угостить ёжика фруктами, грибами. Для большого ежа – много угощений, для маленького одно или большого ежа угостить яблоками, а маленького – грибами и т.д.

«Веселые человечки»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепить пространственные отношения, упражнять сравнивать прищепки по размеру.

Структура игры: предложить детям сделать красивые прически для человечков, бороду, ручки и ножки.

«Зоопарк»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепить название птиц и зверей, цвета: белый, желтый, красный, оранжевый, зеленый.

Структура: предложить детям сделать из прищепок лапки, хвостики, иголки, ушки для зверят. Вспомнить стихи и потешки про зверей и птиц.

«Бабочки и жучки»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепить основные цвета, величину предметов.

Структура игры: предложить детям сделать крылья для бабочек, и лапки для божьих коровок, побуждать подбирать по цвету и количеству. Вспомнить потешку:

Божья коровка полети на небо,

Принеси нам хлеба

Черного и белого

Только не горелого.

 «Петушок и курочка»

Цель: развитие мелкой моторики рук, восприятия цвета, развитие речи.

Структура игры: предложить детям сделать яркие хвостики для курочки и петушка, вспомнить потешку:

Петушок, петушок, золотой гребешок

Маслена головушка, шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь

Деткам спасть не даёшь.

«Чудо-дерево»

Цель: развитие мелкой моторики рук, восприятия цвета, величины, ориентировка в пространстве.

Структура игры: предложить детям повесить яблоки, груши на дерево, грибы и цветы под дерево; с помощью прищепок прикрепить жучков, бабочек.

 «Знакомимся с геометрическими фигурами»

Цель: закрепить понятие круг, квадрат, основные цвета; развитие мелкой моторики рук.

Структура игры: предложить детям назвать круг, квадрат; учить располагать прищепку по кругу, по сторонам и углам квадрата, подбирать прищепки по цвету фигуры.

«Нарядим елочку»

Цель: ориентировка в пространстве, развитие внимания, мелкой моторики рук.

Структура: предложить детям украсить к празднику новогоднюю елочку.

 «Как у нашего кота»

Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование количественных представлений, развитие речи.

Структура игры: предложить детям сделать усы для кота, вспомнить потешку:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы

Зубки белые, а глазки смелые.

 «Большая стирка»

Цель: развитие мелкой моторики рук, восприятия цвета, упражнять в сравнении предметов по форме, количеству, ориентировка в пространстве.

Структура игры: предложить детям развесить белье на веревку, подобрать прищепки по цвету одежды; развесить только красное бельё или только зеленое, впереди повесить только платья, а сзади только рубашки; снять бельё и сложить в корзинку.

«Играем в сказку»

Цель: развитие мелкой моторики рук, речи.

Структура игры: предложить вместе с детьми рассказать сказку «Репка», «Колобок», «Теремок» с помощью театра на прищепках.

«Мамы и малыши»

Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, памяти, закрепить названия домашних животных и их детенышей.

Структура игры: предложить детям помочь малышам найти своих мам. Дети называют домашних животных и их детенышей. С помощью прищепок дети соединяют мам с малышами.

      Опыт работы показал, что игры с прищепками вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта, развивают мелкую моторику рук, речь, мышление, память. А также способствуют развитию конструктивного внимания, сенсорных эталонов, интеллектуальных и творческих способностей, формированию положительного настроя на совместную со взрослыми работу, влияют на речевые зоны коры головного мозга, способствуют сохранению физического и психического здоровья ребенка и благоприятную доброжелательную атмосферу в детском саду.

«Найди жучка, бабочку»

D:\Desktop\прищепки 3\DSC03394.JPG

«Найди кота»

D:\Desktop\фото прищепки  4\DSC03429.JPG

«Наши малыши»

D:\Desktop\прищепки 3\DSC03263.JPG

«Угостим ёжика»

D:\Desktop\прищепки 3\DSC03358.JPG

«Нарядим ёлочку к празднику»

D:\Desktop\прищепки 3\DSC03196.JPG

«Большая стирка»

D:\Desktop\фото прищепки  4\DSC03422.JPG

«Играем в сказку»

D:\Desktop\прищепки 3\DSC03290.JPG

«Мама и малыши»

D:\Desktop\фото прищепки  4\DSC03442.JPG

«Кто что ест»

D:\Desktop\фото прищепки  4\DSC03444.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками: интересно и простоМелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Одним из пок...

Дидактическая игра "Игры с прищепками" для раннего возраста

Дидактическая игра "Игры с прищепками" для раннего возраста...

Игры своими руками. Дидактическая игра «Разноцветные прищепки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение детей. Учить детей манипулировать по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигур нужную. Способност...

Развивающая игра "Игры с прищепками"

Игры на соотношение количества предметов и числа...

«Прищепки и фигурки». Игры с прищепками для детей.

laquo;Прищепки и фигурки». Игры с прищепками для детей.Для детей 3-4 лет игры должны быть направленны на развитие мелкой моторики, а также на запоминание свойств предметов. С этим может отлично...

Игры с прищепками для детей дошкольного возраста 2-3 лет. «Разноцветные прищепки» в группе раннего возраста "Теремок"

Актуальность: даже самые обычные предметы, как прищепки, могут стать полезными и интересными игрушками для детей дошкольного возраста. Игры с бельевыми прищепками впервые использовала М. Монтессори.Гл...