Формы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС ДО
консультация
Задача воспитателя – найти подход ко всем родителям детей в своей группе. Как это сделать, если они не проявляют интерес? Что должны учитывать воспитатели, когда они составляют план взаимодействия с родителями? Прежде всего это возраст воспитанников и степень активности и запросы родителей. Здесь представлен перечень форм взаимодействия с родителями в разных возрастных группах и круг основных задач, которые решает воспитатель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_vzaimodeystviya_s_semyami_vospitannikov_v_usloviyah_fgos_do.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС ДО
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А. Сухомлинский
Задача воспитателя – найти подход ко всем родителям детей в своей группе. Как это сделать, если они не проявляют интерес? Нужно учитывать особенности каждой семьи. Предлагаем вам проверить планы взаимодействия с родителями в разных возрастных группах и внести в них необходимые коррективы. Правильно выбрать формы и методы общения с родителями поможет наша шпаргалка.
Отношение родителей к мероприятиям в детском саду зависит прежде всего от того, как в нем организована воспитательно-образовательная работа, насколько активно в ней участвуют педагоги и администрация.
Чтобы выстроить взаимодействие с родителями, воспитатели ищут новые формы, но уделяют мало внимания содержанию и методам. Между тем от их правильного выбора зависят характер и результаты контактов между педагогом и семьей воспитанника.
Что должны учитывать воспитатели, когда они составляют план взаимодействия с родителями? Прежде всего это возраст воспитанников и степень активности и запросы родителей.
Особенности развития детей той или иной возрастной группы являются основой для всех мероприятий с родителями. Воспитатели должны рассказывать им, что важно для ребенка в данный период его жизни, на что обращать внимание, чему учить и что развивать, т. е. оказывать поддержку в вопросах охраны здоровья, развития и воспитания детей.
Для родителей также характерны свои особенности. Чаще всего воспитатели испытывают сложности с так называемыми трудными родителями. К ним относятся высокомерные, не воспринимающие воспитателя как авторитетное лицо, безразличные к работе детского сада родители.
Есть активные семьи, которые приходят по первому приглашению воспитателя, готовы участвовать во всех мероприятиях. Есть пассивные родители, которые не проявляют инициативу и всегда находят причину для отказа. Однако это не значит, что их нужно исключить из круга общения. В этом случае воспитатель должен использовать другие, наиболее подходящие формы взаимодействия.
Представляем перечень форм взаимодействия с родителями в разных возрастных группах и круг основных задач, которые воспитатель решает. Формы разделены на группы: для активных и малоактивных родителей. С помощью этой шпаргалки воспитатели могут скорректировать свои планы взаимодействия с семьями воспитанников в новом учебном году.
При умении заинтересовать родителей темой и содержанием общения, показать значимость контактов для развития ребенка, гибко спланировать время встречи, роль профессионального мастерства воспитателя возрастает.
Исходя из конкретной ситуации в группе, воспитатели могут выбирать традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия.
Традиционные формы делятся на группы:
-коллективные – родительские собрания, групповые консультации, конференции (собрания проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года);
-индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
-наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.
К нетрадиционным формам относятся 4 группы:
-информационно-аналитические – опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик»,
-информационные корзины;
-досуговые – совместные досуги, праздники, выставки;
-познавательные – собрания в нетрадиционной форме (КВН, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «Что? Где? Когда?»), групповые консультации, тренинги, практикумы, дискуссии;
-наглядно-информационные формы – информационно-ознакомительная (дни открытых дверей, видеоролики, визитные карточки ДОО, буклеты, переписка по электронной почте) и информационно-просветительская (выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм об особенностях развития и воспитания детей).
На одни мероприятия родители приходят в качестве гостей, на других активно участвуют в педагогическом процессе. Одни формы предполагают непосредственное взаимодействие, другие – опосредованное. Каждая из форм, если ее правильно выбрать, будет эффективна и позволит воспитателю достичь поставленной цели – вовлечь родителей в образовательную деятельность, научить взаимодействовать с собственным ребенком.
Типичные ошибки, которые допускают воспитатели:
-стремятся проводить много мероприятий с родителями, что снижает их качество и результативность;
-направляют усилия не на совершенствование знаний, а на их распространение;
-делают акцент на привлечение родителей к участию в различных мероприятиях, без погружения в проблему.
Содержание взаимодействия с родителями в каждой возрастной группе при общих принципах и подходах всегда имеет свою специфику. Тему любого мероприятия следует выбирать с учетом интересов родителей, тех вопросов, которые волнуют их в данный момент.
При этом воспитатель должен понимать, для чего он организует то или иное мероприятие. Одна из причин того, что общение с родителями строится стихийно, – это неумение воспитателей ставить конкретные задачи. В первую очередь нужно выявить особенности воспитания ребенка в семье, чтобы совместно с родителями выстроить его индивидуальную траекторию развития. Не менее важно изучить образовательные запросы родителей, их ожидания, совместно оценить уровень психо-физического развития ребенка. Среди главных задач также: повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания, информировать об особенностях возрастного развития детей, познакомить с развивающими играми и упражнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музей одного образа - одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
Взаимодействие СПДС "Колосок" и родителей воспитанников при организации мини музея в детском саду....
ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Задача дошкольного учреждения сегодня – построить такую систему эффективного взаимодействия с семьей в основе, которой лежал бы основной принцип: от «работы с родителями» до «с...
Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС ДО
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной потому, что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое и потому, что все р...
«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования»
laquo;Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования»...
Формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу Организации. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является осно...
Отчёт по самообразованию «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС».
Так как одной из годовых задач стояло перед педагогами организовать нетрадиционную форму взаимодействия с родителями , то я решила взять за основу как раз именно эту тему. «Превратить инте...
Статья " Семейный клуб - инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях открытости дошкольного учреждения.
Новые традиционные и нетрадиционные методы и формы взаимодействия с семьями дошкольного учреждения, которые заинтересовали родителей, способствуют взаимодействию дошкольного учреждения, новые фо...