Совершенствование методической работы с начинающими педагогами ДОУ
статья

Григорьева Светлана Михайловна

Данный материал содержит описание методической работы старшеего воспитателя в ДОУ с начинающими педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_opisanie.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

         В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения малоопытного педагога в образовательную среду дошкольного учреждения. В детские сады неохотно приходят молодые специалисты, им требуется немало времени на вхождение в профессию.

  Нередко у начинающего педагога при наличии теоретических знаний отсутствуют практические умения. Новичок на новом месте работы сталкивается с большим количеством трудностей.

    Данный опыт работы раскрывает специально организованную работу по адаптации с такими педагогами, может способствовать снятию проблем, возникающих в начале работы и облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь учреждения. Чем комфортнее будет каждому из таких специалистов на рабочем месте, тем быстрее будет развиваться его педагогическое мастерство.

   Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, в детском саду работают и мастера педагогического труда, и молодые, неопытные педагоги. И в этой связи возникает объективная потребность в организации разноуровневой, дифференцированной методической работы в учреждении с учетом специфики базового образования, индивидуальных особенностей, уровня профессиональных потребностей педагога, наличия у него практического опыта работы с детьми.

    Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

  • трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;
  • профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;
  • в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Выполнению перечисленных выше условий, позволяющих адаптироваться начинающим педагогам, во многом способствует организация «Школы молодого воспитателя», в деятельности, которого ведущая роль отводится мне как старшему воспитателю ДОУ.

Школа выполняет следующие цели и задачи:

Цель: создание условий для повышения профессиональных компетенций начинающего педагога.

Задачи:

  1. Содействовать начинающему педагогу в приобретении знаний и умений, необходимых в образовательной деятельности.
  2. Оказать консультативную помощь начинающему педагогу по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста
  3. Разработать организационно – методические рекомендации по оптимизации образовательного процесса, условий обучения и воспитания детей.

В «Школу молодого воспитателя» входят начинающие воспитатели и более опытные педагоги – наставники.

Занятия «Школы молодого воспитателя» планируются 1 раза в месяц. Их содержание включает теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ. Перед составлением плана работы «Школы молодого воспитателя» проводятся анкетирования среди начинающих педагогов (см.план Приложение 1), чтобы определить темы занятий с учетом выявленных проблем. К проведению теоретического блока целесообразно привлекать специалистов образования, медицины и психологии; практического блока – высококвалифицированных педагогов, имеющих успешный профессиональный опыт работы - наставников.

В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов обращаю внимание на выполнение задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой. С учетом возникающих затруднений – вношу в план работы «Школы молодого воспитателя» необходимые коррективы.

 Школа молодого воспитателя является, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития начинающих педподготовки: 8 –имеют высшее образование, но не дошкольное, 4 – среднее профессиональное, но не дошкольное. Все педагоги прошли профессиональную переподготовку и имеют стаж работы в ДОУ до 3-х лет.   

     Также в годовом плане отражаются такие мероприятия с начинающими педагогами, как посещение открытых занятий у педагогов с опытом работы, мастер-классы, консультации по самообразованию, индивидуальные консультации.

Разнообразные формы работы с начинающими воспитателями способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости:

-обучение на рабочем месте;

-участие в работе методических объединений;

-самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;

- обучение на курсах повышения квалификации;

-методическое сопровождение деятельности молодых специалистов.      Разнообразные формы методической работы. Наряду с традиционными, оправданными практикой формами, такие как семинары, консультации, практикумы, открытые занятия используются и альтернативные – психолого-педагогические тренинги, деловые игры, смотр-конкурсы, решение педагогических ситуаций.

Данные формы преследуют цель – помочь начинающим воспитателям в повышении их профессиональной компетентности в вопросах методики организации учебно-воспитательного процесса.

В практике детского сада широко используем такую форму методической работы как открытые просмотры. Молодые воспитатели также привлекаются к открытым показам.

Значительная роль в повышении профессионального мастерства воспитателей отводится самообразованию. Недостаток знаний по дошкольной педагогике, отсутствие практических умений заставляет начинающих воспитателей заняться самообразованием. На основе выявленных проблем каждый воспитатель определяет для себя тему, над которой будет работать, и составляет план, включающий изучение литературы, передового опыта, перечень практических мероприятий (создание предметно-развивающей среды, пособий, картотек, папок-передвижек и т.д.). Для анализа процесса самообразования составлена памятка (см.план приложение 2) Результатом работы по самообразованию может быть обобщенный опыт деятельности педагога, который будет основанием для повышения квалификационной категории.

Планирование и организация обучения проводятся по результатам изучения потребностей педагогов в ходе собеседования, наблюдения за педагогической деятельностью. Начинающий воспитатель направляется в группу, где работает опытный воспитатель, который может на личном примере продемонстрировать методически правильное проведение занятия, прогулки, любого режимного момента, дать необходимые советы, рекомендации, консультации, ответить на возникающие вопросы. Стараемся за каждым молодым педагогом закрепить опытного наставника, который выполняет те же функции.

        Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет начинающему воспитателю получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. При этом используются разнообразные формы взаимодействия друг с другом, например, совместное планирование будущего рабочего дня и подведение итогов предыдущего. Помощь наставника при составлении подробного конспекта занятий помогает выбрать оптимальные методы и приемы, которые будут наиболее приемлемы на конкретном занятии. При возникновении конфликтных ситуаций предлагаются различные варианты их решения. Самое главное – начинающий воспитатель может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы.

      При поддержке наставника педагог начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать, как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей. Главное – активная позиция начинающего педагога.

     Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и администрации ДОУ. Начинающий воспитатель получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и развивает способности, а также собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него со всем коллективом. Наставник развивает свои деловые качества, повышает профессиональный уровень в процессе взаимообучения.

Как старший воспитатель, особое внимание я уделяю пополнению багажа теоретических знаний начинающих воспитателей, развитию навыков практического применения полученных знаний. Это обусловлено тем, что в последнее время в детский сад приходит много выпускников непедагогических средних специальных и высших учебных заведений. Недостаток знаний по дошкольной педагогике, отсутствие практических умений заставляет новичка заняться самообразованием. Подбираю необходимую для изучения методическую литературу, знакомлю с методическим кабинетом дошкольного учреждения, помогаю выбрать тему для самообразования.

Сегодня уже можно говорить о результатах нашей работы в выбранном направлении:

• в ДОУ создана система работы с начинающими воспитателями, которая объединяет деятельность молодых педагогов, опытных наставников, узких специалистов, администрации;

• в ДОУ применяются эффективные формы и методы работы с начинающими воспитателями, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;

• начинающие воспитатели ведут работу по самообразованию, что позволяет им пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;

• у начинающих воспитателей сформирована потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;

• закрепление за начинающими воспитателями педагога-наставника обеспечивает необходимую помощь и поддержку на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию;

    Таким образом, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.

    Также хочется отметить, что за время работы старшим воспитателем с 2019 года, в нашем ДОУ педагоги постоянно проходят курсы повышения квалификации, периодически выступают на заседаниях районного, городского и всероссийского уровня. Воспитатель Осипова Е.Г. имеет свидетельство о занесении на Молодежную Доску почета «Молодость, творчество, профессионализм…» Кировского района города Новосибирска.  Кроме того, 8 педагогов получили первую квалификационную категорию (воспитатели: Бокслер Е.А, Лагунова С.В., Осипова Е.Г., Федотова Л.П., Никитина И.Э., Бобкова Е.А., Сивири Е.В., учитель-логопед Верхотурова Е.А.) и один педагог получил высшую квалификационную категорию – Барабанова Е.Б.

 https://ds346nsk.edusite.ru/ 

Приложение №1

Анкета молодого специалиста

1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?

2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?

8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

  • новизна деятельности;
  • условия работы;
  • возможность экспериментирования;
  • пример и влияние коллег и руководителя;
  • организация труда;
  • доверие;
  • возможность профессионального роста.

9. Что Вам хотелось бы изменить?

Приложение 2

Для анализа процесса самообразования составлена памятка

1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования.

2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Какая литература изучалась.

3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.).

4. Творческое сотрудничество (с педагогом, ученым, методистом).

5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы

Приложение 3

Дискуссия «Трудная ситуация на занятиях и ваш выход из неё»

1. При проведении, каких видов занятий вы испытываете трудности?

  • Познавательное развитие
  • Изобразительная деятельность
  • Обучение грамоте
  • Развитие элементарных математических представлений

2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?

  • Материальные условия
  • Большое количество детей в группе
  • Недостаточная методическая помощь со стороны руководства
  • Недостаток педагогического опыта
  • Нехватка методической литературы

3. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности дошкольников?

  • На занятиях
  • В игровой деятельности
  • В труде
  • В художественной деятельности

5. Оцените, пожалуйста, по 10 – бальной системе, в какой степени у вас сформированы диагностические умения:

  • Умения изучать и развивать способности своих воспитанников
  • Умение диагностировать волевое развитие ребенка
  • Умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение
  • Умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка
  • Знание особенностей  эмоционального развития дошкольника и умение его изучать

6. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?

 7. В какой методической помощи вы нуждаетесь?

  • В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам
  • В методических консультациях по отдельным разделам

Анкета изучения затруднений педагога ДОУ

в организации современного качества образования

(самодиагностика педагога дошкольного образования)

Содержание вопроса

Варианты ответа

Знание анатомо-физиологических и  психологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения

Владение педагогической диагностикой

Выбор типа занятия и темпа его проведения

Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения  воспитанниками полученных знаний и умений)

Умение планировать учебно-воспитательный процесс

Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения

Использование методов, направленных на развитие воспитанников

Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению

Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников

Использование здоровьесберегающих технологий

Обеспечение благоприятных условий в группе:

-гигиенических;

-эстетических

Обеспечение действенного воспитательного влияния на занятии результатов обучения, воспитания и развития воспитанников

Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социум

Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения воспитания и развития воспитанников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по работе с начинающими педагогами в ДОУ

Программа психологического содействия эффективной адаптации к дошкольному учреждению  «Начинающий воспитатель» МДОУ № 50 «Алёнушка»  предназначена для педагогов стаж работы которых в д...

Пути совершенствования методической работы в школе.(презентация и выступление)

На протяжении своего трудового пути педагог не только обучает и воспитывает детей, но и сам учиться, развивается, совершенствуется... А современное состояние системы образования требует развитие педаг...

Методические рекомендации для начинающих педагогов «Приёмы привлечения и удержания внимания детей на занятии»

В докладе дано определение внимания, понятие о его свойствах и видах, освещены приемы управления вниманием на занятии. Имеется презентация.В конце доклада педагоги получают раздаточные материалы:...

План работы с начинающим педагогом

Содержит планы мероприятий с педагогом...

"Организация работы с начинающими педагогами в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"

Материал предназначен для работы с начинающими педагогами в дошкольных образовательных организациях....

Организация методической работы с начинающими педагогами ДОУ

Вопрос организации работы с начинающими педагогами является актуальным для нашего детского сада. Так, ежегодный количественный и качественный анализ состава педагогического коллектива свидетельствует ...

План работы школы начинающего педагога

План работы школы начинающего педагога...