Рабочая программа
рабочая программа (старшая группа)

Галина Владимировна Прудникова

Рабочая программа для старшей группы компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaychiki_st.gr_prudnikova_g.v.docx79.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Радуга»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБДОУ «ДС «Радуга»

Протокол № _______ от                      

«___»____________2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

 Заведующий

МБДОУ «ДС «Радуга»

__________Т.В. Бахарь

Приказ №______от___________г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2021-2022 учебный год

старшей группы компенсирующей направленности (5-6 лет)

«Зайчики»

                                                                                                          Воспитатели:

                                                                                                         Прудникова Галина Владимировна,

                                                                                                          Поминчук Галина Александровна

р.п. Усть-Абакан,

2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа (далее программа) старшей группы компенсирующей направленности «Зайчики» является составным компонентом «Основной образовательной программы дошкольного образования для детей с 1,5 до 7 лет на 2021 – 2025 г.г.». Программа разработана с учётом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.).

Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии детей 5-6 лет, дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно- образовательной деятельности для детей подготовительной группы с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:

  • социально – коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно – эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Реализуемая программа строится на принципе личностно – ориентированного взаимодействия взрослого с детьми. Воспитательно-образовательная деятельность реализуется через организацию непосредственно-образовательной деятельности, совместной образовательной деятельности педагогов с детьми, режимные моменты, работу с родителями.

Контингент детей старшей группы «Зайчики»: списочный состав группы 21 ребёнок, из них 5 -девочек и 16 - мальчиков.

1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

- создание условий для развития личности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности и общении с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Задачи программы:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

 - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

 - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа соответствует принципам:

  • полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничества с семьёй;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёта этнокультурной ситуации развития детей.
  • системность в отборе и преподавании образовательного материала, интеграции задач и интеллектуально-познавательного, художественно-эстетического, социального развития дошкольника, обогащение содержания образования.
  • деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
  • сочетание наглядных и эмоциональных технологий обучения. Открытость разнообразных программ для повторения и уточнения образовательного материала в течении года, месяца, недели, включая работу по взаимодействию с родителями и детьми других возрастных групп.
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Формирование Программы основано на следующих подходах:

1. Личностно-ориентированные подходы:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.
  • целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
  • психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,
  • развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

2. Системно-деятельные подходы:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
  • креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
  • овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

Комплексно-тематическое планирование  по направлениям «Речевое развитие» и «Подготовка к обучению грамоте» в рабочей программе учителя-логопеда.

                   

Комплексно-тематическое планирование образовательной области

«Чтение художественной литературы»

Месяц

Тема недели

Тема НОД

Цель

Сентябрь

Я и мои друзья

В. Драгунский «Друг детства» (чтение).

Цель: создание условий для  понимания образного содержания произведения; закрепление представлений о жанровых особенностях рассказа, его отличий от сказки и стихотворения.

Октябрь

Осень

Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Цель: создание условий для воспитания интереса и любви к поэзии, желание слушать и запоминать новые поэтические произведения

Сад и фрукты

Л. Толстой «Косточка» (чтение).

Цель: создание условий для закрепления умения оценивать поступки героев, чувствовать и понимать их характер.

Ноябрь

Одежда

К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (чтение).

Цель: создание условий для представления у детей о русском национальном костюме, о выращивании и обработке льна, ткачестве. Для воспитания культуры речевого общения, уважения к труду взрослых, интерес к произведениям устного народного творчества.

Игрушки

Т. Александрова

«Домовёнок Кузька» Пословицы и поговорки.

(чтение).

Цель: создание условий для ознакомления с новым литературным произведением; умения определять характер персонажей;  дать представление о жанровых особенностях пословиц и поговорок, их отличии от песенок и потешек.

Декабрь

Зима

П. Бажов «Серебряное копытце» (рассказывание).

Цель: создание условий для уточнения  понятия о жанровых особенностях сказки; умения передавать отдельные эпизоды в лицах; помочь понять мотивы поступков героев.

Домашние животные зимой

К. Паустовского «Кот ворюга» 

Цель: создание условий для ознакомления детей с рассказом. Умения детей внимательно слушать рассказ, понимать характер произведения и  взаимосвязь описанного с реальностью. Развивать связную речь детей. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей.

Новый год

Новогодний калейдоскоп стихов.

Цель: создание условий для формирования умения выразительно рассказывать небольшое стихотворение, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом.

Январь

Грузовой и пассажирский транспорт

С.Я. Маршак «Багаж»

Цель: создание условий для умения быстро запоминать и выразительно читать стихотворение.

Февраль

Детский сад. Профессии

Чтение стихотворения Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу.

Цель: создание условий для обучения детей понимания эмоционально-образного содержания стихотворения, его идею; воспитывать интерес, усидчивость, внимание.

Наша армия

Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»

Цель: создание условий для ознакомления детей с произведением о защитниках Родины в годы войны; воспитывать у детей уважение к ветеранам войны.

Март

Мамин праздник

Е.Благинина.

« Посидим в тишине»

(заучивание)

Цель: создание условий для умения запоминать стихотворение; побуждать читать спокойным голосом, передавая интонацией удивление; развивать интерес к малым фольклорным жанрам; воспитывать любовь к народному творчеству

Наш поселок

И. Суриков «Вот моя деревня» (заучивание)

Цель: создание условий для  умения внимательно слушать, высказывать, своё отношение к содержанию; закрепить знание потешек и народных песенок о природе.

Апрель

Космос

 Чтение рассказов К. Булычёва «Тайна третьей планеты»,

В. Баруздин «Первый в космосе».

Цель: создание условий для ознакомления детей с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта; воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение, фантазию.

Почта

А. Шибаев

«Почтовый ящик»

Цель: создание условий для умения выполнять пересказ содержания отрывка художественного текста; формировать нравственные убеждения.

Май

Полевые цветы

В. Катаев «Цветик - семицветик» (рассказывание).

Цель: создание условий для умения оценивать поступки героев подвести к пониманию нравственного смысла сказки;

Мониторинг

Комплексно-тематическое планирование образовательной области «художественно-эстетическое развитие» (рисование, лепка, аппликация, конструирование)

Месяц \ тема недели, №

Темы  НОД

Рисование

(1\3 неделя)

Лепка

(2\4 неделя)

Аппликация

(1\3 неделя)

Конструирование

(2\4 неделя)

Сентябрь

1.Мониторинг

2.Мониторинг

3.Детский сад

4.Я и мои друзья

1.Диагностика

3. Детский сад

Цель: создание условий для ознакомления детей с кистью, водой и бумагой, учить замечать настроение,  царящее в группе и отображать его в красках.

2.Диагностика

4. Я и мои друзья

Тема: »Веселые человечки»

Цель: создание условий для   формирования умений  детьми лепки фигурки человека рациональным способом из удлиненного цилиндра путём надрезания стекой и дополнением деталями.

1.Диагностика

3. Детский сад

Тема: «Светофор»

Цель: создание условий для формирования умения вырезать геометрические фигуры. Вызвать интерес к собственной руке.

2.Диагностика

4. Я и мои друзья

Тема: «Знакомство детей с новыми конструкторами»

Цель: создание условий для ознакомления детей с новыми видами конструкторов (плоскостным и магнитным), с приложениями, основными крепежными деталями. Формировать у детей желание экспериментировать.

Октябрь

1.Осень

2 Огород. Овощи

3.Сад. Фрукты

4.Лес. Грибы. Ягоды.

1.  Осень

Тема: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный»

Цель: создание условий для развития у детей интереса к пейзажной живописи.

3.  Сад. Фрукты 

Тема: «Натюрморт»

Цель: создание условий для ознакомления детей с натюрмортом, его содержанием, композицией.

2. Огород. Овощи

Тема: «Морковь и свекла»

Цель: создание условий для   закрепления умения детей   передавать различия в форме овощей и характерные особенности свёклы и моркови.

4. Лес. Грибы. Ягоды.  

Тема: «Лукошко с грибами»

Цель: создание условий для   умения передавать различия в форме и величине грибов.

1.Осень

Тема: «Золотые березы»

Цель:  создание условий для развития у детей интереса к изображению осенней березки. Совершенствовать технические умения.

3. Сад. Фрукты

Тема: «Яблоки и груши»

Цель: создание условий для формирования умений у детей вырезать фрукты, передавая особенности их формы.

2. Огород. Овощи

 Тема: «Корзиночка»

Цель: создание условий для развития умения     складывать квадратный лист на девять или шестнадцать маленьких квадратиков, делать надрезы по четырём линиям сгиба, складывать и клеить корзинку.

4 Лес. Грибы. Ягоды.

Тема: «Мосты»

Цель: создание условий для развития умения   детей строить различные мосты.

Ноябрь

1.Одежда.

2.Обувь.

3.Игрушки.

4.Посуда.

1.Одежда

 Тема: «Шьем одежду»

Цель: создание условий для   умения детьми рисования одежды с помощью изобразительных материалов

3. Игрушки.

Тема: «Моя любимая игрушка»

Цель: создание условий для развития умения детей рисовать игрушки.

2. Обувь

Тема: «Украсим сапожки для гномиков»

Цель: создание условий для   формирования умения украшать предметы (вырезанные из картона) пластилином, создавая орнамент.

