Проект парциальной образовательной программы по речевому развитию "Давайте говорить правильно"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) по теме

В программе указано обоснование выбора парциальной программы, цели, задачи, принципы реализации программы, планируемые результаты освоения программы.

Тематическое планирование раскрывает содержание  3 модулей. в каждом модуле по три  темы.

В организационном разделе отражено материально - техническое обеспечение программы, организация предметно - развивающей среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma.docx60.85 КБ

Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО»

методист МКУ Ташлинский ИМЦ    

Зав. МАДОУ ДС «Дарование» с. Ташла

_______________________Л. Ю. Абаимова

_________________________Т.Г. Приймак

«_____» ______________________20___ г.

«_____» ______________________20___ г.

«ПРИНЯТО»

на Педагогическом совете

МАДОУ  ДС « Дарование» с. Ташла

Протокол № _______________________

«_____» ______________________20___ г.

ПРОЕКТ

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО» 

МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «ДАРОВАНИЕ»

Автор:

Слабоденко  Татьяна Владимировна

Ст.воспитатель МАДОУ ДС «Дарование» с.Ташла Ташлинского р-на

Оренбург

2014


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Целевой раздел

Пояснительная записка

4

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы

4

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы

5

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

5

1.4

Возрастные характеристики развития детей

6

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

8

1.6

Обоснование выбора содержания парциальной программы

8

1.7

Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы

9

II.

Содержательный раздел

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности

10

2.2

Содержание парциальной образовательной программы

14

III.

Организационный раздел

3.1

Кадровое обеспечение программы

16

3.2

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

16

3.3

Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания

16

3.4

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

17

3.5

Организация развивающей предметно – пространственной среды

17

IV.

Дополнительный раздел

22

4.1

Презентация парциальной образовательной программы

22

V.

Литература

23


I. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Актуальность парциальной образовательной программы

  Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. 
Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения и культуры. 
       
Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылок обучения грамоте.

   Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. 

  Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

  Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие ребёнка.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Парциальная программа дошкольного образования «Давайте говорить правильно» (далее Программа) носит интегрированный характер, основана на материале, отражающем особенности развития диалогической речи дошкольников.

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы

Цель: обогащение речевого опыта ребенка как средства общения и культуры на основе поведенческих проявлений в диалоге.

Задачи:

          1.Формировать представления детей о речевых (вербальных и невербальных) средствах общения в процессе построения различных речевых высказываний, интерактивного взаимодействия с собеседником;

          2.Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

          3.Воспитывать потребность в общении, умение управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать  элементарные общепринятые нормы и правила общения.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы

Основополагающими подходами, осуществляемыми в процессе реализации программы являются:

1) культурологический подход (учёт интересов и коммуникативных потребностей ребёнка), способствует принятию взрослого как главного носителя культуры, приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

2) системно-деятельностный подход (реализация потребности в коммуникативной деятельности, направленной на запланированный результат, достижение цели и оценки,  как результата, так и процесса деятельности; деятельность выступает в роли средства субъектности ребенка);

3) аксиологический подход предполагает формирование у детей общечеловеческих ценностей (добро, справедливость, ответственность), чувства принадлежности к ближайшему социуму.

Содержание программы основано на следующих принципах:

          1) принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми (построение образовательного процесса в соответствии с личностными особенностями каждого воспитанника);

          2) принцип культуросообразности – введение детей в культуру диалога (знание и выполнение основных правил поведения в диалоге, а также употребление средств речевого этикета);      

          3) принцип эстетизации развивающей среды и участия детей в преобразовании действительности – активное участие детей в организации и проведении игр-импровизаций, театральных и режиссерских игр с придуманными сюжетами,  праздников (разработка диалогов, реплик, спектаклей, дизайнерская деятельность, художественно-музыкальная деятельность, бытовая деятельность (красота и гармония в быту).

1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа

Программа рассчитана на реализацию в группах старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и основывается на особенностях развития дошкольников указанной возрастной группы.
         На седьмом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Речь становится средством общения и культуры, нормой  является правильное произношение звуков. Речевые умения
 детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Обогащенный опыт общения со взрослыми и сверстниками позволяет ребенку более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки, появляются элементы самостоятельного представления о себе и оценивания себя, своих действий и внешних качеств. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Происходит стремительное развитие внеситуативно-личностной формы общения ребенка,  обусловленной  его опытом в игровой деятельности.

В своей речи старший дошкольник использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). Для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. точно используют слова, объясняют малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).

В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать, активно используя различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. Знакомы с правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить (реплику) в соответствии с услышанным), умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, утешение и т.п.).                Старший дошкольник достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми старшего дошкольного возраста Программы

Достижения детей в результате освоения Программы, проявляются:

         1) в умении вступать в диалог с окружающими различными способами (четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения, слушать и слышать партнёра, проявлять активное ответное отношение и т. д.);

          2) в навыках «считывания» эмоционального состояния героя, сочувствия и сопереживания, сорадования;

          3) в умении использовать в сочетании репродуктивную и продуктивную речь и творчески переносить усвоенные образцы в самостоятельную речевую практику;

         4)  в потребности использовать в речи выразительные средства (мимику, жесты) при организации театральных игр, пересказа по ролям, инсценировки прозаических литературных произведений и режиссерских игр по мотивам произведений;

         5) в потребности в общении и навыках вовлечения в коммуникативную деятельность сверстников, членов семьи.

1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы

Развитие диалогической речи в содержании примерной основной образовательной программы «Из детства в отрочество» определено программными задачами. В качестве основных методов развития диалогической речи в ДОУ используются разговоры и беседы с детьми.  Между тем, не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию дошкольников, в данном разделе работы существуют определенные проблемы. Наблюдения за детьми выявили, что старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны. Существуют недостатки в развитии связной речи. Содержание парциальной программы разработано в контексте инвариантной части образовательной программы, но направленно на развитие диалогической речи дошкольников как социально – значимой формы общения. Именно диалогическая речь является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.

1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы 

Изучение в процессе наблюдения  и анализ уровня развития коммуникативных умений ребенка. Заполнение карты наблюдения.

«Семейный фотоальбом группы», представленный «семейными страничками», отражающими детей в образе различных  сказочных героев, детские праздники.

Миниконкурс исполнительского  и творческого мастерства «Здравствуйте, это я!»

Книга сказок  «Сочиняем сказки», содержащая продукты литературного сочинительства детей и их иллюстрации  к сказкам.

Создание кукольного театра «Волшебные сказки».

Выставка семейного сотворчества «Книжки - малышки» различной тематики.

          Показ спектакля «Гуси- лебеди».


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль/Тема

Объём ОД (в мин.)

Способы реализации

Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности

Модуль 1. «Тайна моего «Я »

1.1

«Кто такой «Я».

30 мин

Групповая деятельность – рассказ о себе в диалоге

Индивидуальная деятельность (изучение  индивидуальных особенностей своей внешности, лица, роста, возраста).

Чтение художественной литературы: В. Орлов «Ты скажи мне, реченька… »

Коммуникативная деятельность в группе -  «Кто чем гордится?» беседа об особенностях внешности детей.

Игровая деятельность:  игра  «Свет мой зеркальце скажи».

Художественно-творческая деятельность: рисование «Мой автопортрет».

1.2

«Я – волшебник».

30 мин

Взаимодействие детей с родителями по подбору детских фотографий, отражающих участие детей в различных праздниках.

работа в малых подгруппах:

игровые упражнения - «Разгадай мою загадку» (узнать по фрагменту фотографии и назвать персонажа).

Дизайнерская деятельность в семье - создание «семейной странички» для группового альбома.

Коммуникативная деятельность- Беседа «Кто такие волшебники».

Игровая деятельность – дидактическая игра «Разгадай мою загадку».

Художественно-творческая деятельность – проигрывание эпизодов любимых литературных произведений

1.3

«Мир моих фантазий».

30 мин

Групповая деятельность:  беседа о том кого называют фантазёрами.

Работа в детско-взрослых сообществах по оформлению выставки  «Книжек - малышек»

 

Коллективное взаимодействие:

Работа в детско-взрослых сообществах  по изобразительной деятельности

Коммуникативная деятельность: беседа   «Можешь ли ты назвать себя фантазёром?»

Дизайнерская деятельность детей и родителей - оформление выставки семейного сотворчества «Книжки -малышки».

Чтение художественной литературы - стихотворение  А.Барто  «Я знаю, то можно придумать».

Игровая деятельность: дидактическая игра «Закончи фразу»

Изобразительная  деятельность детей и родителей -  оформление страничек для «Книжки малышки».

Модуль 2. «Вербальное и невербальное общение».

2.1

Что такое эмоции?

30 мин

Совместная деятельность по классификации моделей символически отображающие эмоции; анализ материалов и создание коллекции «Положительные и отрицательные эмоции»

Миниконкурс исполнительского мастерства «Здравствуйте это я!»

Работа в малых подгруппах: обыгрывание

ситуаций  «Лена и Катя идут в детский сад».

 «Коммуникативная деятельность:  беседа на тему «Что такое эмоции?».

Игровая деятельность: дидактическая игра «Угадай-ка», «Разные лица».

Чтение художественной литературы: стихотворение «Обида» Э. Мошковской. Обсуждение прочитанного, соотнесение с эмоциями.

Коллекционирование: сбор детских  фотографий, отображающих различные эмоции.

Художественно-творческая деятельность рисование графических  моделей  эмоций «Дорисуй».

2.2

«Я хочу»

30 мин

Групповая деятельность: моделирование нежелательного поведения (этюды «Хочу, и все!», «Эгоист»).

Парное взаимодействие прочтение по ролям заученных текстов В. Орлов «Ты скажи мне, реченька…», потешки «Ну-ка, зайка, поскачи».

Чтение художественной литературы: «Хочу быть слоненком» Г. Остера 

«Коммуникативная деятельность: Беседа о детских желаниях

Игровая деятельность: Игра «Кто кого запутает» диалоги детей, с опорой на имеющиеся у них представления об особенностях внешнего вида животного, предмета.

2.3

«Язык жестов и движений»

30 мин

Взаимодействие детей с родителями по подбору мультикалиционных фильмов для драматизации.

Работа в малых подгруппах Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков.

Индивидуальная работа

игровые упражнения  импровизированное рассказывание стихотворений

 Работа по разъяснению понятий «язык жестов», «мимика»

Игровая деятельность: игра  «Отгадай, кто я?» с  использованием мимики и пантомимики.

Коммуникативная деятельность: беседа с детьми на тему: «Какие жесты не положены в обществе воспитанных людей».

Игровая деятельность: игра «Фанты»

Чтение художественной литературы: произведение «Как лечить удава?» Г. Остера с последующим обсуждением и решением проблемных ситуаций.

Модуль 3. «Добро и зло».

3.1

 «Чудо сказки»

30 мин

Коллективное взаимодействие:

Совместная работа с родителями по подбору книг со сказками по теме: «Добро всегда побеждает зло».

Работа в малых подгруппах: обыгрывание фольклорных миниатюр

Коммуникативная деятельность: обмен собранной информации (краткие фрагменты) и обсуждение информации.

-диалоги «Добрые сказки»;

Игровая деятельность: словесные игры с правилами «Да или нет».

Семейный просмотр мультфильма: «Трое из Простоквашино» (привлечение внимания детей к репликам  мультикаплиционных  персонажей).

Музыкально -художественная деятельность: разучивание музыкальных этюдов к спектаклю

«Баба – яга - лебеди», «Алёнушка – печка, речка, яблоня».

Продуктивная деятельность: оформление книжного уголка в группе по данной тематике.

3.2

Образы героев

30 мин

Взаимодействие детей с родителями по подбору персонажа сказки, материала из которого будет изготовлен выбранный персонаж.

Работа в малых подгруппах по подготовке и проведению кукольного спектакля, проигрывание сценок по сценарию

Дизайнерская деятельность в семье: создание куклы для кукольного театра на тему  «Волшебные сказки».

Эмоциональное восприятие литературного текста - просмотр кукольного спектакля  по мотивам произведения Г.Остера «Про слонёнка и его друзей»; обсуждение содержания, анализ поступков героев пьесы.

Игровая деятельность: подвижная игра «Лиски», «Придумай сказочного героя».

Коммуникативная деятельность: Рассматривание иллюстраций с изображением сказочных персонажей (внешний вид, форма одежды, тембр голоса).

Художественно-творческая деятельность: рисование «Мой любимый сказочный герой».

3.3

Сочиняем сказку

30 мин

Групповая деятельность

Работа в детско-взрослых сообществах по оформлению страничек для книги сказок.

Индивидуальная деятельность беседа с детьми, о прочитанных и просмотренных произведениях, диалоги: «Ты помнишь, что мама-лиса сказала дочке? Почему она так сказала?»; «О чём сообщила Лиса Тетереву? А что он ответил?» и т.п.

Работа по разъяснению детям составных частей сказки (зачин, концовка, содержание).

Коммуникативная деятельность в группе -  представление своей странички в книге «Сочиняем сказки»

Игровая деятельность: подвижная игра «А мы просо сеяли»

Художественно-творческая деятельность: рисование иллюстраций к сказке


2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль 3. «Добро и зло».

Тема 3.1. Чудо сказки

Содержание темы

В сказках добро всегда побеждает зло. Краткие фрагменты обсуждения, диалоги «Добрые сказки». Обыгрывание коротких фольклорных миниатюр «Ты пирог съел?», «Уж как сладки гусиные лапки», «Егор- Егор, укажи свой двор». Словесные игры с правилами «Да и нет». Разучивание музыкальных этюдов к спектаклю «Гуси - лебеди», оформление книжного уголка.

Формы, способы, методы

Коммуникативная деятельность с целью обмена собранной информацией (краткие фрагменты) и обсуждение информации с окружающими людьми при помощи языковых и неречевых средств.

Семейный просмотр мультфильмов с целью обогащения речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик мультикаплиционных  персонажей.

Продуктивная деятельность как способ развития творчества, фантазии в создании своих автопортретов, книг разнообразной тематики.

Методы:  включения детей в содержание образовательной деятельности (беседа, репродуктивный); методы поддержки инициативы (обыгрывание фольклорных миниатюр, словесные игры); методы и приемы мотивации (объяснение увиденного); методы и приёмы обучения целеполаганию (беседа по прочитанному, рассказ воспитателя, диалоги); решение проблемных ситуаций «Почему добро всегда побеждает зло?».

Средства образования и развития.

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением сказочных персонажей,  DVD диск с мутипликационным фильмом «Трое из простоквашино».

Литературный ряд: книги для оформления книжного уголка в группе с народными сказками «Умей обождать», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Лисичка со скалочкой», «Мужик и медведь», «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «Птичий язык», зарубежные сказки «Вежливый кролик» мексиканская сказка, «Морозко» словацкая сказка и т.д.

Музыкальный ряд: музыкальные этюды «Баба – яга - лебеди», «Алёнушка – печка, речка, яблоня».

Материалы и оборудование: бумага различного формата для рисования, цветные карандаши, акварель, гуашь, фломастеры.

Взаимодействие участников образовательных отношений

Взаимодействие с родителями  по подбору книг со сказками по теме: «Добро всегда побеждает зло».

Взаимодействие детей с другими детьми по обмену информации, построению диалогов.

Виды деятельности детей

Коммуникативная деятельность

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Музыкально – художественная деятельность

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Кадровое обеспечение 

Воспитатель планирует, разрабатывает содержание образовательной деятельности,  организует деятельность родителей.

Музыкальный руководитель создает фонотеку  для использования  в

образовательном  процессе (музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку).

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы

Современные средства ТСО:

Видео-аудио-аппаратура

Мультимедийный проектор

Экран

Телевизор

 Музыкальный центр

3.3. Научно-методическое обеспечение Программы 

1. Доронова Т. Н. Примерная основная образовательная программа «Из детства в отрочество» [Текст] / Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2010. – 245с.

2. Образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Дарование» утвержденная педагогическим советом от 28  августа 2014 г.

     3. Волина В.В. Учимся, играя [Текст] / В.В. Волина. – М.: Просвещение, - 1994.

4. Столяра А.М. Давайте поиграем  [Текст] .Игры для детей 5-6 лет / А.М. Столяра.   -  М.: Просвещение, - 1991.

5. Шипицына Л.М. Формирование коммуникативных навыков у детей и коррекция возникающих трудностей [Текст]. Азбука общения/ Л.М. Шипицына. - Санкт-Петербург, - 2007.

6. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, 2010.

7.  Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре [Текст]/ О.А. Бизикова. – Скрипторий,- 2008.

3.4. Время и сроки реализации Программы

В течение года, во второй половине дня, 1 раз в неделю, объем 30 минут в  подготовительной  группе.

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды 

Развивающая предметно – пространственная среда по речевому развитию старших дошкольников включает в себя:

1) Центр речевого развития.

Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе составляющих  речевого уголка учитывается следующее:  наполняемость уголка; разнообразие материалов; возрастные и индивидуальные особенности детей; доступность, эстетика оформления, ведущая игрушка («хозяйка» уголка  матрешка, «букоедик»,  попугай т. д.). В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие: фонематического слуха; дыхания; воздушной струи; артикуляционной моторики; правильного звукопроизношения; словаря; звукового анализа и синтеза слогов и слов. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется воспитателями и родителями совместно.

Картотека игр:

а) по звуковой культуре речи; 
б) упражнений артикуляционной гимнастики; 
в) упражнений дыхательной гимнастики; 
г) пальчиковой гимнастике; 
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7.  Картинки:

а) с изображением явлений природы; 
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель); 
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); 
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); 
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); 
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); 
ж) с изображением синонимов; 

з) альбом «Эмоции»;

и) картинки по лексическим темам.
8. Индивидуальные зеркала.

2) Театральный уголок

Театрализованная деятельность играет большую роль в формировании личности ребенка, помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованная деятельность является мощным средством развития диалогической речи, привлечением внимания детей к репликам литературных и кино- персонажей. Театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Перечень зон, входящих в состав уголка:

- Костюмерная;

- сценическая площадка;

- зрительная зона;

- мастерская по изготовлению элементов костюмов, декораций, кукол, атрибутов;

- шкаф для выставки  различных видов театров и хранения коробок с декорациями, атрибутами, бросовыми материалами, реквизитом;

- книжный уголок;

- музыкальный уголок;

- ширмы для показа театров, перегородки.

Костюмерная:

- костюмы по мотивам русских народных сказок;

- костюмы по мотивам литературных произведений;

- костюмы домашних и диких животных, насекомых, птиц;

- русские народные костюмы;

- атрибуты и элементы костюмов овощей и фруктов;

- шляпы, колпаки, короны, чепчики, платки;

- сумки;

- перчатки, варежки;

- украшения.

            Зрительная зона:

- стулья.

- билетная касса.

- звонок

            Мастерская по изготовлению элементов костюмов, декораций, кукол, атрибутов:

- бросовый материал

- виды бумаги, ткани, ниток

- ленты, тесьма

- виды красок

- природный материал

- диски

Шкаф для выставки  различных видов театров и хранения коробок с декорациями, атрибутами, куклами  

Куклы: ростовые, платковые, марионетки.

Театр настольный по сказкам (конусный, деревянный): Маша и медведь, Мужик и медведь, Журавль и цапля, Снегурочка, Волк и семеро козлят, Теремок, Морозко, Гуси-лебеди.

Теневой театр по сказкам: Заюшкина избушка, три поросенка

Фланелеграф: Рукавичка, п ерсонажи из других сказок

Пальчиковые театры: Три поросенка (шагающий), Веселая семейка (перчатка), Семейка (деревянный), Белоснежка и семь гномов (вязаный), Бременские музыканты (фетровый)

Куклы – рукавички

Театр ложек

Куклы – сюрпризы

Би-ба-бо

Театр масок (персонажи перечисленных сказок)

Маски настроения (пиктограммы)

Игрушки для режиссерских игр и игр-драматизаций

Чудесный мешочек

Декорации - трансформеры

3. Книжный уголок

-художественная литература по темам

- книжки-малышки, книжки-игрушки, книги-театры

- книга сказок «Сочиняем сказки»

- аудиотека

- видеотека

- библиографии детских писателей

4. Музыкальный уголок

- шумовые инструменты

- озвученные инструменты

- музыкальные игрушки

- аудиотека

 -музыкальные дидактические игры

- картотека попевок, распевок, частушек, песенок

Ширмы для показа театров, перегородка

Ширма для пальчикового театра, театра-перчаток, би-ба-бо, театра ложек.

Ширма теневого театра (телевизор), лампы

Перегородка-трансформер (соответствует  росту ребенка).


IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

(презентация прилагается)


6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арушанова А.Г. Истоки диалога [Статья]/ А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - С. 82-90.

2.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения 3-7 лет [Текст] / А.Г. Арушанова. - М., 2004. - 138 с.

3.  Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре [Текст]/ О.А. Бизикова. – Скрипторий,- 2008.

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей [Текст]/ А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с.138.

2. Волина В.В. Учимся, играя [Текст]/ В.В. Волина – М.: Просвещение, - 1994.

3.Галигузова Л.Н. Ступени общения от года до семи лет [Текст]/ Л.Н. Галигузова. - М.: Просвещение,- 1992.

4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, 2010

5. Доронова Т. Н. Примерная основная образовательная программа «Из детства в отрочество»  [Текст] / Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2010. – 245с.

6. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста[Текст]  // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.49-52.

7. Образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Дарование» утвержденная педагогическим советом от 28  августа 2014 г.

     8. Столяра. А.М. Давайте поиграем. Игры для детей 5-6 лет [Текст] / А.М. Столяра. -  М.: Просвещение, - 1991.

9. Шипицына Л.М. Формирование коммуникативных навыков у детей и коррекция возникающих трудностей. Азбука общения [Текст]/ Л.М. Шипицына. - Санкт-Петербург, - 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"

Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"...

Программа кружка по речевому развитию "Говорим правильно"

СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ……………………………………………………&helli...

Речевой фестиваль "Говорим правильно"

С целью развития внимания к родному языку, его красоте и благозвучию, развитие познавательных интересов, обогащение общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности и формирование положительной...

Картотека речевых игр "Говорим правильно"

(Для детей дошкольного возраста)...

Паспорт к речевому уголку "Говорим правильно"

Паспорт к речевому уголку "Говорим правильно"...

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно" (речевое направление ) для детей 4-7 лет. (Программа рассчитана на 1 год).

I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ1.1. ПояснительнаязапискаРабота по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольно...