Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у дошкольников»
консультация

Карпова Ольга Григорьевна

о предупреждении плоскостопия у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_ploskostopie.docx163.17 КБ

Предварительный просмотр:

                       Консультация для родителейМассаж как способ лечения плоскостопия у детей

 «Профилактика плоскостопия у дошкольников»

Систематическая работа по профилактике плоскостопия является одним из важных факторов укрепления здоровья детей. Успешность её проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте воспитателя, физинструктора и родителей.

От сформированности стопы в значительной мере зависит формирование двигательной сферы.

Исключительное значение имеет укрепление опорно-двигательного аппарата и в частности стопы играющей как опорную, так и рессорную, амортизирующую функцию, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от толчков при передвижении. Основная роль принадлежит мышцам и связкам, расположенным преимущественно вдоль подошвенной поверхности стопы.

Недостаточность в развитии мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей. Трудно выполнить некоторые виды ходьбы и бега, отталкиваться в прыжках. Всё это отрицательно влияет на функциональную деятельность внутренних органов и систем, ведёт к нарушению осанки и всего опорно-двигательного аппарата, к снижению двигательной активности.

В более старшем возрасте плоскостопие ,или недостаточность развития стопы ,может быть серьёзным препятствием к занятиям многими видами спорта.

В дошкольном возрасте, когда организм отличается большой пластичностью, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Для профилактики плоскостопия используют специально подобранные упражнения. Они способствуют увеличению силы мышц и натягиванию связок поддерживающих сводчатую форму стопы.

Для этой цели используются упражнения в сгибании стоп, ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы, прокатывать стопой предметы, ходьба босиком по песку, гальке, игольчатой поверхности, ребристых досках благодаря этому рефлекторно вызывается сокращение мышц подошвы, что приводит к усиленному их развитию, а также укреплению связок и сухожилий стопы.

После проведённых упражнений целесообразно проводить закаливание – контрастное обливание ног с последующим растиранием сухим полотенцем. Затем необходим расслабляющий массаж поглаживание и растирание пальцев подошвы, пятки, голеностопного сустава, и голени.

Упражнения, которые используются на занятиях:

-сидя на скамейке катать мяч, гимнастическую палку, чурочку, валик.

-захватывать мелкие предметы поднимать и удерживать их в течении 8 секунд пальцами ног правой, левой ног;

-выполнять ходьбу с перекатом на носок по коврику – дорожке с нашитыми следочками ;

-ходить по коврику с нашитыми пяточками и носочками;

-ходить по коврику с пришитыми пуговицами разной величины или пробками;

-ходьба по тропе, где в ящиках лежит разный наполнитель: песок, галька, игольчатая поверхность, опилки, шишки, керамзит;

-используется коврик с нашитой по спирали тканью, где можно прокатить малый мяч;

-коврик для массажа стоп «цветочек» наполнитель лепестков состоит из фасоли, пшена, гречи, песок, горох;

.

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия

И.п.: сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперёд, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. «Здравствуйте – до свидания». Совершать движения стопами от себя – на себя. (5-6 раз.)

2. «Поклонились». Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8-10 раз.)

3. «Большой палец поссорился со своими братьями». Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. (3-4 раза.) Если не получается, можно помочь руками.

4. «Пальчики поссорились, помирились». Развести носки ног в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)

5. «Пяточки поссорились, помирились». Развести пятки в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)

6. «Гусеница пошла гулять». Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперёд, поджимая пальцы. (2-3 раза).

7. «Кружки». Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу. (5-6 раз.)

И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.

8. «Ёжик». Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8-10 раз каждой стопой.)

8а. «Перенеси мяч ногами». Массажный мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево». Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4-6 раз.)

8б. «Покажи ёжику солнце». Мячик зажат между стопами. Не сгибая коленей, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счёт 1-3, опустить. (8-10 раз.)

9. «Подними платки». Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счёт 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз.)

10. «Растяни ленточку». Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить её концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны. (3-4 раза.)

10а. «Спрячь ленточку в домик». Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.

И.п.: сидя на стуле.

11. «Нарисуй фигуру». Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А, Г, К, Л, П.)

И.п.: стоя.

12. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

13. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

14. «Мишка косолапый». Ходьба на внешней стороне стопы.

15. «Отправляемся в поход». Ходьба с выполнением различных движений, например «как цапля»: высоко поднимая колени, руки в стороны, приговаривая:

Я цапля, цапля, цапля.

Хожу, хожу, хожу.

На всех подружек сверху

Смотрю, смотрю, смотрю.

16. «Шагаем по канату». Пройти по ребристой доске босиком, руки в стороны.

И.п.: сидя на коврике.

17. «Султан». Сесть «по-турецки» (ноги крест-накрест, наружные края стоп опираются о пол), приговаривая:

Я султан, я султан,

Посмотри на мой кафтан.

Встать, придерживаясь за опору или взрослого (дети старшего возраста могут это делать самостоятельно). Скрещенные ноги должны быть прямыми. Стоять надо на наружных краях стоп.

18. Ходьба по массажной дорожке:

а) по ребристой поверхности с узкими полосками – скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке;

б) по мягкой поверхности – прыгать на носках;

в) по колючей поверхности – переступать с пятки на носок;

г) по ребристой поверхности с широкими полосками – скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке.

19. Ходьба по гимнастическому бревну (высота от пола 5см).

20. Ходьба по ребристой деревянной поверхности.

21. Ходьба по мягкому модулю («гусенице»)

Гимнастические упражнения с подручными средствами

      Нужно дать ребенку карандаш и попросить его зажать между пальчиками на ногах. Теперь он должен попробовать нарисовать этим карандашом на листе бумаги разные геометрические фигурки. Это задание нужно выполнять по очереди обеими конечностями.

     Для следующего задания понадобится небольшой предмет в форме шара или куба. Пальцами ног нужно стараться обхватить этот предмет и оторвать от пола.

       Игрушку нужно переносить то вправо, то влево, а потом положить на место. На полу можно разбросать мелкие детали и попросить малыша собирать их без рук – только пальчиками нижних конечностей. На пол можно положить небольшие лоскуты ткани и попросить ребенка зацепить пальчиками ног эти ткани и перенести куда-нибудь. Можно усложнить задание и попросить малыша стоять на месте и двигать салфетки, при этом не  отрывая пятки от пола.

       Во время следующего упражнения запрещается касаться пятками пола. Нужно носочками легонько бить по полу. Потом нужно перекатиться по стопе с пятки на носок и вернуться в исходное положение.

Теперь нужно усадить малыша на невысокий стул. Пусть он поочередно поднимает ножки, при этом пусть старается поднять их на максимальную высоту. Носочки нужно стараться натягивать. Когда ножка поднята, ее нужно зафиксировать в таком положении на 15 секунд, а потом вернуть в исходное положение.

     Можно попытаться упражняться со специальной гимнастической палочкой. Вместо нее подойдет обычная деревянная палочка. Ее длина не более 90 см, а диаметр – до 3 см.

   Палка должна быть отшлифованной. Можно усадить малыша смотреть мультики и попросить его перекатывать палочку обеими ножками по полу. Пусть он поиграет с ней, обхватывая ее пальчиками и приподнимая от пола.

  Все упражнения для профилактики плоскостопия являются очень эффективными .Они помогут  предотвратить плоскостопие у ваших детей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика нарушения зрения у дошкольников"

В данной консультации приведены упражнения, способствующие коррекции нарушения зрения у дошкольников....

Консультация для родителей Профилактика нарушения зрения у дошкольников Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей  Профилактика нарушения зрения у дошкольников " Гимнастика для глаз" Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Консультация для родителей Профилактика нарушений ОДА у дошкольников

Актуальность данной проблемы обусловлена значительной распространенностью заболеваний костно-мышечной системы у детей.При обследовании 6-7-летних детей по данным статистики обнаруживается нарушение ос...

Консультация для родителей «Профилактика нарушения речи у дошкольников»

Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций. Такая профилактика может ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

В методической разработке содержаться конкретные упражнения, которые можно выполнять с детьми....

Консультация для родителей «Профилактика нарушения плоскостопия»

Консультация для родителей "Профилактика нарушения плоскостопия"...

Консультация для родителей. «Профилактика компьютерной зависимости у дошкольников»

Компьютер и другие информационные устройства — например, мобильный телефон, планшет — уже давно стали частью жизни современного человека. Эти технические средства значительно изменили всю ...