"Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста"
консультация

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. По заключению большинства ученых, именно ранний и дошкольный возраст наиболее важен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. По заключению большинства ученых, именно ранний и дошкольный возраст наиболее важен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Поэтому каждая возрастная ступень становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития дошкольника. Преждевременное или запаздывающее обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики. Поэтому, сенсорное воспитание — это одна из важных, основных сторон дошкольного воспитания.

Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности. 

В раннем детстве восприятие очень несовершенно. На первых порах ребенок пытается извлечь сведения о свойствах предметов из практических действий с ними. Маленькие дети, когда им дают новый предмет, сразу же начинают действовать с ним. Попыток рассмотреть предмет или ощупать его у них не наблюдается, на вопросы о том, каков предмет, они не отвечают. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны.

Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. 

У младшего дошкольника меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания. Важнейшей особенностью восприятия детей выступает тот факт, что зрительное восприятие становится одним из ведущих. Формируется акт рассматривания. 

В младшем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него уже сформированы такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами ребенок накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. В этом возрасте у детей повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. У ребенка накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом.

У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственных манипуляций с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.).  В младшем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Ребенок знакомится со всеми разновидностями свойств – цветами спектра, с геометрическими формами; у детей развиваются познавательные умения, то есть умения определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; развиваются речевые умения, то есть ребенок учится понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.

​В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

- На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов, т. е.  обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка. 

- На втором-третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется. У ребёнка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.  На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине [18].

- Начиная с трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования: представления о цвете, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.

Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.​

​Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

​Обучение детей способам обследования предметов проходит несколько стадий: от внешних ориентировочных действий (обхватывание, ощупывание, наложение, обведение контура и др.) к действиям собственно восприятия: сопоставлению, сравнению свойств разнообразных предметов с сенсорными эталонами, группировке по выделенному признаку вокруг образцов-эталонов, а далее - к выполнению все более сложных глазомерных и глазодвигательных действий, последовательному рассмотрению (т.е. зрительному обследованию) и подробному словесному описанию свойств предмета.

Важным условием для полноценного сенсорного воспитания детей является создание специальной развивающей среды (организация сенсорно-стимулирующего пространства, сенсорных уголков, оснащение дидактическими играми и пособиями) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности , служит основой позн...

Статья на тему: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья о  сенсорном развитии детей дошкольного возраста и о его особенностях, о значении сенсорной культуры для развития ребенка....

Консультация для родителей: "Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с зпр"

Что такое сенсорного развитие.Какие особенности сенсорного развития свойственны детям с зпр.Примеры игр на развтие сенсорной сферы....

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ

В настоящее время одним из наиболее острых вопросов современной педагогике дошкольного возраста является сенсорное воспитания и сенсорное развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка - это развитие ег...