Воображение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности
статья

В статье раскрывается сущность воображения, особенности развития воображения детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воображение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности

В современном обществе все более актуально встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать жизненные проблемы. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является воображение.

Чтобы разобраться, что понимать под воображением дошкольников, необходимо рассмотреть различные точки зрения на понимание воображения.

Для начала определим, что же такое «воображение».

В настоящее время нет единого определения воображения, многие исследователи трактуют его по-разному. В общем виде воображение представляет способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Оно занимает важное место в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра.

Воображение, наравне с мышлением, представляет познавательный процесс, в котором опосредованно отражается действительность. Как опосредующие материалы отражения в данном процессе выступают образы восприятия, представления, памяти. Как и мышление, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.

Проблема воображения исследовалась еще Сократом. Он определял воображение, как «неотделимую часть искусства, а искусство представляется подражанием космосу или деятельности людей и животных» [31, с.96].

Платон и Аристотель впервые поставили данную проблему как научную, раскрыли сущность и основные черты. Платон описывает воображение как смешение чувственного ощущения и мнения. По мнению Аристотеля, «воображение является определенным родом деятельности специфическим продуктом, которого являются познавательные образы окружающей действительности».

Воображение не есть сама действительность, но при этом оно не может существовать без самой действительности, без питающей ее среды. И в то же время воображение задает программу жизнедеятельности человека, оно порождает замысел.

Л.Д. Столяренко предлагает рассматривать воображение в качестве психического процесса, представляющего процесс создания новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

П.А. Рудик трактует воображение как деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые представления, опираясь на образы, сохранившиеся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их.

В.С. Мухина под воображением понимает создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления.

Л.Л. Кондратьева рассматривает воображение в качестве психического познавательного процесса, где отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.

Р.С. Немов воображение трактует как особую форму человеческой психики, обособленную от остальных психических процессов, одновременно с этим находящуюся на промежуточной позиции между восприятием, мышлением и памятью.

Без воображения не обходится никакая человеческая деятельность: учение, труд, творчество, игра. Их успешность обеспечивает именно воображение. Также воображение сопровождает любой сложный психический процесс.

Когда человек создает в воображении какой-то образ, этот образ не может представлять нечто абсолютно новое. Это всегда будет чем-то, что он ранее воспринял из окружающего мира. Процесс воображения протекает с опорой на имеющиеся в памяти представления. Это деятельность сознания, в которой происходит гибкое и вариативное изменение и преобразование этих представлений.

Так, мы можем сказать, что воображение – это одна из форм психического отражения мира. Наиболее часто исследователи рассматривают воображение как процесс (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева и другие). Например, М.В. Гамезо и И.А. Домашенко предлагают рассматривать воображение в качестве психического процесса, представляющего создание новых образов (представлений) методом переработки материала восприятий и представлений, имеющихся в предшествующем опыте человека. В отечественной науке воображение трактуется как способность (В.Т. Кудрявцев, Л.С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов).

Э.В. Ильенков подчеркивает, что главной функцией воображения выступает преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи – во внутренний образ. В историческом плане воображение развивается как универсальная способность человека, позволяющая ему адекватно воспринимать все окружающее, как умение видеть всю палитру предметов и их качеств этого мира. По словам автора, без силы воображения человек не смог бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин, не сумел бы запустить в космос ракеты.  Он определяет воображение как способность видеть целое раньше его частей.

В зарубежных исследованиях выделяют три главных подхода к происхождению воображения. Представители первого объединяют эволюцию творческих процессов с созреванием определенных структур. Ж. Пиаже говорил о воображении как о временной стадии искаженного отражения реальности. Он считал, что воображение оказывает скорее негативное влияние на ребенка, т.к. может значительно искажать его представления о реальности. З. Фрейд утверждал, что творческие процессы основаны на ранних переживаниях детства. Воображение позволяет ребенку замещать напряженные ситуации, вызывающие сильные эмоции. Подобного взгляда придерживаются М.В. Вульф, Э. Крис и К. Кюби, которые отмечали, что связь между фантазией и реальной жизнью ребенка отсутствует, а сама фантазия определяется потребностью удовлетворения желаний.

В русле второго подхода развитие воображения рассматривается как сумма опыта индивида и хода его биологического развития. Представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, Р. Арнхейм) в качестве основы развития воображения представляют способность к визуализации, реализующуюся в процессе разрешения детьми житейских ситуаций и специальных задач, требующих проявления творческого потенциала каждого ребенка. К. Коффка при изучении развития воображения ребенка, проявляющегося в применении заместителей в игре, выявил, что у ребенка изначально есть специфичный мир детских структур поведения, состоящих из отдельных разрозненных действий.

В рамках третьего подхода, который разрабатывался А. Бэном и Т. Рибо, происхождение и развитие воображения объясняется накоплением индивидуального опыта.

Т. Рибо трактовал воображение как установление новых ассоциаций. Механизмом воображения являются диссоциация (операция разделения рядов состояний сознания) и ассоциация (их объединение). Автор говорил, что впервые воображение проявляется в возрасте, близкому к трем годам, при этом оно не богаче воображения взрослого, и лишь по своему темпу опережает развитие мышления.

Он выделил четыре стадии развития воображения:

  • переход от пассивного воображения к творческому;
  • одушевление ребенком окружающих предметов;
  • стадия игры, на которой ребенок переходит от подражания к перевоплощению;
  • период «романтической изобретательности» или стадия художественного творчества.

Дж. Селли заключил, что воображение в период дошкольного детства проявляется наиболее ярко и выражается в придумывании несуществующих друзей и олицетворении окружающих предметов, а также в нереальной интерпретации обстановки.

В отечественной психологии воображение представляется как отражение окружающей действительности, социальное по своей природе. Л.С. Выготский, считает, что воображение связано с реальностью, и рассматривает разные формы этой связи. Он говорит, что образы воображения основываются на составляющих действительности и прошлого опыта человека, а его продукт не обязательно соответствует реальному предмету, но воплощаясь в жизнь, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Также воображение связано с эмоциональной стороной жизни человека.

С.Л. Рубинштейн говорил, что воображение представляет преобразование данного, осуществляемое в образной форме, и связано оно со способностью и необходимостью творить новое.

О. В. Фадеева предполагает, что развитие воображения происходит вместе с постепенным его подчинением сознательным намерениям, реализацией определенных замыслов, которые становятся доступны для осуществления младшими школьниками. Произвольность воображения проявляется в умении сознательно формулировать цели действия, целенаправленно избирать эффективные средства и приемы их достижения.

Таким образом, воображение можно рассматривать как одну из форм психического отражения мира, особую форму психики, которая свойственна только для человека. Это психический процесс, в котором происходит создание новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Оно взаимосвязано со способностью человека изменять мир, преобразовывать действительность и создавать новое. Оно особо значимо для психических процессов моделирования, планирования, творчества, игры, для человеческой памяти.

Процессы воображения могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например, перед засыпанием.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления. Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить:

  • воссоздающее воображение;
  • творческое воображение:
  • мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что воображение развивается в игре и производительных видах деятельности. Для развития воображения детей благоприятнее всего является позиция взрослого, которая предоставляет пространство детской самостоятельности, инициативности, поощряет малейшие проявления фантазии ребенка.

Для того, чтобы правильно создать благоприятные условия развития воображения у детей дошкольного возраста, необходимо знать особенности его развития.


Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов, потому как образы воображения основываются на перекомбинировании материала из памяти. Как раз у дошкольников знаний и представлений накоплено мало. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда они еще не знают, как бывает, а как не бывает. Это является одновременно недостатком и достоинством детского воображения, позволяющим объединять различные представления и некритически относиться к полученным комбинациям (Л.С. Выготский).

С позиций общественной культуры дошкольник не создает ничего нового. Создаваемые образы новы для него самого с точки зрения имеющегося опыта.

Почти весь дошкольный возраст у ребенка отсутствует или довольно неустойчив замысел. Он не думает о возможностях практической реализации создаваемых образов, он фантазирует ради самого процесса фантазирования. Ему интересен сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

Изначально воображение неотделимо от предмета, служащего внешней опорой. При этом предмет-заместитель должен быть схож с замещаемым предметом. Сюжет игры возникает исходя из используемых игрушек и предметов-атрибутов (М.Г. Витязь). Младшие дошкольники в игре ориентируются на игрушки, а средние и старшие уже на выполнение принятой роли. Со временем воображение позволяет использовать не похожие на оригинал предметы-заместители. Как игровой материал старшие дошкольники используют материал природный (листья, шишки, палки, камешки и другое). При воссоздании художественного текста они также постепенно научаются воспроизводить образы без наглядной опоры.

