Педагогический проект "От движения к здоровью"
проект (старшая, подготовительная группа)

Табакова Ольга Валерьевна

Использование кинезиологических упражнений во время образовательной деятельности по  физическому развитию  для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_sayt.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «От движения к здоровью»

Актуальность.

        Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования ставит перед нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности,  формирование предпосылок к учебной деятельности.  Так к моменту поступления в школу дети должны иметь определенные умения и навыки, быть психологически подготовлены к быстрому и качественному восприятию новой информации, усвоению новых знаний, умению выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и при этом быть стрессоустойчивыми в любых жизненных ситуациях.  Но в настоящее время растет число детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в физическом и психическом развитии, трудностями в адаптации. У детей наблюдается недостаточность двигательных навыков, недоразвитие мелкой моторики и координации. Все это отрицательно сказывается на познавательной деятельности ребенка.

        В связи с этим педагогам необходимо создать условия для накопления ребенком, начиная с младшего возраста, двигательного и практического опыта. Это ставит перед нами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

        Главное условие на сегодняшний день – это использование  новых инновационных технологий. И одним из таких перспективных средств образовательного процесса является кинезиология.

         Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание)– эта наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения  (или как их еще называют «Гимнастика мозга») – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело.  Упражнения являются важными для поддержания познавательной активности детей, развития мелкой и крупной моторики, мыслительных процессов, укрепления психофизического здоровья.

        Они способствуют  адаптации детей к внешней среде, снижают заболеваемость, снимают напряжение и повышают  стрессоустойчивость  детского организма.

Вид проекта: долгосрочный, с 1.09.2020 г. по 31.05.2021г.)

        Цель проекта: Активизация мыслительной деятельности через движения.

        Задачи:

1. Обогатить двигательный опыт детей.

2. Повысить двигательную активность детей.

3. Развитие мыслительных процессов.

4. Развитие мелкой и крупной моторики.

5. Снятие эмоциональной напряженности.

6. Повысить профессиональную компетентность педагогов.

7. Познакомить родителей  с современными кинезиологическими методиками, рассказать об их пользе для ребенка.

8. Научить родителей применять кинезиологические упражнения на практике.

        Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, инструктор по физической культуре, родители.

Ресурсы 

Методические: методическая литература, интернет, компьютер, проектор.

Технологические:  

1. Физкультурный зал;

2. Спортивная площадка;

3. Групповые комнаты

4. Оборудование для физического воспитания и подвижных игр;

5. Нетрадиционное спортивное оборудование (шишки, мешочки, массажные мячики «Су-джок», разнообразные коррегирующие дорожки;)

I этап.  Подготовительный (с 1 сентября по 30 сентября)

1. Сбор информации по данной теме.

2. Изучение методической литературы.

3. Составление плана работы с детьми, педагогами, родителями.

4. Методическая подборка кинезиологических упражнений.

5. Ознакомление родителей и педагогов с проектом.

6. Составление консультаций и рекомендаций для родителей.

7. Пополнение развивающей среды

II этап. Практический (с 1 октября по 30 мая)

1. Кинезиологические упражнения

2. Подвижные игры и игры малой подвижности

3. Спортивные праздники и развлечения.

4. Открытые занятия

5. Индивидуальная работа.

6. Совместная деятельность детей и взрослых.

7. Консультации и мастер класс для воспитателей.

8. Консультации и рекомендации, памятки для родителей.

9. Домашние задания.

10. Картотека кинезиологических упражнений

III. Этап. Обобщающий. (с 1 мая по 31 мая)

1. Подведение итогов и определение результатов практической деятельности коллектива.

2. Разработка плана по данной теме на следующий год.

3. Презентация к проекту «От движения к здоровью».

.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение эффективности работы ДОУ по физическому воспитанию.

2. Успешное освоение детьми кинезиологических упражнений.

3. Повышение качества восприятия новой информации.

4. Развитие психических процессов и речи.

5. Коррекция нежелательных форм поведения.

6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в данной области.

7. Использование новых форм и методов взаимодействия с детьми, педагогами и родителями.

8. Заинтересованность родителей в использовании кинезеологических упражнений.

Сентябрь

Выступление на родительских собраниях в старшей и подготовительной группе «Знакомство с педагогическим проектом «От движения к здоровью»

Презентация проекта для педагогов

Упражнения в перекладывании предмета

Упражнение для развития крупно моторики: «Ухо-нос», «Перекрестное марширование».

Глазодвигательное упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Упражнение для развития мелкой моторики «Оладушки», «Зайчик»

Растяжка: «Солнышко»

Дыхательное упражнение «Подуем на солнышко»

Релаксация «Полет высоко в небе»

Малоподвижная игра «Мячик взяли»

Октябрь

Консультация для родителей «Кинезиологические упражнения для оздоровления дошкольников»

Картотека кинезиологических упражнений

Отбивание мяча с произношением стихотворения «Мой веселый звонкий мяч»

Упражнение для развития крупной моторики: «Ножницы»,  «Колено – локоть»,

Прыжки на месте: ноги вместе - руки врозь, ноги врозь - руки вместе.

Упражнение для мелкой моторики «Фонарики», «Флажок».

Глазодвигательное упражнение «Веселая картинка»

Массаж ушных раковин

Растяжка «Пузырь»

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Релаксация «Птица»

Малоподвижная игра «Шишка»

Ноябрь

Консультация для воспитателей «Роль кинезиологических упражнений в оздоровлении дошкольников» 

Домашние задания для родителей

Упражнения в подбрасывании предмета

Упражнение для развития крупной моторики: «Марионетка», «Перекрестная ходьба»

Прыжки на месте: ноги вместе - руки  вместе, «ноги врозь – руки врозь».

Упражнение для мелкой моторики «Зайчик-колечко-цепочка»

Глазодвигательное упражнение «Игрушки».

Масса ушных раковин

Растяжка «Оловянный солдатик»

Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»

Релаксация «Прогулка на берегу моря»

Декабрь

Рекомендации для родителей «Кинезиологические упражнения дома»

Развлечение «Быстрые и ловкие»

Упражнения в перебрасывании и ловле предмета

Упражнение для развития крупной моторики: «Брёвнышко», «Ежик».

Упражнение для развития мелкой  моторики «Солнышко-заборчик-камешки», «Домик».

Прыжки на месте: ноги врозь – ноги вместе.

Глазодвигательное упражнение «Нарисуй геометрические фигуры»

Растяжка «Снежная баба»

Дыхательное упражнение «Дом маленький, дом большой»

Релаксация: «Прогулка по берегу моря»

Малоподвижная игра «Веселые мячи»

Январь

Памятки для родителей «Гимнастика для мозга»

Открытое занятие для педагогов «Такие разные мячи»

Упражнения в бросках и ловле предметов в парах

Упражнение для развития крупной моторики: «Лягушка», «Парад».

Прыжки на месте: ноги врозь и ноги перекрещены – поочередно правая и левая нога впереди.

Упражнение для развития мелкой  моторики «Цепочка», «Замок».

Глазодвигательные упражнения «Навигатор»

Упражнение «Взяли ушки за макушки»

Растяжка «Оловянный солдатик»

Дыхательное упражнение «Свеча»

Релаксация «Теплые капельки»

Подвижная игра «Школа мяча»

Февраль

Мастер-класс для воспитателей «Зарядка для ума и тела»

Открытое занятие для родителей с использованием кинезиологических упражнений

Групповые упражнения в передаче предмета по кругу

Упражнение для развития крупной моторики: «Я – робот», «Мельница», «Дерево»

Прыжки с поворотом  на180

Упражнение для развития мелкой  моторики «Ладонь-ребро-кулак», «Флажок-рыбка-лодочка»

Глазодвигательные упражнения: «Бабочка, цветок»

Растяжка «Бельчата»

Дыхательное упражнение «Дышим носом»

Релаксация «Путешествие на облаке»

Малоподвижная игра «Мячик вверх»

Март

Домашнее задания для родителей

Упражнения в жонглировании двумя предметами.

Упражнение для развития крупной моторики:  «Яйцо», «У тети Авдотьи четыре сына»

Прыжок назад, прыжок вперед.

Упражнение для развития мелкой  моторики «Колечко», «Лезгинка»

Растяжка «Звезда» 

Глазодвигательное упражнение «Заинька»

Массаж «Уши сильно разотрем»

Дыхательное упражнение «Непослушный носик»

Релаксация «Цветные краски»

Подвижная игра «Гонки с мячами»

Малоподвижная игра «Быстрые мешочки»

Апрель

Мастер-класс для родителей «От движения к здоровью»

Упражнения в перебрасывании предмета и ловле.

Упражнение для развития крупной моторики: «Перекрестное марширование», «Велосипедная прогулка».

Прыжки ноги врозь и ноги перекрещены – поочередно правая и левая нога впереди, с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой.

Упражнение для развития мелкой  моторики «Силачи», «Ножницы», «Дом-ежик-замок»

Растяжка «Кошечка»

Глазодвигательное упражнение «Глазки»

Релаксация: «Нарисуем радугу»

Подвижная игра «Треугольник»

Май

Отчет по педагогическому проекту «От движения к здоровью»

Презентация к проекту «От движения к здоровью»

План работы на следующий год

Знакомство родителей с результатами педагогического проекта.

Итоговое занятие  «Очень быстро мы растем»

Перекладывание предмета из одной руки в другую под коленом (нога согнута в колене)

Упражнение для развития крупной моторики: «Потанцуем», «Горизонтальная восьмерка»

Прыжки вправо-влево

Упражнение для развития мелкой  моторики «Зайчик-коза-вилка», «Гусь-курица-петух»

Растяжка «Медвежата»

Глазодвигательное упражнение «Часовщик», «Глаз-путешественник»

Релаксация: «Ковер-самолет»

Подвижная игра «Жонглеры»

Литература:

1. Голомазов С.В. Кинезиология точных действий  человека. М:

СпортАкадемПресс, 2003. – 228с.

2. Любимова В. Кинезиология, или природная мудрость тела, «Невский проспект». – Санкт-Петербург, 2005. – 192с.

3. Межполушарное воздействие: хрестоматия под ред. Семенович А.В., Ковязиной М.С.  М.: Генезис, 2018. 496с.

4. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М.: Эксмо, 2006.  – 72с.

5. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.  М.: Академия, 2002. – 232с.

6. Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с.

7. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.

8. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для   восстановления межполушарного взаимодействия у детей у детей и подростков: Учебное пособие- М., 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Логоритмика – это движение, движение – это здорово!»

Консультация для воспитателей ДДУ о возможности использования логоритмических упражнений на занятиях с детьми....

Педагогический проект "Движение +движение= формула здоровья"

Педагогический проект во второй младшей группе. Формирование у ребёнка представления о здоровье человека средствами двигательной активности....

Педагогический краткосрочный проект по здоровьесбережению "Движение залог здоровья!"

Все родителе желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, и большенство, прекрасно понимают, что для нормального роста, разития и крепкого здоровья ребенку необходимо движение.....

Педагогический проект для детей средней группы "Движение - залог здоровья"

В формировании ЗОЖ дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. В ДОУ для этой работы складываются исключительно благоприятные условия. Здоровье человека закладывается в детстве. Важное...

Педагогический проект для детей средней группы «ДВИЖЕНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»

Проект направлен на создание в группах детского сада условий для развития самостоятельной двигательной деятельности....

Педагогический проект с участием родителей в подготовительной группе «Движение – это здоровье».

Актуальность.Вопрос сохранения здоровья – один из самых значимых для периода дошкольного детства. К сожалению, в последние годы устойчивой является тенденция снижения уровня здоровья, увеличение...