4 Посуда

 Тема: «Чашки»

Цель: создание условий для формирования умения детей лепить из пластилина чашку, состоящую из колец диска, прочно соединяя части изделия.

1.Одежда

Тема: «Одежда для Вани и Маши»

Цель: создание условий для ознакомления   детей с историей русского костюма  и его особенностями.

3. Игрушки

Тема: «Шляпа фокусника»

Цель: создание условий для   развития умения создавать коллективную композицию на основе объединяющего образа шляпы. Продолжать знакомить детей с рациональным способом вырезывания из бумаги сложенной гармошкой.

2.Обувь

Тема: «Моделирование по схеме»

Цель: создание условий для развития умения  отбирать по схеме необходимые фигуры и моделировать с их помощью предметы.

4. Посуда

Тема: «Стаканчик»

Цель: создание условий для развития умения детей из квадрата складывать стаканчик.

Декабрь    

1.Зима

2.Зимующие птицы

3.Домашние животные зимой.

4.Дикие животные зимой.

5.Новый год.

1.Зима.

Тема: «Вот зима, кругом бело…».

Цель:   создание условий для ознакомления  детей с зимним временем года.

 3.Домашние животные зимой.

Тема: «Нарисуй своё любимое животное»

Цель: создание условий для   совершенствования техники   рисования силуэта животного на четырёх лапах, передовая его позу и строение.

 

 5.Новый год

Тема: «Снегурочка»

Цель: создание условий для   умения рисовать сказочного героя, соблюдая пропорции тела.

2.Зимующие птицы.

Тема: «Птичка» (Лепка птиц по мотивам дымковских игрушек)

Цель: создание условий для   формирования умения детей лепить птицу из целого куска, оттягивая части и передавая им нужную форму.

 

4.Дикие животные зимой.

Тема: «Зайчик».

Цель: создание условий для закрепления умения  лепить животных, передавая форму, строение и величину частей.

1.Зима.

Тема: «Ёлочки красавицы»

Цель:   создание условий для    развития умения детей создавать панорамную открытку; закреплять способ симметричного вырезания сложной формы.

3.Домашние животные зимой

Тема: «Наша ферма»

Цель: создание условий для развития умения  детей создавать образы разных животных на одной основе из овалов разной величины.

5.Новый год

Тема: «Снеговики в шапочках и шарфиках»

Цель:   создание условий для   умения детьми создавать выразительный способ снеговика, точно передавая форму и расположение его частей.

 

2. Зимующие птицы.

Тема: «Лебеди в пруду»

Цель: создание условий для развития умения   детей аккуратно складывать бумагу в разных направлениях, сглаживая сгибы

4. Дикие животные зимой.

Тема: «Заяц - хваста»

Цель: создание условий для развития умения   детей изготавливать поделки из природного материала (еловые шишки).

Январь

1.Мебель.

2.Грузовой и пассажирский транспорт.

3.Профессии на транспорте.

1. Мебель

Тема:  «Рисование по шаблону»

Цель: создание условий для расширения представления детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного.

3. Профессии на транспорте.

Тема: «Автобус с флажками едет по улице»

Цель:  создание условий для   умения детьми изображать отдельные виды транспорта, передавая форму основных частей, деталей, их величину и расположение.

2.Грузовой и пассажирский транспорт

Тема: «Самолёт»

Цель: создание условий для закрепления умения детей лепить самолёт, передавать форму и величину частей.

1. Мебель

Тема: «Кукольный уголок»

Цель: создание условий для   развития у детей навыков симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое.

3. Профессии на транспорте.

Тема: «Троллейбус»

Цель: создание условий для развития умения   детей передавать характерные особенности формы троллейбуса; Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники, срезать углы, вырезать колёса из квадрата

2. Грузовой и пассажирский транспорт

Тема:  «Машины»

Цель: создание условий для развития умения   создавать сначала плоскую модель будущего сооружения, а затем объёмную.  

Февраль

1.Детский сад. Профессии.

2.Профессия швея..

3.Профессии на стройке.

4.Наша армия..

1. Детский сад. Профессии.

Тема: «Дети гуляют зимой на участке»

Цель: создание условий для   развития умений изображать несложный сюжет.

 

3.Профессии на стройке.

Тема: «Машины на стройке»

Цель: создание условий для   закрепления умения передавать пропорции и характерные детали. 

2. Профессия швея.

Тема: «Все работы хороши – выбирай на вкус»

Цель: создание условий для   умения задумывать содержание изображения, использовать разнообразные приёмы лепки.

4. Наша армия.

