Парциальная образовательная программа по сенсорному развитию «Развивай-ка»
рабочая программа (младшая группа)

  Цель программы:

формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

 

Задачи:

 

  • Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности в  соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
  • Формировать сенсорные представления детей от 1,5 до 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине и положении в пространстве. 
  • Обогащать знания детей способам обследования предметов.
  • Развивать мелкую моторику, твердость руки, технические навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_razvivay_ka.docx55.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное   учреждение

Кыштовского района детский сад «Солнышко»

Принято:

на заседании

педагогического совета

_________________2021 г.

Протокол №____

Утверждаю

Заведующая МКДОУ

детский сад «Солнышко»

______________ О.В. Франтик

Приказ №__ от __ __ 2021г.

Парциальная образовательная программа

по сенсорному развитию

«Развивай-ка»

Возраст детей 2 - 3 года

Составитель: воспитатель Ломакина  И. Г.

1 квалификационная категория

2021 год

№ П/п

Содержание

Стр.

I.

Пояснительная записка.

3

1.1

Цель и задачи

4

1.2

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

4-5

1.3

Планируемые результаты освоения Программы

5

II.

Содержание  образовательного процесса.

6

2.1

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей.

6-9

2.2

Описание вариативных форм, методов и средств реализации программы.

10-11

2.3

Взаимодействие с родителями воспитанников.

12

III.

Организация образовательного процесса.

13

3.1

Расписание НОД

13

3.2

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

13

3.3

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

13-14

3.4

Материально-техническое обеспечение программы.

14

3.5

Приложения.

15-17

I.Пояснительная записка.

Парциальная образовательная программа разработана на основе ООП

МКДОУ Кыштовского д/с «Солнышко» в соответствии с ФГОС ДО.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия  и формирование представлений о  форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и других внешних свойствах предметов.

Любые вопросы, связанные с сенсорным развитием детей обусловлены тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Поэтому  сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Данная программа ориентирована на детей второй группы раннего возраста, учитывает их возрастные и психологические особенности восприятия. Срок реализации Программы 1 год. Содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям.

Парциальная программа по сенсорному развитию детей 2-3 лет разработана в соответствии с:

- Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013

№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013

№1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно эпидемиологическими требованиями к

устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

-  Уставом МКДОУ д/с «Солнышко», утвержденный 23.04.2015г.

- Основной образовательной программой МКДОУ д\с «Солнышко», утвержденной 03.09.2019г.

1.1  Цель программы:

формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  • Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности в  соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
  • Формировать сенсорные представления детей от 1,5 до 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине и положении в пространстве. 
  • Обогащать знания детей способам обследования предметов.
  • Развивать мелкую моторику, твердость руки, технические навыки.
  • Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения.
  • Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувства товарищества)
  • Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей. 

  1. Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей программы.

Возрастные особенности детей 2-3 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. При этом обогащается познание свойств и качеств предметов. Идёт интенсивное сенсорное развитие, т.е. развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: узнавание и называние предметов по цвету, форме, величине. Восприятие становится ведущим познавательным процессом.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

Зрительное восприятие это формирование образов и ситуаций внешнего мира, при их непосредственном воздействии на глаз.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:  осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету. Восприятие цвета считается самым сложным для ребёнка раннего возраста, это связано с тем, что ведущей деятельностью в этом возрасте является практическая деятельность, а с абстрактным цветом играть невозможно.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

У ребёнка на третьем году жизни появляется одно важное качество – ребёнок, становиться способным, чётко выполнять инструкцию, выполнять задания по образцу, слушать словесные пояснения, понимать взрослого.

  1. Планируемые результаты освоения программы
  • Ориентируется в 4 цветах, называет их, подбирает по образцу.
  • Использует сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
  • Составляет целое из 3-4-х  частей (разрезные картинки).
  • Различает и называет некоторые геометрические фигуры и тела (шар, кубик, круг, квадрат, треугольник).
  • Начинает на ощупь различать качество предметов и их называть.
  • Воспроизводит кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем.
  • Владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.

II Содержание образовательного процесса

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей

Программа рассчитана на 1 год обучения и построена в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей. Занятия кружка проводятся один раз в неделю, во второй половине дня, когда дети занимаются свободной или совместной с воспитателем деятельностью.

Комплексно-тематическое планирование

Тема

Программное содержание

Количество часов

Сентябрь

1-4

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы; владения приёмами работы с кистью, карандашами, пластилином и бумагой.

4

Октябрь

5

Красный, синий, жёлтый, зелёный

Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.

1

6

Там горы высокие

Формировать представления о понятиях большой –маленький, лёгкий –тяжёлый, развивать мелкую моторику.

1

7

Собери овощи

Познакомить детей с формой круг, учить обследовать геометрические фигуры, упражнять в их названии.

1

8

Тучка большая, тучка дождевая

Формировать представление о понятии большой –маленький, развивать мелкую моторику, учить правильно держать карандаш.

1

Ноябрь

9

Разложи цветные камни

Учить детей подобрать предметы (камни) в мешочек соответствующего цвета; закреплять с детьми основные цвета.

1

10

Угости петушка зернышками (рисование ватными палочками)

Продолжать учить детей рисовать ватными палочками методом тычка, развивать мелкую моторику пальцев рук, воспитывать заботливое отношение к животным.

1

11

Мамы и их детёныши

Формировать умения определять размер предмета в сравнении с образцом и по представлению, упорядочивать предметы по размеру.

1

12

Цветы для мамы (аппликация)

Создание красивых композиций: выбор и наклеивание цветов, вырезанных воспитателем (из цветной бумаги).

1

Декабрь

13

Волшебное поле

Развитие умения узнавать и называть цвета.

1

14

Неваляшка

Формировать умение сооружать постройки по образцу, развивать умение различать и называть основные формы строительного материала.

1

15

Подарки из сапожка

Учить прикладывать на бумаге фигуры и наклеивать их; тренировать у детей навык работы с пластичными материалами.

1

16

Что подарим?

Закреплять представления о цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

1

Январь

17

Весёлый грузовик (конструирование)

Формировать представление о форме, величине предметов.

1

18

Лепим снеговика

Учить детей раскатыванию комочков пластилина круговыми движениями ладоней для получения снеговика в форме шара.

1

19

Забавные прищепки

Учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

1

Февраль

20

Знакомство с водой

Знакомство детей с водой, закреплять цвета, учить детей вылавливать шарики.

1

21

Знакомство с водой

Знакомство детей с водой, закреплять цвета, учить детей вылавливать шарики.

1

22

Галстук для папы

Закрепление навыка приклеивания, оформить галстук разного цвета звёздочками.

 1

23

Волшебные макароны

Учить детей нанизывать макароны на нитку, развивать мелкую моторику рук.

1

Март

 24

Подарок маме (аппликация)

Учить детей украшать корзину бумагой разного цвета, закреплять техники приклеивания.

1

25

Волшебное ситечко»(просеивание круп через сито)

Знакомство детей крупой; учить детей просеивать крупы через сито; развивать мелкую моторику рук.

1

26

Заштопай одежду

Учить детей вставлять предметы разной формы в соответствующие отверстия, закрепления величины и цвета 4 основных цветов.

1

27

Привяжем к шарику ниточки

Учить детей группировать предметы по цвету.

1

Апрель

28

Нарядим солнышко

Развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами.

1

29

Почки и листочки

Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков.

1

30

Почки и листочки

Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков.

1

31

Красивые узоры

Закрепить умение соотносить предметы по величине,

учитывать величину в своих действиях, развивать внимание.

1

Май

32

Угощение мишки (печенки и пряники) (лепка).

Продолжать учить детей раскатыванию шара и легкой сплющиванию в диск для получения печенья и пряников; развитие чувства формы, мелкой моторики.

1

33

Божьи коровки

 Учить рисовать круг, тренировать навык распределения точек на изображении, учить правильно держать карандаш.

1

34-35

Диагностика

Определить результативность работы по сенсорному развитию за прошедший учебный год (динамика математического развития за год).

2

Итого

35

Компоненты образовательных областей.

