Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы
консультация (старшая группа)

Обогащение словарного запаса является одним из необходимых условий для коммуникативных умений детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обогащение детского словаря19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Синтенкова Наталья Федоровна,

воспитатель

ГБДОУ ЦРР детский сад №23

Красносельского района города Санкт-Петербурга

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы

Обогащение словарного запаса является одним из необходимых условий для коммуникативных умений детей. Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

1) Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2) Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3) Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Для старшей группы (от 5 до 6 лет) важно обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно). Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

В подготовительной группе (от 6 до 7 лет) воспитателю стоит продолжать работу по обогащению бытово- го, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Можно выделить две группы методов обогащения детского словарного запаса:

1. методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) ;

2. методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает приемы:

  • Непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
  • Опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. 

Для шестилетнего ребенка, в отличие от двухлетнего, уже не нужен непосредственный контакт с предметом, для того чтобы его запомнить. Хуже всего дети усваивают слова, обозначающие отдаленные от них понятия и явления. К примеру, значение слова последователь, вероятнее всего, будет понято таким образом: «человек,  идущий по чьему-то следу. Сыщик? Охотник?».

Также далеко не сразу воспринимаются слова в переносном значении. Чаще всего вызывает удивление и несогласие. Например, «сейчас насыплем муки на глаз и будем замешивать тесто». Услышав такое выражение, скорее всего,  ребенок возразит : «нельзя на глаза, в тарелку надо. Что ты такое говоришь?».

Развить уровень понимания ребенком слов в переносном значении помогают игры с загадками. Проводя аналогии, он учится осознавать, что не всегда описание предмета может в точности совпадать с реальным его изображением. Чтобы эффект от этих игр был наиболее сильным ребенок должен иметь визуальное представление предмета, он должен знать о чем конкретно идет речь. «Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает».  Внешние сходства с уже знакомыми предметами наталкивают ребенка на мысли. Первое, что вспомнит ребенок, это капусту, много же одежек. Потом, прослушав еще раз загадку, он поймет, что от капусты не плачут. И следующий ответ будет уже верным, т.к. ранее он видел, как мама, готовя суп, расплакалась от лука, когда его чистила.

Поэтому, чтобы отгадывать загадки, у детей должны быть какие-либо впечатления из жизни.

Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы. В игре ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: 

- игры с предметами (игрушками, природным материалом), 

- настольно-печатные;

- словесные игры.

Игры с предметами: В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы, выкладывать узоры из разнообразных форм. 


Настольно-печатные игры: Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?»
Запоминание состава, количества и расположения картинок.

Словесные игры: Построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам  и др.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых- расширение лексикона и речевых навыков детей.

- Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки? Ответ детей 5-6 лет: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи.

- Подбор к действию объектов: Кто и что плавает? Кто и что летает? Высказывания детей 6-7 лет: “Летает аэроплан, птица, летчик, жук, муха, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева”.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Развитие речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физическое воспитание младших дошкольников: Новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)

laquo;Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы»(из опыта работы воспитателя)...

Физическое воспитание дошкольников: новые приемы и методы работы (из опыта работы инструктора по ФК)

Формирование основ здорового образа жизни - вот главная цель физического воспитания. Для достижения хорошего результата приемы и методы должны постоянно совершенствоваться....

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы ( из опыта работы)

Разработка обоснованных методических разработок пополнения словарного запаса дошкольников с помощью проектной деятельности....

«Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)»

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:1) Расширение словаря ребе...

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя ДОО)

Статья "Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы" (из опыта работы воспитателя ДОО)...