План индивидуальной консультации с родителями одарённого, но застенчивого ребёнка.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Жардан Ольга Константиновна

Одарённого ребёнка воспитать непросто. Данная консультация проводится с целью информирования родителей о стиле взаимодействия с одарённым, но застенчивым ребёнком.  Развитие творческого потенциала ребёнка требует поддержки, стимулирования со стороны семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План проведения индивидуальной консультации

Тема консультации: «Ваш ребёнок одарённый, но застенчивый»

Цель консультации:  Обучение родителей способам взаимодействия с их ребёнком, создании условий для оптимального развития детей.

Задачи:

1.       Дать родителям необходимые знания о диагностике  и развитии одарённости у детей на этапе дошкольного детства, раскрыть  особенности, проблемы, интересы такого ребёнка.

 2.      Помочь родителям в организации разнообразной деятельности ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей развития.

 3.       Совместно с родителями создавать благоприятные условия для реализации творческого и интеллектуального  потенциала одаренных детей.
4.        Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одарённым ребёнком.

Примерные вопросы к родителям:

 Каким нужно быть родителю одарённого ребёнка, чтобы его развитие было успешным?

- Самому быть творческим.

   Общаясь с ребёнком, Вы должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. Родительский пример - один из ведущих методов воспитания.

- Быть гибким, уметь следовать ситуации.

   Всем прекрасно известно: "Умный меняет свое мнение, а глупый - никогда". Есть человеческое качество - упорство, но, достигая крайнего предела, оно часто превращается в упрямство. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если она более справедливая.

- Воспитать в себе привычку говорить как можно чаще "Да!"

   Воспитание и ограничение тесно связаны в обыденном сознании. Но всегда ли оправданы запреты по отношению к ребёнку? Проанализируйте своё поведение: Вы наверняка найдёте много таких ограничений, которые не только не содержат пользы, а напротив, наносят вред.

- Придерживаться демократичного стиля общения.

   Коллегиальный, демократичный стиль общения с ребёнком создает именно те условия, которые необходимы для развития творческих способностей. И напротив, жёсткий, неоправданно строгий авторитарный стиль общения хорош для воспитания "сознательной" дисциплины, необходимой послушному исполнителю. Известный английский педагог Дж. Локкочень отмечал: "Рабская дисциплина порождает рабский характер".

- Всячески поддерживать самостоятельность ребёнка.

   Самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия - основные черты творческого поведения. Без этого нет и не может быть творческой личности.

- Предлагать ребёнку такой материал, в котором он сам чувствует себя одарённым.

   У каждого из нас есть область знаний или вид деятельности, где мы чувствуем себя как рыба в воде. Старайтесь держаться ближе к этой области. Это важно, чтобы ребёнок видел, чувствовал Вашу настоящую, искреннюю увлеченность.

- Не бояться неожиданных вопросов.

   Дети - большие специалисты по части задавания вопросов, в том числе и  глупых, с нашей взрослой точки зрения, и потому нас раздражающих.      

      Одарённый ребёнок и это делает одарённо: его вопросы еще более

неожиданны, странны, смелы, а может быть, даже "безумны". Их не только не следует бояться, но, напротив надо всячески стимулировать. Детский вопрос - свидетельство нестандартного взгляда на мир.

 - Стараться создать дома необходимую предметно-пространственную среду.

   Очень важно создать дома обстановку, содействующую проявлению и развитию творческих  способностей ребенка. Каждый из нас в своем доме создает определенное окружение, определяемое определяемое стилем жизни. Эта предметно-пространственная среда, как и сам стиль вашего поведения  могут либо содействовать, либо препятствовать развитию интеллекта и творческих способностей детей.

А.Г.Двинянинова "Советы родителям одарённых детей"//Журнал "Практика административной работы в школе".- №1, 2012г.

   Я, Ваш воспитатель, подобрала для Вас необходимый материал по работе с одарёнными детьми  на тему «Ваш ребёнок одарённый, но застенчивый». Ознакомившись с данным материалом Вы, родители, найдёте ответы на многие вопросы, возникающие в процессе воспитания ребёнка. Я надеюсь, что Вы, благодаря данной консультации улучшите свои взаимоотношения с вашим ребёнком.

Рефлексия.    Одарённый ребёнок:

  • мыслит оригинально и творчески;
  • хорошо понимает юмор;
  • у него неистребимая жажда познания, неистощимое любопытство;
  • имеет богатое воображение (проявляется в сочинительстве, изобразительной деятельности, музыке и т.п.);
  • часто он не похож на других детей своей неординарностью, предпочтением общества взрослых.

План:

1. Причины и методы профилактики застенчивости. Как помочь ребёнку?

2. Воспитание одарённого ребёнка в семье и дошкольном учреждении

3. Чем же отличаются одарённые дети от своих сверстников?

                                         Содержание консультации.

1. Причины и методы профилактики застенчивости. Как помочь ребёнку?

1) Понаблюдайте за ребёнком, доставляет ли ему застенчивость неудобства и дискомфорт?

            Возможно он интроверт, и подобный стиль поведения – это его осознанный выбор, при этом ребёнок чувствует себя комфортно и пользуется уважением товарищей. В таком случае не следует бороться с несуществующей проблемой. Многие дети, не очень общительные по натуре, считаются в среде сверстников серьезными, умными, надёжными, на их суждения полагаются, к их мнению прислушиваются – такой ребёнок может быть счастлив и доволен жизнью. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребёнок всегда находился в центре внимания, был общительным и жизнерадостным, но не следует забывать о праве ребёнка быть не таким, как все. Если же очевидно, что ребёнок страдает, хочет общения, но боится не справиться, вы должны ему помочь.

2) Подумайте, что стало причиной застенчивости, и постарайтесь устранить её?

            Возможно, ребёнок испытывает пренебрежительное отношение со стороны сверстников. Зачастую ребёнок не умеет показать свои лучшие и сильные черты характера, а дети охотнее видят отрицательные стороны, а не положительные. Если ребёнок имеет трудности в развитии, носит очки, немодно одевается, имеет дефекты речи, физически слаб, он легко может стать жертвой насмешек. Надо приложить все возможные усилия, чтобы исправить ситуацию: позанимайтесь с ним дополнительно, прислушивайтесь к его мнению в выборе одежды, займитесь с ним каким-нибудь видом спорта. Как только ваш ребёнок приобретёт так необходимую ему уверенность в себе, ситуация изменится. Если причина застенчивости скрыта в семье, постарайтесь изменить свой стиль поведения. Попробуйте проанализировать свои методы воспитания, возможно, вы слишком авторитарны и ваши требования, предъявляемые к ребёнку, завышены. Очень важно воспитать у ребенка чувство самоуважения и самодостаточности. Ваше мнение играет в этом огромное значение: для ребёнка родители являются самыми авторитетными людьми, он смотрит на себя вашими глазами. Ребёнок оценивает себя именно так, как оценивают его родители.

3) В борьбе с застенчивостью наберитесь терпения – она не пройдет за один день.

            Никогда не торопите малыша, дайте ему времени привыкнуть к новому окружению, к новой ситуации. Если ребенок стесняется подойти к незнакомым детям и включиться в игру, немного подождите. Возможно, через некоторое время он привыкнет, присмотрится к детям и перестанет бояться. Если видите, что ребенок осмелел и готов принять участие в игре, предложите ему помощь, вместе подойдите к играющим детям, вступите в разговор, затем постепенно можете предоставить ребенку общаться самостоятельно. Дети очень легко сходятся, если отсутствует страх общения. Уговоры и чтение нотаций здесь не помогут, а любое давление может привести к еще большему замыканию в себе. Бесполезно говорить: «Это не страшно». Это не страшно вам, а ему страшно. Особенно недопустимо насмехаться над ребенком в таких ситуациях, критиковать или угрожать: «Да ты трус», «Дома вон какой смелый, а здесь и рта раскрыть не можешь», «С тобой так никто играть не будет» и т. д. Дошкольники живут в мире чувств и эмоций, чтобы чувствовать себя защищенным, ребенок должен быть окружен вниманием и любовью. Если же ваш малыш не уверен в себе, боится людей, настоящей трагедией для него могут стать насмешки самого родного человека – мамы.

4) Ведите себя спокойно и невозмутимо. Не показывайте ребёнку озабоченность его застенчивостью.

            Некоторые родители сами были застенчивыми в детстве, страдали из-за этого и не желают таких мучений своему ребёнку. Беспокойство родителей обязательно передастся малышу и добавит ему напряженности. Сами того не желая, они создают дополнительные проблемы своему ребёнку. Парадоксально, но часто родители не могут простить ребёнку тех недостатков, от которых сами немало натерпелись. Поделитесь своим опытом, расскажите ему, какие переживания вы испытывали в детстве, как вам удалось преодолеть застенчивость, может быть, какая-то часть и сейчас осталась с вами. Вспомните ситуации, из которых вам удалось выйти с достоинством. Дайте понять ребёнку, что на самом деле все окружающие его люди не думают постоянно о том, какой он плохой, у всех хватает своих забот, и люди могут испытывать такую же неуверенность в своих силах, просто не подавать вида. Пусть ребёнок знает, что не он один испытывает подобные чувства, что вы понимаете и поддерживаете его. Это придаст ему уверенности, что рано или поздно он научится безбоязненно общаться с окружающими. Постоянно подавайте ему личный пример общения, не ведите себя сдержанно и высокомерно с его приятелями и одноклассниками, будьте с ними приветливыми. Подражая вам, ваш ребёнок учится всему.

5) Нельзя кричать на детей!   Громкий крик, даже не обращенный конкретно к ребёнку, может стать причиной сильных переживаний у впечатлительного ребенка. Особенно это касается застенчивых детей, склонных принимать весь негатив на свой счет.                                                               Не ставьте перед ребёнком сложных задач, которые он еще не способен решить, подумайте, не слишком ли завышены ваши требования? Иногда состоявшиеся в жизни родители делают из своих детей символы своей успешности и хотят видеть ребёнка самым лучшим во всех начинаниях. Такая моральная нагрузка – быть успешным во всем – иногда становится непосильной даже для взрослого человека, а не только для ребёнка. Ребёнок не может преуспевать во всех сферах жизни – если на него наложены несбыточные надежды родителей – он запрограммирован на неудачу, а родителей ожидает разочарование. Даже если стремление родителей видеть своего ребёнка самым лучшим не звучит вслух, малыш все равно чувствует давление. Установлено, что застенчивые дети, как правило, не берутся за дело, если не уверены, что смогут хорошо его выполнить.

             Если родители чаще демонстрируют проявления своей любви в периоды успешности ребёнка, к переживаниям ребёнка по поводу своей никчёмности примешивается убеждённость, что любовь их родителей зависит от его умений и знаний. Ребёнок старается оправдать родительские ожидания, чтобы сохранить их любовь, в нём зреет убеждение, что его достижения определяют значимость его личности. Ребёнок, находящийся под постоянным слежением за его успехами, не может сосредоточиться на выполнении конкретного дела, что только усугубляет ситуацию. Иногда внутреннее напряжение находит свой выход в различных нарушениях, и начинается долгое и сложное лечение заикания, энуреза и других неприятных расстройств нервной системы. Несомненно, при всем этом родители искренне любят ребёнка не только за успехи, но и потому, что он их ребёнок, просто забывают или не считают нужным показывать эту любовь. Задайте себе вопрос: знает ли ваш ребёнок, что он представляет для вас несомненную ценность без всяких условий?  Существует и противоположная сторона ожиданий, возлагаемых на ребёнка родителями, когда эти ожидания занижены. Неверие родителей в своего ребёнка подрывает его веру в себя, заставляет считать себя неспособным на какие-то поступки, т. е. также вызывает снижение его самооценки. Планка, которую ставит перед собой ребёнок при выполнении каких-либо действий, находится на том уровне, который устанавливают их родители, ребёнок не допускает мысли, что родители могут ошибаться, скорее он посчитает себя неудачником и слабаком. Поэтому очень важно, чтобы ожидания родителей были реалистичными. Создайте условия для приобретения позитивного опыта общения вашего малыша. Для застенчивого ребёнка общение представляет собой серьёзную проблему. Если ваш ребёнок не может наладить отношения со сверстниками, попробуйте, например, при походе в цирк, зоопарк или в парк на прогулку приглашать одного-двух  его друзей Такие совместные прогулки помогут детям лучше узнать друг друга и подружиться. Можно просто приглашать одногруппников домой на какие-нибудь праздники и устраивать весёлые конкурсы. Способствуйте ежедневному общению вашего ребёнка с другими детьми, расширяйте круг его знакомств. Разрешайте ему поиграть во дворе после детского сада, зайти в гости к приятелям или пригласить их домой, даже если вам этого не очень хочется. Чем больше навыков общения будет у вашего ребёнка, тем лучше он будет справляться со своей застенчивостью, тем меньше неприятностей придётся ему испытать из-за своей стеснительности.

            Предлагайте также своему малышу общаться с окружающими в быту людьми в вашем присутствии, например, сделать покупку в магазине, ответить на телефонный звонок, показать дорогу прохожему. Наблюдая за поведением вашего ребёнка, вы можете выявить основные сложности его общения и помочь ему в их преодолении. Если вы видите, что ваше присутствие заставляет держаться вашего сына или дочь в напряжении, попробуйте отойти в сторону под благовидным предлогом, иногда общительность ребёнка блокирует страх родительской оценки, особенно если предъявляемые к нему требования завышены.  

           Объясните вашей дочери или сыну, что начитанные, образованные люди вызывают больший интерес и уважение у своих собеседников, так как всегда есть темы, на которые можно с ними поговорить, и такие люди всегда находятся в курсе всех новостей и событий.

6)  Доверяйте ребёнку. Советуйтесь с ним при решении некоторых семейных вопросов, в соответствии с возрастом ребёнка, например, куда пойти гулять в выходные, что приготовить на ужин, кого пригласить в гости. Пусть он принимает участие в ведении домашнего хозяйства. Обычно дети с удовольствием помогают родителям. Главное – правильно повести себя в этом вопросе и не отбить желание помогать. Говоря об одном и том же, родители и их дети видят перед собой совершенно разные результаты. Вы говорите дочери о том, что она должна навести порядок в своей комнате, и подразумеваете, что должны быть расставлены по местам игрушки и книги, вытерта пыль, и вымыт пол. Ребенок же может думать, что вы имеет в виду только уборку игрушек и книг. Прежде чем дать ребенку поручение, дайте ребенку знать, что именно вы хотите видеть в итоге. Также не стоит забывать, что качество уборки может быть гораздо ниже, чем если бы вы убрали комнату сами. Однако если ребенок не попробует сделать что-либо сам, он никогда не сможет ничему научиться.

            Стоит подумать, к выполнению каких поручений готов ваш малыш, и составить список его обязанностей по дому. Даже 3-4-х-летние маленькие дети могут самостоятельно заправить постель после сна, следить за тем, чтобы у домашнего животного постоянно находились в миске корм и вода, собирать разбросанные игрушки. Ребенок должен понимать, что он несет определенную ответственность за выполнение своей части работы по дому. Эта ответственность добавит ему значимости в собственных глазах. Приучать к выполнению работы по дому легче и правильней всего на личном примере.       Доверьте своему ребёнку уход за собой, но не забывайте контролировать его в этих вопросах. Предоставьте на усмотрение ребёнка выбор одежды из имеющейся. Вы можете разрешить вашему ребёнку погулять в том виде, в котором он захочет, даже если он выберет неподходящее сочетание. Вы можете высказать свое мнение, если же он будет не согласен, скорее всего, мнение сверстников научит его больше, чем ваши замечания. Если же вы приглашены в гости, возможно, стоит настоять на своем выборе, если ребенок хочет надеть одежду, не подходящую, на ваш взгляд, случаю. Советуйтесь с ним при покупке одежды для него, оказанное доверие развивает независимость и самостоятельность.    Важно вовремя увидеть готовность ребенка к выполнению каких-либо действий. Если время упущено, очень трудно убедить, например, четырёхлетнего ребёнка в том, что он должен самостоятельно заправлять кровать и надевать брючки, если раньше ему не предоставлялось такой возможности. Можно даже двухлетних детишек привлекать, скажем, к приготовлению обеда, пусть малыш принесет вам луковицу, вымоет яблоко, достанет ложки из шкафа. Если работу правильно преподнести, она доставит вашему малышу удовольствие и радость как от самого процесса, так и от ощущения, что он достаточно взрослый, чтобы ему можно было что-либо доверить.                                                       По возможности старайтесь избегать ситуаций, когда ребёнок сталкивается с чем-то незнакомым, способным его напугать, избегайте шумных мест, мест с большим скоплением народа. Если же ребёнок готовится к большому новому для себя событию – участию в праздничном концерте, поступлению в детский сад или школу – подготовьте его, дайте ему возможность освоиться и привыкнуть. Предварительно сходите в школьное или дошкольное заведение и познакомьтесь с детьми и педагогами. Подробно проговорите, что его ждет, кого и что он может увидеть или услышать, воспроизведите в игровой ситуации схемы возможных событий. Чем лучше ребенок будет ознакомлен с тем, что его ждёт, тем меньше будет тревожиться по этому поводу.

               7) Не ставьте ярлык на застенчивого ребёнка. Постоянное упоминание о его робости и стеснительности способно привести к тому, что все мысли ребенка будут направлены на эти черты, исключая все остальное. Застенчивые дети легко внушаемы и могут подсознательно посчитать такие слова сигналом к действию. Лучше охарактеризовать стеснительного ребенка как вдумчивого, предусмотрительного, осторожного. Такие эпитеты способны положительно воздействовать на его самооценку.

               Игры, которые также способствуют выплеску негативных эмоций, – городки, кегли, дартс. Создайте условия для шумных игр, например на улице, за городом, на даче. Постоянный контроль над шумовым поведением может спровоцировать стеснительность. Не забывайте, что таким способом ребенок подсознательно выплескивает мучающее его напряжение. Дайте ему понять, что в некоторых условиях нельзя громко кричать и шуметь – в гостях у бабушки, в квартире, в классе, а, например, на улице можно.

            8)  Воспитывайте у ребёнка чувство самоуважения. Подчеркивайте его сильные стороны и не упрекайте за слабости. Пусть ребёнок чувствует ваш позитивный настрой. Избегайте фраз: «Ты пока еще маленький», «Ты не умеешь», «У тебя не получится». Если ребёнок слышит эти слова, в подсознании его откладывается убежденность, что он беззащитный и ни на что не способный маленький ребёнок, не способный тягаться с жизненными сложностями, что может привести к замыканию в себе. Чаще говорите ему: «У тебя все получится», «Ты справишься», «У тебя очень хорошо получается». Дайте ребёнку почувствовать вашу уверенность в его силах. Очень важно сформировать адекватную самооценку еще в раннем возрасте.

                9)  Научите вашего ребёнка откровенно выражать свои чувства и желания. Часто дети боятся или не умеют выразить свои чувства и мысли, что может стать источником серьезных переживаний, вызвать чувство неоценённости и непонятости. Застенчивые дети часто идут на поводу у чужих мнений и желаний только из-за того, что не умеют объяснить, что хочется им. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос незакомплексованным, умеющим отстаивать свои права и идеи, станьте примером для него – будьте искренними и открытыми.  

            10) Не создавайте избыточной зависимости ребёнка от мнения окружающих его людей. Конечно, каждый родитель хочет воспитать личность, приятную в общении, но не стоит делать это самоцелью в ущерб свободе ребёнка. К сожалению, встречаются недоброжелательные люди, критикующие других из зависти или просто из-за того, что у них плохое настроение. Ребёнок должен понимать, что всем угодить невозможно – то, что является достоинством в глазах одного человека, другой может считать большим недостатком. Многие родители видят в своих детях воплощение несбывшихся надежд и мечтаний, они хотят видеть своего малыша самым умным, самым привлекательным, самым благовоспитанным и вообще самым-самым. Промахи ребёнка, совершаемые на людях, заставляют таких родителей думать, что окружающие посчитают их плохими родителями, не сумевшими воспитать своих детей достойно. 

                11)  Людям, особенно застенчивым, свойственно ошибочно думать, что все вокруг постоянно следят за их поведением и готовы немедленно осудить за малейшие промахи. Поэтому присмотритесь к самим себе, уважаемые родители, не служит ли Ваше поведение поводом к застенчивости вашего ребёнка? Поэтому застенчивость так свойственна подростковому возрасту, когда взрослеющий ребёнок обращает взгляд внутрь себя, занимается самоанализом и поиском самого себя в окружающем мире. Подростки, уделяющие много внимания своей личности, убеждены, что так же пристально за ними наблюдают и все окружающие. Люди, не сумевшие выйти из подросткового возраста без потерь, до конца жизни остаются подростками в душе со свойственными этому возрасту переживаниями и комплексами, в том числе и застенчивостью.  

                 12)   Подарите ребёнку радость от общения с другими людьми.  Приглашайте в гости людей, приятных вам, детей, друзей вашего ребёнка, и сами ходите в гости. Чаще бывайте с ребёнком в общественных местах, посещайте театры, музеи. В процессе общения с людьми, под вашим руководством, ребёнок приобретает положительные навыки общения: доброжелательное отношение к людям, умение мирно решать конфликты, отстаивать свое мнение, гасить негативные эмоции и многие другие. По возможности избегайте неприятного вам и вашему ребёнку общения.

             13)  Не стремитесь сделать вашего ребёнка максимально зависимым от вас.    Конечно же, послушный и беспрекословный ребёнок очень удобен – он вполне предсказуем, действует так, как надо вам, за него не приходится краснеть. Однако подобное послушание убивает в нем личность. Помните: ребёнок, умеющий говорить твёрдое «нет» овсяной каше так же твердо может сказать «нет» через несколько лет сверстникам, предлагающим выкурить первую сигарету. Многие дети, достигая подросткового возраста, совершают некоторые поступки, которые не хотят совершать, только по той причине, что не умеют отказывать.

             14)   Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Любое сравнение говорит о том, что в вашей голове уже нарисован образ идеального ребёнка, к которому обязан стремиться ваш малыш и неизвестно, каким этот образ предстанет в его сознании. Слишком завышенный и идеализированный образец для подражания сделает вашего ребёнка еще более неуверенным в своих силах и возможностях. Важно объяснить застенчивому малышу, что для того, чтобы его любили и уважали, совсем не надо быть совершенством. Не ставьте ему в пример других детей, в таком случае ребёнку будет еще сложнее наладить общение с детьми. Не запугивайте малыша, что в дальнейшем никто не захочет с ним дружить, это не решит проблему и не заставит его чувствовать себя более уверенно.                                                    Научите ребёнка свободно говорить о своих эмоциях и чувствах, это очень пригодится ему в дальнейшей жизни. Часто неумение выражать свои эмоции делает людей несчастливыми в личной жизни. Помочь вам могут различные игры. Часто взрослые воспринимают детские игры как развлечение, на самом деле игра – один из доступных ребёнку способов обучения общению, самовыражению, познания окружающего. В печатных изданиях и Интернете можно найти много специальных сборников на эту тематику. Например, игры-пантомимы благоприятно воздействуют на развитие эмоциональной сферы, способствуют раскрепощению и преодолению психологических барьеров. Подвижные игры способствуют сближению участников, повышению их активности, в этих играх допустимо шумное поведение, что позволяет выплеснуть эмоции. Игры, в которых нужно назвать качества других игроков, повышают самооценку детей и учат их видеть в людях положительные стороны.  Самое важное в проведении таких игр – позитивный настрой участников. Если ребёнок не хочет играть, не заставляйте его, возможно, в следующий раз у него будет другое настроение и он захочет поиграть. Ни в коем случае нельзя укорять ребёнка за неудачи в игре, эффект от игры в таком случае будет прямо противоположным желаемому.                                                                                                                        

                Игры, которые также способствуют выплеску негативных эмоций, – городки, кегли, дартс. Создайте условия для шумных игр, например на улице, за городом, на даче. Постоянный контроль над шумовым поведением может спровоцировать стеснительность. Не забывайте, что таким способом ребёнок подсознательно выплескивает мучающее его напряжение. Дайте ему понять, что в некоторых условиях нельзя громко кричать и шуметь – в гостях у бабушки, в квартире, в классе, а, например, на улице можно.

             15)  Объясните малышу, что нельзя копить в себе злость. Не ругайте и не наказывайте его за то, что он сердится. Иногда снять излишнее напряжение и обрести душевное спокойствие поможет такое простое действие: разорвать листочек бумаги на мелкие кусочки.   Часто застенчивые малыши не могут объяснить, что их волнует или беспокоит. Можно организовать ролевую игру с участием персонажа, похожего на вашего ребёнка. Этот персонаж должен носить имя, созвучное с именем ребёнка (но не такое же). Опишите застенчивость этого героя, не используя эпитетов «застенчивый», «стеснительный», «неразговорчивый», «одинокий». Используйте следующее описание: сдержанный, осторожный, дальновидный, тщательно все обдумывающий.   Расскажите ребёнку о приключениях этого героя, в какие ситуации он попадал и как из них выходил, просите ребёнка подсказать, что должен сделать главный герой, оказавшись в том или ином положении. Застенчивые дети с удовольствием рассказывают о чувствах вымышленных героев, так как эти чувства не касаются их напрямую (как они считают). Такие ролевые игры позволят сделать вам открытия, касающиеся поведения вашего ребёнка, заглянуть в мир его эмоций и переживаний и, возможно, получить ответы на многие интересующие вас вопросы. Прежде чем начинать подобную игру, родитель должен заранее продумать ее сюжет, подумать, какие основные мысли вы хотите донести до ребёнка и что получить от игры. Постарайтесь, чтобы ребёнок стал активным участником игры, прислушивайтесь к его замечаниям. Придумайте достойный финал истории, оставляющий позитивный настрой. Посмотрите, как отразятся проводимые игры на жизни малыша, вынес ли он какие-либо уроки из этих игр.

         16)  Поиграйте с малышом в игры-драматизации. Вживание в образ разных героев с разными характерами способствует самовыражению и раскрепощению эмоциональной сферы ребенка.

 2.  Воспитание одарённого ребёнка в семье и дошкольном учреждении

            В воспитании одарённого ребёнка дошкольного возраста роль семьи особенно значима: формируется отношение родителей к его неординарности, одарённости и талантливости, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребёнком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту.

            Одарённый ребёнок — это ребёнок, интеллектуальные способности и достижения которого значительно превышают нормы, характерные для его возраста.

             Способности — это индивидуально—психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному выполнению.

             Взрослым надо помнить, что одарённый ребёнок — это прежде всего ребёнок. Как и другим детям, ему нужны любовь, ласка, заинтересованность и помощь близких. Создайте среду, которая обеспечит успешное развитие ребёнка. Уважайте его точку зрения, как если бы он был взрослым. Уважайте его любопытство как великую ценность! Поощряйте его интересы, даже если вы не можете понять их. Находите время радоваться ему, вашему ребёнку. Не забывайте, что ему необходим тот же опыт, что и всем детям. Ему нужны дисциплина,  возможность делать ошибки и брать на себя ответственность.

Щедро хвалите ребёнка за успехи, но и не делайте из них сенсацию, Заметив признаки «звёздной болезни» мягко поставьте ребёнка на место. При этом необязательно задевать область его способностей, повод может быть куда более бытовой: «Что же, такая умница, а посуду помыть не можешь?» И, напротив, почувствовав, что ребёнок не уверен в своих силах, подбодрите его, ненароком заметив, что воспитатель прекрасно отзывался о его последней работе, назвав ее лучшей.

3. Чем же отличаются одарённые дети от своих сверстников?

1. Яркая отличительная черта одарённого ребёнка увлеченность делом.

Однако не стоит забывать, что соблюдение режима дня и выполнение

ежедневных обязанностей так же важны для него, как и для всех его сверстников;

2.    Одаренный ребёнок проявляет упорство и настойчивость в достижении желаемого результата, и нужно с уважением относиться к его интересу, увлеченности;       

3. Одаренные дети, как и их сверстники, развиваются неравномерно: их интеллектуальное развитие может опережать эмоциональное и физическое;

  1. Одаренные дети очень чувствительны к мнению других, нуждаются в понимании и признании, а родители часто не замечают этого и провоцируют конфликт; 

5. Одаренные дети часто требуют несколько иного подхода в общении, чем обычные дети: они остро реагируют не только на содержание высказывания,

 но и на его форму: для них важны интонация речи, выражение лица собеседника, его жесты;

6. Одаренные  дети точно также отличаются друг от друга, как и дети любых других групп. Некоторые могут быть наивными, всем интересующимися и дружелюбными, в то время как другие могут быть стеснительными и предпочетать одиночество;

  1. Одаренные дети могут иметь очень хорошую память, намного лучше, чем другие дети того же возраста. Причем разница эта может быть заметна даже в младенчестве и становится очевидна к началу 3-го года жизни. Такие дети, даже когда они очень малы, могут, заинтересовавшись чем-либо, часами сосредоточенно заниматься предметом своего интереса;

8. У многих одаренных детей сильно развит дух соревновательности. Они могут соревноваться сами с собой, пытаясь каждый раз сделать лучше предыдущего, а могут соревноваться с другими детьми;

  1. Одаренные дети способны очень быстро воспринимать информацию; иногда они схватывают значение того, что вы хотели сказать, прежде, чем вы успеете закончить предложение; иногда они могут воспринимать информацию из нескольких источников одновременно.

10. Одаренные дети очень хорошо подражают поведению других людей и быстро обучаются на собственном опыте.

11. Часто бывает, что одаренные дети очень чувствительны. Они не нуждаются в наказании, им вполне достаточно тактичного руководства, однако в поощрении они нуждаются не меньше других детей.

4. Советы Дэвида Льюиса, одного из признанных специалистов по одарённости (памятка для родителей)

  • Отвечайте на все вопросы ребёнка терпеливо и честно.
  • Найдите достойное место в доме, где ребёнок сможет демонстрировать свои работы, достижения.
  • Не ругайте ребёнка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  • Показывайте ребёнку, что любите его таким, какой он есть, а не за его достижения. Чаще говорите об этом вслух.
  • Поручайте своему ребёнку посильные дела и заботы.
  • Помогайте ему строить собственные планы и принимать решения
  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.
  • Не унижайте своего ребёнка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
  • Приучайте вашего ребёнка мыслить самостоятельно.
  • Принуждайте ребёнка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
  • Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.
  • Внимательно относитесь к его потребностям.
  • Каждый день находите время, чтобы побыть с ребёнком наедине.
  • Включайте ребёнка в совместное обсуждение общих семейных дел.
  • Не дразните ребёнка за ошибки.
  • Хвалите за любые успехи.
  • Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
  • Разрабатывайте практические эксперименты, помогайте ребёнку узнавать больше нового.
  • Не запрещайте ребёнку играть со всяким хламом – это стимулирует его воображение.
  • Побуждайте ребёнка находить проблемы и решать их.
  • Хвалите ребёнка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.
  • Будьте честными в оценке своих чувств к ребёнку.
  • Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребёнком.
  • Давайте ребёнку возможность самостоятельно принимать решения. Пусть он почувствует ответственность за свои решения.
  • Помогайте ребёнку стать личностью.
  • Помогайте ребёнку находить полезные телепередачи и телепрограммы.
  • Развивайте в ребёнке позитивное восприятие его способностей.
  • Поощряйте в ребёнке максимальную независимость от взрослых.
  • Верьте в здравый смысл вашего ребёнка и доверяйте ему.
  • Никогда не отмахивайтесь от неудач ребёнка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».
  • Старайтесь, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребёнок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.
  • Наблюдайте за развитием вашего ребёнка, анализируйте процесс развития, записывайте результаты в дневник.

Воспитать одарённого ребёнка очень непросто. Но родительская любовь вопреки всему может многое. Подумайте, все ли ваши возможности реализованы? Используйте каждую минуту общения с ребёнком для поддержки, стимулирования, раскрытия его творческого потенциала.

Памятка для родителей : если ваш ребёнок одарён

Одарённый ребёнок характеризуется следующими проявлениями:

  • мыслит оригинально и творчески;
  • хорошо понимает юмор;
  • у него неистребимая жажда познания, неистощимое любопытство;
  • имеет богатое воображение (проявляется в сочинительстве, изобразительной деятельности, музыке и т.п.);
  • часто он не похож на других детей своей неординарностью, предпочтением общества взрослых.

Интернетисточники:

        www.maam.ru/.../konsultacija-test-levorukie-deti-mbdou-ds-4-krasnaja-shapochka-vo

planetadetstva.net/.../konsultaciya-dlya-roditelej-esli-vash-rebenok-levsha.html

nsportal.ru/detskiy-sad/...dlya.../konsultatsiya-dlya-roditeley-vash-rebyonok-levsh

www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/30047/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей : "Кака победить застенчивость ребёнка"

Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют ...

Консультация для родителей "Как помочь застенчивому ребёнку преодолеть трудности в общении"

Застенчивость – это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, её даже можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение. Застенчивость м...

Консультация для родителей: «Как помочь застенчивому ребёнку преодолеть трудности в общении?»

Застенчивый ребёнок робок, тих и удивительно послушен, безмолвен, словно тень, ни в чём вам не перечит, похож на пластилин, который можно мять, как хочешь и когда захочешь. Такой ребёнок не устроит ва...

План индивидуальной консультации для родителей

Тема  консультации: «Авторитет родителей»Цель консультации: Оказание помощи родителям в разрешении проблемы - авторитет отца.Задачи:1.Определить причины непослушания  и игнорирования ребенко...

План индивидуальной консультации для родителей

План индивидуальной консультации для родителей по теме "Упрямство и капризы!"...

Консультация для родителей: «Как помочь застенчивому ребёнку преодолеть трудности в общении?»

Застенчивость – это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, её даже можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение. Застенчив...

Индивидуальная консультация для родителей "Экологические игры с ребёнком в семье"

Данную консультацию можно использовать с родителями подготовительной группы...