Психолого-педагогическая характеристика на ребенка, поступающего в логопедическую группу
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Педагоги ДОУ,  работающие в логопедических группах, сталкиваются с необходимостью составления  индивидуальных  психолого – педагогических характеристик и часто при их  составлении  испытывают  затруднения. Представленный материал (теория вопроса, бланк характеристики и ключ к характеристике) намного облегчит эту работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА РЕБЁНКА,
ПОСТУПАЮЩЕГО В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ГРУППУ

Педагоги ДОУ,  работающие в логопедических группах, сталкиваются с необходимостью составления  индивидуальных  психолого – педагогических характеристик, дающих  представление о физическом и интеллектуальном развитии ребёнка, о возможных причинах отклонений формирования   его речи, о поведении на занятиях и во внеучебное время, об усвоении программы детского сада по всем видам учебной деятельности, особенностях общения с взрослыми и сверстниками в детском саду и др. Возрастные стандарты хорошо известны профессионалам и всё   же  многие специалисты  при  составлении  характеристик на ребёнка часто испытывают  затруднения.

Характеристики являются документами, которые обсуждаются специалистами в ходе консилиума. Их анализ  показывает,  что далеко не всегда этот важный документ составлен полно и грамотно. Многие педагоги не отражают в педагогических характеристиках той информации, которая дополняет сведения, получаемые специалистами ПМПК, проводящими психолого-педагогическое обследование. Основными недостатками при составлении характеристики становятся следующие:

- неполное составление педагогических характеристик,

- несоответствие содержания требованиям, предъявляемым к психолого-педагогической характеристике;

-отсутствие в психолого-педагогических характеристиках анализа усвоения ребенком программного материала;

- излишне подробные характеристики, содержащие большое количество ненужных деталей, лишней информации;

 - отсутствие в психолого-педагогических характеристиках обобщенных и обоснованных выводов педагога.

Педагог должен представлять себе не отдельные стороны, а центральные линии развития ребёнка, видеть основные проявления психики малыша и уметь точно и грамотно отразить их в  характеристике. Основными сведениями, которые должны быть представлены в характеристике   являются:

- сколько времени находится ребенок в данном детском учреждении;

- особенности адаптации ребенка к детскому учреждению;

- индивидуальные особенности усвоения детьми программного материала детского сада и  трудности, характерные для ребенка при обучении и развитии;

- особенности поведения: дисциплина, работоспособность, степень внимания (более детально необходимо остановиться на тех случаях, когда у ребенка выражена двигательная расторможенность, повышенная утомляемость, рассеянность, несобранность и т.д.);

- взаимоотношение ребёнка с взрослыми и детьми, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети;

- какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и т.д.).

Вашему вниманию предлагается пакет практических материалов (бланк  «Характеристика на воспитанника группы»  - Приложение 1   и   «Ключ  к   написанию характеристики» - Приложение 2)    значимость и основное назначение которых – облегчить работу специалистам и воспитателям  по составлению  полных, грамотных и объективных  психолого-педагогических характеристик детей, поступающих на обследование на ПМПК, рационально используя своё рабочее время.

Разделы «Характеристики …» заполняются воспитателями и другими участниками воспитательно-образовательного процесса (музыкальным руководителем, воспитателем ИЗО, психологом, инструктором по физической культуре), работающими с ребёнком.  При заполнении разделов характеристики используется «Ключ к написанию характеристики».  Чтобы не тратить дополнительное  время на подбор определённых фраз, специальных выражений, формулировок,  в  характеристике  предлагается  начало  формулировок, а в ключе    варианты их продолжения, готовые ответы (речевые клише), которые упрощают заполнение документа, сохраняя его содержательность и правильность. Это помогает  педагогам  более эффективно организовать свою  работу.

                                           

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бурлакина О.В, Кузьмина Е.С. Требования к составлению психолого-педагогических характеристик детей, поступающих на обследование ПМПК
  2. Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Москва. Изд.Дом «Образование плюс», 2009
  3. Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования» Москва. АЙРС ПРЕСС, 2008
  4. Злобенко М.П., Ерофеева О.Н., Морозова И.В., Мишуткина Э.П. «Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста» Г. Волгоград. Изд. «Учитель», 2010
  5. Козырь Т.В. «Педагогическая диагностика в коррекционном дошкольном учреждении» Ж «Дошкольная педагогика №4 (июль, август), 2003
  6. Короткова Н.А., Нежнов П.Г.Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников Ж «Ребёнок в детском саду» №3,2005 г,  №4,2005
  7. Логинова В.И и др. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду Санкт-Петербург, 1997
  8. Логинова В.И, Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика Москва. «Просвещение», 1988
  9. Любина Г.А. Характеристика речи детей. Ж «Ребёнок в детском саду» № 5, 2004
  10. Микляева Н.В. «Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста». Москва. АЙРС ПРЕСС, 2007
  11. Никитина Е.Ю. Оформление речевых карт , логопедических представлений и характеристик. Ж. « Логопед» №2, 2010
  12. Поваляева М. А. «Справочник логопеда»  Ростов-на-Дону, «Феникс»,2008
  13. Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. Минск , 2005
  14. Роботов А.С. и др. Введение в педагогическую деятельность. Москва. «Академия», 2002
  15. Степанова О.А.  Организация логопедической работы в ДОУ. Москва. «Творческий центр»,  2004
  16. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Москва. «Академ А» , 1996                  
  17. Фотекова Т.А. «Тестовая методика  диагностики устной речи младших школьников» Москва .Аркти, 2000

                                                                                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ХАРАКТЕРИСТИКА НА ВОСПИТАННИКА _____________________ ГРУППЫ

МДОУ  «АТАМАНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

______________________________________________________________________________________________________

Дата рождения ______________________ Национальность (наличие двуязычия) ______________

Домашний адрес ________________________________________________________________

Родители (ФИО, место работы, должность, рабочий телефон, возраст при рождении ребёнка) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Детский сад посещает с _____________ года.   В каком возрасте поступил _________________

Откуда поступил ____________________________________________________________________

Оценка адаптации в группе _________________________________________________________

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ

Семья ________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Речевая среда__________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Социальная среда ______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Культурно-бытовые условия в семье_________________________________________________ _____________________

Психологический климат, особенности взаимоотношений между членами  семьи ______________________________  ______________________________________________________________________________________________________

Отношение к ребёнку в семье ____________________________________________________________________________

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА, ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На  имя ______________________________________________________________________________________________

Свои  имя и фамилию___________________________________________________________________________________

Родственные связи (мама, папа, бабушка и др.) _____________________________________________________________

Круг представлений об окружающем______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ

Контакт ______________________________________________________________________________________________

В общении  (с взрослыми и детьми) ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Слова  вежливости  ____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

МОТОРНАЯ СФЕРА

Общая  моторика ______________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мелкая  моторика ______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ведущая рука _________________________________________________________________________________________

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Развиты_______________________________________________________________________________________________

Самостоятельно _______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

                  ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОЙ  ТРУД

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельно _______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Настроение ребенка____________________________________________________________________________________

Преобладает __________________________________________________________________________________________

Волевыми особенностями  являются ______________________________________________________________________

Работоспособность _____________________________________________________________________________________

Характер деятельности__________________________________________________________________________________

Реакция на требование, замечание ________________________________________________________________________

Реакция на одобрение___________________________________________________________________________________

Страхи_______________________________________________________________________________________________

Изменение  эмоционального состояния связано с ___________________________________________________________

Управлять своим поведением ____________________________________________________________________________

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОСТОЯНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ВНИМАНИЕ _________________________________________________________________________________________

Направленность________________________________________________________________________________________

Концентрация_________________________________________________________________________________________

Устойчивость _________________________________________________________________________________________

Распределяемость ______________________________________________________________________________________

Переключаемость ______________________________________________________________________________________

Объём _______________________________________________________________________________________________ 

ВОСПРИЯТИЕ _______________________________________________________________________________________

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ______________________________________________________________________________

Зрительно-предметное восприятие _______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Восприятие цвета______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие величины __________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Восприятие формы _____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ. _______________________________________________________________________________

Опознание и дифференцировка шумов ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие и воспроизведение ритма _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ___________________________________________________________

В сторонах собственного тела ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Пространственные  представления _______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ_________________________________________________________________________________________________

ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ ПРЕДМЕТА______________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ______________________________________________________________________________________________ 

_______________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТАКТИЛЬНОЕ  ВОСПРИЯТИЕ (СТЕРЕОГНОЗ) _________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

ПАМЯТЬ ____________________________________________________________________________________________

Произвольное запоминание _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Непроизвольное запоминание ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ____________________________________________________________

Операции обобщения ___________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Операции  сериации ____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Операции сравнения ___________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

______________________________________________________________________________________________________

Звуковой  строй _______________________________________________________________________________________  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонематический слух __________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Звуковой и слоговой анализ _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Словарный запас ______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Строение слов _________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматический строй _________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Связная речь __________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ И ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игровая деятельность ___________________________________________________________________________________

Интерес к игрушкам _____________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Характер действий и способы выполнения заданий с предметами и игрушками __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОБУЧАЕМОСТЬ

______________________________________________________________________________________________________К  занятиям   относится _________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Программный  материал усвоен на   ______________________________________________________________________

Психолого – педагогические показатели ___________________________________________________________________

Наибольшие трудности и беспокойство вызывает  __________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

         Дата: __________________________                                Воспитатели:  _____________________________________

                                                                                                                                _____________________________________

                                                                                                       Заведующий ДОУ __________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КЛЮЧ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ

Фамилия, имя, отчество ребенка

Дата рождения

Национальность (наличие двуязычия)

Домашний адрес

Родители  (ФИО,  место работы, должность, рабочий телефон, возраст при рождении ребёнка)

Детский сад посещает с ___________ года

В каком возрасте поступил

Откуда поступил (из семьи, из другого ДОУ, др.)

Оценка адаптации в группе

-хорошая;

- удовлетворительная;

- недостаточная;

- плохая.

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ

Семья

 полная (неполная) из ______ человек;

- социально -  благополучная (социально – неблагополучная).

Речевая  среда

  - благоприятная: речевых отклонений среди членов семьи  нет;

  - недостаточно благоприятная;

   -неблагоприятная:  наличие двуязычия (билингвизм), в общении преобладает __________язык(диалект), ограниченность социальных контактов, контакты с заикающимися или лицами  с другой  речевой патологией  (подражание неправильным образцам речи),  недостаток воспитания ( родители культивируют несовершенное детское произношение),  дефицит общения.

Социальная среда 

-  благоприятная (ребёнок воспитывается  дома с матерью, бабушкой,  детском саду и т,д,);

- недостаточно благоприятная;

            - неблагоприятная (ребёнок воспитывается в доме ребёнка,  детском саду с     круглосуточным    пребыванием и т,д,).

Культурно-бытовые условия в семье

 – благоприятные;

 - недостаточно благоприятные;

- неблагоприятные (имеется контакты с лицами, страдающими нарушением слуха и зрения, расстройствами психики).

Психологический климат, особенности взаимоотношений между членами семьи

 – благоприятный;

 - недостаточно благоприятный;

 - неблагоприятный,  имеют  место частые конфликты в семье( реакция на них:  ребёнок  замыкается, становится агрессивным, обидчивым,  плаксивым, т.д.).

Отношение к ребёнку в семье

 - демократично;

-  либеральное (чрезмерное заласкивание);

-  авторитарное (излишняя строгость).

Соматическое здоровье

- болеет редко;

- часто болеет простудными заболеваниями;

- имеет хронические нарушения здоровья.

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА, ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На имя

 - отзывается; отзывается не всегда;  не  отзывается.

Свои имя и фамилию  

-  называет;  называет не всегда;   знает но, называет;   не знает.

Родственные связи  (мама, папа, бабушка)

-  понимает,  понимает не все, не  понимает.

Круг представлений об окружающем

-достаточный,  недостаточный, узкий (значительно снижен).

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ

Контакт 

- речевой, жестовый, мимический, формальный, избирательный.

В общение (с взрослыми и детьми)

-  вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность;

 - вступает не сразу, с большим трудом;

-  не вступает, не проявляет заинтересованности,  проявляет речевой негативизм.

Слова вежливости

 -употребляет;

 - употребляет не всегда (только при напоминании);  

 - знает, но не употребляет;

 - не знает.

МОТОРНАЯ СФЕРА

Общая моторика (сила, точность, темп, координация движений, переключение от одного движения

к другому, точность воспроизведения  пространственно-временных параметров, удерживание в памяти элементов действий, наличие самоконтроля при выполнении действий)

   -развита (соответствует возрасту), нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата нет,  хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения (координация хорошая), подвижен,  ловок, ОВД по программе возрастной группы владеет;

 - развита недостаточно, грубых нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет, координация удовлетворительная. ОВД по программе возрастной группы владеет (владеет недостаточно),  при   выполнении заданий отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве,  координации движений (ног во время ходьбы),  сниженная скорость и ловкость выполнения упражнений, не умеет выполнять прыжки (дизартрики не прыгают на левой ноге!), нарушена координация движений ног во время ходьбы;

- развита слабо (недоразвита),  серьёзно отстаёт в усвоении программного материала, ограничен объём активных движений, отстаёт в темпе, ритме, переключаемости движений, плохая координация движений ,  нет синхронности в движениях;  моторно неловок, неуклюж; отмечаются замедленность,  застревание  на одной позе, трудности при имитации движений;

- не  развита.

Мелкая  моторика   (сила, точность, темп  движений, синхронность движений правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому)

  -   развита (соответствует возрасту), все движения выполняет правильно,  уверенно владеет карандашом, ножницами;

 -   развита недостаточно, движения рук неточные, мышечный тонус повышен (понижен), испытывает трудности при овладении графическими навыками,  владеет карандашом и ножницами с напряжением, моторная неловкость при работе с пластилином, затрудняется в  штриховке,,неправильно держит карандаш;

 -   развита слабо (недоразвита),  недостаточная координация пальцев кисти рук,  плохо работает карандашом,  ножницами; движения неточные, неуверенные;

   -  не  развита

Ведущая рука  

-  правая, левая, амбидекстер.

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

 Развиты

хорошо,  владеет как мелкими, так и крупными деталями; опрятен в еде и одежде;

 -  недостаточно хорошо, владеет только  крупными деталями, не всегда опрятен  в еде и одежде;  

- слабо, с трудом владеет  даже крупными деталями, не  опрятен в еде и одежде;

 - не развиты.

Самостоятельно

-    умеет (не умеет) застегивать   и    расстегивать  пуговицы. завязывать и развязывать  шнурки,  шарф, надевать и снимать  колготки, носки, шапку, ботинки, мыть руки, пользоваться полотенцем,  чистить зубы, причесываться, правильно есть и пользоваться салфеткой.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ  ТРУД

- принимает активное участие, трудится всегда с желанием (с удовольствием);

- принимает участие, но трудиться   по настроению;

- не принимает участие.

Самостоятельно

-  умеет (не умеет) накрыть на стол,  убрать постель, убрать игрушки.  

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Настроение ребенка  

- устойчивое, недостаточно устойчивое,  неустойчивое (легко меняется от незначительных причин).

Преобладает

 - подавленное, хорошее (радостное).

Волевыми  особенностями   являются  

- целеустремленность, самостоятельность, инициативность,  решительность, настойчивость, активность/пассивность, деятельность/ инертность, бодрость/вялость, слабость волевого напряжения,  неадекватное поведение, двигательная расторможенность, агрессивность, избалованность

Работоспособность

- высокая, темп деятельности быстрый;

- достаточная;

-сниженная,  темп деятельности неравномерный; темп деятельности быстрый, но деятельность хаотична и бестолкова;

-крайне низкая; работает медленно и невнимательно.

Характер деятельности

 - устойчивый, работает с интересом;  

 - неустойчивый, отсутствует  мотивация, работает формально;

Реакция на требование и замечание  

-  адекватная  (исправляет поведение в соответствии с требование, . замечанием);

 - неадекватная (негативная: делает назло, обижается, не реагирует, равнодушен к нему).

Реакция на одобрение

 - адекватная (радуется, ждет);

 - неадекватная (не реагирует, равнодушен к нему);

Страхи

 - не наблюдаются, наблюдаются  (в каких условиях).

Изменение  эмоционального состояния  связано  с  (приходом/уходом родителе, со сменой вида деятельности, др).

Управлять своим поведением

- умеет,  умеет не всегда, не умеет.

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Спокойный / беспокойный (оживлённый);  уравновешенный / импульсивный, легко возбудимый,

шумный / тихий, робкий, пассивный, медлительный, сонлив и вял в течение дня, характерна застреваемость,  стремление   к одиночеству;  капризный,  раздражительный;

Уверенный / неуверенный, расслабленный / напряжённый, с болезненным фантазированием, в незнакомой обстановке смущается, замкнутый;

Неконфликтный /  конфликтный  (драчливый, задиристый, нападает на товарищей, отнимает игрушки),  с негативным отношение к просьбам и требованиям, доминирующий / подчиняющийся (легко подчиняющийся), независимый / зависимый;

Деятельный / бездеятельный,  активный / пассивный,   решительный / нерешительный,  самостоятельный / несамостоятельный, впечатлительный, с повышенной утомляемостью,  со сниженной волевой активностью

Добрый, ласковый, жестокий, резкий, грубый, агрессивный,  упрямый.

Аккуратный, бережливый, неряшливый.

СОСТОЯНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ВНИМАНИЕ

– устойчивое, длительность сосредоточения внимания удовлетворительна,  хорошая концентрация;

 - недостаточно устойчиво, быстро истощается и  требует переключения на другой вид деятельности, недостаточная концентрация  на существенных признака, недостаточный объём;

  - неустойчивое (часто отвлекается), поверхностное, особенно нарушено произвольное, е может долго сосредоточиться на одном объекте деятельности, плохая  переключаемость;

  - рассеянное,  устойчивость и объём низкие,  не  может сосредоточиться на чём – то одном,  трудности в распределении внимания, низкая концентрация, быстрая истощаемость, плохая медленная переключаемость.

Направленность

 - развита, развита недостаточно, не развита.

Концентрация  

 - высокая (может длительно сохранять внимание на одном и том же объекте), недостаточная, низкая

Устойчивость

 – высокая, достаточная, недостаточная.

Распределяемость

- достаточная, недостаточная.

Переключаемость

- быстрая, достаточная,  медленная.

Объём

- достаточный, недостаточный.

ВОСПРИЯТИЕ 

- соответствует возрасту;

- имеются нарушения зрительного (слухового, тактильного, ,пространственных отношений,  др.) восприятия;

- комплексные нарушения восприятия. 

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Зрительно-предметное восприятие

 -  не нарушено;

 - нарушено незначительно; не всегда узнаёт предметы в условиях наложения,  в  неполном изображении,  в силуэтном изображении.

  - грубо  нарушено; не узнаёт предметы в условиях наложения, в  неполном изображении. в силуэтном изображении.

Восприятие цвета

-  не нарушено;

 -нарушено незначительно, основные цвета различает, сличает,   (выделяет по слову),   оттеночные цвета знает,  но не называет;

  - грубо  нарушено, основные  цвета не различает, не  сличает,   оттеночные  не  знает.

Восприятие величины

 - не нарушено;

 - нарушено незначительно;

 - грубо нарушено.

Восприятие формы  

- не нарушено.

 - нарушено незначительно.

-  грубо  нарушено, представлений о форме нет

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ 

 -  развито;

  - развито недостаточно;

  -  не развито.

Опознаёт и дифференцирует шумы

 - правильно;

 - не всегда правильно;

  - не правильно.

Воспринимает  и воспроизводит ритм

 - правильно (без ошибок);  

- не всегда правильно (с ошибками);

- не правильно

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В  сторонах собственного тела 

 - ориентируется;  

- ориентируется не всегда правильно, имеет нечёткие представления о левой и правой руке в разных пробах,   понятиях  «впереди», «сзади»….;

 - ориентируется с грубыми ошибками;

 - не ориентируется, не сформированы понятия о левой и правой руке в разных пробах.

Пространственные представления

–  не  нарушены;  - нарушены  незначительно,  не всегда правильно ориентируется  в пространстве, имеет нечёткие представления о    понятиях  «впереди», «сзади»…..

 - грубо нарушены; не ориентируется  в пространстве, не сформированы понятия   «впереди», «сзади»…..

ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ 

- понимает, понимает не всегда, не понимает.

ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ ПРЕДМЕТА   

- сформирован, разрезные картинки  собирает  самостоятельно,  легко, закономерность понимает, наглядно-образное мышление соотносится с наглядно - действенным;

-  сформирован  недостаточно (не полностью), разрезные картинки  собирает с помощью педагога, по образц, по подражанию (сложные предметы без образца целого составить не может);

 - не сформирован,  при составлении картинки  действует методом подставки, методом проб и ошибок.

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  (времена года,  месяцы,  дни недели,  части суток,  понимание и использование логико – грамматических конструкций.) 

  - не нарушены, ориентация хорошая;

 - нарушены незначительно, ориентация недостаточная, последовательность смены времён года знает  нечётко,  понятия «время дня», «части суток» ему знакомы, но он в них не ориентируется, слабо сформировано понятие «дни недели» - путает субботу со средой;

 - грубо нарушены,  ориентация слабая,  не может назвать (и определить) времена  года, время суток, не    знает их последовательность, характерные  особенности (признаки).

ТАКТИЛЬНОЕ  ВОСПРИЯТИЕ (СТЕРЕОГНОЗ) 

 –  развито,  быстро выделяет материалы,  с которыми часто  встречался  раньше,  вспоминает название тех предметов  и материалов, с которыми  встречался редко, объёмные предметы определяет хорошо,  угадывает предметы по контуру (с 4 лет),  угадывает предметы по контуру и  по дифференциальным признакам (с 5 лет);

 -  развито недостаточно, плоскостные фигуры ощущает хуже, чем объёмные;

  -  развито слабо.

ПАМЯТЬ

Преобладает: зрительная, слуховая, моторная, смешанная

Произвольное запоминание 

-  развито  хорошо;

 - развито  недостаточно; слуховая память развита хуже, чем зрительная;

 - развито  слабо –  учит долго,медленно запоминает, быстро забывает; быстро запоминает и быстро забывает;  эпизодическая забывчивость;

 - запоминание словесного материала формируется трудно, воспроизведение бессистемно из-за непонимания  логики событий;  забывает сложные инструкции,   уточняет последовательность заданий, значительно снижен объём кратко- и долговременной памяти;

Непроизвольное запоминание

 - развито  хорошо;

 -  развито  недостаточно;

 -  развито  слабо.

СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОЕ    МЫШЛЕНИЕ

- развито (соответствует возрасту), процессы анализа и синтеза сформированы,   самостоятельно выделяет  существенные признаки и   словесно объясняет,   наглядно-действенное мышление соотносится с наглядно -  образным;

 -  развито недостаточно, операциями анализа и синтеза владеет слабо;  видит лишний предмет, но даёт своеобразное обоснование;  не использует обобщающего слова,  не всегда верно может обосновать свои ответ;  выделяет существенные признаки только  с помощью взрослого, без объяснения.

- грубые нарушения мышления, операциями  анализа и синтеза практически не владеет,  при анализе использует несущественные признаки,  не выделяет причинно – следственные связи и отношения,  воображение бедное,  творческое мышление отсутствует.

 - не развито,  операциями  анализа и синтеза не владеет,  при анализе использует несущественные признаки,  не выделяет причинно – следственные связи и отношения,  воображении и  творческое мышление отсутствует.

Операции обобщения  

- сформированы, сформированы  недостаточно, сформированы   слабо, не сформированы.

Операции сериации

- сформированы, сформированы  недостаточно, сформированы   слабо, не сформированы.

Операции  сравнения  

- сформированы, сформированы  недостаточно, сформированы   слабо, не сформированы.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ЗВУКОВОЙ СТРОЙ

 - Звукопроизношение соответствует норме (в пределах возрастной нормы)

 -Звукопроизношение сформировано недостаточно,  изолированно все звуки произносит правильно,  но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая  смазанность речи, фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, отсутствие, искажения), фонологические дефекты (замены, вариативные замены, простой звук заменяется сложным  смешения).

ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Фонематический  слух

- фонематический слух соответствует норме (сохранный); дифференциация звуков, слогов, слов  не нарушена;      

 - фонематический слух  развит недостаточно;  дифференциация  звуков, слогов, слов   нарушена незначительно,  не всегда  различает и правильно   употребляет  сходные звуки, слоги и слова;

  - фонематический слух не развит,  дифференциация  звуков, слогов, слов  грубо  нарушена; путает сходные звуки, слоги, слова.

Звуковой и слоговой анализ

 - соответствуют норме (сформированы на достаточном уровне;.

  -сформированы  недостаточно ( развиты  в недостаточной степени), трудность представляет определение места звука в слове;

  - не сформированы (не развиты)

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Запас слов  

 -соответствует возрастной норме (достаточный);.  

- недостаточен, ограничен (в  пределах обихода);

 - значительно ограничен, не соответствует биологическому возрасту ребёнка,  беден.

Строение слов

 -  не нарушено;

 -  нарушено незначительно (сохраняется  ритмический контур, ударение, число слогов);  

  -  грубо нарушено.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

 - грамматический строй речи соответствует норме (сформирован), грамматическая форма хорошо усвоена, т.к. употребляется в разных по назначению словах, отвечает без аграмматизмов, имеются случаи словообразования по аналоги;  

- грамматический строй речи сформирован недостаточно, отвечает с аграмматизмами, наблюдается нарушение порядка слов, использование аморфных частей слов, взаимозамены

грамматических категорий; действует методом проб и ошибок, допускает аграмматичные  предложения, пользуется   словами с правильным и неправильным оформлением их окончаний, владеет конструкциями типа: И.П.+ согласованный глагол, но в его  речи отсутствуют оформленные предложные конструкции;

  - грамматический строй речи не сформирован.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

- владеет развёрнутой фразовой речью, умеет строить служебные конструкции с правильным усвоением флексий и предлогов, у произношения слов есть другие формы этого слова, имеются случаи словообразования по аналогии;

- пользуется развернутой фразой, связная речь логична, последовательна, но не выразительна, схематична,  недостаточно  сформироваы  грамматические  формы  языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении, слоговая структура слов не нарушена, синтаксические конструкции фраз бедные.

- пользуется простой фразой, аграмматичная, структурно нарушенная фраза, активный словарь состоит из существительных, реже — глаголов, прилагательных. предлоги употребляются редко (предлоги понимает не все.), слоговая структура слов нарушена;

- не сформирована, полное отсутствие звуковых и словесных средств общения, произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания; произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний; использование паралингвистических средств общения (выразительной мимики, жестов).

                                                                                                 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ И ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игровая деятельность  

- соответствуют возрасту;

-соответствуют более раннему возрасту;

- преобладает манипулятивная;

- отсутствует.

Интерес к игрушкам 

-  стойкий избирательный;  

 -  поверхностный;

 - не проявляет, с игрушками не действует, в  совместную игру с взрослым не включается,  

самостоятельной игры не  организует.

Характер действий и способы выполнения заданий  с предметами и игрушками  

-  адекватный,   использует предмет   в    соответствии с их функциональным назначение, осуществляет  специфические манипуляции;

- не всегда использует  предметы в соответствии с их функциональным назначением  и

осуществляет  специфические манипуляции с ними;

 - неадекватны, не использует предметы и игрушки  в соответствии с их функциональным назначением;  осуществляет неспецифические,  нелепые, недиктуемые логикой игры или  качеством предметного действия манипуляции, (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно постукивает, тянет в рот, сосет, бросает).

ОБУЧАЕМОСТЬ

 - высокая, проявляет интерес к получению знаний, задания выполняет самостоятельно, осуществляет  перенос показанного способа действия на аналогичные задания,  переходит от более простого способа выполнения заданий к более сложному;  сделанные ошибки замечает  и  устраняет  без посторонней помощи;

  - средняя; при  переносе  показанного способа действия на аналогичные задания    допускает неточности и ошибки, которые   устраняет с помощью взрослого;

  - низкая, проявляет негативное отношение к обучению, с трудом овладевает необходимым

объёмом знаний (испытывает трудности при усвоении материала), помощь использует недостаточно,  перенос знаний  на  аналогичные задания  затруднен;

  - крайне низкая, проявляет частые реакции протеста и стойкое нарушение дисциплинарных норм, помощь не использует,  нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания.

К занятиям  (деятельности) относится

с выраженным интересом, который сохраняется до конца занятия (деятельности);

 - с интересом, но  не всегда точно понимает общую  цель и содержание задания, охотно принимается за выполнение заданий, не дослушав объяснения;

  - с заинтересованностью общей ситуацией, но не содержанием занятия, легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе; неусидчив, не доводит дело до конца; мешает педагогу и детям; быстро истощаем.

  - с безразличием (негативным отношением) к содержанию занятия и к его ситуации, не способен контролировать свою деятельность.

Программный материал усвоен на  

- высоком уровне,  на среднем уровне, на  низком уровне, на критическом уровне.

Психо-педагогические показатели  ребёнка 

– соответствуют возрасту;

- имеются признаки несоответствия возрасту;

 - выраженное несоответствие возрасту.

Наибольшие трудности и беспокойство вызывает  неумение поддерживать игру, желание быть в одиночестве, плаксивость, малоконтактность со взрослыми (детьми), конфликтность; трудности при засыпании и беспокойство сна, др.

Дата:                                                                        Воспитатели:

                                                                                 Заведующий ДОУ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические средства физического развития ребенка

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. В этом возрасте интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма. Ребенок продолжает прибавля...

Статья "Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка"

Статья "Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка"...

Адаптация детей, поступающих в логопедическую группу дошкольного учреждения

Материал для ознакомления родителей детей, поступающих в логопедическую группу, В данной статье описаны особенности детей, роль педагога и родителей в адаптационный период. Также родители могут ознако...

Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка....

Консультация для родителей «Адаптация детей, поступающих в логопедическую группу»

Поступление в дошкольное учреждение и в логопедическую группу, в частности, сопряжено с определёнными трудностями, как психологическими, так и психоэмоциональными. Крайне важно правильно подготовить р...

Воображение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности

В статье раскрывается сущность воображения, особенности развития воображения детей дошкольного возраста...