СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ И РАБОТЫ С «ЖИВОЙ БУМАГОЙ»
план-конспект занятия

Абрамова Альбина Ивановна

СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ И РАБОТЫ С «ЖИВОЙ БУМАГОЙ» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensomotorika.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ И РАБОТЫ С «ЖИВОЙ БУМАГОЙ» Абрамова Альбина Ивановна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 118", г. Чебоксары Чувашской Республики

Быть воспитателем - значит окружить по - матерински лаской, нежностью, заботой и вниманием сразу более 30 малышей, а в ответ получить бурю эмоций и новый заряд позитива. Быть воспитателем - значит иметь терпение, сострадание, быть хорошим психологом, способным вникнуть в сложные взаимоотношения между детьми и их родителями. Я уверена, что каждый ребёнок уникален: в нём живёт и талантливый художник, и неутомимый экспериментатор, и пытливый наблюдатель. Думаю, мне удалось подобрать заветный ключик к каждому детскому сердечку. Важно, что мне они доверяют. Самым любимым занятием детей моей группы являются опыты и эксперименты. В «Центре экспериментирования» находится разнообразный материал: лупы, зеркальца, сосуды с отверстиями (откуда выливается вода), контейнеры (где малыши ищут заблудившихся зверюшек), бросовый материал (шнурочки, ленточки, прищепки, перышки, пробки, липучки, пуговички, семена, зёрнышки), микроскоп «Ева» и многое другое. Здесь же размещены дидактические игры, лего -конструктор, настольный театр, игрушки-шумелки, музыкальные диски, диски со звуками природных явлений, птиц, детскими песенками, нетрадиционный изобразительный материал, бумага разной фактуры и т.д. Согласно ФГОС ДО всё игровое оборудование для разных видов детской деятельности расположено в доступном для детей месте в легко трансформируемых контейнерах и на трансформируемой мебели. Особое внимание уделяю формированию сенсомоторной культуры детей дошкольного возраста и рассматриваю его как основу умственного развития ребёнка, так как считаю, что все другие формы познания (воображение, мышление, запоминание и т. д.) строятся на основе восприятия, являются результатом переработки его образов. Актуальность моей работы по данной теме заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсомоторных умений и навыков детей дошкольного возраста способствует развитию речевой деятельности, интеллектуальных способностей. Экспериментируя, дети больше узнают нового, необычного, интересного, становятся любознательными и самостоятельными. В группе веду планомерную систематическую работу во всех блоках педагогического процесса: • В организованной образовательной деятельности  дети осваивают новые знания, умения и навыки; • в совместной деятельности закрепляем полученные знания, умения и навыки; • в самостоятельной деятельности дошкольники самостоятельно применяют полученные знания, умения и навыки в игре. Так как одним из показателей полноценного развития ребёнка является уровень развития мелкой моторики, использую разнообразные пальчиковые игры, развивающие игры Никитиных, З. А. Михайловой, Монтессори материалы. Особое внимание уделяю работе с «живой бумагой», реализуя долгосрочный творческий проект «Волшебная бумага», разработанный мной. Проект позволяет детям не только познать многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы на основе ассоциаций. Бумага - очень легкодоступный и безопасный материал для детского творчества. Любая работа с ней - вырезание, складывание или плетение - увлекательна и познавательна. Бумага дает ребенку возможность проявить индивидуальность, воплотить свой замысел, ощутить восторг от собственного творения. На начальном этапе детей знакомлю со свойствами бумаги (мягкая, жёсткая, различная по толщине и прочности, матовая, блестящая, гладкая, шершавая, разная по окраске). Проводим различные эксперименты с бумагой разной фактуры: какая из них легче рвётся, мнётся, почему жители «Бумажной страны» боятся воды, дождика и т.д. С бумагой можно действовать по-разному: мять, рвать, резать, клеить и т.д. Но, в то же время, обратить внимание детей на необходимость бережливого использования бумаги. На втором этапе выработала технику скручивания бумаги жгутиками (прямыми движениями между ладонями) и комочками (круговыми движениями между ладонями). Из мягкой цветной бумаги (салфеток, гофрированной бумаги) путём сминания делаем разные по величине шарики и придумываем различные игрушки, поделки: мячик, божья коровка, гусеница, зайчик, грибочек, цыплёнок, снеговичок, матрёшка и т. п. Аппликации, выполненные в этом стиле, получаются объемными и оригинальными. Выполняя эту работу с детьми, закрепляем также цвет, размер, ориентировку. На третьем этапе поставила цель развития художественного восприятия. Дети учатся воплощать в работах свои впечатления. Создавая аппликации в технике «торцевание» (аппликации из маленьких квадратиков гофрированной бумаги), дети учатся создавать композицию, подбирать оттенки цветов. Дети с удовольствием делают различные поделки и игрушки из разноцветных полосок. В ходе работы с бумажными полосками дети учатся складывать полоски пополам, гармошкой. Затем переходим к более сложной технике работы с бумагой - оригами. Изготовление красочных поделок в технике оригами очень полезное и увлекательное занятие для дошкольников. Практически всю работу ребенок выполняет сам при минимальной помощи взрослого. Ребенок восторгается от того, что сделанная собственноручно игрушка действует: вертушка вертится на ветру, лягушка ловко скачет, кораблик плывет в ручейке… Сложенные фигурки раскрашиваем, украшаем, оживляем разными средствами, чтобы каждая работа была неповторимой. Детям нравится оживлять фигурки, нарисовав глаза, рот и нос. Важно отметить, что действия детей, оречевлённые в процессе работы, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными. Складывая оригами, мы играем, изучаем русские и чувашские обряды, поём, сочиняем рассказы, стихи-рифмовки, шутки-прибаутки, знакомимся с русским и чувашским фольклором. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения дошкольников, их фантазии, художественного вкуса, аккуратности. Особенно привлекает детей возможность создать такие поделки, которые используются в играх, инсценировках, оформлять ими уголки и участки детского сада. Дошкольники с удовольствием готовят поделки на дни рождения, к празднику своим родителям, друзьям, родственникам, участвуют на творческих выставках, проводимых в детском саду и на городском уровне, занимают призовые места. Чтобы успешнее шёл процесс формирования сенсорной культуры дошкольников, мы проводили большую работу с родителями воспитанников. Организовали специальный курс и практическое занятие по созданию и использованию развивающих, пальчиковых игр, создали картотеку опытов и экспериментов, познакомили с играми с предметами домашнего обихода и учили методам применения их в домашних условиях. Проведённая презентация развивающих игр помогла нам не только сплотить коллектив родителей, но и повысить их педагогическую грамотность.

 Литература:

1. Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. и др.; Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 2000. – 224 с.

 2. Гризик Т.И. Ловкие пальчики.- М: Просвещение, 2007.- 54 с.

3. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет – М.: Дельта, 2001. – 159 с.

4. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика- Синтез, 2009 – 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....

Речевое развитие дошкольников в процессе работы с бумагой в технике оригами.

Аннотация. В статье затрагивается проблема развития связной речи старших дошкольников, в качестве одного из средств рассматривается работа с бумагой в технике оригами.     Ключевые...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования»

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех ...

Папка- передвижка «Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования»

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в...

«Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования»

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в...

Папка- передвижка «Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования»

Папка- передвижка«Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования»...

папка-передвижка «Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования»

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в...