Память и её развитие.
материал

Лисовская Валерия Сергеевна

В статье говорится о памяти и её развитии. В ней можно изучить: как устроена память, её основные компоненты и как её можно развивать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_pamyati.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Память – это психическая функция и один из видов умственной деятельности. Ее задача – накапливать, хранить и затем в нужный момент воспроизводить в сознании хранящиеся в ней знания, навыки, опыт, впечатления.

Память состоит из следующих основных компонентов:

Запоминание. С помощью этого процесса происходит восприятие новой информации и ее последующая запись в систему мышления. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей между отдельными частями информации. Это результат работы нашего мышления и интеллекта, которое стремится все со всем логически увязать. Работая над содержимым запоминаемого материала, наше мышление старается сформировать полную картину происходящего, сопоставляя новую информацию с уже известной, чтобы лучше ее понять, а затем найти этому материалу место в нашей целостной модели мира. Иначе говоря, чем понятнее для нас запоминаемый материал, тем легче нам его сначала принять, а затем и запомнить.

Хранение. Этот процесс отвечает за системное накопление информации в нашей памяти. Он помогает нам переработать и усвоить получаемую информацию, связав ее по смыслу, как уже было сказано выше, с нашей моделью мира. Именно от этого процесса зависят такие наши способности, как мышление, речь, умение что-то делать. Если бы информация не могла сохраняться в памяти, человек просто не смог бы ничему научиться, а значит, не смог бы и развить свое мышление и навыки.

Воспроизведение. Благодаря этому процессу происходит узнавание и воспроизведение хранимой в памяти информации. Воспроизведение информации может быть произвольным и непроизвольным, то есть, специальным, осознанным и импульсивным, рефлекторным. Произвольное воспроизведение информации является управляемым, тогда как непроизвольное хаотичным, стихийным.

Забывание. Этот процесс памяти часто называют проблемой ее развития, хотя в действительности это не так. Вернее, не совсем так. Дело в том, что идеальная память – это не норма, а патология. Человеческий мозг не предназначен для того, чтобы помнить все, что в него поступает – он очень избирательный, поэтому забывание информации является для него естественным процессом. Проблема здесь не в том, что человек забывает информацию, проблема в том, что он может быть недостаточно хорошо обучен умению ее грамотно фильтровать, отбрасывая все малозначимое и второстепенное, а затем воспроизводить ее в нужное время с требуемой точностью, да еще и в уместном и правильном виде. Но это уже не проблема памяти, а проблема понимания человеком того, что он запоминает. Ниже мы поговорим об этом более подробно.

                                                     Как развить память

Мнемотехника, мнемоника. Это совокупность приемов и методов, помогающих запоминанию определенных типов информации. Суть любой мнемотехники, которую также часто называют “мнемоникой” заключается в следующем: для каждого слова или словосочетания придумывается, а еще лучше – выбирается какой-нибудь хорошо знакомый образ, с которым это слово или словосочетание связывается. То есть, нужно заменить абстрактный объект понятиями, которые будут связаны с визуальным, аудиальным или чувственным представлением. Чем лучше ассоциации, между получаемой человеком информацией и определенными, хорошо известными ему образами, тем крепче информация будет сидеть в голове. Лучше всего использовать визуальные образы для привязки к ним информации. Мозг наш лучше всего запоминает именно образы, поэтому чтобы улучшить память – необходимо разговаривать со своим мозгом на языке образов. Но если вы ярко выраженный аудиал или кинестетик, тогда для вас будет лучше привязать информацию к каким-нибудь звукам, мелодиям, чувственным ощущениям.

Таким образом, для эффективного запоминания информации, необходимо увязывать ее с яркими, необычными образами, которые хорошо отпечатываются в памяти. Этот метод мнемотехники очень сильно развивает воображение, а от воображения зависит качество усвоения прочитанного материала. Скажем, если вы, читая книгу, ассоциируете прочитанное с ярким образом, и не только из своей жизни, но и с придуманным вами самим образом, то потом, со временем, когда вы к этому привыкните, вы будете представлять себе различные образы достаточно четко и сможете привязывать их к определенной информации, которую будете получать из тех же книг. Из этого следует, что чем лучше у вас будет развито воображение – тем более развитой может стать ваша память, так как вы сможете привязывать получаемую вами информацию к имеющимся в вашей голове образам.

В процессе запоминания нужного вам материала, привязывайте всегда любую информацию к какому-то реальному или воображаемому вами предмету или ситуации. Допустим, запоминаете вы цифру один – представьте ее в виде гвоздя, или, запоминаете вы слово воздух, представьте себе некую полупрозрачную массу, окутывающую нашу планету. Важно, чтобы каждое слово ассоциировалось у вас хоть с каким-то образом. В общем, всегда соединяйте слова и целые куски информации, с каким-нибудь зрительным образом, или еще можно сказать – с определенной картиной из жизни, чтобы она не была просто информацией, а имела форму. Желательно с очень ярким и необычным образом соединять информацию, тогда потом вам будет гораздо проще вспомнить ее, вспомнив сам образ. Чтобы запоминать большие объемы информации с помощью зрительных образов – запоминайте несколько образов в определенной последовательности, то есть, соединяйте образы друг с другом, чтобы они выстраивались в одну целую картину. Тогда привязанная к этой картине информация будет лучше систематизирована, что упростит ее запоминание. Скажем, если вы решили запомнить часть прочитанного, соединив эту информацию с образом того же кресла, стоящего в вашей комнате, то следующий кусок информации, соедините с полом, на котором стоит это кресло, чтобы получилась связь [кресло стоит на полу]. То есть, определённая часть информации – это кресло, пол, стена, потолок, дерево на улице, с которыми она у вас ассоциируется. А чтобы эти части были друг с другом соединены, нужно соединить эти образы, представив себе целостную картину всех описанных вещей.

Специалисты, работающие с памятью, обычно рекомендуют использовать проверенный и хорошо зарекомендовавший себя метод под названием “Римская комната или метод Цицерона”, при котором человек запоминает нужную информацию, привязывая ее к определенной домашней обстановке или какому-то предмету [образу этого предмета в его голове]. Потом, когда эту информацию нужно вспомнить, необходимо воспроизвести давно известные элементы интерьера и как за веревочку начать вытаскивать привязанные к ним образы нужных фактов, событий, понятий. Опишу для вас этот способ более подробно, все-таки, именно он чаще всего используется для развития памяти, вкупе с другими похожими способами. И те люди, которым я его рекомендовал – положительно о нем отзывались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память и её развитие

Память – запоминание, сохранение и последующее использование индивидом его опыта.Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функц...

Память и ее развитие

Па́мять — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков...

Память и ее развитие.

Па́мять — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков....

Память и её развитие

Развитие памяти является жизненно необходимой задачей, потому что благодаря ей мы имеем возможность использовать как свой собственный опыт, так и опыт, накопленный предыдущими поколениями, для решения...

Память и ее развитие

Память - это основной ресурс, которым пользуется человек в своей повседневной жизни, сталкиваясь с той или иной информацией, ее отсутствие делает попросту невозможным общение, письмо, твор...

Память и её развитие

Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно бо...

Память и её развитие.

Вы узнаете всё о памяти, как она устроена, какие существуют виды, и ещё много интересного о вашей памяти....