Консультация для родителей « Театрализованная игра как средство развития речи ребёнка»
план-конспект занятия (средняя группа)

Кирейчева Елена Васильевна

   Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

   Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника:

    - психофизические способности (мимика, пантомима)

    - психические процессы ( восприятие, воображение, мышление, внимание, память, речь (монолог, диалог)

   - творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей « Театрализованная игра как средство развития речи ребёнка»

   

   Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

   Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника:

    - психофизические способности (мимика, пантомима)

    - психические процессы ( восприятие, воображение, мышление, внимание, память, речь (монолог, диалог)

   - творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

   Говоря о театральных играх, мы понимаем, что в самом этом названии заключён смысл театра как искусства игры. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память, образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.                                                                                                                                                      

  Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

   Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные(мимика, жесты, поза) средства. Использование в работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи - уточнять и закреплять правильное произношение звуков, чётко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование  грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребёнка разных видов театрализованных игр.

  Использование детьми разнообразных средств выразительности речи - важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.                                                    Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

  Огромную помощь в этом оказывает театральная игра. И пожить, и порадоваться в ней может каждый ребёнок.

    В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

   Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

 Например: читая с ребёнком сказки о животных (« Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц», « Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д.) побеседуйте с ним о прочитанном, о героях сказки. Задайте ребёнку наводящие вопросы, это поможет ему представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации силу голоса. Это подведёт ребёнка к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.

    Поиграйте с детьми в игры на угадывание эмоциональных  состояний героев сказки. В таких играх они по выразительному исполнению движений учатся отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в той или иной ситуации.

   В них дети описывают отображаемые образы сказки с помощью глаголов (убежал, горюет, браниться и т.д.), прилагательных ( маленький, большой, капризная, весёлая, грустная  и т.д.), наречий ( громко, тяжело, легко, весело, шумно, тихо и т.д.) Подобные игры  активизируют разнообразную лексику, сосредотачивают внимание дошкольников на значение слова, развитию самоконтроля.

  Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие задачи, касающиеся  формирования выразительной речи ребёнка.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Театрализованная игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста."

В  современный  век  повсеместной  компьютеризации  и  активного  входа  в  нашу  жизнь  телевидения,  СМИ,  прозападной  телевизи...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений ...

Консультация для родителей: "Театрализованная деятельность, как средство развития речи" первая младшая группа

laquo;Необходимо научить ребенка с детстваволноваться чужим несчастьям,радоваться радостям другого,пробудить в восприимчивой детскойдуше эту драгоценную способностьсопереживать, порадоват...

Родительский клуб "Театрализованные игры как средство развития речи ребёнка"

Данный родительский клуб организован с целью: познакомить родителей с театрализованной деятельностью, как средствами развития речи и показать родителям ценность общения с ребёнком по средствам театрал...

Консультация для родителей «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»

Речь является одним из важных приобретений ребенка в раннем возрасте.В активизации речевой деятельности детей раннего возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованны...

Консультация для родителей. «Театрализованные игры как средство развития речи» 21.09.2022

Консультация для родителей «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста» Речь является одним из важных приобретений ребенка в раннем возрасте. В активизации речевой деяте...