Доклад «Развитие познавательных способностей у младших дошкольников»
материал (младшая группа)

Игнатова Любовь Николаевна

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:

ü Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.

ü Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.

ü Развитие творческих задатков и воображения.

ü Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.

ü Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.

ü Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.

ü Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.

ü Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

ОО Познавательное развитие включает в себя:

ü Формирование элементарных математических представлений

ü Развитие познавательно – исследовательской деятельности

ü Ознакомление с предметным окружением

ü Ознакомление с социальным миром

ü Ознакомление с миром природы

Понятно, что конкретное содержание указанных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой возрастной группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

 

Формы работы по развитию познавательной деятельности.

 Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Я  стараюсь так строить занятия, чтобы дети были  заинтересованы  в исследовании, были самостоятельными  в своих познаниях и проявляли  инициативу.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

ü личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

ü применение различных дидактических заданий и игр;

ü использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие младших дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности использую своеобразные игры. Дети не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности.

Чтобы дети получили качественное познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, я применяю различные методы и приемы в повседневной жизни группы и на занятиях.

Применяю  методы и приемы:
¢ настольные и дидактические игры:

 Дети с удовольствием играют в игры: «Шнуровка», «Назови одним словом», «Профессии».» Головоломки», «Мой дом»,  «Мозаика».
¢ чтение сказок и рассказов;

Каждый день перед тихим часом и после полдника я знакомлю детей со сказками и рассказами.
¢ наблюдения;

Организовываю наблюдения с детьми за проезжающим мимо транспортом, рассматриваем как называются машины ,какого цвета кабина и кузов, легковые или грузовые автомобили, считаем с детьми количество  машин, тракторов и другого транспорта. Также учу детей замечать красоту окружающего мира:  рассматриваем цветы ,насекомых, спрашиваю :какие насекомые умеют летать, прыгать, ползать; наблюдаем, сколько и каких машин приехали на ремонт в ремонтную мастерскую.
¢ развлечения;

С младшими дошкольниками в течении года проводим праздники и развлечения: праздник Осени, развлечение « Мои любимые игрушки», Новогодний утренник, праздник Зима, Мамин праздник, Игры –забавы, Праздник народных игрушек, Праздник  Весны ,Праздник Лето.

¢ трудовые поручения;

В течении дня привлекаю детей к трудовой деятельности: уборке игрушек в игровой комнате  и на площадке после игр, поливке комнатных растений в д\ саду и в цветнике, уборке мусора   (бумажек, палочек) на площадке.
¢ сюжетно-ролевые игры;

Мною сделаны маски из картона для игр в с\р игры «Репка», « Теремок». «Колобок» и другие. Дети с удовольствием играют в с \р игры.
¢ строительные игры;

Дети строят из крупного и мелкого конструктора машины ,трактора, гаражи, будки, дома и другие постройки, спрашиваю у детей: какого цвета какие постройки, какого размера.
¢ подвижные игры;

¢ В разное время года я играю с детьми в игры, которые  соответствуют  определенному  времени  года. Летом организую с детьми п\игры «Птички в гнездышках», « Огуречик», «Солнечный зайчик» и другие. Осенью  играем с детьми в  п\игры «Листопад», «Кто первый построится», «Совушка-сова» и другие. Зимой  организуем п\игры «Дед Мороз», «Снег кружится», «На елку» и другие. Весной  любят играть дети в п\игры «Птички - раз. Птички- два», «Непослушный козел», « Два гуся» и другие.

В детском саду, будь то группа или участок, стараюсь сделать так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь ребенку можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче. Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у детей меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

 В младших группах дети привыкают к жизни в детском саду.  Приучаю детей принимать активное участие на занятиях и в играх. Познавательное развитие происходит в наблюдениях и организованных играх.

К началу средней группы малыши становятся более самостоятельными. У детей проходит кризис трех лет. Они начинают играть не рядом, а вместе. Период упрямства сменяется желанием быть хорошим. Дети очень любопытны. В этом возрасте их не зря называют «почемучками». С четырехлетками можно проводить разнообразные опыты и эксперименты.

В соответствии с ФГОС ДО, я знакомлю детей  с окружающим миром.

- Закрепляются знания об овощах и фруктах. Детей учат выделять признаки,

форму, цвет, вкус, поверхность овощей и фруктов.

- Знакомятся  с трудом сельских жителей на полях и фермах.

- Закрепляются  знания о диких и домашних животных и птицах, их жилищах и зимовье.

- В процессе экспериментирования знакомятся со свойствами воды, глины,

песка, воздуха, ветра, растений.

- Начинаю знакомить с некоторыми профессиями.

- Учу выделять признаки времен года.

- Знакомлю с жизнью растений.

- Учу правилам дорожного движения.

- Знакомлю с видами транспорта.

Стараюсь  заинтересовать детей разными видами занятий. Это и игры, и беседы. В игре ребенок может стать зернышком, которое посадили, поливали, берегли. А потом зернышко превратилось в колосок. Фантазии нет предела! Цель - вызвать желание придумывать у ребенка.!

Развивающая предметно-пространственная среда при организации познавательного развития должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Мною в младшей группе организованы центры: центр художественно –эстетической активности, центр природы, центр игровой деятельности, центр музыки, художественного творчества центр ОБЖ, центр двигательной активности, центр дидактических игр, центр конструирования,центр книги ,центр ряжения.

Важным моментом является позиция взрослого при организации познавательного развития. Стараюсь для детей быть партнёром, поддерживающим детскую инициативу, знающим, умеющим и авторитетным, которому хочется подражать, умеющим вовлечь в познавательный процесс родителей.

Таким образом к концу учебного года дети получают следующие знания:

Расширяется опыт ориентировки в окружающем, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира,  умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями окружающего мира( форме, цвете, величине,  звучании ,ритме, темпе ,причинах и следствиях).

Развивается восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Знакомятся с миром природы, появляетсяся  умение вести себя в природе правильно, любовь к природе, желание беречь ее.

Формируются элементарные математические представления.

Таким образом, решающую роль в построении РППС , стимулирующей познавательную и творческую активность у детей младшего  дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО, в организации познавательно-исследовательской деятельности детей принадлежит педагогу. От него главным образом и используемых им в педагогической практике методов организации процесса познания во многом зависит уровень развития познавательной активности, познавательных интересов и познавательных способностей его воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Развитие познавательных способностей у младших дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель Игнатова    Л.Н.

Филиал «Солнышко»

МБДОУ   детский сад «Радуга»

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:

  • Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
  • Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
  • Развитие творческих задатков и воображения.
  • Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
  • Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
  • Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.
  • Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
  • Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

ОО Познавательное развитие включает в себя:

  • Формирование элементарных математических представлений
  • Развитие познавательно – исследовательской деятельности
  • Ознакомление с предметным окружением
  • Ознакомление с социальным миром
  • Ознакомление с миром природы

Понятно, что конкретное содержание указанных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой возрастной группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

Формы работы по развитию познавательной деятельности.

 Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Я  стараюсь так строить занятия, чтобы дети были  заинтересованы  в исследовании, были самостоятельными  в своих познаниях и проявляли  инициативу.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

  • личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
  • применение различных дидактических заданий и игр;
  • использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие младших дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности использую своеобразные игры. Дети не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности.

Чтобы дети получили качественное познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, я применяю различные методы и приемы в повседневной жизни группы и на занятиях.

Применяю  методы и приемы:
 настольные и дидактические игры:

 Дети с удовольствием играют в игры: «Шнуровка», «Назови одним словом», «Профессии».» Головоломки», «Мой дом»,  «Мозаика».
 чтение сказок и рассказов;

Каждый день перед тихим часом и после полдника я знакомлю детей со сказками и рассказами.
 наблюдения;

Организовываю наблюдения с детьми за проезжающим мимо транспортом, рассматриваем как называются машины ,какого цвета кабина и кузов, легковые или грузовые автомобили, считаем с детьми количество  машин, тракторов и другого транспорта. Также учу детей замечать красоту окружающего мира:  рассматриваем цветы ,насекомых, спрашиваю :какие насекомые умеют летать, прыгать, ползать; наблюдаем, сколько и каких машин приехали на ремонт в ремонтную мастерскую.
 развлечения;

С младшими дошкольниками в течении года проводим праздники и развлечения: праздник Осени, развлечение « Мои любимые игрушки», Новогодний утренник, праздник Зима, Мамин праздник, Игры –забавы, Праздник народных игрушек, Праздник  Весны ,Праздник Лето.

 трудовые поручения;

В течении дня привлекаю детей к трудовой деятельности: уборке игрушек в игровой комнате  и на площадке после игр, поливке комнатных растений в д\ саду и в цветнике, уборке мусора   (бумажек, палочек) на площадке.
 сюжетно-ролевые игры;

Мною сделаны маски из картона для игр в с\р игры «Репка», « Теремок». «Колобок» и другие. Дети с удовольствием играют в с \р игры.
 строительные игры;

Дети строят из крупного и мелкого конструктора машины ,трактора, гаражи, будки, дома и другие постройки, спрашиваю у детей: какого цвета какие постройки, какого размера.
 подвижные игры;

 В разное время года я играю с детьми в игры, которые  соответствуют  определенному  времени  года. Летом организую с детьми п\игры «Птички в гнездышках», « Огуречик», «Солнечный зайчик» и другие. Осенью  играем с детьми в  п\игры «Листопад», «Кто первый построится», «Совушка-сова» и другие. Зимой  организуем п\игры «Дед Мороз», «Снег кружится», «На елку» и другие. Весной  любят играть дети в п\игры «Птички - раз. Птички- два», «Непослушный козел», « Два гуся» и другие.

В детском саду, будь то группа или участок, стараюсь сделать так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь ребенку можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче. Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у детей меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

 В младших группах дети привыкают к жизни в детском саду.  Приучаю детей принимать активное участие на занятиях и в играх. Познавательное развитие происходит в наблюдениях и организованных играх.

К началу средней группы малыши становятся более самостоятельными. У детей проходит кризис трех лет. Они начинают играть не рядом, а вместе. Период упрямства сменяется желанием быть хорошим. Дети очень любопытны. В этом возрасте их не зря называют «почемучками». С четырехлетками можно проводить разнообразные опыты и эксперименты.

В соответствии с ФГОС ДО, я знакомлю детей  с окружающим миром.

- Закрепляются знания об овощах и фруктах. Детей учат выделять признаки,

форму, цвет, вкус, поверхность овощей и фруктов.

- Знакомятся  с трудом сельских жителей на полях и фермах.

- Закрепляются  знания о диких и домашних животных и птицах, их жилищах и зимовье.

- В процессе экспериментирования знакомятся со свойствами воды, глины,

песка, воздуха, ветра, растений.

- Начинаю знакомить с некоторыми профессиями.

- Учу выделять признаки времен года.

- Знакомлю с жизнью растений.

- Учу правилам дорожного движения.

- Знакомлю с видами транспорта.

Стараюсь  заинтересовать детей разными видами занятий. Это и игры, и беседы. В игре ребенок может стать зернышком, которое посадили, поливали, берегли. А потом зернышко превратилось в колосок. Фантазии нет предела! Цель - вызвать желание придумывать у ребенка.!

Развивающая предметно-пространственная среда при организации познавательного развития должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Мною в младшей группе организованы центры: центр художественно –эстетической активности, центр природы, центр игровой деятельности, центр музыки, художественного творчества центр ОБЖ, центр двигательной активности, центр дидактических игр, центр конструирования,центр книги ,центр ряжения.

Важным моментом является позиция взрослого при организации познавательного развития. Стараюсь для детей быть партнёром, поддерживающим детскую инициативу, знающим, умеющим и авторитетным, которому хочется подражать, умеющим вовлечь в познавательный процесс родителей.

Таким образом к концу учебного года дети получают следующие знания:

Расширяется опыт ориентировки в окружающем, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира,  умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями окружающего мира( форме, цвете, величине,  звучании ,ритме, темпе ,причинах и следствиях).

Развивается восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Знакомятся с миром природы, появляетсяся  умение вести себя в природе правильно, любовь к природе, желание беречь ее.

Формируются элементарные математические представления.

Таким образом, решающую роль в построении РППС , стимулирующей познавательную и творческую активность у детей младшего  дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО, в организации познавательно-исследовательской деятельности детей принадлежит педагогу. От него главным образом и используемых им в педагогической практике методов организации процесса познания во многом зависит уровень развития познавательной активности, познавательных интересов и познавательных способностей его воспитанников.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Использование дидактических сказок по валеологии- как средства развития познавательных способностей у старших дошкольников

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:Использование дидактических сказок по валеологии- как средства развития познавательных способностей у старших дошкольниковЯ хочу познакомить вас со своим опытом работы...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «БАБУШКИН СУНДУК»

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежимВадим Шафран...

Доклад "Развитие познавательных способностей у детей в условиях социально-реабилитационного центра"

Формирование познавательной активности у детей - основополагающий фактор в их интеллектуальном развитии. Развитие познавательных способностей и любознательности начинается ещё в дошкольном возрасте по...

Доклад "Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников"

Педагогический совет. Протокол № 2 Тема: «Технологии исследовательской деятельности в ДОУ, как в условиях повышения качества образования современных детей в условиях ФГОС.»...

Методическая разработка: «Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе познавательной и экспериментальной деятельности»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...