Тема: «Танк»

Цель: создание условий для   закрепления у детей навыков лепки танка; упражнять в применении разнообразных способов лепки.

1Детский сад. Профессии.

Тема: «Варим борщ»

Цель: создание условий для умения аккуратно вырезывать и наклеивать.

3.Профессии на стройке.

Тема: «Строим дом»

Цель: создание условий для   проявления у детей положительных эмоций при восприятии знакомого литературного произведения; наклеивание с соблюдением последовательности действий.

2. Профессия швея.

Тема: «Панно»

Цель: создание условий для развития умения   в процессе работы сочетать в композицию различные природные материалы.

4. Наша армия.

Тема: «Вагон»

Цель: создание условий для развития умения детей обклеивать готовые коробки цветной бумагой, предварительно сделав выкройку.

Март

1.Весна. Приметы весны.

2.Мамин праздник.

3.Комнатные растения.

4.Рыбы.

5.Наш посёлок.

1. Весна. Приметы весны.

 Тема: «Весенние веточки»

Цель:  создание условий для   умения рисовать веточки с натуры передавая их характерные особенности.

 

3. Комнатные растения.

Тема: « Встретить можно их везде - и на клумбе, и в горшке»

Цель: создание условий для умения детьми рисования комнатного растения в определённой последовательности.

5.  Наш посёлок.

Тема: «На моей улице»

Цель: создание условий для  умения изображать контуры многоэтажных и одноэтажных домов, создавать городской пейзаж.

2. Мамин праздник.

 Тема: «Ваза с цветами»

Цель: создание условий для   закрепления умений детей использовать налеп.

4. Рыбы.

Тема: «Золотая рыбка»

Цель: создание условий для   закрепления умения детьми наносить пластилин на поверхность.

1.Весна. Приметы весны.

Тема: «Нежные подснежники»

Цель: создание условий для формирования детьми   композиционных умений; Совершенствовать аппликационную технику – составлять цветок из отдельных элементов.

3.Комнатные растения.

Тема: «Цветы в горшке»

Цель: создание условий для   выполнения аппликационной работы.

5.Наш посёлок.

Тема: «Улицы моего поселка»

Цель: создание условий для закрепления знаний у детей о геометрических фигурах, упражнять в умении вырезывать по косой, по кругу.

2. Мамин праздник.

Тема: «Подарок для мамы»

Цель: создание условий для закрепления умения вырезать детали из геометрических фигур разной величины.

4. Рыбы.

Тема: «Золотая рыбка»

Цель: создание условий для развития умения  делать поделку из куриного яйца.

Апрель

1.Сельскохозяйственные работы.

2.Космос

3.Хлеб.

4.Почта.

1. Сельскохозяйственные работы.

Тема: «Работа в огороде и в саду»

Цель: создание условий для   умения детьми задумывать содержание своего рисунка в определённой цветовой гамме.

 

3. Хлеб.

Тема: «Хлеб в корзине»

Цель: создание условий для   закрепления умений детей передавать в рисунке характерные особенности хлебобулочных изделий.

 

2. Космос.

Тема: «Ракета»

Цель: создание условий для закрепления умения  детей намазывать пластилин на основу, прижимая пальцами.

4. Почта.

Тема: «Почтовая машина»

Цель: создание условий для  закрепления умений детьми лепить из целого куска.

1. Сельскохозяйственные работы.

Тема: «Машины везут урожай с полей»

Цель: создание условий для   умения детьми составлять несложный сюжет (вырезать и наклеивать машины из частей, дорисовывать карандашами овощи и фрукты)

3. Хлеб.

Тема: «Чудесный колосок»

Цель:  создание условий для  закрепления навыков вырезывания, аккуратного наклеивания.

2.Космос.

Тема: «Ракета»

Цель: способствовать развитию интереса к работе с бросовым материалом.

4.Почта.

Тема: «Кораблик»

Цель: создание условий для развития умения   мастерить игрушки из бумаги.

Май

1.Лето. Насекомые

2.Полевые цветы

3.Мониторинг.

4.Мониторинг

1.Лето. Насекомые

Тема: «Насекомые на полянке»

Цель: создание условий для   развития у детей умения изображать насекомых разными способами.

3. Мониторинг

2. Полевые цветы

Тема: «Мать и мачеха»

Цель: создание условий для   закрепления умений детей использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию.

4. Мониторинг

1.Лето. Насекомые

Тема: «Бабочки красавицы»

Цель: создание условий для умения детьми вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам.

3.Мониторинг

2. Полевые цветы

Тема: «Пчелки»

Цель: создание условий для   закрепления умения детьми создавать знакомые образы при помощи природного материала.

4.Мониторинг

Комплексно-тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие»  (познавательно-исследовательская деятельность).

Месяц

Тема недели

Тема НОД

Цель

Сентябрь

1,2. Мониторинг

3.Детский сад

«Наш участок»

Цель: создание условий для   формирования представлений детей об особенностях осеннего участка; наблюдений за кустарниками, растущими на участке; выкладыванию узоров на песке из осенних листьев.

«Праздник цветов»

Цель: создание ситуации для закрепления знаний  о садовых  и полевых цветах. находить сходство и различие цветов по цвету, форме, запаху; объединить цветы в единую композицию.

4. Я и мои друзья

«Полочка умных книг»

Цель: создание условий для формирования представлений о познавательной литературе; помочь детям раскрыть книгу как источник, помогающий получать необходимые знания.

«Песок и его свойства»

Цель: создание условий для ознакомления детей со свойством песка сухого и мокрого; способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Октябрь

1.Осень

«Деревья и кустарники»

Цель: создание ситуации для закрепления знаний детей о приметах осени, вспомнить пословицы и поговорки, знакомить с особенностями внешнего вида и названием деревьев; упражнять в различении деревьев по внешним признакам; воспитывать любовь к родной природе, учить понимать закономерность явлений природы.

«Летающие семена»

Цель: создание условий для ознакомления детей с ролью ветра в жизни растений

2.Огород. Овощи.

 «Овощи на нашем столе»

Цель: создание условий для закрепления знаний у детей о втором месяце осени, об овощах, способах их использования, значения для здоровья людей; формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру.

«Приготовление сока из моркови и свеклы»

Цель: создание условий для умения делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем; стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов.

3.Сад, фрукты

«Фрукты на нашем столе»

Цель: создание условий для закрепления знаний у детей о фруктах, способах их использования, значения для здоровья людей.

«Приготовление пюре из яблок»

Цель: создание условий для умения приготовления пюре из яблок, в процессе эксперимента дать знания детям о пользе яблок.

4.Лес. Грибы, ягоды.

 «Грибы»

Цель: создание условий для продолжения знакомства детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных  и несъедобных; рассказать о полезных свойствах, несъедобные грибы опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных; служат домом для насекомых.

«Знакомство со свойствами воздуха»

Цель: создание условий для знакомства детей со свойствами воздуха, ролью в жизни человека, растений, животных; опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.

Ноябрь

Одежда

 

«Дизайнеры одежды»

Цель: создание условий для     формирования у детей представлений о том, кто и как создает одежду.

«Свойства природных материалов»

Цель: создание условий для формирования у детей в процессе эксперимента знаний о свойствах природного материала (семена, плоды), назначении.

 Обувь

«Обувь»

Цель: создание условий для ознакомления с историей создания обуви; научить различать и называть существенные детали обуви, классифицировать обувь, группировать по определенному признаку.

«Термометр и температура»

Цель: создание условий для  ознакомления  детей с термометром и понятием температура; определить, как температура влияет на жизнь и рост растений, человека.

Игрушки

«Семья»

Цель: создание условий для формирования представлений о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

«Сохрани свое здоровье»

Цель: создание условий для формирования самостоятельно следить за своим здоровьем, уметь оказывать себе элементарную помощь, прививать любовь к физическим упражнениям.

Посуда

«Посуда»

Цель: создание условий для уточнения и расширения представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых он состоит, материалах из которых она сделана; формировать понятия: чайная, столовая, кухонная.

«Подушка из пены»

Цель: создание условий для развития у детей представления о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

Декабрь

Зима

 

«Зима»

Цель: создание условий для   уточнения и расширения знаний о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, ветер холодный, деревья, трава под снегом живые, но не растут, спят); обобщать представления детей о зиме, закрепить зимние месяца.

«Замерзшая вода»

Цель: создание условий для уточнения и расширения знаний о том, что лед — твердое вещество, плавает,   тает, состоит из воды.        

Зимующие птицы

«Наши пернатые друзья»

Цель: создание условий для расширения представлений у детей о зимующих птицах; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки; закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц; воспитывать интерес, и бережное отношение к пернатым

«Как устроены перья птиц»

Цель:  создание условий для ознакомления детей о строении пера птиц, способности намокать или не пропускать воду, холод.

Домашние животные зимой

«Животные - наши помощники»

Цель: создание условий для расширения знаний о домашних животных – где живут, чем питаются; прививать любовь домашним животным.

«Знакомство с трудом животновода»

Цель: создание условий для ознакомления детей с   трудом животноводов: пастух, доярка, ветеринар, зоотехник и значимости их труда; закрепить название домашних животных и их детенышей, их назначении и пользе для человека; воспитывать любознательность.

Дикие животные зимой.

«Дикие животные»

Цель: создание условий для ознакомления с интересными фактами из жизни диких животных; воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

«Маскировка диких животных»

Цель: создание условий для ознакомления детей о маскировки животных для сохранения жизни: изменение окраса шерсти, цвет окраса в зависимости от среды обитания

Новый год

«Безопасное поведение зимой. Новый год».

Цель: создание условий для формирования положительного отношения к семейным и общественным праздникам; знакомить с традициями празднования Нового года в нашей стране; познакомить с правилами безопасного поведения в праздничные дни.

«Часы и время»

Цель:  создание условий для ознакомления детей с  разнообразием часов; применение часов; работа с  песочными  часами.

Январь

Мебель

«Мебель»

Цель: создание условий для ознакомления детей с трудом столяра и инструментами, необходимых ему для работы (рубанок, долото, дрель, молоток, стамеска); воспитывать интерес к предметам окружающей нас обстановки, оценивать удобство и функциональность вещей.

«Свойства дерева, уголь».

Цель: создание условий  для умения видеть различие в строении, внешнем виде и сходстве назначения дерева и угля в жизни человека.

Техника - наша помощница

«Опасность вокруг нас»

Цель: создание условий  для уточнения знания о различных видах бытовой техники, техники в окружающей жизни;

познакомить с предметами, облегчающими труд человека в быту, обратить внимание детей на то, что вещи служат человеку, и он должен к ним бережно относиться; акцентировать внимание

детей на том, что именно человек создал технику, он её совершенствует и преобразует; закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

«Вода на земле»

Цель: создание условий для формирования у детей знаний о значении воды в жизни человека, что вода – источник жизни; познакомить детей с различными источниками воды и их обитателями (лужа, ручеек, пруд, река, море, океан).

Профессии на транспорте

«Знакомство с классификацией транспорта»

Цель: создание условий для развития умения сравнивать различные виды транспорта, находить различия и общее по их признакам: место передвижения; классифицировать транспорт: наземный, водный, воздушный; уточнить представление о грузовом и пассажирском транспорте.

«Заводные машины»

Цель: создание условий для закрепления знаний частей машин; моделировать машину из геометрических фигур.

Февраль

Детский сад. Профессии.

 

«Детский сад – моя вторая семья»

Цель: создание условий для расширения и уточнения представлений детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда.

«Цветной песок»

Цель: создание условий для ознакомления детей со способом изготовления цветного песка (перемешав  с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

Профессия швея.

«Наряды куклы Тани».

Цель: создание условий для ознакомления детей с разными видами тканей; побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.

«Мир ткани»

Цель: создание условий для умения детьми различать и называть некоторые ткани: ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж; сравнивать ткани по свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделия

Профессии на стройке.

«Профессии на стройке»

Цель: создание условий для уточнения знаний детей о строительных профессиях, познакомить их с обобщающим словом строитель, умения группировать, объединять профессии людей по общему признаку.

Наша армия.

«День защитника отечества»

Цель: создание условий для воспитания у детей патриотического чувства к Родине; уважение и любовь к воинам- защитникам Отечества; формировать интерес к различным родам войск, дать знания детям о Российской армии, уточнить их представление о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов

«Мы – фокусники».

Цель: создание условий для ознакомления детей с  магнитом  и его свойствами; выявить материалы, которые взаимодействуют с магнитом.

Март

Весна. Приметы весны.

 

«Какие краски у Весны»

Цель: создание условий для   формирования   представлений у детей     о времени года «весна», учить сравнивать времена года, отмечать характерные признаки, развивать цветовое восприятие: осень – желтая, зима – белая, весна – зеленая, лето – красное

«Волшебные лучики – радуга».

Цель: создание условий для ознакомления  детей со свойством солнечного луча при прохождении сквозь призму, отражении света.

Мамин праздник..

«Международный женский день»

Цель: создание условий для закрепления знаний о труде мамы дома и на работе; воспитывать чувство любви, уважения и заботы о женщинах; расширить представление о профессиях.

«Радуга»

Цель: создание условий для ознакомления детей с радугой как природным явлением; воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Комнатные растения.

«Мир комнатных растений»

Цель:  создание условий для умения детьми сравнивать растения, находить сходства и различия во внешних признаках;  дать представление о размножении комнатных растений, учить последовательности во время посадки;  формировать навыки ухода за комнатными растениями. закрепить знания детей о комнатных растениях, условиях, необходимых для их роста;  

«Потребность растений в воде»

Цель: создание условий для формирования представления детей о важности воды для жизни и роста растений; учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения

Рыбы

«Рыбы»

Цель: создание условий для формирования умения узнавать рыб по отдельным частям, выделять признаки различия и сходства между ними;

выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни именно в водной среде.

