Статья «Формирование у дошкольников мировоззрения, ориентированного на приоритетное значение укрепления и сохранения собственного здоровья»
статья

Булатова Эльвира Викторовна

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние семьи, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счёте – отношение государства к проблемам здоровья. Состояние здоровья детей в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе.

Природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, наградив нас от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Дальше всё зависит от того, как мы распорядимся природным даром, зависит от нашего образа жизни. К факторам, влияющим на здоровье детей являются условия окружающей среды и природно-климатические факторы, биологические и генетические обстоятельства, социально-экономические условия, гиподинамия, проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье.

Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Учитывая важность этой проблемы, организовался поиск средств, сохраняющих здоровье детей, и повышающих уровень их культуры здоровья.

Целью является, формирование у дошкольников мировоззрения, ориентированного на приоритетное значение укрепления и сохранения собственного здоровья, безопасности и развитие навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.5

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Формирование у дошкольников мировоззрения, ориентированного на приоритетное значение укрепления и сохранения собственного здоровья».

Автор-составитель – воспитатель Булатова Эльвира Викторовна.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Особенно остро проблема сохранения здоровья стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние семьи, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счёте – отношение государства к проблемам здоровья. Состояние здоровья детей в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе.

Природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, наградив нас от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Дальше всё зависит от того, как мы распорядимся природным даром, зависит от нашего образа жизни. К факторам, влияющим на здоровье детей являются условия окружающей среды и природно-климатические факторы, биологические и генетические обстоятельства, социально-экономические условия, гиподинамия, проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье.

Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Учитывая важность этой проблемы, организовался поиск средств, сохраняющих здоровье детей, и повышающих уровень их культуры здоровья.

Целью является, формирование у дошкольников мировоззрения, ориентированного на приоритетное значение укрепления и сохранения собственного здоровья, безопасности и развитие навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.

По окончанию дошкольного образования, у воспитанников:

1. Формируется положительная оценка и образ себя (они обращают внимание на свою внешность).

2. Формируется понимание о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности. Знакомство с чувствами и настроениями человека. Могут рассказать о здоровье человека, о сохранении целостности органов.

3. Способны назвать характерные признаки состояния здоровья и нездоровья, рассказывают о ситуациях, которые произошли или могут произойти при нарушении правил, из-за лени, неумения.

4. Рассказывают о рациональном отдыхе, развивать, стойкую привычку к спорту, физической культуре, зарядке.

5. Рассказывают, что такое здоровье, красота, гармония и совершенство, сила, грация; понимать особенности функционирования человеческого тела, строение организма человека; активно использовать физические упражнения.

6. Рассказывают об основных правилах безопасности поведения на улице и в помещениях.

7. Умеют, как самостоятельно, так и с опорой на картинку, схему рассказывать о ситуациях безопасности, как не нанести вред себе и другим людям, почему человек растет, почему нужно заботиться о своем теле, быть в ладу с самим собой.

8. Рассказать могут о человеческих качествах: аккуратности, чистоплотности, общительности, красоте, любви, драчливости, доброте, настойчивости, вежливости, воспитанности, образованности, таланте, силе.

9. В процессе бытовой, игровой деятельности детей уточняют и систематизируют знания о полезной и вредной пище; учить содержать вещи в порядке. Формируют представление о правилах поведения за столом, личной и общественной гигиены.

10. Учатся обслуживать себя, осуществлять контроль самочувствия после физической нагрузки; самостоятельно выполнять правила гигиены, контролировать качество мытья рук, ног, шеи; уметь отдыхать, расслабляться; правильно и красиво есть, удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, пользоваться столовыми приборами, при необходимости вести беседу.

Дошкольный возраст является периодом сенситивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Они свободно владеют обобщёнными способами  анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Одним из обязательных условий формирования основ здорового образа жизни ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей необходимо использовать как традиционные, так и более активно нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала "Здоровье", тематические выставки, библиотека здоровья, оформить информационные уголки здоровья "Вот я – болеть не буду" "Как я расту", проводить консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители в нашем детском саду родители постоянные участники всех спортивных конкурсов, выставок проводимых в ДОУ.

Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.

Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»

Мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»...

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование положительного выбора приёмов укрепления и сохранения своего здоровья.

"Картотека игр и упражнений, направленных на формирование положительного выбора приемов укрепления и сохранения своего здоровья."...

Алгоритм работы с родителями по вопросам укрепления и сохранения физического здоровья дошкольников.

   Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Не последнюю роль здесь играет факто...

Презентация на тему: "Формирование у детей среднего дошкольного возраста мотивации к укреплению и сохранению здоровья"

В данной презентации показаны  здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ДОО....

«Формирование у дошкольников мировоззрения, здорового образа жизни и привитие культуры личной гигиены»

Консультация для родителей по вопросам формирования у дошкольников знаний о здоровом образе жизни и культуре личной гигиены....

Применение технологии творческого проекта с целью формирования навыков безопасного поведения, в том числе по укреплению и сохранению здоровья у детей дошкольного возраста

Применение технологии творческого проекта с целью формирования навыков безопасного поведения, в том числе по укреплению и сохранению здоровья у детей дошкольного возраста . •Актуальность: Тв...