Статья на тему: «Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника».
статья

Тимофеева Ксения Игоревна

Статья на тему: «Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_rol_semi_v_vospitanii_rebenka-doshkolnika.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника».

Тимофеева Ксения Игоревна – воспитатель.

Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни.

Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе. И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главную роль в формировании личности ребенка. Какие же функции выполняет семья, принимая на себя обязательство, подготовить адекватных, сознательных членов общества? В чем заключается сущность внутрисемейного формирования личности и как должны вести себя родители, чтобы их педагогическое влияние имело успех?

Семья – это организованная структура. Действуя скоординировано, в воспитании детей она выполняет определенные функции: обеспечивает ребенку все условия для физического развития; участвует в формировании его личности; закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения; прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы; обучает ребенка. Остановимся на каждой из этих функций более подробно.

Физическое развитие. Под физическим развитием не стоит понимать только лишь совместные занятия утренней гимнастикой или выполнение нескольких спортивных упражнений раз в день. Такие проявления воспитания сказываются на детском здоровье положительно, однако к физическому развитию ребенка относятся и формирование у него в раннем возрасте простейших двигательных навыков – сидения, ходьбы без поддержки, и приобщение его к здоровому образу жизни. Прививать ребенку любовь к физкультуре и спорту нужно с раннего детства. Делать это рекомендуется, привнося развлекательный элемент в совместные занятия, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника. Для более старшего ребенка показательным будет собственный пример родителей. Совместные занятия физкультурой и спортом не только укрепляют здоровье, но и повышают сплоченность семьи.

Становление личности. В семейной среде ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому его личность формируется под влиянием семьи, в процессе взаимоотношений с родственниками. Происходит этот процесс по двум основным направлениям:

Родители и другие родственники целенаправленно влияют на ребенка: воспитывают его, прививают определенный образ мыслей, формируют привычки.

Ребенок наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родными людьми и старается вести себя так же, как и они.

Такое семейное взаимодействие формирует, однако, не только личность ребенка. Даже взрослые люди, их поведение и привычки с течением времени меняются. И влияние семейной среды играет в этом не последнюю роль. Коррекция культуры поведения и нравственность Культура поведения – это совокупность тех правил и норм, придерживаться которых мы должны, живя в обществе. Вести себя правильно родители учат своих детей с раннего возраста. При этом взрослые делают следующее: обучают ребенка правильно себя вести с другими людьми: с воспитателями и учителями, детьми в школе и на игровой площадке, с родственниками и совершенно незнакомыми людьми с улицы; учат ребенка правилам этикета и доброжелательному общению; рассказывают ребенку, как нужно говорить правильно, учат его новым словам и прививают любовь к книге; обучают правилам личной гигиены.

Фактически так у ребенка формируются культура деятельности, общения и речи, а также навыки личной гигиены. Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам. Формирование любознательности и творческих интересов. Каждый ребенок любознателен.

У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка. У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг.

Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями. Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка.

Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители: улыбка матери новорожденному ребенку; уход за ним; ответы на вопросы маленького почемучки; совместное чтение книг; просмотр развивающих телепередач; даже обычное общение обучают ребенка. Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами.

Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт. Многое при этом зависит от стиля семейного воспитания.

Психологи и педагоги выделяют три стиля воспитания детей в семье:

• демократический,        

• диктаторский

• попустительский.

Демократический стиль считается наиболее благоприятным: родители, которые его придерживаются, внимательны к своему ребенку, прислушиваются к его мнению и уважают его выбор. Такое отношение развивает у ребенка самостоятельность и ответственность за свои поступки. Родители обычно активно выслушивают ребенка и стараются помочь ему в решении возникающих проблем советом и просто добрым словом. Поэтому дети таких родителей знают, что найдут поддержку и участие в отчем доме, и это понимание не покидает их даже после того, как они вырастают. Кроме того, такие семьи способствуют грамотному половому воспитанию. Детей разного пола они воспитывают неодинаково, а на примере родителей дети обычно наблюдают гармоничный семейный союз.

Диктаторский. Для данного стиля характерно: родители-диктаторы строги с ребенком. Любые их требования должны неукоснительно исполняться, а свое мнение ребенку иметь разрешается очень редко. Такие родители добиваются своего приказами, принуждением и угрозами, но на личности ребенка их влияние сказывается разрушительно. Диктат родителей приводит либо к детскому внутреннему протесту, либо к полному подавлению личности ребенка. В первом случае поведение ребенка меняется в худшую сторону: проявляются агрессия, грубость в общении, лживость и лицемерие. Второй случай ведет к полной апатии и пассивности ребенка.

Попустительский Третий стиль часто называют также либеральным или либерально-попустительским. Возникает он из-за чрезмерной любви к ребенку и потакания всем его желаниям и капризам. Дети, к воспитанию которых относились попустительски, растут не дисциплинированными и безответственными. Родители в своей чрезмерной любви не замечают, что их ребенок становится эгоистом. Заключение Семейное воспитание играет очень большую роль в формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Семья, без сомнения, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения, однако и детские сады, и школы, гимназии также выполняют важные воспитательные функции. Планируешь стать инициатором бракоразводного процесса? Узнай о последствиях развода для детей. О роли семьи в половом воспитании читай в статье. Как поддерживать гендерное воспитание через игру? На эту тему читай далее. В каждом учреждении образования работает социально-психологическая служба, миссия которой – содействие всестороннему развитию ребенка, обеспечение ему психологического комфорта, а также помощь родителям. С этой целью проводятся различные мероприятия, и будь то индивидуальная консультация или родительское собрание, эффект будет достигнут, если семья и детский сад в воспитании будут действовать сообща.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль семьи в воспитании ребенка - дошкольника»

Сообщение на родительском собрании...

Статья на тему "Роль семьи в воспитании здорового дошкольника"

«Здоровая семья-сильная Россия» - эта пословица имеет глубокий смысл. Семья играет огромную роль в воспитании осознанного отношения детей к здоровью....

Статья на тему: "Роль семьи в воспитании личности ребенка"

Статья на тему : «Роль семьи в воспитании личности ребенка»Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому.Родители – пример ему!Кто при жене и детях груб,Кому язык распутства люб,Пусть помнит, что с лихв...

Статья по теме: " Роль семьи в воспитании личности ребенка"

В статье говорится о том, что  семья является самой важной средой в процессе формирования личности и институтом воспитания, что именно в семье формируется личность не только ребенка, но и его род...

Статья на тему: "Роль семьи в воспитании дошкольника"

Статья на тему: "Роль семьи в воспитании дошкольника"...

Статья на тему: "Роль семьи в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

В статье раскрываются особенности семьи в воспитании детей младшего дошколного возраста...

Статья на тему «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье описывается роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста....