Использование Здоровье-сберегающей технологии на музыкальных занятиях, декабрь 2018г.
консультация

ОВЧАРЕНКО НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

   

    Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pedsovet_dekabr_2018g.docx22.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование здоровье-сберегающей технологи на музыкальных занятиях

Консультация для воспитателей

Овчаренко Н. Н.

Музыкальный руководитель

МБДОУ Д.С. № 16

2017 Г.

Под здоровье-сберегающими технологиями подразумевается способ организации и последовательность действий в ходе учебно – воспитательного процесса, реализация образовательных программ на основе всестороннего учета здоровья ребенка; особенностей его психофизического, духовно-нравственного развития, сохранения и укрепления здоровья.

На своих занятиях я использую такие здоровьесберегающие технологии как:

  • пальчиковые игры
  • артикуляционную гимнастику
  • дыхательные упражнения
  • распевание
  • самомассаж

Речевые упражнения   организуют деятельность голосового аппарата, укрепляют голосовые связки, развивают приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь

Необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии, с использованием игрового массажа, валеологических песен-распевок, самомассажа, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. Для профилактики простудных заболеваний необходимо использовать фонопедические упражнения для горла и голосовых связок.

Ум ребёнка находится в кончиках пальцев – это широко известный афоризм вспоминают всякий раз, когда речь заходит о тренировке мышц кисти и пальцев ребёнка при помощи ручного труда.

     В раннем детстве (от года до трёх) ребёнок ввиду возрастных особенностей не способен ещё к такой деятельности, как лепка, конструирование, и поэтому незаменимым средством развития координации и тренировки мышц пальцев рук является пальчиковая гимнастика.

I   ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Вытягивая, разминая, или выполнять круговые движения пальцами, мы оздоравливаем организм:

  • большой палец руки связан с легкими и печенью;
  • указательный – с пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой;
  • средний – с сердцем, кровообращением;
  • безымянный – с нервной системой и здоровьем в целом;
  • мизинец – с сердцем, тонким кишечником.
  • в центре ладони находится точка повышения активности.

(«Этот пальчик – дедушка», «Сорока», «Коза рогатая»)

II АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Основная цель артикуляционной гимнастики – тренировка мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели развития речи детей и певческих навыков.

Задачи артикуляционной гимнастики в непосредственной музыкально-образовательной деятельности:

- развитие певческих способностей детей;

- формирование артикуляции различных звуков;

- совершенствование дикции;

- развитие музыкальной памяти, запоминание текстов песен.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучные и с участием голоса.  

Какие «беззвучные» упражнения для голосового аппарата я использую:

Зарядка для губ:

 «Веселый пятачок»:

 1) губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка

 2) сомкнутые вытянутые губы («пятачок») двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево,

 3) «пятачок» делает круговые движения сначала в одну, затем в другую сторону.

 Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Зарядка для шеи и челюсти:

 «Удивленный бегемот» — отбросить резко вниз нижнюю челюсть.

 «Зевающая пантера» — нажать двумя руками на обе щеки и произносить: «Вау! Вау», подражая голосу пантеры, затем зевнуть и потянуться.

Зарядка для языка:

 «Жало змеи» — рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.

 «Конфетка» — губы сомкнуты, языком перемещаем конфетку, вправо-влево.

 «Колокольчик» — рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ.

III. ПЕНИЕ

Пение – одно из основных средств музыкального воспитания. Пение развивает слух, память, чувство ритма, укрепляет легкие и весь дыхательный аппарат.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников, необходимо обратить внимание на часто болеющих детей, а также детей, имеющих различные речевые нарушения. Основными задачами дыхательных упражнений в непосредственной музыкально-образовательной работе являются:

- укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

- формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох).

-тренировка силы вдоха и выдоха.

- продолжительный выдох

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- способствует восстановлению центральной нервной системы;

- улучшает дренажную функцию бронхов;

- восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

При обучении детей пению развиваю все вокальные навыки:

вокальные установки,

звукообразование,

дикцию,

дыхание,

чистоту интонации.

К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.

Голосовой детский аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей несильный, хотя порой и звонкий.

Надо постоянно следить за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята говорили и пели естественным голосом, не форсируя звуки, т.е. не говорили и не пели слишком громко.

Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Надо объяснять детям (а также и их родителям), о вреде крикливого, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду, а в «Консультациях для родителей» так же предупреждаю, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.

Текст песен должен быть понятным, коротким, выразительным, интересным, мелодия должна находиться в диапазоне голосов детей данной группы, быть удобной по тесситуре и дыханию.

.

Упражнение для тренировки диапазона звучания:

«Хвост Дракона»

 «Чудо-лесенка»

 Чудо-лесенкой шагаю, высоту я набираю

 Шаг на горы, шаг на тучи

 А подъем все выше-круче.

 (каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса).

IV. РАСПЕВАНИЕ

Голосовые (или Фонопедические, оздоровительные) упражнения

На музыкальных занятиях перед разучиванием или исполнением песен провожу работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности.

Фонопедические упражнения проводятся для укрепления еще не окрепших голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Основная цель упражнений – активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого (cм. приложение).

Капризка

Я не буду убирать!

Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть,

Никого не слушать!

Затем дети сначала кричат: «А-а-а!», затем воют «У-у-у!», потом визжат: «И-и-и!»

Сказка про Язычок

 (Из книги: А С. Анищенковой «Артикуляционная гимнастика»)

 Вот проснулся Язычок, выглянул в окошко.

 Видит: спинку выгнула

 Серенькая кошка.

 На лошадке по дороге

 Скачет Язычок

 И копытами лошадка —

 Цок, цок, цок, цок, цок.

 Ну – ка, детки, с Язычком вместе покатаемся!

 Поиграем в паровозик

 И поулыбаемся: «И – у! И – у! И – у!»

 Ох, устал наш Язычок,

 Лёг в кроватку на бочок;

 Ля – Ля – Ля – Ля – Ля – Ля

 Отдыхаем все, друзья!

Также, на музыкальных занятиях развиваю двигательные качества и умения:

  • развитие ловкости, точности, координации движений;
  • развитие гибкости и пластичности;
  • воспитание выносливости, развитие силы;
  • формирование правильной осанки, красивой походки;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве;
  • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

 Развитие и тренировка психических процессов:

  • развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

Ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках.

Бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки1", "птички", "ручейки" и т.д.), широкий ("волк"), острый (бежим по "'горячему песку");

прыжки— на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп - "лошадки", легкие поскоки;

обще развивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения, упражнения на плавность движений, махи, пружинность; упражнения на гибкость, плавность движений;

имитационные движения - разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние ("веселый" или "трусливый зайчик", "хитрая лиса", "усталая старушка", "бравый солдат" и т.д.). Уметь передавать динамику настроения, например, "обида --прощение — радость";

плясовые движения — элементы народных плясок, доступных по координации -- например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, "выбрасывание" ног, полуприседания и полу присядка для мальчиков и др. Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные).

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:

самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.

Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитие театральных  способностей дошкольников через все виды  музыкальной деятельности.Самый короткий путь эмоциона...

Проект "Использование театрально-игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ"

Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания дет...

Использование современных образовательных технологий на музыкальных занятиях

Технология- совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов ,позволяющих получить продукцию  с заданными параметрами....

Статья "Использование информационно-коммуникативных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ"

Статья познакомит с ролью ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста....

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.

Систематическое использование элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях помогают в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи....