Организация методической работы с начинающими педагогами ДОУ
консультация

Ольга Алексеевна Краева

Вопрос организации работы с начинающими педагогами является актуальным для нашего детского сада. Так, ежегодный количественный и качественный анализ состава педагогического коллектива свидетельствует о том, что качественные характеристики коллектива в течении последних пяти лет остаются примерно одинаковыми: 70% педагогов — это опытные, квалифицированные воспитатели с большим стажем практической работы в детском саду и 30% — начинающие  воспитатели, с малым стажем педагогической работы. Следовательно, методическую работу в этой стезе можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_nach.pedagogom.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Краева Ольга Алексеевна

старший воспитатель

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 33 «Земляничка»

Организация методической работы с начинающими педагогами ДОУ

«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки»

Теодор Рузвельт

         Для эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении необходима высокая профессиональная компетентность педагогов, а особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

        Результаты исследований показывают, что многие начинающие  воспитатели боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни, тем более, на инновации. Чтобы этого не произошло, начинающим  воспитателям нужно целенаправленно помогать, создать в ДОУ необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального роста, возможности проявления творчества, новаторства. Необходимо ориентировать начинающего педагога на применение современных методов и приёмов работы с детьми, на постоянное пополнение своих знаний, постижение секретов воспитания.

Профессиональное становление начинающего педагога пройдет успешно, если:

• этот процесс осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определён в методической работе ДОУ;

• в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;

• материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Актуальность

       Вопрос организации перечисленных выше условий является актуальным и для нашего детского сада. Так, ежегодный количественный и качественный анализ состава педагогического коллектива свидетельствует о том, что качественные характеристики коллектива в течении последних пяти лет остаются примерно одинаковыми: 70% педагогов — это опытные, квалифицированные воспитатели с большим стажем практической работы в детском саду и 30% — начинающие  воспитатели, с малым стажем педагогической работы. Следовательно, методическую работу в этой стезе можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.

Цель методической работы с начинающими педагогами ДОУ

Обеспечение качества образования, через развитие системы непрерывного образования педагогов.

Задачи деятельности

1.Создать в МБДОУ оптимальные условия, необходимые для становления педагогического мастерства специалиста.

2.Помочь педагогу определить собственное направление педагогической деятельности обусловить его целесообразность, целостность, конкретность и научность.

3.Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе педагогической деятельности.

4.Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.

       Прохождение этапа профессионального становления для каждого педагога индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрация нашего дошкольного учреждения к каждому старается подходить дифференцированно.

Согласно существующей в учреждении традиции воспитатели на группах подбираются по принципу компетентной профессиональной поддержки, позволяющему создавать тандемы из опытных и начинающих воспитателей. А самой действенной формой работы с этой категорией педагогов считаем организацию наставничества.

Разработано Положение регламентирующее его работу. В начале года разрабатывается план работы наставник – начинающий педагог.

Направления деятельности «Клуб начинающего педагога ДОУ»

1.Формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе.

2. Самообразования педагогов.

3. Презентация педагогических достижений, самооценка, коррекция.

В организации работы «Клуба начинающего педагога ДОУ» мы ориентируемся на следующие принципы:

  • принцип актуальности, единства теории и практики – практической реализации закона РФ «Об образовании», учёта современного заказа общества на образование, ориентации на социальную значимость ребёнка в современных условиях жизни.
  • принцип научности, который нацелен на соответствие системы повышения квалификации начинающих педагогов современным научным достижениям в самых различных областях.
  • принцип креативности предполагает творческий характер методической работы с начинающими специалистами.
  • принцип создания благоприятных условий работы - моральных, психологических.
  • принцип постоянного самообразования педагогов, оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности.

При составлении годового плана работы «Клуба начинающего педагога ДОУ» необходимо выявить потребность педагогов в получении информации в сфере дошкольной педагогики, психологии и физиологии. Планирование и организация обучения проводятся по результатам изучения потребностей педагогов в ходе собеседования, наблюдения за педагогической деятельностью. Так же с этой целью с каждым вновь пришедшим специалистом проводиться вводное анкетирование, диагностирование профессионального мастерства, на основании которого организуются разнообразные формы работы. Они способствуют повышению его компетентности, развитию у них познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Формы работы организованные в рамках «Клуба начинающих педагогов – ДОУ»

1. Обучение на рабочем месте (открытые просмотры совместной образовательной деятельности, режимных моментов, мероприятий с родителями).

Это позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт.

2.Самообразование (индивидуальный подбор методической литературы, периодических изданий; использование медиатеки ДОУ, Интернет ресурсов; подготовка консультаций, рефератов по заинтересовавшей теме).

3.Семинары – практикумы помогают выявить уровни развития педагогической компетентности педагогов.

Цель семинара-практикума ориентирована на практический результат. В процессе его подготовки организуется предварительная работа с педагогами: анкетирование педагогов «Что умею, чему хочу научиться», наблюдение за режимными моментами в группах начинающих педагогов, анализ календарно-перспективных планов и предметно-развивающей среды в определённом аспекте. По окончании семинара пополняется художественная, методическая копилка (материал, созданный или специально подобранный участниками семинара: репродукции, слайды, фотографии, схемы, модели и т.д.).

4.Практические занятия: заполнение документации группы, планирование, организация различных форм работы с детьми и родителями.

5.Консультации на темы, вызывающие затруднения у педагогов. В процессе консультаций существует визуальная опора на стендовую и мультимедийную презентации, что повышает качество усвояемого материала.

6. Деловые игры. Они позволяют более полно воспроизводить деятельность педагогов, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, определять механизм их решения.

7. Педагогические викторины, игра «Познавательный ринг "Качели"». Подбираются задания, позволяющие педагогам показать понимание термином, процессов, способов решения учебно-познавательных и профессиональных задач.

8. Презентация творческих проектов.

Представляются отчёты творческих групп по изучению новых педагогических технологий, идей. Мини группы организуются на добровольной основе. Каждый член погружается в тему, делиться информацией с другими участниками. Педагоги посещают режимные моменты, образовательную деятельность друг друга, обсуждают их. Эта форма способствует расширению круга личных и деловых контактов между педагогами, и этот положительный фактор способствует сплочению педагогического коллектива.

9. Тренинги педагогического общения. Способствуют осознанию собственных профессиональных качеств, развитию профессиональных умений, проявлению в групповой работе качества творческой личности.

10. Конкурсы методических разработок, позволяющие презентировать свои наработки.

11.Творческие конкурсы, способствующие раскрытию талантов начинающих педагогов.

12.Выставки продуктов детского творчества, способствующие организации интересных форм работы с воспитанниками и родителями.

Инновационная направленность:

Предлагаемая модель повышает эффективность и качество методической работы с начинающими педагогами в ДОУ, позволят по максимуму привлечь педагогов к участию в методической работе. Реализация данной модели способствует повышению не только профессионального мастерства начинающих педагогов, но и личностному росту каждого из них, раскрытию их творческих возможностей.

Использование в работе данной модели дало следующие результаты:

1. Быстрое адаптирование к работе в детском саду, возможность избежать момента неуверенности в собственных силах.

2.Налаживание успешной коммуникации со всеми участниками педагогического процесса.

3.Молодые воспитатели ведут работу по самообразованию, что позволяет им пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

4.У молодых воспитателей формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс.

5.Предоставляется возможность раскрыть индивидуальности начинающего педагога. Специалисты принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства: «Ярмарка педагогических инноваций», окружной конкурс «Как живёшь, ты молодой учитель», региональный творческий конкурс «Учительская весна»; методических мероприятиях: педагогическая конференция «Педагогический процесс, как культурная деятельность», Конференция (Наумова), «Методические недели» организованные СИПКРО.

Предлагаемый продукт

  • положение «Клуба начинающего педагога ДОУ»;
  • памятки, рекомендации для начинающих специалистов;
  • анкеты, диагностические карты для оценки профессиональных и личностных качеств педагога;
  • схема плана по самообразованию педагога;
  • планы работы «Клуба начинающего педагога – дошкольника»;
  • сценарии, конспекты методических мероприятий;
  • мультимедиа-разработки сопровождения методических мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация методической работы по сопровождению педагогов с семьями воспитанников в дошкольном образовательном учреждении"

Целенаправленная методическая работа с педагогами ДОУ и педагогов с родителями способствует развитию партнерских отношений во взаимодействии семьи и детского сада....

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

"Организация работы с начинающими педагогами в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"

Материал предназначен для работы с начинающими педагогами в дошкольных образовательных организациях....

Методические рекомендации для педагогов "Организация методической работы по самообразованию педагогов дошкольного учреждения"

Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.В современном ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышен...

Совершенствование методической работы с начинающими педагогами ДОУ

Данный материал содержит описание методической работы старшеего воспитателя в ДОУ с начинающими педагогами....

"ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "

Как  сделать профессиональгую адаптацию молодых педагогов в процессе вхождения в образовательную среду успешной....