Консультация-презентация для педагогов"Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ"
консультация

Климчук Наталья Викторовна

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx30.85 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация-презентация для педагогов

«Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ.»

                                          Выполнила:Климчук Н.В.

Слайд 1.2.Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте.
   От того, как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном учреждении.
    Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.       
    Современные  здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ.

  Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.  Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
слайд  3.  В настоящее время в дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии:
-технологии сохранения и стимулирования здоровья.
-технологии обучения здоровому образу жизни.

-коррекционные технологии. 

  Технологии  сохранения и стимулирования здоровья:

-Физкультурная  минутка.

-Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях         интеллектуального цикла.

-Подвижные и спортивные игры. Это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений.
-Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования.

Пальчиковая гимнастика. Тренировка тонких движений пальцев  кисти рук.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.

Бодрящая гимнастика. Переход от  сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Гимнастика для глаз. Упражнения для снятия глазного напряжения.

Дыхательная гимнастика. Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.

Стретчинг. Специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов.

Ритмопластика. Система физических упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику.

-Релаксация. Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление)

-Технологии эстетической направленности. Эмоциональное благополучие ребенка. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.

   Технологии  обучения здоровому образу жизни:

-Физкультурное занятие. Организованная форма обучения. 2 раза в неделю в спортивном зале и 1раз на прогулке. 1 мл. гр.-10 мин. в группе, 2 мл. гр.- 15-20 мин., ср. гр. – 20-25 мин., ст. возраст – 25 – 30  мин.

 -Занятия из серии «Здоровье»Занятия по ознакомлению детей со  своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье.

-Самомассаж. Массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног)

-Точечный массаж- это механическое воздействие пальцами рук на строго определённые участки тела.

 -Коммуникативные игры. Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей.

 Проблемно-игровые. Игротренинги и игротерапия.

 -Тренинг творческой психотехники (ТТП). Система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию.

-Утренняя гимнастика . Рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра.

 Коррекционные технологии:

-Арттерапия- Оздоравливание психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО)

Технология музыкального воздействия. Создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности. 

Сказкотерапия. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо  это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

 -Технологии воздействия цветом. Как специальное занятие  2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач.

 -Технологии коррекции поведения.

-Игры с правилами

-Игры – соревнования

-Раскрепощающие психотехнические игры (спец. игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения).

-Психотехнические освобождающие игры (направленные на ослабление внутренней агрессии, приобретение эмоциональной  и поведенческой стабильности).

-Режиссерские игры (где ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками).

-Народные игры  (обаяние игровых персонажей).

Психогимнастика. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительными движениями. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

 -Фонетическая ритмика. Система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.


слайд 4.   Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от:

  • типа дошкольного учреждения;
  • конкретных условий дошкольного образовательного учреждения;    
  • организации здоровьесберегающей среды;
  • от программы, по которой работают педагоги;
  • продолжительности пребывания  детей в ДОУ;
  • от показателей здоровья  детей;
  • профессиональной компетентности педагогов.

    Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге   формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.


3. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ.

   Растить детей здоровыми, сильными - задача каждого дошкольного учреждения, поэтому в современных условиях особо актуальным является внедрение в работу ДОУ инновационных  педагогических технологий.
Использовать здоровьесберегающих педагогических технологий воспитатели
нашего детского сада.

Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ:

 -Физкультурная минутка. В зависимости от вида занятия может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, корригирующие упражнения и т.п. Проводится во время занятий по мере утомляемости детей. Продолжительность – 2-3 мин.

-Подвижные и спортивные игры. Подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп.

-Пальчиковая гимнастика. Проводится в любое удобное время. Рекомендуется всем детям, но особенно с речевыми проблемами.Все группы.

-Артикуляционная гимнастика. Рекомендуется проводить с детьми, начиная с 3-х лет. Результативна только при качественном ее выполнении. С 3-х лет.

-Дыхательная гимнастика. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Все группы.

-Релаксация. Используются релаксационные приемы как компонент заключительной части занятия. Все группы.

-Гимнастика ортопедическая. Рекомендуется детям с плоскостопием  и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Все группы.

-Гимнастика корригирующая. Знание индивидуальных особенностей детей и методики обучения соответствующих движений.Все группы.

Технологии  обучения здоровому образу жизни

 Физкультурное занятие. Занятия проводятся в соответствии с требованиями программы. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.Все группы .

-Занятия из серии «Здоровье».Могут быть включены в сетку занятий  в качестве познавательного развития.Со ст. гр.

-Самомассаж.Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Со 2 мл. гр.

-Утренняя гимнастика. Формы проведения: подвижные игры,  традиционная, с предметами, сюжетная. Все возр. Группы.

Коррекционные технологии

-Технология музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. В различных формах воспитательно-образовательной работы: Все гр.

-Психогимнастика

-Психогимнастические этюды как часть занятия

  Слайд 5.     Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами  нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.
  Ежедневно с детьми проводим утреннюю гимнастику, которая   способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Как правило, проводится традиционная гимнастика, которая включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без них с обязательным введением дыхательных и корригирующих упражнений.

      В течение дня используем различные  виды  здоровьесберегающих педагогических технологий.
   Во время непосредственно образовательной деятельности проводим динамические паузы по мере утомляемости детей. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно проводим пальчиковую гимнастику в любой удобный отрезок времени.                                                                                                                                                          Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.


   Непосредственно образовательная деятельность – основная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ


        Основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы является непосредственно образовательная деятельность (НОД) по физической культуре. Именно она должна стать основным средством оздоровления детей и профилактики различных заболеваний.
         Формы проведения НОД по физической культуре  в нашем дошкольном учреждении разнообразны. Это – и игровая, и учебно-тренировочная, и сюжетно-игровая,  и комплексная. Каждая из них имеет свою структуру. Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру НОД, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности.  Но обязательно  любая НОД  включает элементы здоровьесберегающих педагогических технологий: дыхательную и пальчиковую гимнастики, психогимнастику, упражнения для релаксации.

   Слайд 6.   Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников - активное  взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые  главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).
        Не отказываясь от старых, проверенных, традиционных форм, таких как собрания, консультации, стараемся использовать и нетрадиционные формы организации общения с родителями.
       Активно привлекаем родителей к совместным мероприятиям с детьми: дни семейного отдыха, участие мам и пап в детских праздниках, где широко используем музыкальное сопровождение для повышения эмоционального настроя, подвижные игры, игры-эстафеты.
       Интересно и весело проходят спортивные соревнования детей и родителей такие, как «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, мамы», «Как папа буду сильным, как папа буду ловким». Чтобы ребенок понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться, следует решать эту задачу с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
      Если воспитатели и родители будут взаимодействовать, то мы можем добиться полноценных результатов, сохраним молодое поколение здоровым.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Особая роль в организации педагогического процесса по сохранению и укреплению здоровья в дошкольном образовательном учреждении принадлежит педагогу как носителю определенных качеств личности, культуры и профессионализма. Важным компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств педагога, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Педагоги способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни; помогают детям осознавать необходимость бережного отношения к своему организму; уделяют специальное внимание развитию у детей элементарных представлений о строении и функциях своего тела (дыхании, питании, кровообращении и пр.); обращают внимание на его сложность и совершенство; способствуют развитию у детей навыков сохранения своего здоровья; прививают навыки личной гигиены; развивают навыки соблюдения режима дня и правильного питания; развивают навыки поведения, связанные с индивидуальными запретами и ограничениями по состоянию здоровья ребенка; проводят работу по профилактике и снижению заболеваемости детей; ведется систематическая работа по диагностике и мониторингу состояния здоровья каждого ребенка, используются разнообразные виды профилактики заболеваемости детей; ведется систематическая работа с часто и длительно болеющими детьми; питание детей организуется в соответствии с медицинскими требованиями; сотрудники и администрация обеспечивают согласованность и преемственность в оздоровлении детей в семье и ДОУ.

Слайд 7.Только профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит его благополучие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. В федеральном государственном образовательном стандарте огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения . От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества.

Слайд 3

Современные здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ. -Технологии сохранения и стимулирования здоровья : Физкультурная минутка, Динамическая пауза, Подвижные и спортивные игры, Пальчиковая гимнастика, Артикуляционная гимнастика, Бодрящая гимнастика, Гимнастика для глаз,- Дыхательная гимнастика, Стретчинг , Ритмопластика, Релаксация, Технологии эстетической направленности. - Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, Занятия из серии «Здоровье», Самомассаж , Точечный массаж, Коммуникативные игры, Проблемно-игровые, Игротренинги и игротерапия,Тренинг творческой психотехники (ТТП), Утренняя гимнастика , - Коррекционные технологии : Арттерапия , Технология музыкального воздействия, Сказкотерапия , Технологии воздействия цветом, Технологии коррекции поведения, Игры с правилами ,Игры – соревнования ,Раскрепощающие психотехнические игры, Психотехнические освобождающие игры, Режиссерские игры, Народные игры, Психогимнастика , Фонетическая ритмика.

Слайд 4

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от: типа дошкольного учреждения; конкретных условий дошкольного образовательного учреждения; организации здоровьесберегающей среды; от программы, по которой работают педагоги; продолжительности пребывания детей в ДОУ; от показателей здоровья детей; профессиональной компетентности педагогов.

Слайд 7

Профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит его благополучие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ

Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день  является проблема сохранения здоровья детей.    Здоровье – состоя...

Деловая игра с педагогами «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

1.Уточнить знания педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности в ДОУ.2.Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал. 3. Познакомить пед...

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24174578","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24174582","attributes":{"alt":"","class"...

Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"

Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни. Задачи: 1. Сохран...

Консультация "Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ

laquo;Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка».          ...