«Веселые кораблики»

Цель: создание условий для умения детьми отмечать различные свойства предметов; развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Наш поселок

«Моя малая Родина»

Цель: создание условий для закрепления знаний у детей о родном поселке: название, основные достопримечательности; закрепить знания детей о названии страны, ее столицы, природе; воспитывать интерес к истории родного поселка.

«Государственные символы России».

Цель: создание условий для ознакомления детей с государственными символами России – герб, гимн, флаг; понимать, что государственные символы призваны объединять  жителей одной страны; расширять знания о Москве – столице России, ее достопримечательностях и памятных местах; воспитывать интерес к изучению истории Москвы, гордость за  Россию.

Апрель

Сельскохозяйственные работы

 

«Труд людей весной»

Цель: создание условий для расширения  представлений о необходимости и значении труда взрослых людей; формированию представлений о труде людей весной на селе.

«Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель: создание условий для формирования у детей познавательного интереса, развития наблюдательности, мыслительной деятельности; умения опытным путем выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий.

Космос

«День космонавтики»

Цель: создание условий для расширения представлений детей о космических полетах, ознакомления детей с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики; закрепления знаний детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин.

«На орбите»

Цель: создание условий для умения детьми через опыты  делать выводы о том, что удерживает спутник на орбите.

Хлеб

«Хлеб – всему голова»

Цель: создание условий для закрепления знаний у детей о долгом пути хлеба от поля до стола; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий, воспитывать уважение  к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

«Свет и тень»

Цель: создание условий для умения определять с помощью опыта о, какие предметы излучают свет, какие особенности имеет свет. Что было бы, если бы  его не было.

Почта

«Почта»

Цель: создание условий для закрепления  знаний детей о работе почты; о работе почтальона; дать детям знания о том, что по почте можно отправить не только письма, но и посылки; познакомить детей с работой приемщицы посылок, принимает посылку, взвешивает, запечатывает, выписывает квитанции, выдает посылки.

«Коллекционер бумаги».

Цель: создание условий для расширения представлений у детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умения определять предмет по признакам материалов.

Май

День Победы

«9 мая – День Победы»

Цель: создание условий для закрепления знаний детей о том, что 9 мая – День Победы; ознакомления с тем,  что страну защищали не только армия, но и партизаны, среди которых были и дети; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

«Смена дня и ночи»

Цель: создание условий для ознакомления детей со сменой дня и ночи на планете.

Насекомые.

«Насекомые»

Цель: создание условий для ознакомления детей с миром насекомых, развивития умения обобщать насекомых по существенным признакам; воспитания интереса к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Комплексно-тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений

Месяц

Лексическая тема

Цель

СЕНТЯБРЬ

«Квадрат»

Цель: создание условий для формирования умения составлять квадрат из счетных палочек; упражнять в счете в пределах 5;учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать направление движения словами: «слева». «справа». «сверху». «внизу»

 «Сравнение предметов по длине»

Цель: создание условий для формирования умения детей сравнивать предметы по длине путём складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5; учить увеличивать число на одну единицу.

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

 

 

«Осень»

Цель: создание условий для формирования навыков количественного и порядкового счета в пределах 10; умении пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже), навыка ориентировки на плоскости.

  «Огород. Овощи»

Цель: создание условий для формирования навыков количественного и порядкового счета в пределах 10; представления о геометрической фигуре – цилиндр; временных представлений (времена года)

 «Сад. Фрукты»

Цель: создание условий для формирования представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое большего его части; навыка сравнения предметов по высоте на глаз.

 «Лес, грибы, ягоды».

Цель:  создание условий для умения детьми классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счете в пределах 6; способствовать умению определять длину предмета на глаз.

 «Одежда»

Цель:  создание условий для подготовки к формированию представлений об арифметических действиях; навыка сравнения двух предметов по величине (ширине, длине) способами наложения и приложения, умения пользоваться сравнительными прилагательными (шире, уже, длиннее, короче).

 «Обувь»

Цель: создание условий для   формирования умения считать парами, навыков количественного счета в пределах 1; навыка сравнения предметов по толщине визуально, умения пользоваться прилагательными (толстый, тонкий, толще, тоньше).

«Игрушки»

Цель: создание условий для   совершенствования навыков сравнения и  уравнивания множеств; ознакомления с нулем как цифрой, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих счету; ознакомления с составом числа (2, 3, 4), соотнесение числа и цифры.

 «Посуда»

Цель: создание условий закрепления знаний о нуле как о цифре, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих счету; ознакомления с составом числа (3, 4, 5), соотнесение числа и цифры.

ДЕКАБРЬ

 

 

 «Зима. Зимующие птицы»

Цель: создание условий для совершенствования навыков сравнения и  уравнивания множеств; закрепления навыка отсчитывания заданного количества предметов из большего количества. Закрепления знаний о нуле.

 «Домашние животные зимой»

        

Цель: создание условий для   совершенствования умения соотносить цифру и обозначаемое ею количество предметов, узнавать и различать геометрические фигуры; ознакомления с новой геометрической фигурой (полукругом).

 «Дикие животные зимой»

Цель:  создание условий для закрепления навыка счета парами; совершенствование  умения сравнивать рядом стоящие числа с использованием зрительной опоры; закрепления представлений о времени года(дни недели).

 «Новый год»

Цель: создание условий для   совершенствования умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов, умения определять форму предметов. Знакомства с новой геометрической фигурой – конусом. Совершенствования навыков ориентировки на плоскости.

ЯНВАРЬ

 

 «Мебель»

Цель: создание условий для   закрепления навыков количественного счета в пределах 10; совершенствование навыков ориентировки на плоскости.

 «Транспорт»

Цель: создание условий для   закрепления навыка отсчитывания заданного количества предметов из большего  количества. Ознакомления с составом числа 6

«Неделя»

Цель:  создание условий для ознакомления   детей с названиями дней недели; закреплять знание названий частей суток (утро, вечер, день, ночь); упражнять в измерении предмета, умении показывать часть, целое.

 «Детский сад. Профессии»

 

Цель: создание условий закрепления представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета; совершенствования навыков сравнения и уравнивания множеств.

ФЕВРАЛЬ

 

 

 

«Профессии. Швея»

Цель: создание условий для   закрепления знаний о составе числа 6; совершенствования умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур.

  «Профессии на стройке»

Цель:  создание условий для совершенствования умения сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой), умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур.

 «Наша Армия»

Цель: создание условий для формирования навыка сравнения предметов по величине (высоте, ширине) и раскладывания их по порядку возрастания.

МАРТ

 

 «Весна»

Цель: создание условий для   ознакомления с операцией удаления части и множества; подготовки к усвоению сущности арифметического действия вычитания.

«Комнатные растения»

Цель: создание условий для   закрепления знаний о составе числа (5, 6); ознакомления с операцией удаления части из множества; совершенствования навыка присчитывания по одному до заданного числа.

 «Рыбы»

Цель: создание условий для подготовки к пониманию сущности арифметического действия сложения; совершенствования навыков ориентировки в пространстве.

 «Наш поселок»

Цель: создание условий для упражнения детей в измерении жидкости с помощью условной мерки, продолжать упражнять в различении и назывании геометрических фигур; учить увеличивать и уменьшать число на единицу.

 «Сельскохозяйственные работы»

Цель: создание условий для закрепления умения сравнивать предметы по величине: обозначать результат сравнения словами (выше, ниже); увеличивать и уменьшать число на единицу; конструировать фигуру из счетных палочек.

АПРЕЛЬ

 

 

 «Космос»

Цель: создание условий для   формирования умения  ориентировке на листе бумаги; способствовать умению задавать вопросы, используя слова (сколько, слева, справа, внизу, вверху); упражнять в счете в пределах 10; в назывании последовательности дней недели; познакомить с названием следующего месяца.

 «Хлеб»

Цель: создание условий для   формирования умения детей ориентироваться на ограниченной плоскости, пользоваться словами «слева», «справа», «вверху», «внизу»,«между»; упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки (размах пальцев, ступня, шаг); употреблять слова «ближе".

«Почта»  

Цель: создание условий для формирования умения детей в измерении протяженности с помощью условной мерки, в прямом и обратном счете; сравнивать предметы путем наложения, приложения.

  «Геометрические фигуры»

Цель: создание условий для   развития умения   детей составлять фигуры из счетных палочек; упражнять в счете в пределах 10, в классификации предметов по разным признакам.

МАЙ

 

 «Лето»

Цель: создание условий для закрепления умений ориентироваться на листе бумаги; задавать вопросы, используя слова «слева», «справа», «между», под»; упражнять в счете в пределах 10, умении называть «соседей» чисел.  

 «Полевые цветы»

Цель: создание условий для развития умения   детей  делить квадрат на 4 равные части путем складывания по диагонали; показывать одну четвертую, составлять предмет из 4 равнобедренных треугольников, ориентироваться в пространстве.

 «Повторение»

Цель: создание условий  для формирования умения детей измерять длину с помощью условной мерки; находить сходство между предметами; упражнять в счете.

Мониторинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...