Краткосрочный проект “Аккуратные ребятки” по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
проект (младшая группа)

Палавина Валентина Николаевна

Актуальность проекта

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень чувствителен к воздействиям окружающей среды, чем организм взрослого.

Главная задача формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура очень важна для человека в целом.

Наблюдая за детьми младшего дошкольного возраста мы обратили внимание на то, что, дети, вновь поступившие не владеют, даже, элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены- дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться, мыть руки, вытирать руки полотенцем и нуждаются в обучении.

В этом возрасте дети очень податливы к обучению культурно гигиенических навыков и с легкостью привыкают и запоминают алгоритм выполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_formirovaniyu_kgn_v_rannem_vozraste.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 436»

Краткосрочный проект “Аккуратные ребятки” по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Воспитатель:

Андрян И.Э.

Г. Нижний Новгород

2021г.

Актуальность проекта

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень чувствителен к воздействиям окружающей среды, чем организм взрослого.

Главная задача формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура очень важна для человека в целом.

Наблюдая за детьми младшего дошкольного возраста мы обратили внимание на то, что, дети, вновь поступившие не владеют, даже, элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены- дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться, мыть руки, вытирать руки полотенцем и нуждаются в обучении.

В этом возрасте дети очень податливы к обучению культурно гигиенических навыков и с легкостью привыкают и запоминают алгоритм выполнения.

Тип проекта

  1. По методу – игровой, творческий.
  2. По длительности – краткосрочный – с 15.03.2021 г. по 26.03.2021 г.

Участники проекта

  • Воспитатели.
  • Дети первой младшей группы.
  • Родители воспитанников группы.

Цель проекта:

Формирование культурно гигиенических навыков через сюрпризные моменты, потешки, игры, картинки и художественную литературу.

Задачи:

  1. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными и аккуратными.
  2. Формировать у детей умение и желание самостоятельно обслуживать себя.
  3. Развивать умения читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения, развивать речь, память, внимание.
  4. Закреплять представления о правилах личной гигиены.
  5. Познакомить детей с литературными произведениями -  К.Чуковский “Мойдодыр, А.Барто “Девочка чумазая”, фольклорными произведениями про умывание, причесыванию, подготовку к обеду, обед.
  6. Знакомить родителей с важностью личной гигиены у детей и взаимосвязью “гигиена- залог здоровья”.
  7. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.

Ожидаемый результат.

Дети закатывают рукава самостоятельно, намыливают руки мылом, вытирают руки полотенцем, вытирают рот салфеткой, одевают колготки, платья, носки, сандали.

Ход проекта.

  1. Организационно-подготовительный этап
  • наблюдение за детьми
  • организация предметно-развивающей среды
  • подборка литературы, игр, иллюстраций.
  1. Основной этап

Образовательные области – виды деятельности.

Физическое развитие

Подвижные игры: “Пузырь”, “Все котятки мыли лапки”.

Социально-коммуникативное развитие

Игровые ситуации “Покормим мишку”, ''Помоем кукле Кати ручки”, “Раздень с прогулки куклу Дашу”, “Моем руки и лицо чисто на чисто”. Дидактические игры “Одень мишку на прогулку”, “Лото”, “Поможем куклам накрыть на стол”, “Моем руки”.

Познавательное развитие

Алгоритмы “Моем ручки”, “Одеваемся - раздеваемся”. Дидактические упражнения “Одевание - раздевание”, “Моем руки и лицо”.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование “Пальчики”.

Речевое развитие

Рассматривание и обсуждение картин “Дети обедают”, “Мама купает ребенка”, “Дети одеваются на прогулку”. Беседа “Почему важно мыть руки с мылом”. Чтение А.Барто “Девочка чумазая”, К.Чуковский “Мойдодыр”, потешки “Водичка - водичка”, “Ладушки - ладушки”, “А у нас есть ложки”, “Корабли в тарелке”, “Раз, два, три…”, “Наша Маша маленькая”. Проблемная ситуация “Покажи как ручки мыть”.

Работа с родителями

Общая информация “Чистота – залог здоровья” – как ухаживать за молочными зубками, как правильно одевать ребенка на прогулку, учим детей самостоятельности, алгоритмы одевания, умывания.

  1. Завершающий этап

Стенгазета “Аккуратные ребятки”.

Создание с родителями альбома: “Чистота – залог здоровья”.

Просмотр мультфильмов “Малышарики”: “Умывание”, “Разминка”, “Я сам”.

Достигнутый результат

Дети

  • С помощью взрослого приводят себя в порядок.
  • Рассказывают короткие потешки и отрывки из художественных произведений об умывании, одевание, прием пищи.
  • Пользуются предметами личной гигиены – носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком.
  • Узнают процессы умывания, одевания, приема пищи на картинках, правильно называют эти процессы.
  • Аккуратно ведут себя за столом во время еды.
  • При небольшой помощи взрослого надевают и снимают одежду, обувают и снимают обувь.
  • Рассматривают в зеркале свое чистое лицо, опрятную одежду, красивую прическу.
  • Играют в сюжетно – отобразительные игры.

Родители

  • повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
  • Укрепление связей между детским садом и семьей.

Приложение

1 неделя проекта.

ПОНЕДЕЛЬНИК

  1. Ситуация беседа «Почему важно мыть руки с мылом!»

Цель: прививать аккуратность, продолжать формировать КГН, развивать внимание, память.

  1. Введение игрового персонажа – «Девочка-чистюля».

Цель: заинтересовать детей в данной теме, через игровую ситуацию.

  1. Показ алгоритма «Моем ручки».

Цель: познакомить детей со схемой, научить с помощью неё мыть руки.

ВТОРНИК

  1. Игровая ситуация: «Моем руки и лицо чисто на чисто».

Цель: через игру продолжать знакомить детей с алгоритмом мытья рук и умывания лица.

  1. Использование потешки: «Водичка – водичка».
  • Водичка – водичка,

Умой моё личико.

Что бы глазки блестели,

Что бы щечки розовели.

Цель: учить детей следить за чистотой своих рук, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками (В.В. Гербова 1986г. стр.43)

  1. Рисование: «Пальчики»

Цель: закрепление КГН, продолжать учит рисовать пальчиком, учить сравнивать.

  1. Подвижная игра “Пузырь”.

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве, крепко держаться за руки, действовать по команде, иметь зрительное представление пузыря.

СРЕДА

  1. Дидактическое упражнение: «Моем руки и лицо».

Цель: научить детей последовательно мыть руки и умываться.

  1. Чтение и разучивание потешки «Ладушки, ладушки…»
  • Ладушки, ладушки, где были?

У бабушки.

Что ели?

Кашку.

Что пили?

Простоквашу.

Простоквашка вкусненька.

Каша сладенька.

Бабушка добренька.

Попили, поели.

Домой полетели.

На головку сели.

Ладушки запели.

Цель: прививать умение к ЗОЖ, развивать КГН, развитие памяти, речи.

  1. Просмотр мультфильма «Малышарики. Умываемся.».

Цель: учить КГН, знакомить со свойствами мыла, тренировать память, внимание.

  1. Рассматривание картины “Мама купает ребенка”.

Цель: формировать КГН через рассматривание картин, побуждать к речевому общению. Активизировать словарь – мама, купает, ребенок, полотенце, вытирает.

ЧЕТВЕРГ

  1. Чтение литературного произведения К. Чуковского «Мойдодыр».

Цель: знакомить с литературными произведениями на тему КГН, дать представление о важности чистоты, формировать навыки самообслуживания через книги.

  1. Чтение потешки «А у нас есть ложки» вместе с «Девочкой-чистюлей».

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот-тарелка, вот-еда.

Не осталось и следа.

Цель: продолжать знакомить со столовыми приборами, правилами приема пищи, учить правильно держать ложку.

  1. Сюрпризный момент: введение сказочного персонажа «Фея-салфеточка».

Цель: развивать воображение, знакомить детей с правилами во время еды через игру.

ПЯТНИЦА

  1. Работа с родителями: общая информация «Чистота залог здоровья».

Цель: знакомить родителей с важностью детских КГН, дать направление в реализации правильного донесения информации детям о КГН.

  1. Чтение и разучивание потешки «Корабли в тарелке».

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплываем прямо в рот.

Цель: прививать любовь к правильному питанию, вызывать интерес к еде, формировать навык правильно пользоваться столовыми приборами.

  1. Игра в свободной форме «Покормим мишку»

Цель: активизировать словарь, учить детей правильно держать столовые приборы, побуждать к речевому сопровождению действий.

Активизировать словарь: ложка, тарелка, кушать, каша.

  1. Рассматривание картины “Дети обедают”.

Цель: формировать КГН через рассматривание картин, активизировать словарь – обед, тарелка, ложка, салфетка.

    2 неделя проекта

ПОНЕДЕЛЬНИК

  1. Разучивание пальчиковой игры «Ах вода, вода, вода…».

Ах вода, вода, вода.

-ритмично потирать ладошки-

Будем чистыми всегда.

-мытье рук-

Брызги-вправо, брызги-влево,

-пальцы сжать в кулачок, потом с силой разжать-

Мокрым стало наше тело.

-выпрямить пальчики, как бы стряхивая-

Полотенчиком пушистым

-имитируем движения вытирания рук-

Вытрем ручки очень быстро

-поочередное вытирание каждой руки полотенцем-

Вымыли мы ручки и вымыли мы ножки

-имитация мытья рук-

Поиграли мы в ладушки, ладушки.

-хлопаем в ладоши-

Улеглись ладошки прямо на дорожки.

-руки положили на колени-

Как они устали ладушки – ладошки.

-поглаживание рук-

Цель: закреплять знание алгоритма мытья рук, умение показывать это в игровой ситуации, активизировать словарь.

Активизировать словарь: вода, чистые, брызги, полотенце, вымыли, ладошки.

  1. Игры в свободной форме «Помоем кукле Кате ручки».

Цель: обогащать и активизировать словарь, побуждать детей мыть руки, выполняя последовательную цепочку действий, побуждать к речевому сопровождению действий.

Активизировать словарь: мыло, полотенце, вода, течет, мыться.

  1. Дидактическая игра «Моем руки»

Цель: продолжать учить соблюдать алгоритм мытья рук, умение ориентироваться по картинкам.

  1. Подвижные игры: “Все котятки мыли лапки”.

Цель: продолжать формировать навыки правильного мытья рук, развивать фантазию, ловкость.

ВТОРНИК

  1. Игра с «Девочкой – чистюлей» - “Покажи как ручки мыть”

Цель: формировать КГН, умение показать это другому, вызывать интерес к процессу мытья рук.

  1. Чтение и разучивание потешки [Раз, два, три…] [см. приложение]

Цель: знакомить со счетом, вызывать интерес к одеванию через игру.

  1. Знакомить с алгоритмом одевания и раздевания, через настольную игру “Лото”.

Цель: формировать умение одеваться и раздеваться в правильном порядке, прививать желание к самостоятельности.

СРЕДА

  1. Дидактическая игра “Одень мишку на прогулку”

Цель: продолжать формировать КГН, развивать смекалку, воображение, усидчивость.

  1. Чтение потешки: [Наша Маша ма-ленька]

Наша Катя маленькая,

На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая, Катя чернобровая.

Цель: учить навыкам одевания и раздевания, учить правильно снимать колготки, закреплять знания о правилах поведения в раздевальной комнате.

  1. Рассматривание картины “Дети одеваются на прогулку”.

Цель: формировать КГН через рассматривание картин, активизировать словарь – одеваться, одежда, прогулка, помогает.

  1. Дидактическая игра “Поможем куклам накрыть на стол”

Цели: продолжаем знакомиться со столовыми приборами, закреплять правильное использование столовых приборов, прививать любовь к труду.

ЧЕТВЕРГ

  1. Знакомство со сказочным персонажем “Одевайка”.

Цель: вызвать интерес к самостоятельному одеванию и раздеванию, продолжать знакомить с КГН через игру.

  1. Просмотр мультфильма малышарики “Я сам”.

Цель: продолжать формировать КГН, учимся наблюдать и учиться на чужом примере.

  1. Самостоятельная игра “Одень Дашу на прогулку”.

Цель: продолжать формировать знание алгоритма одевания и раздевания, и умение реализовывать эти знания в действия, активизировать словарь – одень, одежда, колготки, кофта, носки, шапка, шуба, сапоги.

ПЯТНИЦА

  1. Чтение литературного произведения А. Барто “Девочка чумазая”.

Цель: формировать понятие хорошо-плохо, чисто-грязно, дать понятие слова “чумазая”, прививать детям КГН, активизировать словарь – чумазая, ноги, нос, руки, измазала, загорела.

  1. Дидактическое упражнение одевание – раздевание.

Цель: приучать словесно выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате, учиться самостоятельно снимать и надевать колготки, платья, футболки.

  1. Свободная игра: “Раздень с прогулки куклу Дашу”.

Цель: вызывать желание помочь ближнему, учить снимать одежду аккуратно и вешать на стульчик, запомнить алгоритм одевания и раздевания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"

Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "

Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста.

формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, кгн....

Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста . Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.

Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возрастаТрудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. Но в раннем возрасте у детей ...

Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"

Презентация  "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей  раннего возраста"...

Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"

Презентация  "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей  раннего возраста"...