Образовательные области

Компоненты образовательных областей

Социально- коммуникативное развитие

Усвоение норм и ценностей

Общение и взаимодействие со взрослыми и

 сверстниками

Становление самостоятельности, целенаправленности,

саморегуляции собственных действий

Развитие социального и эмоционального интеллекта

Формирование готовности к совместоной деятельности со сверстниками

Становление основ безопасного поведения в быту, социуме,

природе

Познавательное развитие

Развитие интересов, любознательности, познавательной

мотивации

Формирование познавательных действий, становление

сознания

Развитие воображения и творческой активности

Формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира

Речевое развитие

Овладение речью как средством общения и культуры

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи,

фонематического слуха

Знакомство с книжной культурой

Формирование звуковой аналитико – синтетической

 активности

Художественно- эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и

понимания произведений искусства

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам

художественных произведений

Реализация самостоятельной творческой деятельности

Физическое развитие

Приобретение опыта двигательной деятельности,

направленной на развитие координации, гибкости, равновесия,

 крупной и мелкой моторики

Формирование начальных представлений о некоторых видах

 спорта

Овладение подвижными играми с правилами

Становление целенаправленности и саморегуляции в

двигательной сфере

Становление ценностей здорового образа жизни

2.2 Описание вариативных форм, методов и средств реализации программы.

Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия  проводятся в игровой форме и являются интегрированными, то есть содержат в себе несколько модулей (блоков): развитие речи, конструирование, элементы аппликации, рисование, лепку, игры с сыпучими материалами, математических представлений.

Формы организации занятий:

В процессе занятий используются различные формы занятий:

  • комбинированные
  • практические занятия
  • игры
  • фронтальная работа с демонстрационным материалом.
  • самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.

Методы:

  • Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов соединения, приемов подбора предметов по размеру, форме, цвету, рассматривание дидактических пособий, предметов.

  • Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание изделия по образцу, беседа).

  • Практический

Показ способов действия с предметами.

  • Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, беседа, загадки, напоминание о последовательности работы, совет.

  • Игровой
  • Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

  • Исследовательский метод

 Составление ситуаций для экспериментирования и опытов: опыты, экспериментирование.

Педагогические технологии используемые при реализации программы

Педагогические технологии

Цель

Содержание 

Здоровье сберегающие технологии

Сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него

необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Гимнастика для глаз;

Релаксация;

Гимнастика дыхательная;

Гимнастика пальчиковая;

Подвижная игра;

Динамическая пауза.

Технология исследовательской деятельности

Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления.

беседы;

наблюдения;

моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

 использование художественного слова;

дидактические игры, игровые обучающие и развивающие ситуации;

Игровая технология

 Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и др.

Информационно-коммуникационные технологии

Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. 

Компьютер

Мультимедийный проектор

Телевизор

Фотоаппарат

Видеокамера

Личностно-ориентированные технологии

Раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения.

Игры, занятия,

упражнения, наблюдения,

экспериментальная деятельность,

сюжетно-ролевые игры.

2.3        Взаимодействие с родителями воспитанников.

Основные направления и формы взаимодействия с семьей:

Направления

Формы работы

Информационно-аналитическое

Беседы

Информационно-познавательное

Индивидуальные беседы. Консультации

Наглядно -информационное

Стенды

Памятки

Буклеты

Папки передвижки

Совместная деятельность педагогов и родителей

создание познавательно-развивающей среды в группе

Перспективное планирование взаимодействия с родителями

по сенсорному развитию детей.

Сентябрь

 Знакомство с содержанием кружка «Развивай-ка» (информационный лист)

Октябрь  

2. Консультация «Сенсорное развитие детей 1,5-3лет»

Декабрь

3. Родительское собрание «Сенсорное развитие детей – что это?».

Февраль

Рекомендация «Сенсорные игры для детей раннего возраста». Изготовление развивающих, дидактических игр.

Март

4. Памятка «Говорящие пальчики».

Апрель

5. Папка-передвижка  ««Сенсорные игры в домашних условиях»

Из-за распространения коронавируса, работа с родителями ведётся дистанционно через сайт группы.

III. Организация образовательного процесса.

3.1 Расписание НОД

Вторник, вторая половина дня.

3.2        Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства  ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ.

Групповая комната

Сенсорное развитие

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

Развитие элементарных математических представлений

Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения

Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи

Муляжи овощей и фруктов

Детская мебель для практической деятельности

Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением схем, таблиц, дней недели, частей суток.

Раздевальная комната

Информационно – просветительская работа с родителями

Информационный уголок

Наглядно – информационный материал

Методический кабинет

Расширение кругозора

Необходимый демонстрационный материал, наглядные пособия,  дидактические игры, иллюстративный материал, познавательная литература

Игровая площадка

Развитие элементарных математических представлений

Для удовлетворения двигательной активности детей

Наглядный природный материал (растения, камни)

Песочница, качели, горка, веранда, подвижные игры.

В группе организуется сенсорный уголок,  в котором  находятся  геометрические фигуры,  дидактические игры различного содержания и развивающего характера, картотеки, игрушки по сенсорики, раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе).

3.3  Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Автор

составитель

Наименование издания

Издательство

Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М. А.

Программа “От рождения до школы” М.: Москва-Синтез, 2010.

 Высокова Т. П.

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста.- Изд. 2-е, Волгоград: Учитель, 2017.

Афонькина Ю. А, Омельченко Е. М.

Организация деятельности центра игровой поддержки ребёнка раннего возраста. –Волгоград: Учитель, 2013.

Галой Н. Ю.

Игровые сеансы с детьми раннего возраста.-Волгоград: Учитель, 2015.

Михина Е. М.

Развивающие игры для детей 2-7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель».

Ефанова З. А.

Познание предметного мира.-Волгоград: Учитель, 2017

Интернет-ресурсы

3.4 Материально-техническое обеспечение программы.

Групповое помещение оснащено мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным особенностям воспитанников.

Наименование

Кол-во шт.

ТСО

1

Ноутбук

1

2

Локальная сеть Интернет

3

Мультимедийный проектор

1

3

Экран

1

4

Телевизор

1

Оборудование

5

Столы детские

10

6

Стулья детские

20

7

Шкафы для дидактического материала

3

8

Стол – лента

2

9

Шкафы для методической литературы

3

Приложение 1

Способы и формы оценки результата.

Цель: обеспечить комплексный подход к оценке начальных и итоговых результатов освоения программы для изучения оценки достижений детей по формированию сенсорных способностей.

Объект мониторинга:

личностные качества детей, их достижения.

Методы изучения результативности:

- наблюдение за детьми;

- беседы.

Способы фиксации данных обследования:

- протоколы.

Способы обработки результатов:

- обобщение результатов в таблицах.

Периодичность мониторинга:

- 2 раза в год (на начало и конец года).

Критерии достижения детей

Ф. И. ребёнка

Умение воспроизводить кистевые и пальчиковые движения

Владеет приёмами работы:

Умение различать качество предметов и называть их

Умение самостоятельно называть цвета

Умение сличать фигуры по форме (шар, круг, квадрат, треугольник)

Умение собирать разрезные картинки из 3-4 фрагментов 

Умение находить предмет такого же цвета

Итого

кистью

карандашом

пластилином

бумагой

3б – с заданием справляется полностью

2б – с заданием справляется частично

1б – с заданием справляется слабо

0б – с заданием не справился

Оценка уровня развития

0-15 б - не сформирован

16- 27 - частично сформирован

28-30 - сформирован


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект парциальной образовательной программы по речевому развитию "Давайте говорить правильно"

В программе указано обоснование выбора парциальной программы, цели, задачи, принципы реализации программы, планируемые результаты освоения программы.Тематическое планирование раскрывает содержание ...

Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «РАДУГА» с детьми дошкольного возраста 3 – 5 лет

    Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...

Парциальная образовательная программа художественно- эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «ПАЛИТРА КРАСОК»

Парциальная образовательная программа «Палитра красок» является вариативной частью основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Разработана на основании программы художе...

Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «РАДУГА» с детьми дошкольного возраста 3 – 5 лет

    Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...

Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «Гармония души»

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений. Порой он воспринимает мир одиноко. Вернуть всю остроту восприятия – главное назначение организованной сенс...

Парциальная образовательная программа по познавательному развитию «Волшебная бумага» для детей 5 - 6 лет

Программа «Волшебная бумага» имеет познавательную направленность.Исходя из программы «От рождения до школы» одной из основных целей в образовательной области «Познаватель...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПАЛИТРА КРАСОК» 2022 год

Приобщение личности к миру художественно-эстетической деятельности во все времена являлось традиционным приоритетом образования. Общество и культура, являясь существенными составляющими личностного ра...