Понятие «познавательная активность дошкольника» в психолого-педагогической литературе
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Анна Евгеньевна Ушакова

У детей дошкольного возраста познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, и на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у детей формируется стремление познать и открыть для себя как можно больше нового.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_ushakova.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «познавательная активность дошкольника» в психолого-педагогической литературе

Ушакова А.Е., воспитатель ЧУДО "Наша Маленькая страна"

п. Андреевка Московская область

        На сегодняшний день, дошкольник является субъектом образовательно-воспитательного процесса и, следовательно, повышается значимость развития детской познавательной активности. Современному человеку необходимо не только владеть знаниями, но и уметь их добывать и оперировать ими. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир через деятельность и если они активны, значит они деятельный.

        Анализ научных источников показал неоднозначность в трактовке таких категорий как: «познание», «активность», «познавательная активность».

        Познание – «процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его сущности; специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями. Специально организованное познание составляет сущность учебно-воспитательного процесса».[1]

        Вместе с тем, понятие «активность» находится на стыке нескольких направлений и в научных источниках, и часто употребляется в различных значениях. Так, педагогическая энциклопедии дает следующую трактовку понятия «активность - важнейшая черта, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями».[2]

        По мнению С.В. Алиевой, под активностью следует понимать «как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности, в труде, учении, в общественной жизни, различных видах творчества, играх и т. д.».[3]

        А.Н. Леонтьев в своих исследованиях писал, что активность – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей.

        Н.Н. Поддъяков выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым. Собственная активность ребенка – это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной. Н.Н. Поддъяков отмечает фазовый характер собственной активности ребенка: в повседневной жизни и на занятиях в детском саду собственная активность дошкольника сменятся его совместной активностью со взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности и т.д.[4] Можно сделать вывод, что активность целиком инициируется самим объектом – ребенком, продиктована его внутренним состоянием.

        Далее рассмотрим термин «познавательная активность».

        Г.И. Щукина понимает познавательную активность как «ценное личностное образование выражающее отношение человека к деятельности», Т.И. Шамова как «деятельное состояние», Т.И. Зубкова как «стремление человека к познанию».

        В.С. Ильин в своих исследованиях подчёркивает, что в  основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент

        Т.И. Шамова считает, что познавательная активность это «деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности.

        Т.И. Зубкова пишет, что познавательная активность есть «естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование»

        Таким образом, можно сделать вывод, что понятие познавательной активности есть целенаправленный систематический процесс познания, протекающий при условии интенсивной деятельности дошкольника, характеризующейся, прежде всего, преобразующим отношением дошкольника (субъекта) к образовательному материалу (объекту познания) и стремлением к самостоятельности. Вместе с тем, в ходе этого взаимодействия изменяется не только объект воздействия, но и субъект – ребёнок дошкольного возраста.

        Данный процесс познания направляется не только на углубление представлений и знаний дошкольника о явлениях, но самое главное, на осмысление знаний и на личное отношение к знаниям и самому процессу познания.

                Проанализировав научную литературу по проблеме исследования, мы сделали вывод что многими авторами выделяются основные компоненты структуры познавательной активности, такие как:

        - эмоциональный компонент;

        - волевой компонент;

        - мотивационный компонент;

        - содержательно – процессуальный компонент;

        - компонент социальной ориентации.

        У детей дошкольного возраста познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, и на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у детей формируется стремление познать и открыть для себя как можно больше нового.

        При каждом этапе детского развития познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует специальных условий для успешного формирования.

        


[1] Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.

[2] Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. А – М / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Рос. энцикл., 1992, 1993. – 608 с.

[3] Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.

[4] Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. – Просвещение-Альфа, М., 2012. – 341с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство развития познавательной активности дошкольников

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Ча...

психолого-педагогическая мастерская «Квест-игра как эффективная форма развития познавательной активности дошкольников»

Наиболее эффективными в плане актуализации познавательной активности являются интерактивные технологии обучения. Общеизвестно, что интерактивные технологии обучения представляют собой процесс, основан...

Понятие познавательной деятельности детей в психолого-педагогической литературе

Проблеме познавательного интереса дошкольников и учащих­ся, вопросам его формирования и развития посвящено значитель­ное количество исследований....

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Характеристика понятия "самостоятельность" дошкольника в психолого-педагогической литературе.

Исследователь И.Д. Зверев считает: «Самостоятельность дошкольника – это способность иметь собственное суждение, вносить элементы новизны и творчества в свою деятельность, выполнять те или иные ее виды...

Бизиборд как средство всестороннего развития познавательной активности и форма психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста, в том числе с ОВЗ

Бизиборд как средство всестороннего развития познавательной активности и форма психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста, в  том числе с ОВЗ...

Проблема экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе

Проблема экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе...