ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОТ «РОБОМЫШИ» ДО «РОБОТА BOTLEY»
рабочая программа (подготовительная группа)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ОТ «РОБОМЫШИ» ДО «РОБОТА BOTLEY»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robomysh.docx40.98 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Золушка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребенка – Детский сад «Светлячок»

(Детский сад «Золушка», филиал Детского сада «Светлячок»

РАССМОТРЕНА                                                                    УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета                            Директор Детского сада «Золушка»

от «___»________ 2021 года                                             _________________ / Сихвардт В.А.

Протокол № ______                                                          «___»____________  2021 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ОТ «РОБОМЫШИ» ДО «РОБОТА BOTLEY»

                                                         Возраст обучающихся: 6-7 года

                                                                               Срок освоения программы: 1 год

                                                                               Объем программы: 83 часа 

                                    Автор-составитель:

                                                                               Городилова Елизавета Алексеевна

                                                         

г. Заводоуковск, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………3
  2. Планируемые результаты освоения программы.……………………………………..6
  3. Мониторинг результатов……………………………………………………………….7
  4.  Учебный план………………………………………………………………………..…8

5. Календарный учебный график………………………………………………………….9

6. Требования техники безопасности в процессе реализации программы……………..9

7. Оценочные материалы…………………………………………………………………..9

8. Список литературы……………………………………………………………………..10

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

1. Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993 года.

2. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый  приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155.

4. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000  N 751).

5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений  СанПиН 1.2.3685-21 от 28 января 2021г. № 2.

6. Приказ об утверждении «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 года № 1014.

Дополнительная общеразвивающая программа «От робомыши до робота Botley» отнесена  к  программам  технической  направленности  и ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Ее  цель  и  задачи  направлены на формирование научного мировоззрения, освоение  методов  научного  познания  мира,  развитие  исследовательских,  конструкторских способностей обучающихся.

Курс программы предназначен для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников детского сада целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов в окружающем мире. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях.

Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способность в решении  проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, а также  помогает развитию коммуникативных навыков детей за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой и самостоятельной  деятельности.
Содержание программы реализуется в различных видах   деятельности:  игровой, коммуникативной,  двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на основе моделирования образовательных ситуаций, посредством интеграции  всех образовательных областей.

Основой образовательной деятельности с использованием роботов является игра – ведущий вид детской деятельности. Роботы позволят учиться, играя и обучаться в игре.  

Совместная деятельность педагога и детей по роботетехнике направлена в первую очередь на развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Робототехника – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

Актуальность введения робототехники в образовательный процесс детского сада  обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию развивающей предметно-пространственной среде, востребованностью развития широкого кругозора  дошкольников.  Актуальность  робототехники  значима в свете внедрения   ФГОСДО, так как:

- определяется социальным заказом общества на творческую личность, способную осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи.

- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;

-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-формирует познавательную активность, способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

-объединяет игру с  исследовательской и экспериментально - проектной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Новизна программы. Новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков детей через такие формы работы как проектную деятельность с использованием робототехники. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе.

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Развитие способностей к робототехнике активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, а значит, способствует развитию индивидуальности личности ребёнка, умению эффективно работать вместе, в команде. В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует выявлению и развитию задатков одарённости.

Цель: создание благоприятных условий для работы с интерактивным оборудование, как «Робомышь» и «Робот Botley».

Задачи:

Обучающие:

1. Учить понимать элементарные схемы пространства;

2. Учить передвигаться в заданном направлении;

3. Обучить программированию «робомыши», робота «Botley»;

4.Формировать навык ориентировки на плоскости, совершенствовать навык счета.

Развивающие:

1. Развивать навыки микро - ориентировки на листе бумаги, на плоскости;

2. Развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику.

3. Обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Воспитательные:

1.Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми во время образовательной деятельности;

2. Способствовать формированию навыка договариваться между собой и действовать согласованно;

3. Формировать умение добиваться поставленной цели и доходить до результата.

Программа предназначена для детей от 6 до 7 лет. Объем программы составляет не менее 83 академических часов. Нормативный срок освоения программы: 1 год.

Направленность программы – познавательное развитие.

Форма обучения очная.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

‒ групповая (совместная образовательная деятельность);

‒ подгрупповая (в группах по несколько человек);

‒ индивидуальная (самостоятельная деятельность).

Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.

Практические занятия соотносятся с теоретическими беседами в игровой форме, показом различного дополнительного материала, иллюстрациями, демонстрацией готовых образцов (если это необходимо). Практика занятия включает в себя индивидуальные и коллективные формы работы. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе и осуществляет собственные замыслы.

Структура занятия 

Вводная часть

Целью вводной части занятия – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.

Основная часть 

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание схем, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, повторение правил техники безопасности.

Заключительная часть

Цель этой части занятия: закрепление полученных знаний посредством создания коллективного проекта. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, дошкольники могут сами оценить итог работы. На каждом занятии проводится физминутка по теме занятия.

Методы работы:

- индивидуальный;

- групповой;

- наглядный.

Формы работы:

- игры;

- беседы, работа с наглядным материалом;

- практические упражнения для отработки необходимых навыков;

- просмотр фильмов.

2. Планируемые результаты освоения Программы

- ребенок овладевает робототехникой, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, познавательно-исследовательской и технической деятельности в работе с программируемыми  "робомышью» и «роботом Botley;

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместноq робототехнике, программировании, имеет навыки работы с различными источниками информации;

- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в

разных видах исследовательской и научно-технической деятельности,

программированию; по разработанной схеме с помощью педагога, запускает

программы на компьютере для различных роботов;

- ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической

игры, знаком с основными компонентами мини-роботов;  

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с робототехникой.

3. Мониторинг результатов

Диагностическая карта для детей 6-7  лет кружка «От робомыши до робота «Botley»

Методика Е.В.Фешиной

Ф.И. Ребёнка

Работает в команде

Использует предметы-заместители

Работа над проектами

Уровень усвоения программы

с

и

с

и

с

и

с

и

Итого: низкий уровень________%;  средний уровень_________% ;              высокий уровень_________%

Условные  обозначения:

Низкий уровень -1 балл

Средний уровень -2 балла

Высокий уровень -3 балла

Критерии оценки:

Н (низкий уровень) – не называет все детали роботов «робомыши» и робота botley», не работает  по инструкции педагога,  по творческому замыслу, работает в подгруппе, использует предметы-заместители.

С (средний уровень) - называет все детали роботов «робомыши» и робота botley», работает  по инструкции педагога,  по творческому замыслу, работает в команде  под руководством педагога, использует предметы-заместители, работа над проектами  с родителями.

В (высокий уровень) -называет все детали роботов «робомыши» и робота botley», работает  по инструкции педагога,  по творческому замыслу, работает в команде, является лидером, использует предметы-заместители, работа над проектами.

4. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

№ п/п

Название раздела (или блока), темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Исполнитель «Робомышь»

2

1

1

Наблюдение за детьми, анализ готовой работы

1.1.

Исполнитель «Робомышь»

2

1

1

1.2.

Исполнитель «Робомышь»

2

1

1

1.3.

Исполнитель «Робомышь»

2

1

1

2.

Исполнитель «Робомышь»

2

1

1

2.1.

Исполнитель «Робомышь»

2

0

2

2.2.

Исполнитель «Робомышь»

2

0

2

2.3.

Играем с «Робомышью»

2

0

2

3.

Исполнитель «Робомышь»

2

0

2

3.1.

Исполнитель «Робомышь»

2

1

1

3.2.

Исполнитель «Робомышь»

2

1

1

3.3.

Путешествие на планету роботов

2

0

2

4.

Учимся вместе с «Робомышью»

2

1

1

4.1.

Исполнитель «Робомышь»

2

1

1

4.2.

Просмотр видео фильма «Программист»

1

1

0

4.3.

Исполнитель «Робомышь»

2

0

2

4.4.

Исполнитель «Робомышь»

2

0

2

5.

Исполнитель «Робомышь»

2

0

2

5.1.

Исполнитель «Робомышь»

2

0

2

5.2.

Исполнитель «Робомышь»

2

0

2

5.3.

Исполнитель «Botley»

2

1

1

6.

Исполнитель «Botley»

2

1

1

6.1.

Исполнитель «Botley»

2

0

2

6.2.

Исполнитель «Botley»

2

0

2

6.3.

Исполнитель «Botley»

2

0

2

7.

Исполнитель «Botley»

2

0

2

7.1.

Исполнитель «Botley»

2

0

2

7.2.

Исполнитель «Botley»

2

0

2

7.3.

Исполнитель «Botley»

2

0

2

8.

Исполнитель «Botley»

2

0

2

8.1.

Исполнитель «Botley»

2

0

2

8.2.

Исполнитель «Botley»

2

0

2

8.3.

Исполнитель «Botley»

2

0

2

9.

Исполнитель «Botley»

2

0

2

9.1.

Исполнитель «Botley»

2

0

2

9.2.

Исполнитель «Botley»

2

0

2

9.3.

Исполнитель «Botley»

2

0

2

10.

Исполнитель «Botley»

2

0

2

10.1

Исполнитель «Botley»

2

0

2

10.2

Исполнитель «Botley»

2

0

2

10.3

Исполнитель «Botley»

4

0

4

Итого часов:

83

12

71

5. Календарный учебный график

Сроки реализации программы

Количество учебных недель

Количество занятий

Продолжительность одного занятия

в год

в месяц

в неделю

1 год

(01.09.2021 -31.05.2022)

41

83

8

2

25-30 минут

6. Требования техники безопасности в процессе реализации программы

1. Работу начинать только с разрешения воспитателя. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами и предметами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Работай с деталями только по назначению. Нельзя глотать, класть детали конструктора в рот и уши.

4. При работе держи инструмент так, как указанно в инструкции или показал воспитатель.

5. Детали конструктора и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

7. Раскладывай оборудование в указанном порядке.

8. Не разговаривай во время работы.

9. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

7. Оценочные материалы

Оценивание качества образовательной деятельности, представляет собой важную составную часть Программы, направленную на ее усовершенствование.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

выполнение детьми заданий, творческое программирование с использованием игр проводится

по подгруппам.

При реализации Программы предусмотрено проведение оценки индивидуального

развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики

(оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой

эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) предусмотрено использовать

исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции развития); оптимизации работы с группой детей.

В диагностике используются специальные диагностические таблицы по методике Фешиной Е.В., с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить

Необходимую дополнительную работу с каждым совершенствованию его индивидуальных особенностей.

Результаты  мониторинга к концу каждого психологического интерпретируются следующим образом.

Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми,

изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных

поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий),

беседы, проекты.

8. Список литературы

1. Образовательный модуль «Робототехника». Аверин С. А., Маркова В. А., Теплова А. Б. — М., 2018.

2. Орехова О.Н. Внедрение робототехники в образовательный процесс как один из способов развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста // Символ науки. – 2015. - №11. – С. 141-143.

3. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов

/ -М.: Сфера, 2012.-144 с.

4. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей под редакцией д-ра

техн. наук, проф. А. Л. Фрадкова, С.-П., «НАУКА», 2011

9. Электронные ресурсы

1. Робот Ботли. Основны программирования. Базовый. Инструкция [Электронный ресурс]. URL: https://static-eu.insales.ru/files/1/4435/5493075/original/LER_2936_ (дата обращения: 17.02.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мир роботов LEGO». 2019 - 2020 уч. г

Цель программы: развитие творческих способностей и аналитического мышления, навыков созидательной деятельности, работы в команде. Знакомство с основами программирования на LEGO WeDo 2.0, созданием сво...

ОД по робототехнике «Помощь планете Роботав» в рамках дополнительной образовательной программы

Развивать технические навыки у  детей старшего дошкольного возраста с использованием Lego Education WeDo 2.0 при конструировании и программировании модели робота Майло....

Знакомство с роботом Botley

Цель: Развитие умения работать со схемами, алгоритмами и кодами у детей старшего дошкольного возраста с использованием робота Botley Задачи:1.     Развивать зрительное и ...

Дополнительная общеобразовательная программа по робототехнике «Робомышь» Старшая группа

Актуальность использования робо-игрушек значима в свете внедрения ФГОС, так как:-являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных ...

_Картотека игр с использованием робота BOTLEY_

Комплекс игр направлений на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием робота BOTLEY...

Дополнительная общеобразовательная программа по робототехнике «Робомышь Колби»

Дополнительная образовательная программа «Робомышь Колби» (далее–«Программа») определяет организацию робототехнической деятельности детей дошкольного возраста (содержание...