Проек "Осень в гостит к нам пришла"
проект (средняя группа)

Бирина Маргарита Руслановна

Познавательно - исследовательский проект в средней группе 

Тема: "Осень в гости к нам пришла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

« Детский сад № 8 «Теремок»





Познавательно-исследовательский проект

в средней группе

Тема: «Осень в гости к нам пришла»








Воспитатель: Бирина М.Р.







2021 год

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

В. А. Сухомлинский

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: «Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться». Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Помочь детям увидеть многообразие осени; уточнить представление об основных признаках этого времени года, учить детей видеть эти изменения в окружающей природе.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • углубить представления об изменениях в природе осенью;
  • развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • учить детей узнавать деревья, кустарники, травянистые растения по листьям, плодам, семенам, коре;
  • привлечь внимания к окружающим природным объектам;
  • Активизировать и обогащать словарь детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Лес», «Сад», «Парк», «Деревья».


Развивающие:

  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм и передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках;
  • развивать творческие и познавательные способности детей;
  • развивать различные виды деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой).

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру детей;
  • воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой;
  • воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
  • способствовать формированию интереса детей к самостоятельному наблюдению, пониманию необходимости помощи живому существу.

Оснащение предметно-развивающей среды:

  • выставка совместных работ детей и родителей;
  • выставка детского изобразительного творчества по теме «Золотая осень»;
  • коллекция гербариев осенних листьев и семян деревьев.

Возраст участников: дети 4-5 лет (средний возраст)

Сроки реализации проекта – краткосрочный – 1 месяц

Предполагаемый результат:

В ходе проекта дети обогащают и расширяют свои знания о сезонных явлениях природы, о дарах осени, их свойствах, местах их произрастания, пользе для здоровья. Исследование и познание объектов природы способствует умственному развитию, логическому мышлению, пополняется и расширяется словарный запас. Кроме того, восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, умение любоваться красотой окружающей природы и чуткое отношение ко всему живому. Таким образом, у детей воспитывается экологическое сознание, и формируются начальные навыки экологической культуры, воспитывается любовь к природе.

Актуальность темы: Пятый год жизни – это возраст «почемучек» и время развития активного интереса к познанию мира. Но, учитывая, что у детей еще не сформированы самостоятельные способы познания, то задача воспитателя заключается в том, чтобы принимать самое активное, живое участие в детской познавательной деятельности и помогать находить ответы на все многочисленные детские вопросы. Оказываясь всегда рядом, воспитатель помогает детям освоить разные способы познания: приемы сенсорного обследования свойств и качеств предметов, создает условия для детского экспериментирования, умение вести наблюдение за близкими объектами окружающего нас мира. Такое участие воспитателя стимулирует не только интеллектуальное развитие детей пятого года жизни, но и помогает развить у них умение вглядываться и вслушиваться в природу, т. е. постепенно открывать для себя волшебный мир природы, быть добрыми и восприимчивыми к её красоте, бережно относиться к природе и ее объектам.

Этапы проекта:

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

  • Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Составление плана на месяц, выбор форм работы.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, детской художественной литературы, музыкальных произведений.
  • Разработка циклов НОД.
  • Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.
  • Фотоматериал для оформления слайд-шоу.
  • Украшение группы по теме «Золотая осень».

2 этап. Практический:

Беседы

«Осень золотая»

«Что такое листопад»

Рассматривание альбома «Осень»

Наблюдения:

  • деревья осенью

«Природа осенью»

  • за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
  • за перелетными птицами

Речевое развитие

Чтение художественной литературы об осени

Пословицы, поговорки, загадки об осени

И. Соколов-Микитов «Осень в лесу»;

М. Ходякова «Осень»;

А. Плещеев «Осень наступила»;

М. Ивенсен «Падают листья»;

В. Митрович «Листопад, листопад».

Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень», «Белка готовится к зиме»

Творческое рассказывание детей по темам:

Рассказывание по картине «Дети гуляют в парке»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Заучивание стихов и загадок.

Пальчиковые игры «Капуста», «Овощи», «Осенний букет», «Осенние листья», «Осень», «Дождик»

Речевые игры «Угадай по описанию», «Чьи листья», «Осенние приметы», «Доскажи словечко», «Один – много», «Подбери действие».

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин», «Магазин цветов».

Дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает», «С какого дерева листок», «Волшебный мешочек», «Что бывает осенью?», «Парные картинки», «Какая сегодня погода», «Чудесный мешочек», «С какой ветки детки?»

Настольная игра  

«Как зовут тебя деревце?»

Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом»

Трудовая деятельность:

  • сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)
  • уборка опавшей листвы
  • укрывание корней деревьев опавшей листвой.

Беседа: «Жизнь растений осенью», «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?».

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?».

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

«Осенние деревья», «Косынка для осени»

Рисование:

«Нарядные грибочки»

«Золотая осень» (пейзаж)

Лепка

«Корзина с грибами»

«Деревья осеннего леса»

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Самостоятельная художественная деятельность:

Аппликация «Ветка рябины»

Рисование «Чем нам осень нравится», «Осенний наряд березы»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песня»

Пение:

«Ветер, ветер, ветерок» слова, музыка

«Осень» слова, музыка

«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой

Музыкальная игра с пением:

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

Музыкально – дидактическая игра: 

«Узнай песенку»

Досуги, развлечения:

Викторина «Что мы знаем о растениях?»

«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень»

«Что нам осень принесла»

Физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»

«Белкины запасы»,

«Вершки и корешки»,

«Вороны и собачка!»

Игры – соревнования 

«Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

«Клён»

«Листопад»

«Грибы»

Дыхательная гимнастика

«Чей листок раньше улетит»

Пальчиковая гимнастика:

«Осенние листья»

«Осень»

«Есть у каждого свой дом»

«Воробьи»

3 этап. Результаты:

  • Выставки детских рисунков, работ по аппликации и лепке; коллективных творческих работ детей группы с природным материалом «Золотая осень».
  • Выставка творческих поделок на тему: «Волшебный сундучок» сделанных в совместной деятельности родителей с детьми.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Образовательная деятельность в рамках проекта была содержательной, наполнена яркими впечатлениями, интересными делами, радостью общения.

Список литературы

Методическая:

1. «Формирование основ безопасности у дошкольников» Белая К.Ю. 2016г.

2. «Трудовое воспитание в детском саду» Куцакова Л.В. 2016г.

3.«Ознакомление с природой в детском саду». Средняя группа. Соломенникова О. А. 2016г.

4.«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет)». Веракса Н. Е., Галимов О. Р. 2016г.

5.«Развитие речи в детском саду» Средняя группа. Гербова В.В. 2016г.

6.«Организация деятельности детей на прогулке». Средняя группа..

7.«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа.

И. А. Лыкова. 2016г.

8. «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Комарова Т. С. 2016г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Матрёшка в гости к нам пришла".- комплекс игр с народной игрушкой с детьми раннего возраста

Комплекс игр с народной игрушкой - матрёшкой- в первой младшей группе....

Занятие по развитию речи "Осень в гости к нам пришла"

Конспект занятия в старшей группе детского сада. Материал данного конспекта построен с учетом возрастных особенностей детей ....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: "В гости к нам пришла Матрешка"

Конспект интегрированного  занятия по познавательному развитию и изодеятельности  в средней группе на тему   "В гости к нам пришла Матрешка" Цель данного занятия - приобщение дошко...

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...

Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми младшего возраста. "В гости к нам пришли друзья, угощать пришла пора".

Закрепить названия диких животных; сформировать представления об их внешнем виде, о качестве фруктов и овощей; активизировать в речи детей слова колючий, мягкий,пушистый, вкусное, сочное; воспитывать ...

Фольклорное развлечение «Гости к Дашеньке пришли»,Осенний праздник"Осень,в гости просим",Развлечение"Россия - Родина моя",консультации для родителей"Изготовление муз.инструментов","Правила поведения при встрече с музыкой",подбор слайдов"наши праздники"

1. Приобщение детей к русскому быту,укладу.2 .В необычной форме рассказать детям о вреиени года - осень,вызвать положительные эмоции.3. Развлечение направлено на патриотическое воспитание дошкольников...