Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы ( из опыта работы)
статья (старшая группа)

Кладкевич Татьяна Валентиновна

Разработка обоснованных методических разработок пополнения словарного запаса дошкольников с помощью проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_attestatsii.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Кладкевич Татьяна Валентиновна

воспитатель

ГБДОУ №25 Красносельского  района

г. Санкт-Петербург

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Дошкольный возраст (возраст 3­6 лет) ­ это время взрыва фантазии и воображения, время практически неисчерпаемых возможностей для развития речевой   активности,   момент,   когда   ещё   возможно   предотвратить формирование различных речевых комплексов.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования   выделяет   в   содержании   программы   речевое   развитие   как отдельное   направление   развития   и   образования   детей,   и   показывает,   что речевое   развитие   включает   владение   речью   как   средством   общения   и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и др.

В   процессе   развития   речи   в     дошкольном   возрасте   возникает противоречие   между   необходимостью   обогащения   словарного   запаса воспитанников   с   помощью   проектной   деятельности   и   недостаточной методической   базой   применения   данной   технологии   к   дошкольному   этапу обучения.   На   основании   выявленного   и   сформулированного   противоречия определяется проблема: разработка обоснованных методических разработок пополнения   словарного   запаса   дошкольников   с   помощью   проектной деятельности, способствующей всестороннему развитию и обогащению речи детей дошкольного возраста.  Актуальность темы исследования обусловливается тем, что овладение родным   языком,   его   словарным   богатством   как   средством   и   способом общения   с   людьми,   является   одним   из   важнейших   приобретений   детей дошкольного   возраста.   В   дошкольном   возрасте   ребенок   очень   активно овладевает необходимым для него запасом слов, умением словесно выражать свою   мысль   обо   всем,   что   его   окружает,   что   входит   в   круг   его   нужд   и интересов. Педагог больше на проектную деятельность склонен, потому что в результате   исследования,   получается   продукт   этого   проекта.  

Реализация проекта начинается с выбора темы.  Овладевая   словарным   богатством   языка,   ребенок   получает   мощное средство общения с людьми, овладевает орудием обмена мыслями, средством познания. Проблема владение языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и   преобразования, что развивать ее необходимо с первых лет жизни.  В  докладе  затронута  проблема   обогащение   словаря   детей,  так  как   в дошкольном возрасте данный вид является ведущим видом деятельности.  Цель:   раскрыть   особенности   применения   проектную   технологии   для развития словаря у детей.

Задачи: • Раскрыть   понятие   проекта   воспитанников в детском саду   как   средство   обогащение   словаря • раскрыть виды проектов в дошкольном учреждении • охарактеризовать   основные   этапы   метода   проектов   в   дошкольном учреждении  • охарактеризовать     проект     в   старшей   группе   по   теме   «В   мире животных» 2.1 Понятие проектная технология, проект В настоящее  время в ДОУ  активно внедряются инновационные технологии.   Одной   из   таких   технологий   является   проектная   деятельность (метод проектов). Проект   (от   лат.рrojectus   –   брошенный   вперёд,   выступающий, выдающийся вперёд) – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени и направленная на достижение заранее определённого результата или   цели.   Результатом   проектной   деятельности   является   создание уникального   продукта,   к   качеству   которого   предъявляются   определённые требования.  Проекты   в   детском   саду   носят,   как   правило,   обучающий   характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно   от   начала   до   конца   создать   собственный   проект.   Поэтому обучение   необходимым   умениям   и   навыкам   является   основной   задачей воспитателей. Проектная   технология   –   технология,   имеющая   начало   и   конец направленная   на   достижение   определенной   цели   или   определенного результата  Основной   целью   проектной   деятельности   в   детском   саду   является развитие   свободной   творческой   личности   ребёнка,   которое   определяется задачами   развития   и   задачами   исследовательской   деятельности   детей   по речевому развитию.  В процессе внедрения проектного метода в ДОУ воспитатель выступает как   организатор   детской   продуктивной   деятельности,   он   источник информации, консультант, эксперт. Проектный метод может проходить через все   виды   детской   деятельности   в   ДОУ:   игру,   чтение   художественной   Он   побуждает литературы,   практико­ориентированной   деятельности.   педагогов   повышать   свой   профессионально­творческий   уровень,   что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса.  

Задачи проекта: ­   Развитие   речи,   мышления,   воображения,   любознательности, обогащение словарного запаса детей. ­  Учить   употреблять   в   речи   правильные   формы   названий   детенышей домашних   животных   щенята,  телята,   жеребенок утенок,  селезенок,   гусенок, индюшонок, котенок, крольчонок ­   Учить   детей   приёмам   лепке,   рисованию   в   изображении   домашних животных. ­закрепление и расширение представлений о домашних животных, ­   Формировать   у   детей   умение   образовывать   форму   множественного числа существительных обозначающих детенышей животных в именительном и винительном падеже (жеребята, котята, щенята  и т.д.) ­ Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Учить отгадывать загадки; ­ Воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним животным.

Задачи к содержанию: ­ Учить детей наблюдать за собакой, кошкой  на участке детского сада и выявлять их особенности и повадки. ­ Развивать элементарные представления о домашних животных. ­ Воспитывать интерес детей к рассматриванию картин, иллюстраций к прочитанному. ­ Формировать навыки составления описательных рассказов. ­ Учить детей правильно воспринимать содержание произведения. ­ Продолжать приучать слушать рассказы, стихотворения, запоминать небольшие по содержанию стихотворения. ­   Поощрять   и   поддерживать   самостоятельные   наблюдения   за домашними животными; ­   Развивать   продуктивную   деятельность   детей,   совершенствовать навыки   и   умения   в   рисовании,   лепке   в   изображении   домашних   животных; развивать творческие способности; ­   Развивать   умение   общаться   со   сверстниками   в   процессе   игровой деятельности; ­   Развивать   познавательную   активность,   мышление,   воображение, коммуникативные навыки; ­   Дать   представления   о   потребностях   животных   для   их   роста   и развития. ­ Познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями их поведения; показать, что жизнь этих животных связана с человеком: он создает им условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. ­ Научить детей правильному общению с домашними животными. ­   Воспитать   бережное   отношение   и   любовь   к   животным,   чувства сопереживания   ко всему   живому,   умение   делать   элементарные   выводы   и умозаключения. ­ Расширять представления у детей о разнообразии домашних питомцев (кошка, собака, аквариумные рыбки, попугай, хомяк). ­   Формирование   и   обогащение   представления   у   детей   об   уходе   за домашними обитателями. Ожидаемые результаты: В результате работы по данной теме: дети усваивают, что домашние животные играют в природе и в жизни человека важную роль. Заключение:

Метод   проектов   актуален   и   очень   эффективен.   Он   дает   ребенку возможность   экспериментировать,   синтезировать   полученные   знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему   успешно   адаптироваться   к   изменившейся   ситуации   дошкольного обучения.   Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня ­ это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять   свое   достойное   место   в   системе   дошкольного   образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения,   обобщения   и   умения   делать   выводы,   творческого   мышления, логики   познания,   пытливости   ума,   совместной   познавательно­ поисковой   и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. Нужно отметить, что из таких методов, как: индивидуальная работа, игровые,   наглядные,   наглядно­действенные   методы,   сотворчество   с   экспериментальная воспитателями, деятельность   и  др..  Дни  открытых   дверей,  досуги,  мастер­классы,    наблюдение, проект по развитию речи в ДОУ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физическое воспитание младших дошкольников: Новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)

laquo;Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы»(из опыта работы воспитателя)...

Физическое воспитание дошкольников: новые приемы и методы работы (из опыта работы инструктора по ФК)

Формирование основ здорового образа жизни - вот главная цель физического воспитания. Для достижения хорошего результата приемы и методы должны постоянно совершенствоваться....

«Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)»

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:1) Расширение словаря ребе...

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя ДОО)

Статья "Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы" (из опыта работы воспитателя ДОО)...

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы

Обогащение словарного запаса является одним из необходимых условий для коммуникативных умений детей....