«Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»
материал по развитию речи (средняя группа)

Шерстобитова Юлия Владленовна

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание разных исследователей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается сообщение из опыта работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности».

Слайд 2.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание разных исследователей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Слайд 3.

Работая над развитием речи дошкольников, мы ставим перед собой цель:

Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.

Для этого мы решаем следующие задачи:

– Создание в группе развивающей предметно-пространственной среды;

- Развитие всех компонентов устной речи:

      грамматический строй речи,

      связная речь;

- Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;

- Развитие мелкой моторики рук.

Слайд 4.

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 9 различных видов детской деятельности, таких как:

-  игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

- коммуникативная (общение и взаимодействие с  взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

-  восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

-  музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями).

Слайд 5.

Усилия по развитию связной речи осуществляются посредством организации разных видов деятельности. Основные формы – это беседы в образовательных моментах, ситуативный разговор, межличностные общения. В образовательных моментах используется следующие виды деятельности:

• рассматривание сюжетных картинок, что направлено на развитие монологической речи, мышления.

• рассматривание игрушек, различных предметов, что позволяет развитию описательной речи. Здесь широко используется игра «Чудесный мешочек», где ребенок должен описать свои тактильные ощущения, что направлено, так же, на развитие сенсомоторных навыков.

• игры - драматизации, кукольный театр, пальчиковый театр, что направлено на развитие диалогической речи;

• чтение художественных произведений с последующим обсуждением;

• разучивание стихотворений, что способствует развитию памяти, интонационной выразительности речи.

Слайд 6.

Игра – одно из важнейших средств развития  связной речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение.   Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности.

Слайд 7.

Познавательно-исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная и самостоятельная деятельность детей. В ходе игр, наблюдений у детей возникает желание поделиться своими переживаниями с другом (диалог) или рассказать всем (монолог).

Слайд 8.

Наиболее эффективными формами двигательной деятельности, способствующими пополнению словарного запаса ребёнка и развитию его речи, являются: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, гимнастика после сна, подвижные игры.

Во время  двигательной деятельности дети вместе с  педагогом  проговаривают стихи, кричалки, считалки. Это помогает ребятам легко запоминать упражнения, развивать речь, чётко и выразительно проговаривать предложения. Освоению каждого действия  способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме.

Слайд 9.

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут разные деревья. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

Слайд 10.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение. Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности мы учим детей анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.

Слайд 11.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковая гимнастика) можно использовать в работе над развитием речи. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи.

Слайд 12.

Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. В  группе имеется книжный уголок. Это необходимый элемент предметно развивающей среды. В нем выставляются различные книги, портреты писателей. В детском саду  мы знакомим детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать. Художественная литература служит действенным примером нравственного и эстетического воспитания. Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас.

Слайд 13.

Конструирование – это тот вид деятельности, который полностью отвечает интересам детей, их возможностям и способностям. По своему характеру конструирование сходно с изодеятельностью и игрой. В нем также отражается окружающая действительность. В результате конструирования ребенок создает постройку. Продукт собственной деятельности или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить поделиться впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего активизируется, развивается речь.

Слайд 14.

При формировании у детей навыков самообслуживания необходимо целенаправленно и систематически развивать определенные умения: умывание, раздевание, одевание, устранение неполадок в своем внешнем виде, бережное отношение к одежде и обуви. Одновременно с развитием этих умений, проводится словарная работа (т.е. оречевление всех действий).

Не менее важную роль в развитии речи детей играет хозяйственно-бытовой труд. Сюда входят дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятия и т.д.

В процессе реализации трудовых навыков одновременно отрабатывается трудовая лексика. Так, при сервировке стола в процессе беседы с детьми нужно вводить в их речь названия столовой посуды и другие предметы сервировки, продуктов питания (названия блюд и их составляющие). 

Труд в природе также в значительной мере способствует развитию речи детей. Например, во время прогулки дети  подметают и поливают площадку, помогают воспитателю расчищать от мусора дорожки, учатся выбирать необходимый для работы инвентарь, правильно им пользоваться. В ходе данной работы мы воспитываем у детей чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи, учим их помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам и педагогам.

Слайд 15. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.    Подготовила:воспитатель первой категорииЗахарова И.В....

Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».

Консультация для родителей:«Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».  Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим ус...

Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».

Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр...

Cтатья на тему: «Развитие связной речи у дошкольников средней группы «Зайчата» в разных видах деятельности».

Cтатья на тему: «Развитие связной речи у дошкольников средней группы «Зайчата» в разных видах деятельности».Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение зам...

Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».

Консультация для родителей:«Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием стано...

Консультация для родителей "Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр "

Консультация для родителей "Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр"...