Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога-психолога МБДОУ Шеморданского детского сада общеразвивающего вида № 3 «Салават купере» Сабинского муниципального района Республики Татарстан Нигматуллиной Ландыш Канифовны
материал

Нигматуллина Ландыш Канифовна

Актуальность темы: в последние десятилетия специалисты отмечают массы детей, которые демонстрируют задержки и искажения психоречевого развития,

несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т.д.  В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности таких детей к обучению и адекватной адаптации к социуму.

    Нейропсихология детского возраста изучает процессы формирования и развития психических функций ребёнка. Современная детская нейропсихология предлагает комплекс средств, направленных на ранее определение причин аномального развития и своевременного принятия мер профилактики.

    Детская нейропсихология занимается нарушением патологий психических и когнитивных процессов (речи, мышления, внимания). Часто эти нарушения провоцируют расстройства эмоциональной сферы личности ребенка. Особенно четко             

могут изъявляться нарушения главного мозга в сенсорной и двигательной сфере. Исследования нейропсихологов свидетельствуют о большом влиянии подкорковых

структур на формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога-психолога  МБДОУ Шеморданского детского сада общеразвивающего вида № 3 «Салават купере» Сабинского муниципального района Республики Татарстан

Нигматуллиной Ландыш Канифовны

на межаттестационный период  2021 - 2026 г.г.

Тема: «Применение методов нейропсихологии в работе педагога-психолога  ДОУ».

Актуальность темы: в последние десятилетия специалисты отмечают массы детей, которые демонстрируют задержки и искажения психоречевого развития,

несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т.д.  В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности таких детей к обучению и адекватной адаптации к социуму.

    Нейропсихология детского возраста изучает процессы формирования и развития психических функций ребёнка. Современная детская нейропсихология предлагает комплекс средств, направленных на ранее определение причин аномального развития и своевременного принятия мер профилактики.

    Детская нейропсихология занимается нарушением патологий психических и когнитивных процессов (речи, мышления, внимания). Часто эти нарушения провоцируют расстройства эмоциональной сферы личности ребенка. Особенно четко              

могут изъявляться нарушения главного мозга в сенсорной и двигательной сфере. Исследования нейропсихологов свидетельствуют о большом влиянии подкорковых

структур на формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы личности.

Цель: Повышение эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологической диагностики и коррекции.

Задачи:

• изучить опыт по теме - нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция развития детей дошкольного возраста;

• познакомиться с основами нейропсихологической коррекции когнитивных

дефицитов у воспитанников ДОО;

• освоить базовые нейропсихологические, телесно-ориентированные, игровые

коррекционные техники.

Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:

1. Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.

2. Подготовлен необходимый нейродиагностический инструментарий по

возрастам.

3. Разработаны и реализованы нейропсихологические занятия с детьми от 3 до 7

лет.

4. Проведены мастер-классы для различных категорий педагогических работников.

5. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.

6. Разработан и практически реализован дидактический материал.

7. Представлены результаты педагогической деятельности на уровне ДОУ, и

района.

Этапы работы.

Реализация программы по самообразованию рассчитана на 5лет.

Период работы

Этапы работы над темой

Содержание деятельности

2021-2023

Теоретический этап.

1.Пройти курсы повышения квалификации;

2. Посещать вебинары разного уровня;

3. Изучение методической литературы по данной теме:

- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.

- Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии», М.: Изд-во Московского университета, 1973 г., с. 292-306.

- Хомская Е.Д. «Нейропсихология», М.: УМК «Психология», 2002 г., с.10 - 80, 302-316.

-  Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973.

- Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста // Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Академия, 2005. — С. 212-258.

2023-2025

Практический этап.

1. Изучение методик диагностического

 нейропсихологического обследования детей:

- Глозман Ж.И., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте», Питер-Юг, 2006 г., 180с.

- Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», учебное Пособие для

высших учебных заведений, М: Изд. центр «Академия, 2002г., 232 с.

- Семаго Я. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.,

2000

- Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования

детей. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997; М.: МГУ, 2001.

2 .Подготовка необходимого нейродиагностического

инструментария по возрастам.

3. Изучение и освоение базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, игровых коррекционных

техник.

4. Составление картотек:

- Упражнения для стабилизации и активации

энергетического потенциала организма;

- Упражнения для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий;

- Игры и упражнения для формирования

навыков внимания и переключения;

- Игры и упражнения для развития

пространственных представлений.

5. Разработка памяток и буклетов для родителей и педагогов:

- Дыхательные упражнения;

- Глазодвигательные упражнения;

- Разработка и реализация занятий с использованием нейропсихологических приемов  для детей от 3 до 7 лет.

6. Разработка дидактического материала по теме самообразования и презентация его на семинарах различного уровня.

2025-2026

Обобщающий этап.

1. Выступление из опыта работы на педагогическом совете по теме самообразования.

2. Показ мероприятий педагогам.

3. Организация выставки пособий, наглядного материала, дидактических игр для педагогов и родителей.

4. Совершенствование использования современных нейропсихологических технологий в воспитательно - образовательном процессе.

5. Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.

6. Публикация методического материала на

образовательных порталах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015-2020г. Демидовой Оксаны Петровны, вос-питателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №13 г.Нижнекамска» муници-паль

Тема инновационной деятельности: Использование технологий развития детского речевого творчества.Цели повышения профессионального уровня:1. Повышение своего профессионального уровня в условиях введения...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015-2020г.г. Денисовой Светланы Владимировны, воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №13»

Тема самообразования: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в контексте ФГОС».Тема инновационной деятельности: Использование технологий развития детского...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015-2020г.г Храмовой Лидии Николаевны, воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №13»

Задачи:1. Создание условий для реализации ФГОС.2. Внедрение (изучение, применение использование, апробирование) современных технологий речевого развития дошкольников (метода проектов, игровых технолог...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога-психолога МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №33» на 2018-2023 уч. годы

Актуальность темыДошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности...