Проект «Маленькие исследователи»
проект (средняя группа) на тему

Пескова Юлия Джафяровна

Актуальность проекта:

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский)

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55 комбинированного вида»

Проект «Маленькие исследователи»

Актуальность проекта:

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский)

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.

Цель проекта: Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.

Задачи проекта:

Для работы с детьми

1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:  наблюдения за объектами неживой природы;

2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру.

3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.

4. Формировать коммуникативные навыки.

Для работы с родителями

1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.

2. Выполнять совместные задания по проекту.

Для педагога

1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.

3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.

4. Помогать детям добывать знания.

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Время реализации проекта: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников.

Предполагаемый результат:

Для детей: Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой;

Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми:

Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, коллекционирование.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Этапы реализации проекта:

I этап –установочный (сентябрь)

-Диагностирование детей, анализ полученных результатов;

-Анкетирование родителей;

-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

II этап – подготовительный (сентябрь)

-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории.

-Составление плана работы над проектом.

- Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта.

- Разработка игр, конспектов занятий с элементами экспериментирования.

III этап – реализация проекта (октябрь – май)

Тема

месяца

Организованная образовательная

деятельность

Совместная деятельность взрослого  с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с

родителями

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Песок Цель: Познакомить детей с особенностями песка

Занятие «Путешествие к Песочной фее» Беседы: «Животные и песок», «Где используют песок».

Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки»: «О связи неживой и живой природы».

Исследовательская деятельность

Опыт 1. «Легко ли сыплется песок?»

Опыт 2. «Из чего состоит песок?

Опыт 3. «Легкие ли песчинки и частички глины?

Опыт 4. «Куда исчезла вода?»

Опыт 5. «Лепим из влажного песка»

Опыт 6. «Пропускаем воду через песок»

Игра  «Испечем пирожки для куклы Кати».

Конкурс на лучшую  постройку из песка.

Рисование палочкой на песке.

Создание «песчаных картин».

Эксперименты:

«Песчаные бури», «Норка для мышки»,

«Следы на песке».

Родительское собрание «Как прекрасен этот мир, посмотри!»

Анкетирование «Экспериментальная деятельность и ваш ребёнок»

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Волшебница Вода

Цель: формировать представления о значении воды в жизни человека, продолжить знакомить детей со свойствами воды. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Занятие  «Ходят  капельки по кругу»

Занятие  «Чтение рассказа Д. Перина «Живая вода»;

Беседа по рассказу «Как люди речку обидели»

Исследовательская деятельность

Опыт №1 «Вода жидкая, она льется»

Опыт №2 «Прозрачная вода».

Опыт №3 «У воды нет запаха и вкуса».

Опыт №4 «У воды нет формы»

Чтение стихотворения Б. Заходера «Течет река».

Отгадывание загадок, заучивание потешек, стихов о воде, чтение текстов из энциклопедий с рассматриванием иллюстраций.

Игра с водой «Тонет – не тонет», «Разноцветная вода»

Эксперименты «Цветочек распускается». «Где быстрее исчезнет вода: в тени или на солнце»

Наблюдение за облаками, сосульками, морозными узорами на окне. Опыты с водой, льдом

П/и «Ручеек», «Мы–капельки

Подборка с детьми стихотворения и загадок  о явлениях природы, связанных с водой (роса, снег, лед, дождь).

Изготовление книжек-малышек о воде.

Подготовка с детьми рассказов «Как мы с мамой дома проводили опыты с водой».

Я

Н

В

А

Р

Ь

Снег и лед – это тоже вода.

Цель: Формировать представления о снеге и льде, их свойствах.

Занятие по рисованию)

«Зимние забавы»

Исследовательская

деятельность

Опыт№1 «Замораживание воды» Опыт №2 «Таяние снега»

Опыт №3 «В какой воде снег тает быстрее»

Опыт №4 «Сравнение кусочка льда  и кусочка снега»

Чтение: Е. Благина «Снег», А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»

Наблюдение за падающими снежинками.

Рассматривание альбома «Зима».

Лепка «Снеговик» (из снега)

Рассматривание снежинок через лупу.

Игра «Пройди по следам на снегу»

Сооружение построек из снега.

Изготовление с детьми цветных льдинок и сосулек для украшения деревьев на групповом участке.

Консультация «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на прогулке»

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Воздух

вокруг нас»

Цель:  Познакомить детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных.

Занятие «Знакомство со свойствами воздуха»

Исследовательская деятельность

Опыт№1 «Воздух невидимка»

Опыт №2  «Чем мы дышим»

Опыт №3  «Что легче: воздух или вода?»

Опыт №4 «Как поймать воздух?»

Опыт №5 «Можно ли взвесить воздух?»

Опыт№6 «Загадочные пузырьки»

Игра на духовых музыкальных инструментах.

Надувание воздушных шариков «Смешные мордашки».

Игра-эстафета с воздушными шарами, ленточками, вертушками, мыльными пузырями

Рисование «Нарисуй ветер»

Консультация «Экспериментирование в различных видах деятельности».

М

А

Р

Т

«Знакомство с ветром»

Цель: Познакомить детей с природным явлением – ветер, показать роль ветра в природе и в жизни людей.

Беседа «Ветер, ветер, ты могуч!»

Исследовательская деятельность

Опыт №1 «Как рождается ветер»

Опыт №2 «Плывет, плывет кораблик»

Фокусы: «Подводная лодка», «Упрямый воздух»

Чтение: Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки», «Прозрачный невидимка», «Южный ветерок»

Наблюдение за флюгером на участке.

П/и «Попади в обруч»

(с бумажными самолетиками)

Образовательный маршрут для родителей «Такой важный воздух».

Изготовление  с детьми вертушек и вееров.

А

П

Р

Е

Л

Ь

М

А

Й

«Чудесная кладовая – почва»

Цель: Дать первоначальные представления о составе почвы, ее свойствах.

Занятие «Удивительная почва»

Исследовательская деятельность

Опыт №1 «В почве есть воздух»

Опыт №2 «Сжимание почвы»

Опыт №3  «Загрязнение почвы»

Чтение Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки» «Наша кормилица – земля», «Дождевой червяк»

Помощь в создание картотеки опытов экспериментов с детьми 4-5 лет.

Участие в субботнике по озеленению территории детского сада.

IV этап – обобщающий

-Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада.

-Обобщение результатов инновационной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Маленькие исследователи"

Интеграция образовательных областей: «Познание»,  «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация». Восприятие окружающего мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощу...

Педагогический проект «Маленькие исследователи большого мира» (презентация)

Долгосрочный проект по познавательному развитию в первой группе раннего возраста....

Проект "Маленькие исследователи"

АктуальностьЭкспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.Де...

Проект "Маленькие исследователи"

Данный проект помог маленьким исследователям  доступной форме понять, что такое электричество...

Проект "Маленькие исследователи"

laquo;Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».В.А. Сухомлинский...

Проект "Маленькие исследователи"

Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ежедневно дети  получают новые представления о живой и неживой...

проект "Маленькие исследователи"

проект по исследовательской деятельности для детей 4 - 5 лет...