Диагностика одаренного ребенка в доу.
методическая разработка по психологии

Епихина Ирина Александровна

В данной работе представлен материал, который можно использовать при диагностике одаренного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_odarennogo_rebenka.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методики диагностики одаренности дошкольников

        Для выявления одаренности дошкольников необходимо привлекать психологов, педагогов и родителей, что предполагают использование соответствующих методов и методик. Методики могут быть также поделены по содержанию на три группы: методики диагностики интеллекта, креативности, психосоциального развития личности дошкольника.

        Методики диагностики одаренности дошкольников для психологов.

При изучении одаренности дошкольника достаточно информативны результаты диагностики развития интеллекта. Среди тестов на интеллект, рекомендуемых для обследования дошкольников можно выделить следующие: интеллектуальная шкала Стенфорд-Бине (для детей от 2 лет); «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена (для детей от 5 лет); невербальный тест Р. Кеттелла (для детей от 4 лет); методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6-7) И.С. Авериной, Е.И. Щеблановой для детей 6-7 лет.

Одаренность в интеллектуальной сфере дошкольника проявляется не только в тестовом обследовании, но и в процессе систематического наблюдения за развитием ребенка. Так дошкольник сравнительно рано овладевает навыками чтения и счета; он читает вывески, заголовки, даже книги, много знает, поражает логичностью, последовательностью суждений, проявляет большой интерес к окружающим предметам, людям, придумывает новые способы познания. Данные проявления характерны для среднего и старшего дошкольного возраста.

        Для диагностики вербальной (словесной) креативности дошкольников можно рекомендовать к применению вербальный тест Дж. Гилфорда в адаптации Е.Е. Туник  (субтесты «Необычное использование», «Заключения», «Слова», «Словесная ассоциация»). Тесты предназначены для возрастной группы от 5 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме.

        Для диагностики невербальной креативности дошкольников от 5 лет рекомендуется использовать фигурный (изобразительный) тест П. Торренса в адаптации Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо, Н.Б. Шумаковой  (субтесты «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок», «Повторяющиеся фигуры»). Также достаточно часто применяется фигурный тест П. Торренса в адаптации Е.Е. Туник  с рекомендацией использования также для детей от 5 лет. С дошкольниками тесты проводятся в индивидуальной форме.

        В качестве результативных показателей в предлагаемых диагностических методиках Дж. Гилфорда и П. Торренса выделены четыре основных фактора творческого мышления: беглость (определяется общим числом ответов), гибкость (определяется числом категорий ответов), оригинальность (определяется числом редко приводимых ответов), разработанность (оценивается степень детализации ответов).

        Перечисленные методики отвечают основным требованиям, предъявляемым к диагностическим методикам, но их показатели не являются единственными и достаточными индикаторами одаренности дошкольника. Психометрические тесты полезны для отслеживания динамики проявлений одаренности конкретных детей.

        В настоящее время разрабатываются методики, позволяющие судить о характере познавательной активности ребенка и возможной динамике ее развития. Одна из рекомендуемых методик данной группы – СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности), разработанная В.С. Юркевич.         В большей степени применяется для старших дошкольников.

Методика представляет собой формализацию обычной беседы, которую психолог ведет с ребенком и его родителями, и ориентируется на спонтанное описание одаренным ребенком и его родителем деятельности, любимой ребенком, в течение прошедшей до момента обследования недели.

        В основе методики лежит практически достаточно очевидная идея о том, что до тех пор, пока доля познавательных интересов в общем «раскладе» деятельности ребенка достаточно велика, прогноз его развития на ближайшие несколько лет является достаточно благоприятным. Если же доля этих нерегламентированных интересов мала или снижается, то соответственно прогноз оказывается менее благоприятным.

        Ребенок получал следующую инструкцию: «Расскажи о всех делах, которые ты делал за всю прошедшую неделю. При описании твоих занятий соблюдай два условия:

        – первое условие – указывай не все дела, а такие, которые занимали не меньше получаса (бытовые подробности по возможности опускай (ел, мылся, спал). Перечислять можно в любом порядке, не соблюдая хронологической последовательности. Главное – не упустить чего-нибудь важного;

        – второе условие – старайся описывать только те занятия, которые тебе самому хотелось делать, которые никто не заставлял тебя выполнять. О тех занятиях, которые ты обязан делать, но которые тебе не нравятся (уроки, обязательные занятия музыкой и т. п.), сообщать не надо. Говори только о том, что тебе очень нравилось делать.

        В.С. Юркевич отмечает, что ребенок часто рассказывает о своих занятиях без особой системы, повторяясь и перебивая себя. Часто это выглядит как «поток сознания», в котором потом, при последующем анализе, вычленяются интересующие характеристики.

        Точно такое же задание предлагается выполнить и родителям ребенка. В анализ включаются только те занятия, которые совпадают в перечислении ребенка и родителей. Следует подчеркнуть, что мать или отец, выполняя задание с теми же ограничениями, не должны присутствовать при выполнении этого задания их ребенком. Только в таком случае результаты могут быть приняты к анализу. Для того, чтобы добиться достаточной достоверности результатов, такого рода задания желательно предлагать ребенку и его родителю трижды в течение трех месяцев. Окончательный анализ производится при наличии достаточного соответствия результатов всех трех этапов методики СОНА.

        Методика не предназначена для прогноза художественной одаренности. Художественная одаренность имеет свои, весьма специфические особенности развития, в некоторых отношениях принципиально отличающиеся от динамики интеллектуальной одаренности или креативности (творческой, но не художественной одаренности).

        Данная методика является достаточно трудоемкой, вследствие чего ее более целесообразно использовать в специализированных учреждениях, работающих с одаренными детьми дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика одаренности детей

Проблемы выявления одаренности детей-дошкольников...

Диагностика одаренных детей

Основными методами выявления одаренных детей являются: наблюдение, как воспитателя, так и узких специалистов; анализ продуктов деятельности; анкетирование родителей. Для более глубокой диагностики в р...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика одаренности дошкольников

Данная статья затрагивает вопрос выявления одаренности детей дошкольного возраста. Статья может быть полезна воспитателям, родителям....

Методики диагностики одаренности дошкольников

Методики диагностики одаренности дошкольников...