В среднем дошкольном возрасте возрастает творческий аспект деятельности ребенка – игры, ручного труда, рассказывания и пересказа. В пять лет возникают мечты о будущем, пока еще носящие ситуативный характер, неустойчивые, обусловленные событиями, вызвавшими эмоциональный отклик.

Воображение превращается в интеллектуальную деятельность, нацеленную на преобразование окружающего мира. Основой для создания образа выступают выраженные в слове представления. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник может в воображении выходить из конкретной ситуации, сохранять независимость от нее, даже видеть ее глазами как различных людей, так и животных, предметов.

Воображение дошкольника зачастую продолжает быть непроизвольным. Предметом фантазии являются увлекшие и поразившие его предметы и явления: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

Рост произвольности воображения характеризуется развитием умения создавать замысел и планировать его достижение. В связи с этим на протяжении дошкольного детства увеличивается продолжительность игры на одну тему и устойчивость ролей, исполняемых в ней. Младшие дошкольники играют 10-15 минут, к 4-5 годам игра может продолжаться 40-50 минут, а в 5-6 лет дети ее продолжительность может достигать нескольких часов и даже дней, если ребенок увлечен. Относительно устойчивы игровые замыслы старших дошкольников.

Они могут фантазировать произвольно, предварительно планируя процесс воплощения замысла. Они ищут пути достижения цели, заранее готовят нужные материалы.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, после чего дети научаются сами представлять замыслы и планировать их реализацию. Изначально это происходит в коллективных играх и продуктивных видах деятельности, а после проявляется в индивидуальной деятельности.

Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным, что позволяет ребенку продумывать последствия своих действий, видеть логику ситуации, рассматривать задачу с различных позиций.

С помощью воображения ребенок познает окружающий мир, а все его впечатления объединяются в единую целостную картину мира. Оно активизируется в ситуациях неопределенности, когда ребенок не может найти в прошлом опыте объяснение какому-либо факту действительности.

Воображение заметно увеличивает границы познания, позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, не происходящих в обыденной жизни. Так, играя, он может спасти товарищей во время шторма, вести корабль через рифы, преодолевать бурю. Подобные игровые ситуации насыщают интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт ребенка.

Для воображения характерен также реализм, который помогает ребенку при необходимости оценить факты с точки зрения их возможности или невозможности. Также воображение помогает ребенку отыскать необычное творческое решение познавательной проблемы. Со временем он научается чувствовать границу, за которую воображение не должно выходить.

В игре дошкольник исследует логику жизненных связей и следует ей. Он наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.

В процессе развития воображения дети к старшему дошкольному возрасту начинают придумывать воображаемые миры, населяют их персонажами с конкретными характеристиками и поведенческими особенностями.

Творческий характер воображения зависит от способности детей преобразовывать впечатления, используемые в игре и художественной деятельности. В словесном творчестве ребенок наделяет придумываемых персонажей реалистическими чертами, включает их в типичные для людей жизненные ситуации, наделяя человеческими мыслями, чувствами, поступками. Он трактует поведение животных с человеческих позиций, отражая опыт социальных взаимоотношений.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Со временем рисунки становятся все более содержательными и оригинальными.

Постепенно образы детского воображения приобретают все большую эмоциональность, наполняются личностным смыслом. В сказках старших дошкольников особое место начинает занимать внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети приписывают героям ценные и значимые нравственные качества.

Выделим основные особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

  • воображение становится произвольным, ребенок научается планировать и реализовывать замысел;
  • постепенно оно превращается в фантазирование;
  • ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
  • постепенно ребенок научается создавать образы без наглядной опоры.

Таким образом, развивать воображение ребенка необходимо начинать уже с младшего возраста и продолжать в старшем, так как впереди ребенка ждет обучение в школе. К этому времени от ребенка потребуется умение творчески мыслить, находить решение разнообразных задач.

Чтобы развивать и поддерживать детское воображение, необходимо знать педагогические средства и их особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА...

Здоровье детей дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема в дошкольном учреждении

           Здоровье -  естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изме...

Презентация "Определение сущности художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе"

Система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном....