сложи узор
материал (подготовительная группа)

Галямова Айгуль Рафаиловна

Познание окружающего мира и развитие пространственного воображения,  сообразительности и логического мышления, навыков счета и графические способности, цветоощущение, умения анализировать, синтезировать и комбинировать, обучение детей навыкам классификации, варьировать цвет и форму, создавать новые образы; воспитание аккуратности, внимания, точности, усидчивости и целеустремленности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_slozhi_uzor.docx207.33 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Сложи узор» в подготовительной к школе группе «Дюймовочка»

Васильева О.И

Карамова А.Р.

Направленность: Познание окружающего мира и развитие пространственного воображения,  сообразительности и логического мышления, навыков счета и графические способности, цветоощущение, умения анализировать, синтезировать и комбинировать, обучение детей навыкам классификации, варьировать цвет и форму, создавать новые образы; воспитание аккуратности, внимания, точности, усидчивости и целеустремленности. 

Цель: Формирование познавательной активности у детей с помощью игры Б. Никитина «Сложи узор»; реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ; создание условий, способствующих активизации и совершенствованию познавательной сферы, ориентировочной деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

-    способствовать прочному усвоению дошкольниками учебного материала;

- развивать пространственного воображения,  сообразительности и логическое мышление, навыки счета и графические способности, цветоощущение, умение анализировать, синтезировать и комбинировать,

- обучение детей навыкам классификации,  варьировать цвет и форму, создавать новые образы.

2.  Воспитательные:

-  Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;

- воспитание аккуратности, внимания, точности, усидчивости и целеустремленности.

3. Развивающие:

-  Развивать у детей творческое мышление, восприятие, внимание, память

-  Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на занятии.

 4. Коррекционные:

-  Формирование познавательной активности у дошкольников.

Описание игры Б. Никитина «Сложи узор».

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

Тема занятия,

используемые игры

Задачи занятия

Содержание (задания детям)

с зарисовками образцов

материалы

к занятию

Предварительная работа

1.Разноцветные дорожки

кубики «Сложи узор»

1.Учить самостоятельно, выкладывать  дорожки по образцу, в соответствии с выбранным цветом. 2.Закреплять счет в пределах

3.Учить сравнивать количество кубиков в каждой дорожке и количество дорожек (поровну, по 4, одинаковое количество)

4.Приучать аккуратно, пользоваться кубиками, после игры убирать их в коробку

5. Развивать творческое фантазирование в подборе сравнений (на что похоже).

1.Выложи дорожки для зверушек по образцу.

2.Сравни длину дорожек.

3.Посчетай, сколько кубиков в красной дорожке, а, сколько в синей.

4.Что можно сказать о количестве кубиков в красной и синей дорожке?

5.Из двух дорожек соберите одну длинную, полосатую.

6.Подумайте, на что похожа полосатая дорожка (на заборчик, паровозик, шарфик…)

Кубики Никитина «сложи узор» (по 1-му набору на ребенка) карточки с заданием (4 разноцветные дорожки из 4-х кубиков каждая)            4 игрушки разного цвета

( синий, красный, желтый, белый)

Выкладывание заданий к игре путем наложения на картинку.

Пересчет различных предметов в пределах 4-х.

Сравнение длинных и коротких полосок.

Игры с кубиками, рассматривание кубиков, имеющих разные по окраске стороны.

2.Коврик для «божьей коровки».

Две дорожки

Кубики «сложи узор»

1.Выкладывание дорожек по памяти.

2.Учить выкладывать «коврик» по образцу.

3.Закрепление счета в пределах 4-х

4.Закрепление понятий: верхний, нижний, правый, левый.

5.Автоматизация звука «Ж» в звукоподражании

1.Вспомните, что вы выкладывали на прошлом занятии, и выложите дорожки самостоятельно.

2.Выложите коврик для «божьей коровки».

3.Посчитайте, сколько кубиков в коврике, сколько красных, синих, желтых,

белых кубиков.

4.Игра с «божьей коровкой» на ориентировку в пространстве.

 

Кубики «сложи узор» коробка на каждого ребенка

Карточки с образцами

«божья коровка» по количеству

детей

Игра на внимание «Что изменилось» (на ориентировку в пространстве)

Игра «Кто от тебя находится справа, кто слева».

Счет различных предметов в пределах  4-х

Рассматривание изображения и игрушки – божья коровка.

Игры на звуко-подражание «Как жужжит жук».

3.«Разноцветные платочки, полосатые флажки и табуреточки для матрешки»

кубики «сложи узор»

1.Продолжать учить детей выкладывать задание по образцу.

2.Продолжать учить сравнивать количество кубиков: по 2, поровну, одинаковое количество.

3.Познакомить детей с составом числа 2 и 2 – 4

4.Развивать самостоятельность, творчество в выборе цвета и задания.

1.Сложи для матрешки платочек, флажок, табуретку по образцу.

2.Посчетай, сколько желтых кубиков в платочке, сколько белых. Сколько всего кубиков в платочке.

3.Сколько красных, сколько синих кубиков во флажке, что можно сказать об их количестве?

4.Для тех, кто справился предложить выложить задание другим цветом (не так как на картинке)



Кубики «сложи узор» коробка на каждого ребенка

Матрешка

Карточки с заданиями

Сравнение количества  предметов (по 2)

Рассматривание различных геометрических узоров платков и флагов.

4.«Путешествие в загадочный город на ковре самолете».

Кубики «сложи узор»

1.Выкладывание знакомых узоров по памяти (коврик, платочек, флажок)

2.Развитие фантазии (выкладывание знакомых узоров других цветов).

3.Закрепление навыков счета в пределах 4-х.

4.Закреплять умение сравнивать предметы (домики из кубиков) по высоте.

5.Умение создавать совместную работу (узор-ковер).

6. Умение выполнять действия с кубиками в соответствии со словесной инструкцией (строим домик в высоту одноэтажный, трехэтажный и четырехэтажный), выкладывая кубики снизу вверх.

1.Вспомните, какие узоры мы научились выкладывать из кубиков, и выложите те, которые вам больше всего понравились.

2.Теперь сложим ваши узоры все вместе. Посмотрите, какой красивый ковер у нас получился.

3.Постройте синий домик в 3 этажа, белый – 1 этаж, красный – в 4 этажа.

4.Положите на белый  домик кружок, на синий треугольник, а на красный квадрат.

5.Подумайте и скажите, кто может жить в домике с круглой крышей, с квадратной крышей, с треугольной крышей?

6.Скажите, какой домик самый низкий? Сколько в нем этажей?

Какой домик самый высокий? Сколько в нем этажей?

7.Поставьте домики в ряд от самого низкого до самого высокого.




Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Круг, квадрат и треугольник по 1шт. на каждого

Изображения предметов круглой, квадратной, треугольной формы

Выкладывание уже знакомых узоров, но другими цветами

Постройки высоких и низких башенок, пересчет кубиков.

Индивидуальная работа с детьми, не справившимися с заданием на занятии

Сравнение высоты окружающих предметов: домов, деревьев, столов, игрушек.

5.«Цветочная поляна»

кубики «сложи узор»

1.Учить выкладывать по образцу лесенку, цветочек, пилу.

2.Закрепление навыков счета в пределах 4-х.

3.Закрерлять умение  ориентироваться в пространстве.

4. Стимулировать стремление проявлять самостоятельность в выборе материала по цвету, видоизменяя палитру предложенного образца.

1.Посчитайте, сколько ступенек в лесенке, возьмите такое же количество кубиков.

2.Сколько лепесточков у цветка отсчитайте столько же кубиков. Выложите цветок другого цвета.

3. Рассмотрите картинку, где нарисована пила. Как раскрашены кубики? Сколько таких кубиков надо взять?

4.Посмотрите, куда смотрит синий уголок, а куда белый? Положите кубик так же, как на картинке.

5.Для тех, кто справился предложить построить другую лесенку







Кубики «сложи узор» по коробке на каждого ребенка

Карточки с заданиями (лестница, цветок, пила)

Выкладывание цветов из геометрических фигур.

Рассматривание картинок с изображением цветов, пилы, лесенок.

Пересчет предметов до 4-х на ощупь (под платком)

Пересчет количества деревьев и кустарников на участке.

6.Путешествие «Фантазейки» на цветочную поляну.

Кубики «сложи узор»

1.Выкладывание по памяти (цветок, озеро).

2.Учить выкладывать бабочку и рыбку.

3.Закрерление навыков счета в пределах 4-х.

4.Развивать фантазию (побуждать детей выполнять задания из кубиков других цветов)

5.Закреплять умение ориентироваться в пространстве (право, лево).

6.Продолжать развивать творческое фантазирование на что похоже (бокал, бантик…).  

1.Выложите цветочки, которые растут на поляне.

2.Посмотрите, какая бабочка прилетела к нам на полянку. Давайте выложим из кубиков ей подружек. Посмотрите и посчитайте, сколько и каких кубиков вам надо взять.

3.Рядом с поляной «Фантазейка» увидел озеро, посмотрите какое. Выложите его из кубиков.

4.В озере плавают красивые рыбки. Давайте их сложим из кубиков. Рассмотрите картинку, из какого кубика выложим туловище, из какого

хвост?  

5.Аккуратно поверните рыбку и бабочку, посмотрите, на что теперь они стали похожи, в кого они превратились?

Кубики «сложи узор» по коробке на каждого ребенка

Игрушка обезьянка

Карточки-задания (рыбка, бабочка)

Рассматривание картинок с изображением бабочек и рыбок

Наблюдение за рыбкой в аквариуме

Самостоятельное выкладывание заданий из кубиков «сложи узор» по карточкам-заданиям.

7.Дом, в котором живет «Фантазейка»

Кубики «сложи узор»

1.Учить выкладывать домик, елочку, фонарик.

2.Закрепление навыков счета в пределах4-х (пересчет кубиков).

3.Закреплять умение ориентироваться в пространстве (левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний, правый нижний угол).

4.Закреплять умение сравнивать предметы (елочки) по высоте.

5.Развивать фантазию (выкладывание узоров другими цветами, придумывание своих узоров).

1.Это домик, в котором живет «Фантазейка», давайте его выложим из кубиков.

2.«Фантазейка» живет в лесу, рядом с его домом растут елки. Давайте выложим  из кубиков елочки разные по высоте. 3.Давайте посчитаем, сколько больших треугольников в самой высокой елке, сколько в самой низкой.

4.Вечером становиться темно, и «Фантазейка» повесил возле домика на елочки фонарики. Давайте сложим из кубиков такие же фонарики, как на картинке.

5. Предложить детям, справившимся с заданием, выложить разноцветный фонарик.  

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Игрушка обезьянка

Карточки-задания (домик, елочка, фонарики)

Рассматривание картинок с изображением домика, елки и фонариков. Сравнивание различных предметов, игрушек по высоте. Строительство разных по высоте башенок и домиков. Выкладывание домиков, елочек, фонариков из геометрических фигур (треугольников и квадратов).  

8.«Фантазейка на рыбалке»

Кубики «сложи узор»

1.Учить выкладывать лодку  и крючок.

2.Выкладывание по памяти рыбка, озеро и домик.

3. Развивать фантазию (учить придумывать небольшие рассказы).

4.Развивать связную речь у детей.

1.Выложите домик, в котором живет «Фантазейка».

2.Недалеко от домика находится озеро. Давайте выложим его.

3.«Фантазейка» отправляется на рыбалку и ему нужна лодка. Давайте выложим для него лодку такую же, как на картинке.

4.Для того, чтобы ловить рыбу, нужна удочка с крючком. Выложите крючок для удочки, как на картинке.

5.Выложите рыбок, которых поймал в озере «Фантазейка».

6.Придумайте рассказ о том, как «Фантазейка» ходил на рыбалку.




Кубики «сложи узор» по набору на ребенка

Карточки-задания (лодка, крючок)

Рассматривание картинок с изображением лодки и крючка.

Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам.

Индивидуальная работа с детьми, пропустившими занятия по причине болезни и др. причинам.

Самостоятельные игры с кубиками «сложи узор» по карточкам-заданиям.

9.Шарфик для «Фантазейки»

Кубики «сложи узор»

1.Развитие памяти, мышления, воображения (выкладывание по памяти, использование других цветов, составление своих узоров).

2.Приучать к аккуратности, бережному отношению к игрушкам (не ломать картонные кубики, после игры убирать за собой кубики в коробку).

3.Закреплять умение сравнивать длину.

1.«Фантазейке» холодно у него нет шарфика, давайте поможем ему. Сложите узоры, которые мы складывали на занятиях, и придумайте свои узоры.

2.Соедините свои узоры в полоску. Какой длины получился у вас шарф? У Саши короткий шарф или длинный? А у Даши?

3.Давайте, соединим все ваши шарфики в один большой. Какой у нас получился  шарф?

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Игрушка обезьянка

Рассматривание узоров на шарфах

Игры с кубиками «сложи узор» по желанию детей

Сравнивание полосок по длине

Постройки из строительного материала длинных и коротких дорожек.

10.Снежинки на окошке.

Кубики «сложи узор»

1.Продолжать учить выкладывать изображение по карточке-заданию.

2.Развивать фантазию, воображение (придумывание и выкладывание своих снежинок, использование кубиков других цветов).  3.Закреплять навыки счета в пределах от 5-ти до 9-ти.

1.«Фантазейка» нарисовал снежинки, которые он увидел на окошке. Выложите из своих кубиков снежинки, кому какие  понравились.

Выложите снежинки, используя кубики других цветов.

2.Посчитайте, сколько кубиков в вашей снежинке.

3.Придумайте и выложите свои снежинки.

 









«Фантазейка» раскладывает карточки-символы по обручам и просит детей найти дом, где живет их фигура. Дети с фигурами в руках отходят от обручей и закрывают глаза. «Фантазейка» перекладывает карточки, дети ищут свой дом. Игра повторяется 3 раза.

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Игрушка «Фантазейка»

Карточки-задания (снежинки).

Рисование снежинок.

Рассматривание снежинок на прогулке.

Пересчет предметов в пределах 10-ти.

11.«Фантазейка» встречает весну.

Кубики «сложи узор»

1.Учить выкладывать по образцу птичку и сосульки.

2.Закреплять умение сравнивать предметы («сосульки») по длине.

3.Закрепление навыков счета в пределах 5-ти.

4.Продолжать учить сравнивать количество кубиков 4 и 5 (что больше, меньше).

5.Выкладывание по памяти лодочки.

6.Побуждать детей, выполняя задание использовать кубики других цветов и дополнять своими элементами.

Наступает весна, повсюду лужи. «Фантазейка» не знает, во что можно играть на улице.

1.Давайте сложим для него кораблик из кубиков. Где можно пускать кораблик?

2.Выложим лужу для кораблика, как мы выкладывали озеро.

3.Скоро начнут прилетать птицы из теплых стран. Давайте выложим птичку по картинке для «Фантазейки». Придумайте свою птичку.

4.Снег на улице тает, на крышах появляются сосульки. Давайте сложим их из кубиков (длинные и короткие).

5.Посчитайте, сколько кубиков в длинной сосульке, сколько в короткой. Где больше, где меньше? Какое число больше, какое меньше?



Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Игрушка «Фантазейка»

Карточки-задания (птичка и сосульки)

Рассматривание сосулек. Рассматривание на картинках птиц прилетающих из теплых краев.

Пускание корабликов в луже.

Наблюдение за птицами на улице во время прогулки.

Беседы о весне.

Счет и сравнение количества предметов от 4-х до 5-ти.

12.Подснежники

Кубики «сложи узор»

1.Учить выкладывать из кубиков разнообразные цветы по образцу.

2.Выкладывание по памяти цветка белого цвета.

3.Закрепление навыков счета в пределах 5-ти.

4.Продолжать учить сравнивать количество кубиков (лепестков).

5.Развивать зрительное внимание.

6.Развивать воображение и фантазию (использование кубиков другого цвета придумывание своих узоров).

«Фантазейка» гулял по лесу и увидел много красивых подснежников, он сфотографировал их и прислал нам фотографии.

1.Давайте выложим свой подснежник (цветок из белых кубиков).

2.Теперь выложим цветок, который увидел «Фантазейка».

3.Сколько кубиков вам понадобилось?

4.В каком цветке больше кубиков?

5.Сколько лепестков в каждом цветке? Одинаковое ли их количество?

5.Тем детям, которые справились со всеми заданиями, предложить более сложное задание.

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Карточки-задания

Письмо от «Фантазейки»

Рассматривание различных цветов на картинках.

Выкладывание цветов из геометрических фигур.

Игры с кубиками «сложи узор» по карточкам-

заданиям по желанию детей.

13.Путешествие по весеннему лесу.

Кубики «сложи узор»

1.Выкладывание по памяти птичка и цветы.

2.Закреплять умение сравнивать длину и ширину (ручейков).

3.Закреплять умение сравнивать количество кубиков путем приложения (больше, меньше на 1).

4.Закрепление навыков счета в пределах 8-ми.

5.Развивать фантазию (использование кубиков других цветов, придумывание собственных узоров, использование большего количества кубиков).

«Фантазейка» отправляется в путешествие по лесу. Пойдемте вместе с ним.

1.Смотрите ручейки. Выложите ручеек из 5-ти синих кубиков.

2.Сложите  желтый ручеек из 4-х кубиков.

Какой ручеек длиннее, какой короче?

3.Сложите еще 1 желтый ручеек, такой же длины .

Придвиньте желтый ручейки друг к другу так, чтобы получился 1 широкий ручей.

4.Какой ручеек получился узкий, какой широкий?

5.Для какого ручейка понадобилось больше кубиков? Сколько?

6.«Фантазейка» увидел в лесу птичек.

Выложите птичек, которых он увидел.

7.Смотрите в лесу много цветов. Давайте их выложим из кубиков.

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Игрушка «Фантазейка»

Сравнение по длине и ширине полосок, веток, ленточек, дорожек.

Пересчет предметов в пределах от 1до 8

Рассматривание картинок с ручейками, птицами.

Чтение рассказов о весне.

14.Клад

Кубики «сложи узор»

1.Составление узоров по памяти.

2.Развивать фантазию, воображение (составление узоров по представлению).

3.Учить детей давать положительную оценку работе товарища.

4.Учить выкладывать лопату по образцу.

Ребята мы с вами отправляемся на поиски клада. Начинаем раскопки. Чтобы раскопать клад, нам нужна лопата. Давайте выложим ее из кубиков. Закройте глаза и представьте, что вы нашли что-то интересное.

1.Выложите то, что вы нашли.

2.Расскажи другу, что ты нашел.

3.Посмотрите и расскажите, чья находка вам нравится и почему.

Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка

Игры-занятия с кубиками «сложи узор».

Самостоятельные игры с кубиками «сложи узор»

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.2bel.png

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.3bel.png

 

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.4bel_0.png

 

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.5bel_0.png

 

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.6bel_1.png

 

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.7bel_0.png

 

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.8bel_0.png

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал для занятий. Кубики Никитина "Сложи узор"

Как известно,кубики "Сложи узор" — одно из самых известных пособий Никитина, мы очень часто используем на занятиях или,как сейчас принято, в совместной организованной деятельности с детьми....

Такие полнзные кубики "Сложи узор"

Папка-передвижка для родителей на тему "Такие полезные кубики" Никитина "Сложи узор"...

планирование подгрупповых игр-заняний с детьми средней группы по блокам Дьеныша и кубикам Никитина "Сложи узор;

Перспективное планирование на учебный год диактическиз развивающих авторских игр с иллюстрацциями....

Дидактическая игра "Сложи узор"

Игра направлена на развитие у детей внимания, наглядно-действенного мышления, игровой деятельности....

Конспект занятия Сложи узор "Ёлочка"

Цель:  Развивать  аналитико-синтетическую деятельность.Продолжать развивать мелкую моторику рук.Воспитывать интерес к своему творчеству.Материал:  Мелкие игрушки -звери по тексту ...

Консультация для родителей: «Играем вместе с детьми». Игра Никитина «Сложи узор».

Данная консультация раскрывает последовательность этапов освоения  игры Никитина "Сложи узор". Б.Н. Никитин рекомендует начинать играть в эту игру с полутора лет, поэтому "задания" в консультации...

Консультация: «Как изготовить игру». Игра Никитина «Сложи узор».

Игра Никитина "Сложи узор" уникальна тем, что в неё можно играть всей семьёй, из предложенного набора деталей можно придумать бесконечно много вариантов игры, а главное её можно сделать своими руками....