Проект «Маленькие мыслители - исследователи»
проект

Овсянникова Раиса Евгеньевна

Направление реализации проекта.

Повышение качества образовательного процесса в ДОО средствами STEM-образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2proekt_rip_2021.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«МАЛЕНЬКИЕ МЫСЛИТЕЛИ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Содержание проекта

1. Направление реализации проекта.

Повышение качества образовательного процесса в ДОО средствами STEM-образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

2. Название проекта.

«Маленькие мыслители – исследователи»

3. Срок реализации проекта.

2020-2023 гг.

4. Ключевые слова

STEM-образование, STEM-технологии, технологии, развивающая среда, научно-техническое творчество детей, дошкольная организация.

3.2.5. Основная идея проекта

Для социально-личностного развития детей дошкольного возраста, для реализации психолого-педагогической готовности к обучению в школе и адаптации к окружающему социуму появилась идея создания проекта «Маленькие мыслители – исследователи». Окружающий мир динамично меняется во всех областях жизнедеятельности человека, появляются и внедряются новые технологии. Данный проект предполагает развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений. Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребёнка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается в ногу со временем. Ведущей идеей данного проекта стала организация посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественно научных представлений дошкольников. Современные дети должны не только владеть знаниями, но и уметь добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Обязательными условиями обучения являются возможность взаимодействия детей в рабочих группах таких как: «LEGO-конструирование», «Математическое развитие», «Мультстудия», «Робототехника», «Дидактическая система Фрёбеля», «Экспериментирование с живой и неживой природой».

3.2.6. Актуальность проблемы

1. Появилась необходимость воспитать поколение успешных исследователей, учёных, художников, математиков;

2. Подготовить ребёнка к жизни в обществе будущего;

3. Провести работу, направленную на развитие и накопление интеллектуальных способностей;

4. Быть готовым к работе с быстро меняющейся информацией;

5. Дать детям возможность изучать и исследовать окружающий мир системно, самостоятельно вникать в происходящие вокруг явления, устанавливать их взаимосвязь, открывать для себя новое и интересное;

6. Необходимо продолжать создавать актуальную предметно-пространственную среду, которая будет соответствовать поставленным задачам, давать первоначальные технические навыки.

3.2.7. Новизна проекта

1. Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик и STEM-технологии с учётом интеграции образовательных областей основной образовательной программы ДОУ;

2. Мониторинг проблем окружающего мира;

3. Использование индивидуальной и групповой исследовательской деятельности;

4. Желание найти новый результат, ранее неизвестный;

5. STEM позволяет проводить исследования как учёные, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, мыслить, как математики, и играть как дети.

3.2.8. Цель проекта

Внедрение образовательных модулей STEM-технологии: «LEGO-конструирование, «Математическое развитие», «Мультстудия», «Робототехника», «Дидактическая система Фрёбеля», «Экспериментирование с живой и неживой природой» в образовательное пространство ДОУ для развития интеллектуальных способностей дошкольников и вовлечение в научно-техническое творчество.

3.2.9. Ключевые задачи проекта

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивающих полноценное воспитание и развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

2. Апробировать и внедрить новое содержание образования, современные и инновационные педагогические технологии.

3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, самостоятельной, познавательной).

4. Овладеть новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании развивающей предметно-пространственной среды, способствующими профессиональной компетентности педагогов.

5. Приобщить дошкольников и их родителей к активной деятельности в интерьере дошкольного учреждения.

3.2.10. Организация и формы работы региональной инновационной площадки:

Интеграция в основную образовательную программу «От рождения до школы»

3.2.11. Ожидаемые результаты проекта

1. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов.

2. Повысилась компетентность педагогов в использовании развивающей предметно-пространственной среды и наблюдается рост творческой активности.

3. Обеспечена вариативность содержания образовательного процесса за счет использования следующих образовательных модулей: «Дидактическая система Ф. Фребеля», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «LEGO-конструирование», «Математическое развитие», «Робототехника», «Мультстудия «Я творю мир»;

4. У детей с раннего возраста появилась возможность активно и увлеченно манипулировать, и экспериментировать современной предметно-пространственной средой, в которую интегрирована информационно-коммуникационная ее часть.

5. Дошкольники способны проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно-технического творчества;

6. Сформированы профессиональные компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно-технического творчества детей.

7. Родители воспитанников участвуют в педагогическом процессе, укреплена их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

3.2.12. Ожидаемые эффекты проекта

1. Интегрированный подход к решению современных проблем, основанный на взаимопроникновении различных областей естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий и т.д. В основе данной интеграции лежит метод проектов, базирующийся на познавательном и художественном поиске и имеющий конкретный реальный продукт в качестве результата деятельности.

2. Адаптация детей, начиная с дошкольного возраста, к современной образовательной среде всех уровней образования. В контексте преемственности всех уровней образовательной системы РФ все компоненты образовательной среды – содержательные, технологические, предметно-пространственное наполнение, материально-техническое обеспечение – преемственны в логике возрастных возможностей и содержательного усложнения.

3. Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество направлено на формирование не только компетенций, специфичных для этих видов деятельности, но и комфортного самоощущения в современном мире, создание в будущем условий для высокого качества жизни.

4. Развитие критического мышления рассматривается как трёхступенчатый процесс, направленный на формирование:

• умений получать необходимую информацию;

• умений её анализировать;

• умений применять полученную информацию в практической деятельности.

5. Формирование навыков коллективной работы в синтезе с индивидуализацией образования заключается в умении:

•объединять индивидуальные интеллектуальные алгоритмы для достижения общих целей;

• договариваться, правильно задавать вопросы, аргументировать логически обоснованными фактами и т. д.,

6. Повышение профессионального рейтинга дошкольного учреждения;

7. Трансляция достижений через систему детских фестивалей, конкурсов и научно-практических конференций России и Московской области для педагогов.

3.2.13. Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования Московской области 

1. Развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями;

2. Создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

5. Создание готовых методических материалов с целью распространения и обмена опытом работы по использованию STEM-технологии в практике дошкольных образовательных организаций Московской области;

6. Создание образовательных программ и методических рекомендаций по моделированию образовательной среды, направленной на развитие детского технического творчества, для дальнейшего использования технологии «STEM-образования» в системе дошкольного образования;

7. Трансляция передового опыта на разных уровнях, информирование общественности о результатах реализации проекта.

3.2.14. Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам

№ п/п

Этап

Наименование мероприятия

Краткое конкретное описание содержания мероприятия

Сроки или период

(в мес.)

Ожидаемые результаты

Предшествующие мероприятия

Исполнители

Механизм контроля

Создаваемые объекты интеллектуальной собственности

1

Подготовительный (начало 2020-2021 учебный год)

Занятия с «Дарами Фребеля»

Дети играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты

Октябрь 2020

Дети владеют умениям обследовать форму геометрических фигур, умеют ориентироваться в пространстве.

Беседы, рассматривание иллюстраций, рассматривание наглядного материала.

Дети младших и средних групп

Совместная деятельность с воспитателем

Знания о «Дарах Фребеля» и способность применить их на практике

2

Занятия по экспериментированию с живой и не живой природой

Знакомство ребенка со свойствами окружающего мира, через исследовательскую деятельность

Ноябрь 2020

Дети владеют умениями взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.

Посещение лаборатории Экспериментирования»

Дети младших и средних групп

Самостоятельная деятельность

Способность самостоятельно решать познавательные задачи в процессе экспериментированию с живой и не живой природой

3

 Занятия по LEGO-конструированию

Дети исследуют конструктор, называют название деталей и способы крепления.

Декабрь 2020

Дети владеют первоначальными конструкторскими умениями на основе LEGO - конструирования.

Посещение лаборатории «Конструирования»

Дети младших и средних групп

Самостоятельная деятельность

Конструировать по рисунку, по образцу, заданной схеме, по замыслу,

4

Занятия по атематическому развитию

Дети исследуют приборы для измерения меры, новые геометрические фигуры, часы. Называют дни недели и ориентируются в пространстве.

Январь 2021

Ребёнок владеет знаниями освоения меры, пространственных отношений, новых геометрических фигур, дней недели, знаком с часами.

Знакомство с материалом по математическому развитию

Дети младших и средних групп

Совместная деятельность с воспитателем

Способность самостоятельно решать математические задачи.

5

Занятия по робототехнике

Установить связь между создаваемыми объектами и тем что они видят в окружающей жизни

Дети создают разнообразные постройки и конструкции, учатся выделять основные части и характерные детали моделируемого объекта.

Февраль – Март 2021

Дети владеют знаниями об окружающем мире, о мире техники;

Знакомство с предметами робототехники

Дети младших и средних групп

Наблюдение, совместная деятельность с воспитателем.

Создание не сложных конструкций

6

Занятия в мультстудии «Я творю мир»

Дети познают процесс создания мультфильма, знакомятся с профессиями в мультипликации.

Апрель – Май 2021

Знакомство с предметами мультстудии «Я творю мир».

Дети младших и средних групп

Самостоятельная деятельность детей.

Создание объектов для мультфильмов из различных материалов.

7

Основной (2021-2023 гг.)

Занятия с «Дарами Фребеля»

Дети закрепляют название цветов, форм, свойств предметов.  Дети обучаются умению выразительно передавать образы окружающего мира, учатся придавать движение шарику, развивать координацию движений

1-я неделя октября, 3-я неделя ноября, 2-я неделя января, 4-я неделя февраля, 2-я неделя апреля

2022-2023

У детей расширен кругозор, сенсорные навыки, познавательно-исследовательская деятельность, элементарные математические представления, восприятие, мышление, воображение, внимание, память, реализуется самостоятельная творческая деятельность.

Беседы, сенсорные, настольные, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, рассматривание наглядного материала.

Дети старших и подготовительных к школе групп

Совместная деятельность с воспитателем. Самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельно называть и уметь применить на практике «Дары Фребеля»

8

Экспериментирование с живой и не живой природой

Дети закрепляют знания свойств песка, воздуха, воды, снега, льда,

Закрепляют представления о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. Закрепляют представления о том, как образуются мыльные пузыри. Закрепляют знания о тканях разной фактуры, её свойствах. Закрепляют знания о бумаге, её свойствах. о разнообразии камней и их свойствах. Закрепляют представление о свойстве некоторых овощей и фруктов, где и как образуются семена растений; их отличие друг от друга. Закрепляют знания о лёгких и тяжёлых предметах, их свойствах закрепляют представления о «солнечном зайчике».

2-я неделя октября, 4-я неделя ноября ,3-я неделя января, 1-я неделя марта,

3-я неделя апреля

2022-2023

Дети владеют знаниями:

Проблемная ситуация. Целеполагание. Выдвижение гипотез. Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось)

Беседы, сенсорные, настольные, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, рассматривание наглядного материала.

Дети старших и подготовительных к школе групп

Совместная деятельность с воспитателем. Самостоятельная деятельность. детей

Называть предметы для экспериментирования и самостоятельно применить их на практике

9

Занятия по «LEGO- конструированию»

Дети закрепляют знания конструирования с LEGO конструктором, дают простейшие названия деталей, закреплять знания цвета и формы. Закрепляют знания видов соединения деталей между собой. Учатся устанавливать детали, делать устойчивыми и обыгрывать постройку. Выделяют в предметах их функциональные части. Учатся анализировать образец. Учатся заранее обдумывать содержание будущей постройки, называют ее тему, дают общее описание. Учатся строить роботу по замыслу, передавая характерные особенности конструируемого объекта.

3-я неделя октября 1-я неделя декабря, 4-я неделя января, 2-я неделя марта,

4-я неделя апреля

2022-2023

Дети называют название деталей конструктора, цвет, форму, виды соединения, обыгрывают постройки, обдумывают будущие постройки, строят по замыслу.

Беседы, рассматривание иллюстраций, рассматривание наглядного материала.

Дети старших и подготовительных к школе групп

Совместная деятельность с воспитателем. Самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельное конструирование детей.

10

Занятия по атематическому развитию

Дети сопоставляют формы предметов с геометрическими образцами, осваивают умения ориентироваться на листе бумаги, закрепляют представления о геометрических формах, называя их называния. Дети соотносят предметы по величине, знакомятся с новыми формами, формируют представления равенства на основе сопоставления групп предметов. Закрепляют знание геометрических фигур, упражняясь в выкладывании из счетных палочек силуэтов. Сравнивают предметы по величине, высоте, ширине, длине. Закрепляют представление о частях суток, днях недели, часах. Учатся воспринимать расстояние. Закрепляют представления о геометрических фигурах, умение составлять целое из частей;

4-я неделя октября, 2-я неделя декабря, 1-я неделя февраля, 3-я неделя марта,

2-я неделя мая

2022-2023

Дети владеют знаниями по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счёт.

Беседы, сенсорные, настольные, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, рассматривание наглядного материала.

Дети старших и подготовительных к школе групп

Совместная деятельность с воспитателем. Самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельно определять величину, форму, пространство, время, количество и счёт.

11

Занятия по робототехнике

Дети знакомятся с   основами автономного программирования, со средой программирования LEGO Mindstorms NXT –G, получают навыки работы с датчиками и двигателями комплекта.

1-я неделя ноября, 3-я неделя декабря, 2-я неделя февраля, 4-я неделя марта,

3-я неделя мая

2022-2023

Дети могут логически алгоритмически мыслить, у детей формируются основы программирования, моделирования, обработки информации, развивается способность к абстрагированию и нахождению закономерностей.

Беседы, рассматривание иллюстраций, рассматривание наглядного материала.

Дети старших и подготовительных к школе групп

Совместная деятельность с воспитателем. Самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельно собирать конструкции, с применением ИКТ.

12

Занятия в мультстудии «Я творю мир»

Дети знакомятся со специальной терминологией, обучаются этапам работы над фильмом, обучаются пользоваться Web- камерой и фотографировать объекты, создают и сохраняют объект, собирают и комбинируют мультипликационные сцены из различных материалов.

2-я неделя ноября, 4-я неделя декабря, 3-я неделя февраля, 1-я неделя апреля, 4-я неделя мая

2022-2023

Дети владеют знаниями по ИКТ и медийной технологии, организовывают продуктивную деятельность на основе синтеза художественного и технического творчества.

Беседы, рассматривание иллюстраций, рассматривание наглядного материала.

Дети старших и подготовительных к школе групп

Совместная деятельность с воспитателем. Самостоятельная деятельность детей.

Создание мультфильмов.

13

Заключительный (май 2023г

Проведение итогового мероприятия.

Использование всех шести модулей «STEM-ОБРАЗОВАНИЯ» направленных на решение специфичных задач

Май 2022, 2023.

Дети владеют интеллектуальными способностями в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.

Проведение занятий по всем шести модулям «STEM-ОБРАЗОВАНИЯ»

Дети старших и подготовительных к школе групп

Самостоятельная деятельность детей.

Способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем.

3.2.15. Нормативно-организационное обеспечение проекта (наименование   реквизиты нормативных правовых актов)

- Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)

- Программа «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил. Рецензия № 224/07 от ФГБОУ ВО «ИИДСВ РАО» Протокол № 7 от 26 сентября 2017 г. заседания Ученого совета ФГБОУ ВО «ИИДСВ РАО»

3.2.16. Кадровое обеспечение проекта

№ п/п

ФИО сотрудника

Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии)

Контактный телефон и электронный адрес сотрудника

Наименование проектов (международных, федеральных, региональных, муниципальных, школьных), выполненных (выполняемых) при участии специалиста в течении последних 3 лет

Функционал специалиста в проекте организации-заявителя (руководитель. разработчик, эксперт и т.д.)

1

Овсянникова Р.Е.

Старший воспитатель, высшее

89154026151 shraisa1@rambler.ru 

Руководитель, разработчик, эксперт

2

Давыдова Л.Г.

Воспитатель, высшее

89031506429 larik7494@mail.ru 

-Конкурс педагогического мастерства по организации и проведении проектов «Календарь природы», (обр. орг.), 2019г.

Разработчик, исполнитель

3

Орехова Е.С.

Воспитатель, высшее

89036133695 peruhkco@yandex.ru 

-Конкурс педагогического мастерства по организации и проведении проектов «Календарь природы», (обр. орг.), 2019г.

Разработчик, исполнитель

4

Карлик С.А.

Воспитатель, высшее

89296571299 sweta.karlik@yandex.ru 

-Премия губернатора Московской области «Наше Подмосковье», проект «Мы разные, но мы вместе», 2018г.

Разработчик, исполнитель

5

Болдина Е.С.

Воспитатель, высшее

89661574703 e-boldina89@mail.ru 

-Премия губернатора Московской области #МЫРЯДОМ, проект «Мини-музей «Русская изба», (регион.), 2020г.

-Конкурс педагогического мастерства по организации и проведении проектов «Календарь природы», (обр. орг.), 2019г.

Разработчик, исполнитель

6

Алексеева Л.В.

Воспитатель, высшее

89164960671 mila4443@yandex.ru 

-Конкурс педагогического мастерства по организации и проведении проектов «Календарь природы», (обр. орг.), 2019г.

Разработчик, исполнитель

7

Столярчук Т.С.

Воспитатель, высшее

89037479816 tsto44@yandex.ru 

-Конкурс педагогического мастерства по организации и проведении проектов «Календарь природы», (обр. орг.), 2019г.

Разработчик, исполнитель

8

Павлова Т.Г.

Воспитатель, среднее профессиональное

89055882994 tatiana.pavlov@rambler.ru 

Конкурс педагогического мастерства по организации и проведении проектов «Календарь природы», (обр. орг.), 2019г.

Разработчик, исполнитель

Сведения о повышении квалификации педагогов по программе «STEM-образование детей дошкольного возраста»

ФИО педагога, прошедшего КПК по программе STEM, должность

Номер удостоверения  

Работают по программе STEM (да/нет)

Период обучения (даты)

1

Давыдова Лариса Геннадьевна, воспитатель

5003 00026424

Да

15.02.2021 – 15.04.2021

2

Орехова Екатерина Сергеевна, воспитатель

5003 00026428

Да

15.02.2021 – 15.04.2021

3

Карлик Светлана Анатольевна, воспитатель

5003 00026425

Да

15.02.2021 – 15.04.2021

4

Болдина Елена Сергеевна, воспитатель

772410134978

Да

08.04.2019 – 08.11.2019

5

Алексеева Людмила Васильевна, воспитатель

772410134977

Да

08.04.2019 – 08.11.2019

6

Павлова Татьяна Геннадьевна, воспитатель

772410134980

Да

08.04.2019 – 08.11.2019

7

Столярчук Татьяна Сергеевна, воспитатель

772410134981

Да

08.04.2019 – 08.11.2019

8

Овсянникова Раиса Евгеньевна, старший воспитатель

772410134979

Да  

08.04.2019 – 08.11.2019

3.2.17. Материально-техническое обеспечение проекта

№ п\п

Название модуля

Наименование имеющегося материально-технического обеспечения для реализации проекта (оборудование, программное обеспечение, контент и пр.)

Количество (ед.)

Планируемый вид использования

1

«Дидактическая система Ф. Фрёбеля»

17 наборов материалов: набор для изучения цветов и освоения различных движений руками через манипулятивные действия с мягкими мячиками; набор для сравнения форм и свойств геометрических тел; наборы для наглядного представления о соотношениях части и целого, о взаимосвязях трехмерных изображений пространственных построек и их изображений на плоскости, о количественных соотношениях линейных размеров целого и частей; методические рекомендации

2 комплекта

Для организации в рамках реализации парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» индивидуальных и групповых занятий с геометрическими телами для развития пространственного мышления, восприятия, воображения, формирования представлений о форме, цвете, величине, составе числа, умения конструировать по образцу и по творческому замыслу.

2

«Математическое развитие»

Игровые наборы и дидактические пособия для формирования и развития элементарных математических представлений; методические рекомендации

2 комплекта

для проведения групповых и индивидуальных занятий и игр, направленных на комплексное развитие элементарных математических представлений с использованием многофункциональных игровых наборов и дидактических пособий, обеспечивающих возможность решения одновременно нескольких образовательных задач с учетом индивидуальных способностей детей. 127 В состав комплекта должны входить: дидактический демонстрационный и раздаточный материал разного вида для организованных занятий; наборы для тактильного и визуального восприятия понятий «форма», «величина», «количество», «число» и «цифра», «расположение в пространстве», «время»; пособия для счета на слух и на ощупь; наборы для сравнения форм и величин; пособия для наглядного представления состава числа, операций «сложение» и «вычитание»; автодидактические пособия для работы с самопроверкой; математические мозаики и наборы для решения примеров в игровой форме; домино, лото, логические игры; игры-головоломки, наборы для подвижных игр с математической тематикой. Представленные пособия должны быть полифункциональны, позволять строить образовательный процесс с учетом индивидуальных возможностей детей, а различные формы подачи материала должны способствовать росту познавательного интереса у детей и повышению эффективности занятий.

3

«Экспериментирование с живой и неживой природой»

Лупы, наборы пробирок, лабораторные контейнеры и принадлежности, переносные емкости, наборы для наблюдения за объектами природы, наборы для измерения масс и объемов, световые фильтры, исследовательские наборы, действующие модели, методические рекомендации

От 2 до 5 экземпляров

Для организации фронтальных, групповых и индивидуальных занятий по исследованию живой и неживой природы, проведения экспериментов и опытов. Комплект должен способствовать получению детьми реальных представлений о различных сторонах предметов, явлений, об их 138 взаимоотношениях с другими предметами и явлениями, со средой, в которой они находятся. Использование материалов комплекта должно стимулировать занятия опытнической деятельностью, которая благотворно влияет на целостное развитие ребенка: благодаря протяженным во времени экспериментам развивается память; в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы. Желание рассказать об увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы развивает речь. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций. Не вызывает сомнений положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, развитие творческих способностей и познавательного интереса к окружающему.

4

«LEGO-конструирование»

Модели для творческого конструирования, модель для знакомства с понятиями, характерными для процесса программирования, модель для создания механизмов, модель для освоения в комплексе STEM-компетенций.

Наборы для творческого конструирования, исследования на практике физических принципов и естественно-научных явлений, изучения математики и знакомства с основами программирования

5

«Мультистудия «Я творю мир»

Настольная ширма, набор фонов и декораций на магнитной основе, WEB-камера, программное обеспечение, инструкция по использованию, методические рекомендации) Предназначен для организации индивидуальных и групповых занятий по созданию творческих мультипликационных фильмов. Комплект должен способствовать знакомству дошкольников с информационно-коммуникативными, цифровыми и медийными технологиями через продуктивный синтез художественного и технического творчества

1 комплект

Материалы комплекта позволяют суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над проектами по различным тематикам посредством создания детьми своего собственного, авторского мультипликационного фильма – «живая» поздравительная открытка для мамы, демонстрация процесса создания постройки из конструктора, иллюстрация решения математической задачи, презентация проведения и результатов коллективного исследования жизни бабочки. Комплект создан в соответствии в двумя ведущими принципами – простотой и свободой творчества. Использование комплекта должно обеспечить получение детьми системы знаний и умений, необходимых и достаточных для самостоятельного создания авторских мультфильмов; формирование основных исследовательских умений, развитие познавательной активности и любознательности детей; интеграцию познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.

6

«Робототехника»

Подвижные программируемые роботы, кубики для визуализации алгоритмов, тематические коврики, конструкторы разного вида с возможностью программирования, образовательный робототехнический комплект, интеллектуальный робот

По 2 экземпляра

Для организации групповых и индивидуальных развивающих занятий, направленных на знакомство с основами робототехники и программирования, развития умения конструировать и создавать собственные модели. Комплект должен способствовать освоению навыков конструирования; ознакомлению с основами механики и первичными компонентами электроники, с понятием «алгоритм»; проведению экспериментов с различными датчиками, включая датчики движения, расстояния, наклона; совершенствованию первых шагов в моделировании и программировании собственных роботов.

3.2.18. Основные риски проекта

п/п

Наименование риска

Вероятность возникновения, %

Степень влияния на результат, %

Меры реагирования на риск

1

Нормативно-правовые риски: непринятие или несвоевременное принятие необходимых правовых актов

1%

1%

Изучение/отслеживание законодательной

базы и управленческий контроль реализации

проекта

2

Организационные, кадровые риски: недостаточная профессиональная подготовка

педагогов в направлениях STEM-образования, ИКТ-технологий, социализации дошкольников; сменяемость кадров, сопротивление введению новшеств, низкая мотивация педагогов

50%

90%

Обеспечение постоянного и оперативного мониторинга (контроля).

Проведение мероприятий по повышению квалификации, профессиональному росту

педагогических работников. Повышение мотивации возможно за счет введения

системы стимулирования педагогов к реализации инновационных технологий

3

Социальные риски: недостаточное освещение целей, задач и запланированных проектом результатов родительской общественности, либо допущенные ошибки в реализации мероприятий проекта

50%

20%

Минимизация названного риска возможна за счет информирования родителей о целях, задачах проекта, содержании нововведений, а также публичного освещения хода и результатов реализации проекта

3.2.19. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации

п/п

Планируемое мероприятие

Механизмы реализации

1.

 Представление опыта работы для руководителей проекта и педагогов образовательных учреждений с представлением методических материалов, разработанных в ходе проекта.

Проведение семинаров и консультаций

2.

Распространение опыта в сети Интернет.

Представление опыта на собственном сайте и профессиональном сайте учреждения и города.

3.

Освещение результатов работы по проекту в СМИ.

Репортажи на городском телевидении и в городской газете

4.

Распространение опыта в профессиональных журналах.

Представление опыта работы в профессиональных педагогических журналах

5.

День открытых дверей

Ознакомление педагогов, родителей с деятельностью в рамках проекта по STEM-образованию в образовательном модуле «Мультистудия «Я творю мир», «Робототехника», «LEGO-конструирование».

6.

Распространение информации о ходе и деятельности проекта в массовую практику.

Изготовление фото-буклета и организации фотовыставки по деятельности в рамках проекта по всем образовательным модулям STEM-образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Маленькие исследователи"

Интеграция образовательных областей: «Познание»,  «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация». Восприятие окружающего мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощу...

Педагогический проект «Маленькие исследователи большого мира» (презентация)

Долгосрочный проект по познавательному развитию в первой группе раннего возраста....

Проект "Маленькие исследователи"

АктуальностьЭкспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.Де...

Проект «Маленькие исследователи»

Актуальность проекта:Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума&raqu...

Семинар-практикум для родителей подготовительной к школе группы «Маленький мыслитель»

Обагащение практического опыта родителей по развитию у детей мыслительных процессов в игровой деятельности....

Растим маленьких мыслителей

Об эфективности проектной деятельности в  развитии мыслительной деятельности детей....

Маленький мыслитель и дорога

Советы психолога, как уберечь ребенка от опасности ДТП....