Характеристика понятия "самостоятельность" дошкольника в психолого-педагогической литературе.
статья

Исследователь И.Д. Зверев считает: «Самостоятельность дошкольника – это способность иметь собственное суждение, вносить элементы новизны и творчества в свою деятельность, выполнять те или иные ее виды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_kryukova.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ» ДОШКОЛЬНИКА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 С.А. Крюкова, МБДОУ «ЦРР Детский сад №138» городского округа г. Воронеж . Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не только с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, но и с необходимостью решения проблемы включения подрастающего поколения в современное общество за счет усиления практико-ориентированности образовательного процесса на всех ступенях образования. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду могут научиться самостоятельно определять поле и задачи своей деятельности, отслеживать ее процесс, формулировать гипотезы как доступные предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, включаться в индивидуальную и совместную деятельность, достигая положительного результата [4]. Такая систематическая и направленная актив- © Крюкова С.А., 2022 154 ность в деятельности ребенка не может быть реализована без самостоятельности, которая приобретает все больший вес и обеспечивает личности дошкольника в целом. Идея формирования самостоятельности у ребенка была заложена еще в глубокой древности и анализировалась Аристотелем, Сократом, Платоном и другими философами. Дальнейшее развитие она получила в работах Я.А. Коменского, Д. Локк, М. Монтессори, Ж.Ж. Руссо, которые большое значение придавали вопросам формирования самостоятельности в трудовой деятельности детей. А также в сочинениях отечественных педагогов и революционеров-демократов В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского обращалось внимание на значение самостоятельности для развития гражданских качеств у человека-патриота. В психологии советского периода самостоятельность трактовалась как генерализованное свойство личности, выражающееся в критичности, инициативности, самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность, поступки, поведение. Проблема воспитания самостоятельности находилась в центре внимания советской педагогической науки на протяжении ХХ века. В 20-30-е годы передовые советские педагоги П.П. Блонский, С.П. Шацкий и др. активно разрабатывали проблему воспитания самостоятельности у школьников, связывая ее с разработкой методов обучения. В 40-е годы Е.Я. Голант, С.Л. Рубинштейн и другие исследователи рассмотрели некоторые виды самостоятельности, выделили их структурные элементы, попытались проанализировать сущность и процесс формирования данного качества. В 60-х годах и позже самостоятельность исследуют в различных аспектах: как одну из характеристик конкретного свойства личности: мышления, воли и др.; выявляя существенные особенности самостоятельности, ее характерные проявления, например, в познании, в общении; также показана зависимость самостоятельности от структуры самостоятельной познавательной деятельности [5]. В.И. Сыркина предложила направление, в котором самостоятельность признавалась стержневым качеством личности [2]. Анализ психолого-педагогических исследований по вопросу развития самостоятельности показал, что понятие «самостоятельность» употребляется для описания самых разных сторон человека и его деятельности. Такие психологи как Л.В. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев рассматривают самостоятельность в связи с перерастанием деятельности под чьим-либо руководством в деятельность под личным руководством, т.е. от внешнего управления к самоуправлению внутреннему [5, 1, 3]. 155 Самоуправление, по словам С.Л. Рубинштейна, это выражение истинной самостоятельности, которая основывается на осознанной продуманности действий человека и их аргументированности [2]. Рассматривая природу самостоятельности, ученые подчеркивают, что самостоятельность выражается в умении личности определять для себя цели деятельности, ставить задачи, находить средства и способы решения [1, 8, 3]. Так, М.И. Дидора отмечает, что самостоятельность ‒ это интегративное качество личности, сложная функциональная система, которая заключает в себе две относительно независимые стороны: собственно личную (субъектную) и операционно-предметную (деятельностную) [2]. Некоторыми исследователями самостоятельность понимается как регулятор поведения, жизнедеятельности человека, как правило, в затрудненных условиях; акцентируется ее связь с волей [3]. Ряд авторов изучает самостоятельность человека с позиции овладения им той или иной деятельностью. Поэтому нередко сводят ее понимание к рассмотрению отдельных самостоятельных проявлений личности, к характеристике тех или иных умений и способов действия, условий и результатов какоголибо деятельностного процесса (Е.Я. Голант, Б.П. Есипов) [2, 7]. Как считают Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, самостоятельность ‒ это способность исполнения учащимся персонального задания для разрешения познавательных задач [2, 5]. По определению В.И. Орлова, самостоятельность – это характеристика деятельности учащегося в определенных учебных обстоятельствах, которая является постоянно проявляющейся способностью достигать цели деятельности без чужой помощи [6]. Многие исследователи трактуют самостоятельность как умение замечать и ставить новые задачи, искать пути их решения, используя только свои силы. Самостоятельность, по их мнению, как качество личности связано с критичностью ума, способностью высказывать собственное мнение независимо от мнений других и др. [2, 3]. Н.Г. Алексеев описывает две составляющие самостоятельности: вопервых – это сумма ресурсов (знаний, умений, навыков), которые имеются у человека; во-вторых – отношение личности к процессу деятельности, ее итогам и условиям реализации, а также возникающие в процессе деятельности взаимоотношения с другими людьми [3]. Таким образом, важную роль в выражении самостоятельности играют внутренние мотивы личности. Е.П. Ильин также видит в самостоятельности две составляющие: «Самостоятельность ‒ это стремление и способность выполнять какую- 156 либо деятельность без посторонней помощи». Она выражается в самостоятельном принятии решений, реализации задуманного, самоконтроле, в признании себя ответственным за действия и поступки [3]. Изучение психолого-педагогических работ показывает, что ученые рассматривают различные виды самостоятельности, используя чаще всего для их выделения три показателя. 1. Проявление исследуемого качества в каком-либо виде деятельности (познавательная, производственная самостоятельность и др.). 2. Степень сформированности самостоятельности (полная – неполная самостоятельность). 3. Характер деятельности с точки зрения количества ее участников (коллективная и индивидуальная самостоятельность). Ряд исследователей считает самостоятельность качеством самой личности. В.А. Блюмкин считает самостоятельность моральным качеством, суживая тем самым содержание понятия и умаляя роль самостоятельности в формировании личности, в ее жизнедеятельности [1]. В.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др. относят самостоятельность к личностным свойствам и рассматривают ее выражение в независимости от чужих влияний и внушений, способности человека определять самому объективные мотивы для того, чтобы каким-нибудь образом, брать ответственность за свои поступки [7, 3]. А.М. Прихожан считает, что «самостоятельность – это закрепившееся в нравственном опыте генерализованное отношение к выбору и реализации моральных ценностей...» [6]. По Б.П. Есипову, нравственность непосредственно связана с волевыми качествами личности, поэтому он определяет самостоятельность как внутреннюю основу для развертывания процесса самоизменения, которая базируется на волевых качествах личности [2]. Большинство ученых, изучающих самостоятельность, понимают ее как интегральное качество личности. В.Е. Сыркина пишет: «Самостоятельность представляет собой не только одну из волевых черт, как это обычно излагается в учебниках психологии, но относится к числу стержневых свойств личности, из которых слагается человеческий характер» [5]. Она утверждает, что самостоятельность определяет ядро и силу характера, организует все другие черты. Автор указывает на тесную взаимосвязь ее с волевыми процессами, с мышлением, с эмоциональной сферой. При этом В.Е. Сыркина подчеркивает двусторонний характер этой связи, считая развитие мыслительных процессов предпосылкой самостоятельных действий, а самостоятельность – фактором, способствующим формированию и развитию сознания человека, его эмоциональной сферы и воли. 157 Некоторые исследователи выделяют структуру самостоятельности, выделяя различные ее компоненты: мотивационный, содержательный, волевой, эмоциональный. Одни авторы выделяют в качестве ведущего компонента мотивационный, другие считают наиболее значимым волевой структурный элемент, поскольку именно он обеспечивает действенность в проявлениях самостоятельности [2]. Исследователи останавливают свое внимание на функциях самостоятельности. Они считают, что она оказывает большое влияние на формирование качеств личности: социальной активности, инициативности, уверенности, критичности, ответственности, целеустремленности, решительности, настойчивости, упорства, выдержки, воли, социальной зрелости, характера [8]. В научных публикациях указывается на важное значение самостоятельности для становления и определения индивидуальности личности, развития ее творческих способностей и самобытности, оригинальности характера. Некоторые ученые считают, что самостоятельность присуща своевременному и всестороннему развитию всей личности, является средством и условием ее воспитания. Самостоятельность характеризуется различными уровнями сформированности. Для их выявления ученые выделяют различные критерии: наличие или отсутствие «переноса» способов работы с одного вида заданий на другие, умение изменить при этом метод работы в связи с особенностями нового материала (В.Е. Сыркина) [5]; степень устойчивости и обобщенности способов самостоятельного выполнения задания; меру развития умения самостоятельно подбирать и использовать наиболее действенный и морально оправданный способ деятельности в любых условиях жизни (А.А. Люблинская) [4]; изменение функций самостоятельности в развитии личности; необходимость в помощи извне, потребность в показе образца, степень развития самоорганизации. На основе того или иного критерия выделяют уровни сформированности самостоятельности, определяя конкретное содержание каждого уровня. Таким образом, анализ научных исследований дает возможность отметить сущностные характеристики самостоятельности с точки зрения различных психолого-педагогических подходов: - самостоятельность ‒ это нравственное качество личности (Л.П. Буева, А.М. Прихожан); - самостоятельность – важное волевое качество (Б.П. Есипов, В.А. Крутецкий); - самостоятельность – интегративное качество личности, объединяющее две стороны: собственно личную (субъектную) и операционно- 158 предметную (деятельностную) и основывающееся на осознанной мотивированности выбора действий субъекта и их аргументированности (Б.Г. Ананьев, Л.В. Выготский, М.И. Дидора, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн); - самостоятельность – это черта личности, предоставляющая возможность выбора и осуществления конкретного способа решения задач (А.Н. Леонтьев); - самостоятельность есть условие и результат познавательной активности учащихся в усвоении приемов продуктивной познавательной деятельности (В.В. Давыдов, Н.Г. Алексеев, В.И. Орлов). В целом, в психолого-педагогической литературе представлено широкое и неоднозначное определение понятия «самостоятельность», что предопределяет проблемы ее изучения и формирования в процессе воспитания личности. Л.О. Крайнова полагает, что самостоятельность ‒ это нравственная категория, качество личности, характеризующееся целостностью интенсивности познания, нравственных сил и воли субъекта для самоизменения, самосовершенствования и самореализации [3]. Источник развития самостоятельности – это позиция человека в овладении социальным опытом, который соответственно внутренним условиям (сумме знаний, умений, навыков, отношению к деятельности, ее результатам и условиям реализации, а также складывающимся в ходе деятельности связям с другими людьми) превращается в его собственное достояние. Самостоятельность как качество личности обнаруживается в различных областях деятельности, полноценность же всякой деятельности определяется уровнем ее познания. Н.А. Половникова полагает, что в основе любого вида самостоятельности (учебной, социальной, производственной, бытовой) лежит непрерывный процесс познания [1]. Человек совершает действия, сообразуясь не с посторонними случайными влияниями, а с собственными знаниями и убеждениями. Поэтому познавательная самостоятельность ‒ это не просто своеобразная сторона самостоятельности, а ее «сердцевина», основа, так как раскрывает возможности для мотивированного выбора личностью самостоятельных действий в любой области. Вследствие этого на современном этапе развития общества способность ребенка быть самостоятельным в познании служит гарантией его будущего образовательного, профессионального и социального успеха. Таким образом, анализ литературы позволил выявить, что самостоятельность - это психолого-педагогический феномен, который изучается различными науками. Единого определения понятия «самостоятельность» в настоящий период не выработано, но общепринято, что это – 159 сущностная характеристика личности, которая не может появиться отдельно от других личностных свойств: воли, произвольности, целеустремленности. Самостоятельность выполняет ряд функций: интегрирующую, управления, саморегуляции деятельности и поведения, саморазвития, самореализации личности, автономности, мотивации, самоактуализации, развития определенных свойств личности и др. Литература 1. Бондаренко А.К. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной к школе групп: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.К. Бондаренко. - М., 1974. - 16 с. 2. Борисова Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащихся / Т.С. Борисова // Вестник ТГПУ. - 2011. - Выпуск 1 (103). - С. 131-136. 3. Братченко С.Л. Гуманистические основы личностно ориентированного подхода к воспитанию / С.Л. Братченко // Образование и культура Северо-Запада России. - 1996. - №1. - С. 91-99. 4. Буре Р.С. Учите детей трудиться: пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с. 5. Буре Р.С. Совершенствование процесса нравственного воспитания дошкольников / Р.С. Буре // Воспитатель ДОУ. - 2008. - № 2. - С. 84-88. 6. Буре Р.С. Современные проблемы социального становления личности дошкольника: монография / Р.С. Буре. - М., 2009. - С. 68. 7. Власова Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.А. Власова. - Екатеринбург, 2000. - 25 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНРОбщее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.Связь между речевыми нарушениями и д...

Психолого - педагогическая характеристика детей

В последнее время наиболее активно изучается группа детей с задержкой психического развития.Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучениии....

Психолого=педагогическая характеристика

Данная характеристика заполняется на ГПМПК, на медицинские осмотры у узких специалистов (невропатолог, психиатр и т.д.). В характеристике отражены все параметры обследования развития ребенка....

Психолого-педагогическая характеристика

Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника логопедического пункта...

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка, поступающего в логопедическую группу

Педагоги ДОУ,  работающие в логопедических группах, сталкиваются с необходимостью составления  индивидуальных  психолого – педагогических характеристик и часто при их  составлении...

Психолого - педагогическая характеристика на воспитанника подготовительной группы с ЗПРР

Психолого - педагогическая характеристика на воспитанника подготовительной группы с ЗПРР...

Характеристики на студенток психолого-педагогического факультета.

ХАРАКТЕРИСТИКАНастоящая характеристика дана Иванову Ивану Ивановичу, проходившей   практику в  МАДОУ № 20 п. Панковка.За время прохождения практики Маргарита Игоревна проявила педагогич...