Отчёт по самообразованию «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС».
классный час

Тихонова Полина Сергеевна

Так как одной из годовых задач стояло перед педагогами организовать нетрадиционную форму взаимодействия с родителями , то я решила взять за основу как раз именно эту тему.  «Превратить интерес детского сада  к образовательно-воспитательному процессу - в интерес семейный. Сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx493.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 10 «Росинка» города Южно-Сахалинска

План работы по самообразованию воспитателя

Тихоновой П.С.

«Нетрадиционные формы взаимодействия

с родителями воспитанников

в условиях реализации ФГОС».

Тема: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС».

2020 год

Тема: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС».

    Так как одной из годовых задач стояло перед педагогами организовать нетрадиционную форму взаимодействия с родителями , то я решила взять за основу как раз именно эту тему.  «Превратить интерес детского сада  к образовательно-воспитательному процессу - в интерес семейный. Сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками».

     При подборе новых форм взаимодействия с семьёй я учитывала следующие принципы:

 - Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

-  Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ.

Цель:

- Создание необходимых условий для неформального взаимодействия с родителями воспитанников через привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

-  Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями; совместное участие в воспитании ребёнка, осознание общих целей, доверительных отношение и стремление к взаимопониманию.

-  Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.  

Задачи:

-  Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно - образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребёнка.

-  Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

    Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

 Как изменить такое положение?

 Как заинтересовать родителей в совместной работе?

 Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?   

      На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

    В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.

     Закон «Об образовании в Российской Федерации гласит: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".

    Одной из задач Федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования  является:  «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

    «Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» рассматривается,  как одно из требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в современном стандарте дошкольного образования.                                                         

    Родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

В соответствии с Законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольной организацией является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

      К концу  20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядно - информационные: родительские уголки, стенды, памятки, папки – передвижки и др.

     Традиционные формы работы явно нацелены на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо и  до сих пор. Но, как мы убедились, больших результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей.

   В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.

- Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. Редко запрос идет от родителей.

- Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.

- Посещение семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине разного социально–экономического положения. К примеру, стеснение из-за скромной обстановки квартиры.

- Наглядная информация предоставляется в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы. А большинство и вовсе не замечают ее.

      В процессе общения с родителями мы обратили внимание на то, что: одни требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат,  т.е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. На предложение посетить выставку в группе  или групповое собрание можно было услышать от родителей такие ответы: «Мне некогда…», «Что вы, я на работе отстояла, теперь домой на кухню бежать надо», «Сегодня не могу…» или обещают, что придут, но  обещания не сдерживают.

     Анализируя привлеченность родителей к образовательному процессу и к деятельности детского сада в целом,   мы пришли к выводу, что одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью детского сада.

     Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в детском саду  профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.  Поэтому, для решения   данной  проблемы необходимо было пересмотреть  формы работы с родителями, найти более эффективные методы и приемы по привлечению их к сотрудничеству. 

Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:

 Перспектива:

Продолжить работу по взаимодействию с семьей, используя нетрадиционные формы.

План работы по самообразованию

педагога   Тихоновой П.С. МБДОУ  № 10 «Росинка»

Педагогический стаж: 9 лет                                              

Категория: соответствие                                                          

Тема самообразования: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС»

Содержание и форма работы

Сроки

Форма отчета (доклады, выступления на педсовете, открытый просмотр, выставка работ, методическая разработка, обобщение опыта и др.)

1

Изучение методической литературы

Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ.

Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка.

Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г

Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г.

"Работа ДОУ с семьёй" А. В. Козлова.

"Родительские собрания в ДОУ" О. Л. Зверева, Т. В. Кротова.

"Система сопровождения родителей" М. В. Тимофеева.

Изучение опросника родительского отношения А. Я Варги, В. В. Столина, методики PARI Шеффер Е. и Белла Р.

Козлова А.В., Дешеулина Р. П. "Работа ДОУ с семьей", Творческий центр, Москва, 2005.

Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4.

Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.

Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.

Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70.

Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5.

Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6.

Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5.

Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6.

Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.

Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

Евдокимова, Н.В.Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.

Елисеева, Т.П.Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.

Зверева О.Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Д/в 1997г., № 10.

Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.

Зверева О.Л., Кротова Т.В.// Общение педагога с родителями в ДОУ//.2010

Сентябрь 2020-май 2021

Подготовка литературы (книг, статей, буклетов) для консультации.

2

Игра викторина с родителями «Своя игра» по теме «Здоровьесбережение».

октябрь

Фотоотчёт

3

Экскурсия в Зоопарк.

ноябрь

Фотоотчёт

4

Семейная гостиная  «Семейные традиции и обычаи», мастер класс оригами «Снежинка»

декабрь

Фотоотчёт

5

Родительское собрание «Здоровьесбережение как залог успешности ребенка в социуме» с использованием дыхательной, пальчикой гимнастики, физминутки

декабрь

Фотоотчёт

6

Совместная подготовка с родителями  костюмов и атрибутов к СРИ «Дом моды» ГМО

январь

ГМО организация СРИ «Дом моды»

7

  1. Родительское собрание. Игра -  викторина по теме «Здоровьесбережению».

март

Фотоотчёт

8

Экскурсия  в Краеведческий музей, мастер класс «Аппликация праздниго халата для мужчин»

март

Фотоотчёт

9

Совместное мероприятие с  детьми и взрослыми: папка передвижка по ПДД, составление кроссворда.

апрель

выставка работ

10

Экскурсия в Зоопарк

апрель

Фотоотчёт

11

Мастер класс для родителей по теме «Коренные этносы Сахалина» «Оберег от злых духов»

апрель

Фотоотчёт

12

Мастер класс в Мемориальном комплексе «Победа», «Ракета»

апрель

Фотоотчёт

13

Мастер класс в музее им. А.П. Чехова «Друзья Природы»

апрель

Фотоотчёт

14

Мастер класс в музее им А.П. Чехова «Рыба Сахалина»

апрель

Фотоотчёт

15

Субботник.                                                          

апрель

Фотоотчёт

16

Консультация для педагогов

апрель

 Выступление на семинаре  для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями для вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс»

Перспектива:

Продолжить работу по взаимодействию с семьей, используя нетрадиционные формы.

Используемая методическая литература.

  • Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ.
  • Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка.
  • Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г
  • Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г.
  • "Работа ДОУ с семьёй" А. В. Козлова.
  • "Родительские собрания в ДОУ" О. Л. Зверева, Т. В. Кротова.
  • "Система сопровождения родителей" М. В. Тимофеева.
  • Изучение опросника родительского отношения А. Я Варги, В. В. Столина, методики PARI Шеффер Е. и Белла Р.
  • Козлова А.В., Дешеулина Р. П. "Работа ДОУ с семьей", Творческий центр, Москва, 2005.
  • Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
  • Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.
  • Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
  • Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70.
  • Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5.
  • Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6.
  • Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5.
  • Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6.
  • Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.
  • Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
  • Евдокимова, Н.В.Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
  • Елисеева, Т.П.Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
  • Зверева О.Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Д/в 1997г., № 10.
  • Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
  • Зверева О.Л., Кротова Т.В.// Общение педагога с родителями в ДОУ//.2010
  • Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л.Е.Осипова. – Изд. центр «Скрипторий», 2011 . – 72с.
  • Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
  • Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48
  • Нельсен Д., Лотт Л., Гленн Х.С.,1001 совет родителям по воспитанию детей от А доЯ/ Перевод с английского М. Шитаревой.М. КРОН ПРЕСС, 1998.
  • Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2002г.
  • Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.
  • Хабибуллина Р.Ш.«Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7.
  • Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.
  • Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».

C:\Users\Egor\Desktop\самообразование\IMG-20210410-WA0047.jpgC:\Users\Egor\Desktop\самообразование\IMG-20210404-WA0009.jpg


Анкета

     1.Состав семьи

Мать: а) Фамилия, имя, отчество______________________________________

б) Дата рождения___________________________________________________

в) Контактный телефон______________________________________________

г) Образование, специальность________________________________________

д) Место работы____________________________________________________

е) Рабочий телефон_________________________________________________

Отец: а) Фамилия, имя, отчество______________________________________

б) Дата рождения___________________________________________________

в) Контактный телефон______________________________________________

г) Образование, специальность________________________________________

д) Место работы____________________________________________________

е) Рабочий телефон_________________________________________________

     2.Характеристика материального положения семьи

__________________________________________________________________

     3.Уровень развития у ребенка умений и навыков

1.Как Ваш ребенок помогает по дому?_______________________________________________________________________________________________________________________________

2.Подчеркните, какие из перечисленных видов деятельности ребенок выполняет успешнее всего: рисование, лепка, пение, конструирование, придумывание игр, пересказ сказок и историй?

3. Шаг к сотрудничеству.

Каким образом Вы проводили подготовку к новому учебному году за летний период?___________________________________________________________

Спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музей одного образа - одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Взаимодействие  СПДС "Колосок" и родителей воспитанников при организации мини музея в детском саду....

«Система взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций МО ГО «Сыктывкар» в части предоставления накопленного опыта ра...

Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условии реализации ФГОС ДО

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии...

«Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной р...

Организация и формы взаимодействия с родителями воспитанников как условие реализации АОП

Сводная таблица взаимодействия специалистов ДОУ и родителей воспитанников...

«Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условии реализации ФГОС ДО»

В презентации раскрываются  современные методы работы с семьями воспитанников...

Формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу Организации. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является осно...